Фотосъёмка природы, особенно после появления электронных фотоаппаратов с такими функциями, как автофокус и серийная съёмка, позволила по-новому взглянуть на мир животных.
Возможность с лёгкостью замораживать движение, особенно самых маленьких и быстрых представителей фауны, позволила изучить жесты и поведение животных, обычно невидимых глазу, тем самым отвоевав решающее место и в науке.
Характерной особенностью фотографии природы является также то, что она становится проводником своего рода этики, которая посредством распространения изображений природы, флоры и фауны воспитывает и повышает осведомлённость о необходимости моделей экологического сознания и ответственности по отношению к окружающей среде.
Чтобы лучше понять и углубиться в этот сложный фотографический жанр, Франко Фратини (Franco Fratini), фотограф-натуралист, рассказал о своей сложной работе.
Франко, расскажите о том, как вы пришли в фотографию.
С самого детства меня очень сильно тянуло к отцовскому фотоаппарату — Zeiss Ikon. Тогда я начал пользоваться им и стал посещать свой первый курс по фотографии, организованный в средней школе. Камера Zeiss была без дальномера и экспонометра, поэтому мне пришлось учиться считывать свет, и это позволило мне закрепить несколько, но важных базовых понятий: выдержка, диафрагма и ISO.
В то время я много смотрел документальных фильмов о природе, и меня особенно привлекали те, где показывали поведение животных и подводные сцены: Кусто, очевидно, был моим кумиром.
В 1980 году я купил свою первую зеркальную камеру, которая сопровождала меня в течение 15 лет. С друзьями нам также удалось создать классическую домашнюю фотолабораторию.
А в 1988 году открылась следующая глава в истории моей фотографии. Получив лицензию на подводное плавание, вспоминая Кусто с самого первого погружения, я представил себя с зеркальной камерой в чемодане. Фотографирование под водой продолжалось ещё около 20 лет.
При этом природа привлекала меня не только с фотографической точки зрения, вовлеченность выходила за рамки этого: безмятежное наблюдение и многодневные прогулки в полях, в горах, вдоль рек расслабляли, это был кислород во всех смыслах.
Постепенно цифровая фотография начинала завоёвывать мир, но, несмотря на моё техническое образование, я некоторое время продолжал снимать на плёнку. Только в 2004 году я решил, что пришло время сделать шаг вперёд. А благодаря интернету появилась возможность сравнивать свои работы со многими другими фотографами, и получать советы и критику.
Настоящие перемены произошли в 2008 году, когда я решил посетить семинары с профессионалами, открывая для себя новые миры и новые способы фотографии, а также важность постпродакшна. Становилось ясно, как далеко мне ещё предстоит продвинуться.
Учитывая, что обмен опытом — это то, что позволяет совершенствоваться и обогащать свой жизненный и профессиональный опыт, в 2009 году я решил вступить в фотоклуб и выбрал San Paolo in Rho. Благодаря деятельности и инициативам группы я вновь обрёл многие области фотографии, которые иначе потерял бы совсем. Это положило начало соревновательной деятельности, которая, не считая результатов, является прекрасной возможностью для обмена своими работами на международном уровне.
Уже два десятилетия FIAF находится на вершине мировой фотографии природы. В том числе, вы выиграли Кубок мира с национальной командой в 2020 и 2012 годах. Не хотите ли вы рассказать нам об этом опыте?
Я начал участвовать в конкурсах в 2009 году. После первых допусков и нескольких призов в 2011 году, я решил представить несколько изображений для участия в коллекции FIAF для биеннале природы 2012 года.
Биеннале или Кубок мира — это командный конкурс, в котором каждая страна представляет свою подборку изображений для двух категорий: «печатные изображения» (10 изображений по одному от автора) и «проекционные изображения» (20 изображений максимум по два от автора).
Когда в 2012 году уполномоченный сообщил мне, что я вошёл в число избранных, я не мог поверить в это: попасть в сильнейшую сборную мира было невероятно. На самом деле, настоящим сюрпризом было узнать, что Италия победила в обеих категориях и что я предоставил две фотографии в раздел «Проектируемые изображения».
Честно говоря, это не убедило меня в том, что я соответствую стандартам знаменитых фотографов, но это был огромный заряд уверенности.
Каждые два года я участвую в отборах, в 2018 году меня с трудом исключили, а в 2020 году я завоевал второй титул, на этот раз в номинации «печатные изображения».
И оба раза Италия побеждала в обеих категориях, подтверждая очень высокий уровень итальянской природной фотографии.
В дополнение к тому, что вы были конкурсантом, вы участвовали в некоторых конкурсах в качестве жюри. Каковы основные параметры, на которых строится хорошая фотография природы? Оценивается ли фотография сама по себе или также в связи с характеристиками и поведением животных?
В жюри оцениваются как технические, так и художественные аспекты, а также оригинальность и креативность. Свет всегда играет ключевую роль, как и в любом другом жанре фотографии. Фотография должна быть достаточно резкой, в фокусе, где это необходимо, с естественными цветами и хорошо скомпонованной.
Поведение животных важно, потому что оно отражает содержание, «историю», которую вы хотите рассказать. Намеренные размытия, передающие динамичность действия, также ценятся.
Возвращаясь к предыдущему вопросу, Франко скажите, как правильно читать фотографии природы?
Первый вопрос, который нужно задать, столкнувшись с фотографией дикой природы: «Что автор хочет передать?». Это может быть фотография, изображающая редкий вид или особое отношение к распространённому виду, т.е. это растение или животное, практически на грани исчезновения.
Фотографию природы также можно поделить на поджанры: портрет, постановочный сюжет, художественная фотография. Другим решающим элементом является фон, он даже более важен, чем сам объект съёмки. Необходимо, чтобы он подчёркивал объект съёмки, не добавляя мешающих элементов, будь то формы, свет или диссонирующие цветовые сочетания.
Большинство людей стремятся к максимальной резкости и полному отсутствию шума на своих фотографиях. Если говорить о себе, то я придаю этим элементам относительный вес, для меня важнее содержание и ценность изображаемой сцены.
Эмоциональное воздействие — вот что важно. Фотография, повествующая о конкретном событии, действии или поведении, которое трудно наблюдать, даже если на ней присутствует шум, имеет немалую внутреннюю ценность, которую обязательно нужно учитывать при чтении.
Франко, какую роль играет постпродакшн в вашем творческом процессе?
Постпроизводство само по себе является горячо обсуждаемой темой, по своей природе оно должно подчиняться определенным правилам. Основной вопрос заключается в том, правильно ли это делать или нет.
Эта дилемма существовала всегда, даже во времена аналоговой фотографии, но с тех пор, как существует цифровая камера, возникло много споров.
Я твёрдо верю в необходимость постпечатной обработки, это важный этап фотографического процесса, который, наконец, находится в руках автора, а не доверяется лаборатории проявки и печати. В цифровых технологиях отказ от постобработки не означает быть приверженцем пуризма и получать «настоящее» изображение, это просто означает делегирование этой задачи камере.
Важным моментом остаётся то, что в фотографии больше, нежели искать истину, которой не существует, потому что каждый видит своё. Важно выразить то, что вы хотите передать. Итак, если я использую камеру таким образом, чтобы вывести свет и тени (воздействуя на экспозицию), которые глаз не воспринимает, почему бы мне не завершить работу, восполнив то, что камера снимает, но не может показать?
Глаз и сенсор видят вещи по-разному, поэтому уже при съёмке я изменяю реальность, но не следует упускать из виду, что от увиденного и интерпретированного нужно перейти к тому, что будет конечным результатом, результатом выразительности и творчества автора.
Однако в природе должны соблюдаться некоторые основные правила: ничего нельзя добавлять и ничего нельзя удалять, а изменения освещения, тонов и цветов должны сохранять естественный вид.
В конечном счёте, ретушь — это способ компенсировать технические недостатки, которые нынешние сенсоры, хотя и очень высокопроизводительные, пока не в состоянии преодолеть.
Как вы относитесь к природе и животному миру, когда фотографируете?
В природе человек — гость, а хозяева — животные, которые живут, гнездятся и охотятся в тех местах, которые мы посещаем. Природа основана на шатком равновесии, которое очень легко нарушить. Поэтому необходимо двигаться осторожно, чтобы не нанести ущерб.
Необходимо внимательно наблюдать за окружающей обстановкой и двигаться осторожно, чтобы как можно меньше мешать повадкам животных, а также скрытым от глаз животным.
Использование навесов или камуфляжных укрытий очень важно для получения хороших снимков, но ещё важнее не насторожить и не вызвать стресс у объектов съёмки. Любая стрельба не оправдана, если она наносит какой-либо вред животному или окружающей среде.
Насколько важен этап планирования съёмки для вас Франко?
Для представителей фауны планирование очень важно. Только зная повадки вида, можно добиться определенного результата. Если, например, я хочу снимать брачные бои пчелоедов, мне нужно знать, что они проходят примерно в первой половине мая, то есть в период, когда образуются пары. Полезно сначала провести осмотр, чтобы определить, где можно затаиться, в зависимости от освещения и фона.
Направленность света, привычки вида и фон — элементы, которые не всегда легко совместить. Как только вы затаились, начинается ожидание, которое может длиться часами, в течение которых вы наблюдаете, делаете пробные снимки, чтобы не быть застигнутым врасплох ожидаемым событием, которое может произойти внезапно, в результате чего возможность исчезнет.
Одной страсти к фотографии без страсти к природе в таких ситуациях недостаточно. Красота заключается не только в том, чтобы фотографировать, но и в том, чтобы наблюдать в тишине и ценить покой, который дарит природа.
Очень часто (ошибочно) считают, что фотография природы — это только техническая съёмка, но на самом высоком уровне она способна воссоединить человеческий дух с природой. Что думаете вы по этому вопросу?
Я полностью согласен, фотография природы — это определенно техническая съёмка, требующая специального оборудования, чтобы запечатлеть детали, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.
Как и все фотографы природы, я обращаюсь к книгам, чтобы узнать интересующие меня виды. Но я заметил, что гораздо легче узнаю все о животных вовремя наблюдения за ними вживую, даже в течение нескольких секунд, чем если просто изучать их по многообразным книгам. Непосредственное наблюдение создаёт очень сильный контакт, закрепляемый возможностью рассмотреть детали на изображениях.
Все это заставляет фотографа очень внимательно относиться к сохранению как вида, так и окружающей среды, которая является необходимой основой биологического равновесия.
Франко, какой совет вы бы дали тому, кто хочет начать заниматься этим видом фотографии?
Если рассматривать как животных, так и пейзаж на природе, я бы рекомендовал начать с последнего и провести некоторое время, погрузившись в природу, оценивая свои ощущения и тренируя глаз в распознавании объектов и света.
Фотографирование животных требует, как уже говорилось, специального оборудования, которое требует как экономических, так и физических затрат (транспортировка — дело немаловажное). По возможности, неплохо было бы ознакомиться с длиннофокусными объективами.
Чему научили вас животные и природа на вашем фотографическом пути?
Вообще природа научила меня ценить её. Не будучи экспертом, я могу сказать, что хрупкое равновесие, которое всегда позволяло животным и растениям жить, очевидно.
В фотографии я научился тому, что необходимо знать объекты съёмки и предугадывать, что может произойти, не упускать неповторимые возможности — это очень важно. Вам также необходимо хорошее техническое знание оборудования.
И наконец, немного смешной вопрос: в какое животное вы бы перевоплотились в гипотетической следующей жизни?
Трудно ответить, выбор очень широк. Я думаю, я бы выбрал одну из птиц которая летает на зиму на Юга, чтобы путешествовать по миру, может быть, одну из тех, кто возвращается в прошлогоднее гнездо и восстанавливает его.
Например, ласточка. Найти свой дом в мире, не потеряв компас, — это очень красиво.
Ещё больше работ автора на сайте: francofratini.it
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube