«Золотой век» Алисы Сибирской. Фотографии вне времени и мира

Фотограф Алиса Сибирская родилась и выросла в Сибири, сейчас учится в Каталонском Институте фотографического искусства в Барселоне.

«Сибирь для меня – это умение ждать, сохранять и быть внимательным к малейшим изменением. Испания – страна активного действия. Места антагонистические, но во мне каждое нашло свое место. Профессионально оба вдохновляют и обогащают, в обеих странах снимаю и работаю. Не могу себя представить без одной из них или где-то между.»

Алиса Сибирская

1. Когда вы впервые поняли, что хотите стать фотографом? Как вы решили заняться фотографией?

Как писал Камю: самой холодной зимой я узнал, что внутри меня — непобедимое лето. Так и я, в самый чудовищный и декадентский период своей жизни, наткнулась на тихо стоящий на полочке Canon 6D и попробовала взять его в руки. Обилие кнопок на камере (по уровню непостижимости) напоминало пульт управления космическим кораблем Союз, но кнопку включения отыскать все-таки удалось. Сейчас, наверное, можно  сказать, что это была кнопка, которая перезагрузила мою жизнь.

Алиса Сибирская

2. Как, по-вашему, ваша работа влияет на зрителей? Что вы хотите выразить с помощью своей фотографии?

Мои фотографии – это дневник, я не рассказываю о русалках, кентаврах или служанках времен Dutch Golden Age, я рассказываю о себе; все, что появляется на изображениях — для меня это очень конкретные вещи. Но искусство удивительно тем, что оно — универсальный код, который может быть расшифрован тысячью способов. Я не могу претендовать, чтобы люди понимали мою фотографию так, как ее понимаю или чувствую я; человек свободен интерпретировать – у него появятся ассоциации, завязанные именно на его личном (культурном, профессиональном, социальном, эмоциональном…) «багаже». Может ли человек не испытать ничего? Конечно. И это нормально. У меня нет цели «попасть» во всех. Я не пытаюсь кому-то что-то донести. При этом, конечно, радуюсь, когда люди реагируют и делятся со мной возникшими мыслями. Это ценно.

Алиса Сибирская

3. Какое оборудование вы используете? Какой у вас любимый объектив?

Года два назад, после первого серьезного запроса от галерей на печать изображений большого размера с сохранением максимальной детализации, поняла, что пора, смахнув слезу, переходить с боевого набора полнокадрового Canon, с которым прошли огонь и воду, на камеру среднего формата. Сейчас являюсь счастливым обладателем Fujifilm GFX 50R и горя (технического) не знаю. Хотя любимым объективом так и остался уже, наверное, легендарный Сanon 85 mm f 1.2, ради него даже сохранила весь Сanon-комплект оборудования. Многие ругают этот объектив (и, будем честны, есть за что), но я ему всё прощаю, ибо другого такого рисующего не знаю. Сколько рабочих лет прошло — всегда непредсказуемый акварельный восторг.

Алиса Сибирская

4. Случались ли повреждения оборудования, которые приводили к потере файлов или срыву съёмки? Какие случались проблемы с фотооборудованием, от чего стоит предостеречь других фотографов?

Однажды сила притяжения притянула мою камеру, установленную на штативе на высоте 1,7 м, — на кафельный пол. Да еще и со вспышкой. Падал весь этот массив долго, в рапиде, а я стояла в другом углу комнаты и неподвижно смотрела на разворачивающееся передо мной действо (как те странные люди в фильмах, которые не отводят глаз от несущегося на них грузовика, но не уходят с дороги – а ты кричишь им с дивана: «ну что он, дурак, стоит! какое нежизненное кино!»). Из выводов: не покупайте облегченные штативы, покупайте нормальные — не надорвётесь; и никогда не снимайте с оптики защитные фильтры: они и правда спасают.

Алиса Сибирская

5. Есть ли у вас какие-то особые привычки, которые являются частью того, как вы готовитесь к съёмке?

Всегда делаю вспомогательную раскадровку запланированных изображений. И это классно работает: хотя бы потому, что, когда участники видят мои смутные каракули в стиле жесточайшего примитивизма, рассматривают их и смеются – это расслабляет их, объединяет и настраивает на позитивный рабочий лад.

Алиса Сибирская

6. Что самое безумное, что вы когда-либо делали ради кадра?

Много разного было. Но грех ну душу взяла лишь однажды. Дело было в Сибири, приехали командой за 1200 км на съемку под кодовым названием «Офелия», кульминацией которой должно было стать погружение главной героини в роскошном платье из парчи в водоем (говорю «водоем», но, конечно, это было болото, в самом его классическом виде), героиня должна была быть в окружении кувшинок и, конечно, мертва.

Девушка готовилась к финальной сцене в домике на берегу, а ребята из команды, художественно распределявшие по болоту кувшинки (заранее добытые с боем на другом «водоеме») начали, странно подергиваясь, подходить ко мне с загадкой в глазах и тихим словом: пиявки. После минуты молчаливого собрания на тему спасать ли девушку или спасать ли съемку, было решено следовать заповеди «искусство требует жертв», и героиня, не зная о поджидавших ее в пучине обитателях, была торжественно спущена в воду (не то, чтобы мы звери какие-то, но, узнай она, что болото кишит пиявками, она, конечно, не полезла бы воду, тем более с головой. А кто полез бы?!).

В общем, материал был отснят, с девушкой все обошлось. Хотя отдирали от нее и от парчового платья кровососущих товарищей потом достаточно долго. Я вообще до этого с пиявками не сталкивалась, удивительные существа. И, говорят, жутко полезные. Так что, может быть, мы еще и, наоборот добро сделали.

Алиса Сибирская

7. Что вы делаете, когда натыкаетесь на стену во время вашего творческого процесса, как выходите из тупиковых ситуаций и находите силы для преодоления трудностей?

Парадоксально, но как показывает практика (и ни разу не было обратного) — если что-то пошло не так, значит, результат будет намного лучше, чем ожидалось. Не важно: место ли, где планировалось снимать, обтянуто колючей проволокой; или человек, которого вы ждете и под которого готовили материал, заболел/забыл/не пришел; или из-за путаницы с датами на съемку, где главным элементом должна быть змея — не приносят змею; или идет дождь, снег, цунами и начал извергаться вулкан – если ты не опускаешь камеру, не впадаешь в ступор, а, после мгновенного щелчка в голове  (обычно решения в такие моменты принимаются срочно или очень срочно) начинаешь перестраивать процесс – за это щедро воздается каким-то удивительным образом. И вместо одной фото-истории у тебя уже две, и человек, заменивший не пришедшего, вписался намного лучше (и как ты раньше о нем не подумал!), и извергающийся вулкан на фоне очень даже хорошо смотрится… Что бы ни происходило, не отменяйте: show must go on.

Алиса Сибирская

8. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих фотографов?

  • Известный совет писателям «можешь не писать – не пиши», так, думаю, и мы, фотографы, должны снимать только если не снимать – не можем. Это первое правило.
  • Второе – всегда искать свет во время процесса: перетаскивайте светильники по площадке с упорством маньяка, пока не найдете нужное положение, даже если это займет 80 % съемочного времени. Световой рисунок — это единственное, что нельзя исправить или перерисовать при постобработке.
  • Третье – приготовьтесь к неудачам и полюбите их. Анализируя допущенные ошибки, мы учимся и прогрессируем.

Увидеть ещё больше замечательных работ Алисы Сибирской можно на её странице Instagram

Алиса Сибирская
Алиса Сибирская
Алиса Сибирская
Алиса Сибирская
Алиса Сибирская
Алиса Сибирская
Алиса Сибирская

Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь