Хочу познакомить вас с испанским уличным фотографом, профессором фотографии университета Виго — Хорхе Ленсом (Jorge Lens).
Он имеет степень в области аудиовизуальной коммуникации, которую получил в Мадридском университете Комплутенсе и докторскую степень в университете Виго. Вначале своей карьеры, Хорхе Ленс (Виго, 1967) совмещал основную работу с подработкой фотографа для газеты La Voz de Galicia, с колонкой авторской фотографии, участвуя в многочисленных выставках в Галисии, таких как Populorum Progressio (Fotobienal de Vigo), Galicia en Foco (Феррол), Ourense en pé de foto (Оренсе), Hoxe mesmo (Sala dos Peiraos, Виго), Vigor Mortis (Sala Vademecwn, Виго), Chissst ( Sala Ad Hoc, Виго), O Feito Fotográfica (Museo Marco, Vigo), Street Art, Street Photo (Instituto Camoens, Виго) и прочих.
За пределами Галисии фотограф принимал участие в различных групповых выставках в Испанском институте (Нью-Йорк), на канале Исабель II (Мадрид), Feria ARCO (Мадрид) и в культурных центрах Испании в Аргентине, Парагвае, Перу, Гондурасе, Эль Сальвадор, Доминиканская Республика и других странах Латинской Америки.
С 1997 года он был профессором фотографии в Университете Виго, преподавал на факультетах аудиовизуальной коммуникации, рекламы и связей с общественностью. Его докторская диссертация, квалифицированная с отличием, была удостоена Первой исследовательской премии 2003 года за лучшую работу. Докторская диссертация по гуманитарным и социальным наукам, созванная Советом провинции Понтеведра.
Он принимал участие в национальных и международных конференциях и опубликовал множество научных статей, всегда связывая фотографию, изображение и рекламу с объектом исследования. Кроме того, Хорхе Ленс разработал десяток исследовательских проектов, некоторые из которых особенно актуальны, например, проект по документированию традиционных коммерческих знаков в провинции Понтеведра (2008 г.), провел анализ потребления фото- и телепрограмм у детей (2009 г.) и каталогизировал рекламу в Галичине (2010-2013).
После нескольких лет отстранения от фотографической практики, с 2016 года он снова вернулся в профессию и стал заниматься фотографией еще более серьёзно. Хорхе начинает разрабатывать широкий проект в области уличной фотографии, который привел его к изображению великих европейских столиц, и эта работа широко освещалась в местных и зарубежных новостях.
Расскажите, когда вы начали заниматься фотографией?
Фотография была рядом со мной с самого детства. Еще будучи ребенком, я любил сидя дома рассматривать коллекцию открыток. Я брал их у различных людей, заказывал и устраивал соревнования между ними, как если бы это была Лига чемпионов, пока не определялся победитель, который почти всегда был одним и тем же. Поскольку моя карьера футболиста закончилась раньше, чем планировалось, я записался на аудиовизуальную коммуникацию, а также стал участвовать в некоторых конкурсах и выставках и читать все, что попадалось мне в руки, связанное с фотографией.
Тем же летом, когда я закончил факультет «Аудиовизуальные коммуникации», я начал работать в газете фотожурналистом, в том, что я считаю лучшей школой фотографии. Проработав 5 лет в газете, я начал свое приключение в качестве внештатного сотрудника с публикаций в других газетах и печатных журналах; было время, когда люди даже брали за это деньги, и вы могли зарабатывать на жизнь, публикуя фотографии.
Вскоре после этого я начал работать в Университете Виго профессором фотографии. Излишне говорить, что после долгих лет приключений и бессонных ночей мои родители наконец-то стали гордиться своим сыном. То, что началось как новый опыт, стало — после более чем 20 лет на сцене — настоящим призванием и зарплатой, которая дает мне еду и питье.
Вы могли бы охарактеризовать себя и свой стиль как фотографа?
Считаю себя классическим фотографом, любителем документальной фотографии, если о ней еще можно говорить. Хотя с годами я также практиковался в более концептуальной фотографии, в последнее время город — это место, где я чувствую себя наиболее комфортно и получаю больше всего стимулов брать в руки камеру и выходить на улицу.
Мне нравятся оживленные улицы, яркие и одинокие, но больше всего мне нравится то, что они подлинные; Мне нравится относиться к городу так, как будто это великая сцена, где люди играют ту роль, которую они сыграли в этом великом театре мира. В этом смысле я обычно придаю такое же значение фону, как и персонажу, хотя иногда сеттинг сам по себе настолько пластичен, что нет необходимости прибегать к другим элементам.
Я понимаю фотографию как деятельность рыбака, который находит хорошее место для рыбной ловли (обстановку) и забрасывает крючок (ожидание), чтобы рыба (персонажи) подошла к нам. Когда это происходит, я предпочитаю дождаться наиболее подходящего момента в зависимости от интересующей меня композиции и не делаю слишком много снимков. Помимо спорта, я никогда не снимал фото в режиме серийной съемки: я считаю, что это слишком большая игра и отвлекает, когда дело доходит до визуализации наиболее подходящего момента для фотографии.
Что касается перспективы, может быть, я слишком странный фотограф, который предпочитает квадрат с декартовым фронтальным взглядом. Мне нравится, когда горизонт горизонтален, а здания вертикальны, и я обычно не делаю слишком много уступок по этому поводу. Мне нравятся картины Кляйна, Виногранда, Фридлендера, Фрэнка и освобождение фотографии в сторону менее замкнутого изображения, свободного от концепций и форм, но я предпочитаю — по крайней мере на данный момент — придерживаться более классического стиля.
Хотя я не очень люблю комедийную фотографию, мне нравится играть с отношениями между элементами или тем, что персонажи взаимодействуют с фоном. Я думаю, что в них отлично передана личность каждого фотографа, но иногда в уличной фотографии мы слишком много внимания уделяем юмористическим деталям и теряем самую документальную часть фотографии. Я люблю юмор, кислотность и сюрреализм, но без этого становлюсь абсолютным героем изображений.
Вам больше нравятся черно-белые снимки или цветная фотография?
Я начал фотографировать в черно-белом цвете, но вскоре цвет стал моим лучшим союзником: оттенки серого добавляют слой нереальности, который приближает его к поэзии; он возвышает образ и возвышает его до более возвышенной категории, от которой я предпочитаю уйти. Мне нравится оставаться с чистой реальностью, и что отсутствие цвета не добавляет или подавляет ощущения.
Мне часто говорят, что мои фотографии передают некую меланхолию или одиночество. Мне нравится ощущение разрушения, которое иногда создают очень оживленные города, заброшенные пространства или подчеркнутые текстуры, но я также люблю провоцировать его, немного обесцвечивая цвета или сохраняя несколько цветовых нот, которые контрастируют с более монохроматическим фоном. Но в целом я считаю, что каждое изображение должно рассказывать историю и становиться настоящей визуальной историей. Для этого важен не столько инструмент, который мы используем, сколько взгляд фотографа, способный конструировать собственное воображаемое и вызывать некоторую реакцию у зрителя.
На какую камеру вы снимаете сегодня?
Хотя у меня две камеры, правда в том, что последние 3 года я снимаю в основном исключительно на беззеркальную камеру Fujifilm X100T с фиксированным объективом с фокусным расстоянием 23 мм, что эквивалентно мифическим 35 мм полнокадровых камер. Насколько я понимаю уличную фотографию, где конфиденциальность является добавленной ценностью, мне кажется, что это идеальная камера для городской фотографии: маленькая, незаметная и тихая.
Я хотел бы быть невидимым, когда снимаю, и в каком-то смысле эта камера дает мне эту сверхспособность. Кроме того, она выглядит как дешевый или любительский фотоаппарат, что является преимуществом, когда дело доходит до отпугивания потенциальных любителей чужих вещей, а его винтажная эстетика — хороший знак фотографам, которые начинали с пленочных фотоаппаратов.
У меня никогда не было больших рюкзаков или громоздкого оборудования, поэтому эта камера идеально соответствует моим ожиданиям как чисто для фотографии, так и по «веским» причинам. Сейчас я обычно не ношу с собой никаких других фотографических принадлежностей, кроме пары карточек и некоторых запасных батарей. Что касается настроек, я обычно отдаю приоритет выдержке, которая не слишком высока, чтобы можно было снимать с более узкими диафрагмами и, таким образом, добиться большей глубины резкости.
Расскажите о том времени, когда вы ушли из фотографии. Что заставило вас вернуться?
Я не ушел из фотографии, я взял паузу на несколько лет, чтобы посвятить себя академическому обучению, в 2016 году я поехал в Лондон на два месяца, чтобы улучшить свой уровень английского, восстановить добрые чувства к фотографии, которыми я немного пренебрегал, и открыть себя для нового опыты.
За исключением английского, который до сих пор для меня недостижим, мне было так комфортно в этом космополитичном и полном контрастов городе, что вскоре я начал пополнять свой аккаунт в Instagram фотографиями его улиц. Каждый день я отправлялся с камерой в бесцельную поездку.
В каком-то смысле восстановил фигуру французского фланера, который в своей шляпе и блокноте бродил по городу в почти бессознательной задаче ассимиляции и интерпретации города. По правде говоря, я был настолько поражен этим опытом, что то, что начиналось как личный вызов, превратилось в фотографический проект, который привел меня в другие европейские города, такие как Лиссабон, Афины, Рим, Мадрид и т. д.
Таким образом, проект «Городской блюз»— это вдумчивый и личный взгляд на европейский город, вдали от стереотипных образов, которые появляются в туристических путеводителях и открытках. Выставка и каталог были подготовлены AECID (Испанское агентство международного сотрудничества в области развития), и в настоящее время оно совершает поездку по культурным центрам Испании в Латинской Америке.
Посещение столиц, где проходило шоу, позволило мне распространить мой фотопроект на такие города, как Тегусигальпа, Сан-Сальвадор, Гватемала, Сан-Хосе-де-Коста-Рика и Санто-Доминго, и таким образом реализовать латиноамериканскую версию этого проекта.
В любом случае важно то, что фотография наполняет нашу реальность гораздо более интенсивными переживаниями. Независимо от того, представлены ли они на выставке или в фотокниге, брать с собой фотоаппарат — это страхование жизни, способ сделать жизнь намного веселее.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/jorgelens], [jorgelens.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube