«Ломография очаровывает меня своим эмоциональным миром», — делится литовский фотограф Токия Пеледа, которая больше известна, как фотохудожница Рагаина (Ragaina). Она влюбилась в классическую аналоговую камеру Diana F+, которую ее отец использовал в детстве. Отложив в сторону правила фотографии, девушка предпочитает наслаждаться процессом создания изображений больше, чем чем-либо еще.
Действительно ли правила фотографии имеют значение, если вы веселитесь, создавая хорошие изображения? Стал бы кто-то действительно критиковать красивую картину, если бы она не была создана по правилу третей? Когда изображение вызывает эмоции, почему некоторые из нас беспокоятся о том, следует ли фотограф тем же правилам, что и мы? Рагаина не нарушает правил, когда дело доходит до фотографии, но скорее погружается в процесс создания эстетически приятного изображения.
Ломографические камеры дают ей творческую свободу быть самой собой. И, несмотря на существующую непредсказуемость фотографии с двойной экспозицией, она добавляет дополнительную степень сложности, часто выбирая использование просроченной пленки для своих изображений.
Долгое время я рассматривал ломографию как материальный объект; фотоаппарат или рулон пленки. Тем не менее кажется, что с годами это стало движением и формой искусства само по себе. Поэтому, когда Рагаина описывает себя как фотограф увлеченный ломографией, это вдохновляет еще больше.
Какое оборудование вы используете для своей фотографии?
Рагаина: Я везде ношу классическую камеру Diana F +, потому что она очень легкая, и мне не нужно зацикливаться на объективе, мое зрение довольно плохое, и я не ношу очки, поэтому я всегда говорила, что эта камера просто идеальна для меня. Diana F+ помогает мне ломографически передать фрагменты города и портреты друзей, привнести больше волшебства в повседневную жизнь. И эта пластиковая линза меня совершенно не беспокоит — это то, что дает мне ту мечтательную, волшебную картинку, к которой я стремлюсь.
Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Рагаина: Рагаина в литовской мифологии означает Богиня леса. Я чувствую себя как-то близкой к этому существу, поэтому я решила использовать ее имя в качестве прозвища. Я родилась в Литве и до сих пор живу здесь – в настоящее время я заканчиваю бакалавриат по керамике в Вильнюсской академии изящных искусств, поэтому я занимаюсь не только ломографией, но и керамикой и иногда живописью – мне нравится исследовать и тестировать разные области искусства.
Новейшей областью, к которой я прикоснулась – цианотипия – я попробовала создавать такие изображения не только на бумаге, но и пытаюсь сочетать с керамикой и текстилем. Я также очень рада, что я изучила и попробовал эту технику еще в академии, которая позволяет мне сочетать керамику с моими ломографическими фотографиями, которые, я думаю, будут моей областью в будущем.
Я пришла к фотографии через своего отца, наверное, как это обычно и бывает. Как только я увидела фотографии, которые он сделал на Diana F+ я сразу же увлеклась ими, я влюбилась в эту игривую, уютную, мечтательную эстетику, поэтому я попросила своего отца одолжить мне Diana F +. С тех пор я никогда не выпускал ее из своих рук. Хотя я, конечно, пыталась заниматься фотографией с аналоговой камерой Canon Ae-1 в подростковом возрасте, но это почему-то не привлекло большого интереса. Так получилось, что я пришла в фотографию через Diana F+. Хотя я на самом деле не считаю себя серьезным фотографом, ведь я нигде не изучала ее, и я не знаю всех технических или композиционных правил. Так что это просто занятие, которое делает меня счастливым.
Многие люди делают двойные воздействия в наши дни. Что вы делаете, чтобы отличать свои изображения от всех остальных?
Рагаина: почему-то я не очень сосредоточена на том, как мои фотографии могут отличаться от других. Я думаю, что это испортило бы всю естественность и удовольствие от процесса, поэтому я просто создаю то, что мне нравится. Хотя можно было бы сказать, что эти фотографии выделяются своими яркими цветами, яркостью, которая возникает именно с помощью конкретной пленки, а не, например, при использовании Photoshop. Поэтому иногда забавно, когда люди спрашивают, какую компьютерную программу я использую для изменения фотографий, потому что я на самом деле вообще не знаю, как использовать Photoshop.
Когда вы проживаете душераздирающие эмоцию или получаете необычный опыт, записываете ли вы все это, чтобы позже превратить эти эмоции в художественную двойную экспозицию, или вы сразу идете реализовывать вашу идею, как только она пришла вам в голову?
Рагаина: если есть какое-то жуткое событие или эмоциональное состояние, я почти никогда не пытаюсь изобразить его на фотографиях – я стараюсь передать через них тепло, игриво и ярко. Хотя можно увидеть несколько, возможно, более мрачных, темных картин в моем портфолио, но они возникают скорее из колдовского состояния, чем из неприятных переживаний.
Скажите большая часть ваших фотографий запланированы или они спонтанные, это касается и фотографий с двойной экспозиции.
Рагаина: Я всегда планирую фотографии, но не знаю почему. Хотя когда-то я хотела снять всю пленку случайным образом, как указано в одном из десяти правил Ломографии, но потом я подумала, что было бы жаль тратить всю ее на все подряд, потому что пленка действительно дорогая в наши дни. Я думаю, что я просто хочу вытянуть гораздо больше из пленки чем можно.
Вы прокручиваете каждый снимок дважды за один раз, или вы сначала отсреливаете весь рулон пленки, а затем снимаете его повторно? Какие расчеты экспозиции вы делаете?
Рагаина: Я выставляю кадр дважды почти сразу. И сама Diana F+ имеет только три примитивных настройки диафрагмы: солнце, солнце и облако, а также просто облако. Но хотя эти настройки очень примитивны, мне нравится экспериментировать с Diana F+ и создавать что-то волшебное, используя эту примитивность.
Ломография — это то, что вы часто практикуете. Какова связь, если таковая имеется, между этим медиумом и вашими чувствами?
Рагаина: Ломография — это именно то, что привело меня к фотографии в целом. В прошлом фотография меня не интересовала, но когда я стала брать Diana F+ в руки, то постепенно начала использовать и пленочную Canon ae-1, а еще позже начал экспериментировать с камерами обскура, замачивая пленку в различных жидкостях, играя с цианотипом.
Теперь фотография стала необходимой вещью в моей жизни. Итак, именно Diana F+ и Lomography привели меня в эту огромную паутину, и я благодарна за этот опыт, только мой кошелек не благодарит меня. Ломография очаровывает меня своим эмоциональным миром, игривостью, несовершенством, стремлением к свободе, что мне и нужно в повседневной жизни – начать смотреть на все чуть свободнее, больше расслабляться.
И иногда я замечаю, что смотрю на Diana F+ не только как на пластиковую игрушку, но и больше, как на учителя, потому что она учит не привязываться к результатам, не воспринимать все слишком серьезно, и принимать каждую картинку такой, какая она есть – планируется она или нет. Поэтому я думаю, что моя связь с ломографией действительно сильна.
Я вижу много уличных снимков с одной экспозицией, перевернутой горизонтально над другой. Что они означают?
Рагаина: у меня на самом деле нет никаких конкретных мыслей, когда я делаю такие снимки. Просто весело создавать то, что мы обычно не видим, и экспериментировать, изменяя существующее пространство.
Учитывая бесконечно возможные комбинации для создания двойной экспозиции, мне было бы трудно отложить камеру. Но какие факторы вы принимаете во внимание, чтобы определить, какие из них являются хранителями, а какие двойные экспозиции не стоит показывать?
Рагаина: Я всегда делюсь фотографией, если она работает так, как я ожидала. Но поскольку часто случаются различные ломографические сюрпризы, мне приходится отталкивать свою привязанность к результату и пытаться перенять новую версию фотографии. Возможность ясно видеть слияние нескольких реальностей – это главное, что для меня важно, что нужно увидеть на фото.
Задумывались ли вы о том, чтобы сделать более двух экспозиций на кадр? Или это лучше делать на цифровые камеры?
Рагаина: конечно, хотя я в основном делаю фотографии с использованием двойной экспозиции, иногда я экспериментирую и с несколькими экспозициями. Наибольшее количество снимков, которые я сделала на одном снимке, — пять. Но, тем не менее, я предпочитаю делать двойную экспозицию чаще, потому что, хотя Diana F + – очень простая камера, гораздо сложнее предсказать результат, чем, например, с Canon ae-1, и я часто я не могу извлечь то, что хотела, поэтому двойная экспозиция дает мне больше «безопасности», чем многократная экспозиция. Я знаю, что всегда намного проще делать все с цифровыми камерами, но лично для меня магия аналогового мира и его непредсказуемость ближе и живее.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[@r.a.g.a.i.n.a], [behance.net/ragaina]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube