Новейший проект Льюиса Хана (Lewis Khan) — «ABQ» переносит молодого художника в пустынный город, за тысячи миль от его привычного лондонского шума и его местных проектов. В этой незнакомой местности фотограф нашёл себя в обществе незнакомых людей.
Льюис Хан — британский фотохудожник, он родился и вырос в Лондоне, снимает различную фотографию со смыслом и коммерческое видео. С раннего возраста Хан стремился к искусству. Но больше всего его привлекала фотография из-за возможности сохранить момент в статичной картинке. Он использует камеру как средство взаимодействия с окружающим миром.
Его портретная практика — это исследование эмоций, отношений и привязанности между людьми разного класса и сословия. Обладая острой наблюдательностью и личным интересом к жизни людей, как движущей силе своей работы, Хан сумел создать впечатляющее портфолио. Эти изображения одновременно служат социальным комментарием и погружают зрителя почти физически в те места, в те группы и отношения, которые изображены на его фотографиях.
Самый первый проект который Хан реализовал, был фотопроект под именем «Джорджтаун», который повлиял на его подход к съёмкам видео и в целом на сегодняшний стиль в фотографии. В основе «Джорджтауна» лежат шесть лет импровизированных и неформальных встреч с местным жителем Джорджем, причём Хан возвращался к этой теме в течение длительного периода времени. Такой подход, по словам автора, придал его последующим проектам большую глубину. Получившийся документальный фильм и фотопроект был широко представлен на выставке в галерее «The Photographer’s Gallery» и получил первый приз на кинофестивале Shuffle от режиссёра Дэнни Бойла.
Среди других знаковых работ автора можно выделить проект — «Театр», личный проект, в рамках которого Хан провёл четыре года в двух лондонских больницах общего профиля, чтобы нарисовать подробный портрет Национальной службы здравоохранения в те самые неспокойные времена, когда бушевала пандемия Covid-19. Его фотографии свидетельствуют о коллективной гуманности, силе и хрупкости всех тех, кто работает в системе здравоохранения. Одноимённая книга была выпущена ограниченным тиражом компанией The Lost Light Recordings в разгар пандемии в 2020 году.
В своём новом проекте «ABQ», работы из которого и представлены в этой стате, Хан отходит от своих исследований британской жизни в США, чтобы задокументировать серию важных встреч с жителями и местами Альбукерке, штат Нью-Мексико. Будучи готовым к встрече с незнакомцами и незнакомыми местами, после длительного периода работы вблизи дома, первоначальные планы Хана были отправиться в путешествие по Нью-Мексико. Но вскоре они отошли на второй план, когда он оказался очарован городом Альбукерке. В течение двух недель он исследовал город и его окрестности. Получившиеся снимки — это отправные точки его отношения к этому городу.
В этом интервью для LensCulture Уэсли Верхув беседует с Льюисом о зарождении проекта «ABQ».
Льюис, расскажите нам, как вы пришли к своему текущему проекту ABQ?
Изначально меня потянуло в Нью-Мексико моё увлечение пустыней. Мне было интересно посмотреть, как человеческое вмешательство на западе взаимодействует с этой местностью и пересекает её. Я чувствовал, что для творчества мне нужно попасть в совершенно новую и незнакомую среду; по причине Covid я не путешествовал несколько лет, и, кроме того, в это время я создавал работы, которые были в значительной степени сосредоточены вокруг моего района и моей личной жизни.
Так что это была немного другая поездка. Изначально я планировал путешествовать по штату, ездить и останавливаться, без особого расписания. В итоге я полностью погрузился в дела в Альбукерке, куда я первоначально прилетел. Я продлевал своё проживание там на несколько дней каждые пару дней. В конце концов, так прошла вся поездка.
Не могли бы вы описать ваш творческий процесс во время работы над фотографиями в этих новых условиях?
Это был очень естественный процесс — много прогулок, много наблюдений. Я специально отправился в город, в котором я был чужаком, без каких-либо прежних связей или знакомых. Так что я медленно осматривался, вникая в новую обстановку. Я специально поставил перед собой задачу работать медленно и обдуманно, ища тишину и красоту в людях и пейзажах, которые фотографировал.
Заметили ли вы какую-нибудь перемену в том, как люди реагировали на вас в Альбукерке, по сравнению с тем, как вы работали в Лондоне?
Когда я работал в Лондоне, я был сам родом из этого города. Поэтому часто возникал некий контакт, который уже был между мной и всем, что меня окружало. Это общая связь, которая помогает в создании работы. В Альбукерке всё было наоборот — дело было в том, как люди реагировали на мой случайный статус иностранца. То, что я приехал из-за границы, часто становилось предметом разговоров, особенно когда я проводил много времени на окраинах города. Люди часто просто искренне интересовались — что ты здесь делаешь?
С какими основными трудностями вы столкнулись, снимая портреты в незнакомых местах?
Хотя люди были очень дружелюбны, как только мы начинали общаться, иногда было трудно завязать разговор. Из-за ряда факторов люди не так часто выходили на улицу, чтобы общаться и проводить время вместе.
Я считаю, что отчасти это связано с Covid и желанием людей держаться на расстоянии друг от друга, отчасти с тем, что была зима, а также с тем, что культура использования общественного пространства в Альбукерке отличается от европейской. Здесь всё больше сосредоточено на личных пространствах — дом, машина, место назначения, а пространства между ними больше похожи на землю, которую нужно преодолеть, а не на места, где можно провести время.
Постепенно я начал натыкаться на такие места, где люди собирались естественным образом. В одной прачечной, куда я зашёл, сразу возникло ощущение общественного места. Когда я входил в прачечную после снегопада, тепло от сушилок было манящим, а запах стирального порошка придавал этому месту домашний уют. Люди собирались вокруг и вместе смотрели телевизор, ожидая свои полчаса, пока их вещи будут постираны. Кто-то показал мне, как пользоваться машиной, которая меняет купюры на четвертаки. А после объяснил чем отличаются различные стиральные порошки. Я немного посидел и поболтал, а позже встретил там Дианну, чей портрет вошёл в эту серию.
Что было самым приятным в фотосъёмке в Альбукерке?
Налаживать те значимые связи с людьми. Когда ты аутсайдер, тебе не на кого положиться или опереться. Ты чувствуешь, что ты сам по себе. И поэтому, когда ты, по счастливой случайности, встречаешь кого-то, и это становится значимым и затрагивает тебя, это действительно особенное чувство.
Это ваш личный проект. Отличается ли ваш подход к работе над ним от работы с клиентами?
Я бы так не сказал. Очевидная разница в том, что ты не работаешь по заданному плану, но по ходу работы постоянно оцениваешь и определяешь, что в конечном счёте само по себе является планом. Возможно, я сделал меньше фотографий, чем если бы работал с клиентами. Во время съёмки я пытался понять, что я делаю, и поэтому было больше ситуаций, когда я в последний момент решал не делать снимок. Работа с клиентами, в основном, более спланирована заранее.
Но что касается сути фотографий, то она неизменна в обоих вариантах работы. Это по-прежнему обусловлено стремлением понять эмоции, отношения, принадлежность и физическое погружение в те места, которые я фотографирую.
Планируете ли вы вернуться в Штаты, чтобы сделать ещё несколько работ, или вы считаете, что с проектом ABQ пора заканчивать?
Я рассматриваю фотографии из этой поездки как начальные точки взаимоотношений с городом. Это мои первые впечатления. Пока я находился в Альбукерке, я познакомился с группой активистов сообщества социальной справедливости, и мы вместе планируем проект, над которым будем работать. Так что это будет обратная поездка, и эти фотографии обязательно будут использованы и в этом проекте.
Ещё больше работ автора на сайте: lewiskhan.co.uk
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube