Жанетт Спайсер (Jeanette Spicer) — американская визуальная художница, которая создает перформанс искусство посредством видео, фотографии и смешанных техник. Для нью-йоркского фотографа Жанетт Спайсер фотография является инструментом связи с окружением. Будь то съемка для личного проекта или редакционный коммерческий проект, ее подход к портретной фотографии стремится создать пространство комфорта и близости для тех, кто находится перед ее объективом. Ее работы подымают вопросы социальной несправедливости, женственности, беспомощности и вопросов гендерной связи.
Спайсер была награжден рядом наград от некоммерческих организаций США и Европы, в том числе Vermont Studio Center, The Wassaic Project и Benaco Arte в Италии. Первая монография Спайсер «Море(см.)» была опубликована в 2018 году издательством Kris Graves Projects, что и сделало ее известной. Кроме того, ее работы были показаны в галереях по всему миру, а также она были опубликованы в New York Times, New York Magazine, New Yorker и Dazed Magazine.
В 2019 году она освещала NYC Pride во время 50-летия Stonewall для NYCgo. Спайсер является соредактором издания WMN, демонстрирующего маргинальные сообщества лесбийского искусства и поэзии. Она работала менеджером по образованию в Magnum Photos, где Жанетт проводила семинары с известными фотографами, такими как Антуан д’Агата, и модерировала выступление в Aperture Foundation с Бике Депуртером и Сьюзан Мейзелас.
В настоящее время Жанетт Спайсер преподает в Международном центре фотографии и Школе визуального искусства. В этом интервью для LensCulture Магали Дюзант общается со Спайсер о портретной живописи и создании проекта «Альтернативная идея близости» и разнице между ее личной и редакционной практикой.
Расскажите о вашей работе в целом?
Жанетт Спайсер: моя работа основана на близости. Для своих личных проектов я приглашаю своих лучших друзей и семью — люди, с которыми у меня есть какие-то отношения. Я на самом деле практически не работаю с людьми, которых я не знаю, если речь о моих личных проектах, что интересно в отличие от редакционной работы, потому что это все, что у меня есть.
Мне нравится иметь налаженные отношения с людьми, которых я фотографирую, потому что мне действительно интересно показывать людей с альтернативной точки зрения. Я постоянно пытаюсь связать человеческое тело с пространством, в котором оно находится, будь то через узоры, формы, неодушевленные предметы или органические, живые. Я довольно формальна в своей работе, поэтому свет и цвет являются очень важными факторами для создания моих образов.
В последнее время я работаю над фотопроектами, подымающими вопросы гендерной идентичности, что становится все более важным в сегодняшнем мире. Я исследую эту тему как открытыми, так и иногда более тонкими способами; это определенно сложная история, которую я доношу сквозь видео и фотографию.
Я думаю, что на то, какая я, как человек и фотограф сильно повлияло мое отношение матерью, я, кстати, также продолжаю создавать и с ней свои фотопроекты. Что касаемо меня и моей идентичности, я действительно думаю, что только начала принимать себя той, кем я являюсь и речь не только о фотографии, но и о том, кто я как человек. Многое из этого связано с воссозданием моих отношений. Мои проекты могут быть об этих людях, но иногда это больше о том, как их тело передает женственность, квир-женщину, лесбиянку или мать. В какой-то степени я фотографирую то, что я хочу, чтобы мир был таким, как я хочу, чтобы женщины были представлены и увидены. Это похоже на то, что я живу этой альтернативной жизнью, которую я предпочитаю. Я думаю, что это ускользает от реальности здоровым способом.
Можете ли вы кратко рассказать о вашем проекте «Альтернативная идея близости»?
Жанетт Спайсер: я очарована близостью, потому что это основной способ, которым я общаюсь с людьми. И я думаю, что общение с людьми – это такое большое дело для меня. Это мой спасательный круг. Это способ, которым я могу лично перемещаться по миру. Все это я переношу глубоко сквозь мою фотографию и художественные проекты и даже личную жизнь. Для меня «Альтернативная идея близости» – это буквально история о человеке, которым я являюсь во всех качествах. В своей редакционной работе я все еще пытаюсь найти себя. Работая с моделью, я постоянно спрашиваю, удобно ли ей на съемке, как она себя чувствует, основываясь на том, кто моя модель как личность и какие у нее интересы. Даже мои инструменты могут быть частью этого. Я не техник или специалист по оборудованию, но я думаю о том, как определенные камеры и объективы могут помочь мне создать настроение или чувство, приблизиться, успокоить кого-то.
Вы фотографируете свою мать в течение нескольких лет, как началось это сотрудничество? Можете ли вы сказать, что ваши проекты, о маме и «Что значит быть здесь», а также ваш новейший фотопроект о близости, дополняют друг друга?
Жанетт Спайсер: меня всегда привлекали портреты, и моя мама всегда была постоянной музой. Это началось, потому что я была и остаюсь нуждающейся в ней. Мне было интересно посмотреть на напряженность и границы в отношениях и пространствах. Материнская забота взяла на себя многое, я снимала и фотографии, и видео, но всегда возвращалась обратно к фотографии снова.
Я рассматриваю проекты как отдельные, но не как день и ночь, я думаю, что причина, по которой они начинают раскрываться – это сходство, которое заключается в том, что я также работаю с моей партнершей Сарой (сейчас она работает с моей мамой), и это добавляет еще одну динамику и измерение.
В ваших личных проектах, например, в проекте «Что значит быть здесь», кто ваши модели?
Джанетт Спайсер: то, что значит быть здесь, это первый проект, где я не была строга к тому, с кем я работала, я все еще работаю исключительно с теми людьми, которых я знаю, но я гораздо более открыта для людей, с которыми я, возможно, встречалась только два или три раза. Я должна чувствовать какую-то связь. Но это не обязательно должен быть мой партнер, моя мать или лучший друг моего детства, как это было в других проектах. Я думаю, что, будучи более комфортной и открытой с самим собой и сознательно пытаясь построить свое сообщество, я нашла больше связей и теперь мне нетрудно найти модель. Как только я объясняю суть работы, с точки зрения концепции и истории фотографии и понимаю, что люди заинтересованы, тогда я начинаю готовиться к съемке. И часто мои объекты съемки хотят поддержать меня, потому что они хотят, чтобы их тела были представлены уникальным образом. Я предпочитаю, чтобы эти люди присутствовали на моих изображениях в течение многих лет, потому что тогда вы начинаете видеть, как они развиваются, вы приобретаете беглость, тела людей меняются, они выглядят по-другому, и вы узнаете их глубже.
Как вы направляете своих моделей? Какую часть процесса съемки вы бы назвали совместной, а какую часть спонтанной?
Жанетт Спайсер: я действительно не снимаю по принципу прямо сейчас и в данный момент, я даже не снимаю на лету. Я обычно инструктирую людей. Что касается действий или воображения, как воссоздать близость, это похоже на то, как будто я открываю портал к новой форме близости. Одна хорошая вещь в работе с людьми, которых я знаю, заключается в том, что я знаю на что они способны, я наблюдаю за их домами, я делаю заметки для возможных съемок, я слежу за ними. Изначально я определенно начинаю с запланированного поиска места для съемки. Я довольно конкретна в том, почему я снимаю в том или ином месте. Но в данный момент я обычно позволяю спонтанности направлять меня. Я чувствую, что часто это те промежуточные моменты, когда я попрошу субъекта пошевелить головой или рукой, а я буду снимать, а затем, когда я просматриваю изображение, может быть, она смещается определенным образом, чтобы поднять стакан или что-то настроить, и это и будет окончательное изображение. Это часто то, что я в конечном счете и фотографирую.
Откуда взялся ваш интерес к редакционной работе?
Жанетт Спайсер: я думаю, что это произошло в детстве в 90-х годах. А на полном серьезе я занялась редакционной фотографией, находясь в машине моей семьи слушая музыку, и задаваясь вопросом, как выглядели обложки компакт-дисков. У моих родителей по какой-то причине не было большого количества музыкальных записей, но я люблю обложки альбомов. А их создавать так весело. Когда я сидела с компакт-дисками и смотрел на то, как фотограф составляет композицию из той или иной группы, я сама хотела стать тем самым фотографом. С другой стороны, я также люблю поэзию, потому что это визуальный язык. Все это и привело меня в редакционную фотографию.
Каков ваш подход к созданию портретов для редакционных коммерческих съемок? Есть ли разница в подходе к вашей коммерческой работе и личной?
Жанетт Спайсер: редакционная работа для меня довольно новая, я буквально недавно только стала зарабатывать на фотографии и выполнять съемки для различных СМИ. Важно подчеркнуть это, потому что я все еще чувствую, что я на пути развития. И поэтому я все еще учусь, учусь сам. Я стараюсь выполнять все поставленные редакцией задачи и качественно отснять нужный материал, для того чтобы самоутвердиться и показать им, что меня выбрали не зря. При этом для меня все так же остается быть верным себе.
Я действительно занимаюсь своими исследованием, я пытаюсь выяснить, как выглядят эти люди, когда их фотографируют. Чувствуют ли они себя комфортно? Выглядят ли они естественно? Что уже сделано? Как сделать другую фотографию лучше? Я хочу найти альтернативную сторону для кого-то и альтернативную идею близости в конкретной ситуации. Поэтому, когда я фотографировала Элисон Бекдел, например, я подумала: как мне найти новый способ изобразить кого-то, кому за 60, кто является очень известной лесбийской художницей? Она была задокументирована на протяжении десятилетий. Моя работа заключается в том, чтобы мир мог смотреть на этих людей по-другому.
Почему вы в своих работах часто используете тени и зеркала?
Джанетт Спайсер: Джек Халберстрам говорит о том, как зеркало открывает пространство для возможностей в книге «Квир-искусство неудачи», и эти строки действительно застряли в моей голове. Зеркало создает новые пространства, в определенных установках оно создает отношения, которые существуют на фотографии, но не в реальной жизни. Зеркало может фрагментировать тело и, возможно, даже помочь зрителю по-другому думать о представлении и близости нетрадиционных любовников. Я думаю, что весь смысл в том, чтобы попытаться изобразить и представить себе другой способ взгляда общества на этот вопрос, которое часто не полностью признает, что среди них есть кто-то иной, особенно если речь идет об ориентации. Есть изображение Сары, где мы видим ее андрогинную форму в тени. Я хотела, чтобы у меня вышло отражение ее груди, чтобы она повторилась. По этой фотографии трудно понять, два человека на фотографии или один со своей собственной тенью. Я пытаюсь научиться видеть мир по-другому и отучиться видеть его так, как мне было заложено в детстве, я постоянно задаю себе вопрос: это мое мнение или это заложено в мою голову, когда я была ребенком.
На ваш взгляд, что делает портрет великолепным?
Жанетт Спайсер: отличный портрет — это тот, который заставляет меня думать о том, что я вижу, при этом с не слишком сложным образом и с немного таинственным намерением. Что-то необычное, ничего прямолинейного. Я думаю, что большое использование света всегда является ключевым, оно может сделать что-то гораздо более запоминающимся. В последнее время я много думаю о съемки в движении.
Есть ли другие проекты, над которыми вы работаете, которые питают ваше творчество? Есть ли другие художники, которые вас вдохновляют?
Жанетт Спайсер: я являюсь одним из соучредителей WMN zine вместе с Флоренсией Альварадо и Сарой Дуэлл. Это журнал и сообщество искусства и поэзии тех, кто идентифицирует себя как лесби. Каждый вопрос варьируется по теме, и мы работали со старшим поколением дайков, лесбиянок, которые идентифицируют себя как инвалиды или живут с физическим, сенсорным, когнитивным или хроническим заболеванием, кто имел опыт миграции, иммиграции. Так что все это влияет на мою работу, потому что это заставляет меня смотреть на искусство и читать стихи, и это позволяет мне помочь создать платформу для подъема других лесбийских художников и писателей.
С точки зрения других художников, Франческа Вудман является огромным источником вдохновения. Она оставила такой след в мире, и есть так много, чему вы можете продолжать учиться и извлекать из ее фотографии. Мне нравятся работы Эллиота Джерома Брауна-младшего. Я думаю, что то, как они работают с портретной фотографией, невероятно уникально. Мне нравятся фотографии Кейши Скарвилл и картины Дженны Гриббон. Авторов так много — слишком много, чтобы их всех назвать.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube
Вот как можно снять заплывших жиром лесбиянок?
Правильно, показав миниобласти телес, сквозь всевозможные щели бытия. ))
И не забыть облагородить сие действо фэш-нюд-арт-геевропейскими ценностями. )
Огромное спасибо, что все это публикуете, от фэшн-классики до нюд-артхауса. Невероятное количество талантливых людей с огромнейшим внутренним миром, множество концептов и идей… Регулярно читаю для вдохновения. :)
И вам спасибо, что читаете нас!
Вам спасибо!