Это случилось! Компания Nikon представила свою самую мощную безеркальную камеру Z9 и тем самым закрыла пустующую нишу в линейке Z. Обычно компания Nikon сохраняет некую сдержанность в технических характеристиках своих новинок относительно конкурентов, но здесь всё иначе. Нашей редакции удалось одними из первых в России познакомиться с новинкой и мы спешим поделиться своими первыми впечатлениями.
- Смотрите наш полноценный обзор беззеркального фотоаппарата Nikon Z9 здесь.
Компании Nikon удалось сохранить интригу почти до анонса. Самые интересные нюансы начали всплывать лишь за несколько дней до релиза, но они не имели подтверждения, да и выглядели несколько спорными. Главным спорным и обсуждаемым моментом и, казалось, что компания Nikon вряд ли на это пойдёт, стал электронный затвор. И да, действительно самая топовая репортажная беззеркальная камера лишилась механического затвора – нонсенс! Такое мы видели разве что в Sigma fp, но эта камера позиционировалась для видео, а Z9 в первую очередь предназначена для профессиональной фотосъёмки. Эта камера, удел профессиональных фотожурналистов, фотографов, снимающих спорт, дикую природу и теперь тех, кто снимает профессиональный видеоконтент. Как утверждает производитель, матрица практически полностью лишена эффекта Rolling Shutter. Наше знакомство с новинкой длилось недолго, поэтому данный факт проверить досконально не получилось. Однако, по первым впечатлениям это действительно так, причём Rolling Shutter отсутствует и в видео 4K и даже в 8K!!! Но дождёмся серийного образца и проверим более детально.
В связи с отсутствием механического затвора работа камеры стала практически полностью бесшумной. Почему я говорю «практически полностью»? Есть едва-едва уловимый шум, который возникает от механизма диафрагмы (мы пробовали с объективом Nikkor Z 24-70/2.8), но это совершенно некритично. И даже в случае работы фотографа дикой природы, такой шум вряд ли спугнёт главного героя съёмки. Если вам важен звук затвора, то можно включить звук симуляции затвора и установить его уровень. И ещё один очевидный факт – теперь вопрос ресурса затвора для этой камеры не актуален.
Nikon Z9 получила матрицу с эффективным разрешением 45.7 Мп (всего 52.37 Мп) – может показаться, что это та же матрица, что и в Z7/Z7II и D850, но это не так. Здесь такой же диапазон ISO 64-25600 (расширенный 32 до 102 400 единиц), нет обратной засветки, однако это многослойная матрица и по своим возможностям она значительно превосходит сенсоры в камерах Nikon. Кто производитель матрицы, как и следовало ожидать, не сообщается. Ранее было несколько сообщений, что компания патентует многослойный датчик и мы об этом писали в 2019, в 2018 и в 2015 годах, так что есть большая вероятность того, что мы имеем дело с матрицей разработки Nikon, но официального подтверждения этому пока нет. На самом деле характеристики датчика очень впечатляют, ни один из существующих сенсоров в камерах на текущий момент не обладает подобными возможностями и чуть позже вы поймёте о чём я.
Во время первого знакомства с камерой я успел провести небольшой тест ISO и если сравнивать уровень шумов с Z7/Z7II, то разницы практически нет. Более детальные синтетические тесты ISO и динамического диапазона проведём позже, когда у нас будет серийный образец камеры.
Помимо прочего, новый сенсор получил специальное двойное покрытие, защищающее от пыли. Защите матрицы здесь уделено особое внимание. Впервые в камерах появились шторки, которые закрывают датчик, когда камера выключена. Защитные шторки можно выключить в меню, чтобы они вообще не закрывались.
Nikon Z9 оснащена 5-осевой матричной стабилизацией. Касательно того, новая это разработка или та же система, как в Z7/Z6 не сообщается. Функции Pixel Shift нет.
В паре с матрицей работает новый процессор Expeed 7, здесь он один и судя по характеристикам камеры этот процессор очень мощный. Теперь камера включается всего за 0,4 секунды. Nikon Z9 получил обновлённую систему автофокуса. Это 493 точки как в Z7, но всё же он более продвинутый. Если у Z7 81 точка с автоматическим выбором зоны АФ, то здесь их целых 405.
Распознавание очень маленьких деталей происходит уверенно, есть определение лиц/глаз людей, определение животных и транспорта (машины, мотоциклы, самолёты, поезда, велосипеды). Всего 9 типов объектов, которые могут быть определены одновременно. Z9 – первая беззеркальная камера, которая получила 3D-следящий АФ, как в топовых DSLR. В этом режиме есть фокус по заданной точке, но если в кадре появляется тот или иной объект, то камера автоматически его определяет и уверенно цепляется. Здесь 10 режимов фокусировки, автофокус работает до -6,5 Ev и до -8,5 Ev с Low Light. На первый взгляд, система работает очень и очень шустро.
А теперь давайте о самом горячем – камера сможет писать 8К 60 кадров в секунду со всей площади матрицы в новом формате N-RAW 12 bit на карту памяти продолжительностью более двух часов! Но сможет чуть позже, придётся ждать обновления прошивки, которое будет в 2022 году и будет оно бесплатным. А сейчас нам доступно 8К 30fps ProRes 10 bit. При этом в камере нет активной системы охлаждения. Камера спроектирована таким образом, что все тепло уходит в первую очередь через корпус камеры. Многие камеры не могут справится с перегревом 4K 60fps в течении 20 минут, а тут 8K и более двух часов! Это серьёзная заявка в мире видеоиндустрии! Что касается формата N-RAW, то здесь мало информации. Сообщается, что новый формат будет весить меньше ProRes RAW приблизительно в два раза. Также ожидается, что появится ProRes RAW на карту памяти, но о дате обновления прошивки ничего не известно.
Уже сейчас камера пишет 4К 120 кадров секунду 10 bit. Следует отметить, что Nikon Z9 пишет любое видео со всей площади матрицы и во всех режимах работает автофокус, ББ и автоэкспозиция. Мы попробовали записать несколько тестовых роликов. 4K 60fps камера пишет ProRes 422 HQ 12bit с битрейтом 1,82 Гбит/с, вес ролика длиною 33 секунды составил 7,58 ГБ! А вот 4K 120fps имеет битрейт 97 Мбит/с и с этой скорость кадров камера уже сохраняет в формате HEVC, ProRes недоступен. По поводу битрейта при 120fps мы не можем утверждать, что это максимальный показатель, вероятно, в настройках есть некоторые параметры, которые мы упустили. Потому как камера умеет снимать серии 120 к/с в разрешении 11 Мп, предполагаю, что есть режим 4K 120к/с c All Intra и битрейт в таком случае будет «немножко» другой.
Также доступен режим FHD со скоростью 120fps – странно, что не сделали 240fps, ведь, судя по всему, мощности здесь предостаточно. N-Log и HLG есть, но поддерживаются только на внешний рекордер. Также камера получила значительное обновление возможностей записи звука – теперь это 24 bit, а разъём для микрофона поддерживает фантомное питание.
В камере достигается просто невероятная скорость серийной съёмки 20 кадров в секунду и это даже при съёмке в полном разрешении 45Мп RAW+JPEG, причём все функции автофокуса доступны, автобаланс белого и автоэкспозиция также остаются активными! Но компания пошла ещё дальше и сделала скорость серийной съёмки 120 к/с. При такой скорости также работает вся автоматика, но камера снимает только в JPG и с разрешением 11 Мп. Самое интересное, что при любой скорости съёмки полностью отсутствует блэкаут как в видоискателе, так и на дисплее.
Что касается буфера, по заявлению компании он составляет 1000+ при сохранении RAW+JPG. Мы попробовали сделать серию 20к/с RAW без сжатия + JPG L в течение где-то 5 секунд – буфер не был заполнен и камера могла снимать дальше. Сохранение работает очень быстро, даже после 5-секундной серии, мы можем сразу нажать на просмотр и увидеть последний снятый кадр.
Несмотря на то что здесь электронный затвор, синхронизация со вспышкой по-прежнему 1/200 и также доступна высокоскоростная синхронизация с соответствующими приборами. В предыдущих камерах Nikon Z, при работе со студийными источниками (внешними вспышками) наблюдались сложности и приходилось ставить механический затвор. В Z9 все эти ошибки исправлены благодаря новой матрице и процессору и теперь можно снимать в студии с электронным затвором не боясь, что появятся полосы. Минимальная выдержка составляет 1/32000.
В Nikon Z9 нельзя менять разрешение RAW, но можно менять сжатие – так было в предсерийном образце, но посмотрим, что будет дальше.
По эргономике многое наследовано от D5/D6, тем не менее кнопок стало больше. Кнопки имеют подсветку. Появились три функциональные кнопки спереди, есть отдельная кнопка под автофокус. А всего здесь шесть функциональных кнопок. Также есть Kinsington замок.
Почему-то было решено перенести кнопку просмотра, на мой взгляд, в не совсем удобное место, однако, оно удобно при портретной съёмке, в пейзажной же ориентации дотянуться одной рукой довольно сложно. Тем не менее если вы привыкли к старому расположению, то это не проблема, в меню можно переназначить, на соответствующую функциональную кнопку Fn4 в левом верхнем углу задней панели.
Корпус полностью изготовлен из магниевого сплава. Есть пылевлагозащита. Теперь компания официально подтверждает возможность работы камеры в условиях до -10 градусов по Цельсию (ранее было до 0 градусов).
Приятно порадовал дисплей. Его разрешение и размер такой же, как у Z7/Z6, но теперь есть наклон для работы в портретной ориентации, думаю, это многие оценят.
Причём в вертикальной ориентации экран может отклоняться как вверх, так и вниз, но на разные углы. Механизм по первым ощущениям реализован достаточно надёжно. Есть отдельный режим для работы в перчатках (резиновых или тканевых), который включается в меню. Как это работает на практике, мы ещё не проверили. К слову, меню несколько переработали, оно стало выглядеть более современно, появилось управление при помощи свайпов.
Видоискатель такой же, как у Z7/Z6, то же разрешение и размер, 60 герц, но, как я уже писал выше, нет блэкаута.
Верхний дисплейчик стал чуть больше и вмещает больше информации, теперь здесь отображается экспонометр – это удобно. Кстати, функция предпросмотра экспозиции немного переработана. Если раньше вы могли полностью отключить предпросмотр, например, в случае работы со вспышками, то теперь можно выбрать, что показывать, баланс белого и/или экспозицию – в некоторых сценариях, вероятно, будет полезно.
Среди интерфейсов есть полноразмерный HDMI, микрофонный вход (с фантомным питанием), выход на наушники, Ethernet RJ-45, USB Type-C 3.2, синхроконтакт вспышки, 10-контактный разъём дистанционного управления, GPS, Wi-Fi и Bluetooth. Во время работы поддерживается питание по Type-C, а также зарядка аккумулятора начиная с модели EN-EL18b и позже непосредственно в камере. Помимо этого поддерживается передача файлов по FTP и по 5G. К слову, в меню отдельно выведен пункт настройки беспроводных возможностей камеры.
К слову, компания представила новый аккумулятор EN-EL18d и новое зарядное устройство MH-33 с поддержкой Power Delivery, которое идет в комплекте с камерой Z9. Новый аккумулятор не заряжается на старых зарядках, но старые аккумуляторы в новой камере работают.
И ещё я ни слова не сказал про карты памяти. Здесь, конечно же, два слота CFexpress Type-B с поддержкой XQD. Как вы понимаете, максимальные скоростные характеристики и высокое разрешение видео будет работать только с CFexpress Type-B.
Также компания сегодня представила объектив NIKKOR Z 100-400mm f/4.5-5.6 VR S и новый адаптер FTZ II. Теперь адаптер без выступа для крепления штативной площадки и выглядит менее заметно, особенно это будет классно в связке с Nikon Z fc и старыми ретрообъективами. А в случае работы с телевиками, крепление не требуется, поскольку тяжёлые объективы, как правило, оснащены своей штативной лапкой. Но конечно же, новый адаптер в первую очередь был представлен именно для Z9, чтобы обеспечить удобную работу при вертикальном хвате. В случае работы с первой версией FTZ выступ для крепления штативной площадки будет мешать.
Ну и о цене — 489 990 рублей за камеру без объектива. Это дешевле ближайших конкурентов. Но давайте не будем делать каких-либо выводов и дождёмся серийного образца на полноценный большой тест. Ждём от вас вопросы и мы обязательно постараемся на них ответить сейчас или в будущем обзоре.
Cпасибо за внимание! Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube, Facebook, Вконтакте, Telegram, Instagram.
Здравствуйте! Спасибо за подробный и интересный обзор!)
Позвольте небольшое замечание (или предложение, как угодно). В первом абзаце есть оборот: «Эта камера, удел профессиональных фотожурналистов…». Здесь Вы допустили сразу две ошибки — в пунктуации и лексике. В первом случае запятая после слова «камера» не нужна, требуется тире (вместо пропущенного сказуемого-глагола): «Эта камера — удел профессиональных фотожурналистов». Вторая, лексическая или стилистическая, ошибка состоит в том, что стилистически слово «удел» по значению ближе к понятию стезя, судьба и так далее. В данном случае уместнее было употребить глагол «предназначена». Но это так, заметки на полях.
Спасибо за ваши тексты, подписан уже несколько лет, читаю с большим удовольствием.