Кларк Литтл (Clark Little) знаменитый фотограф водных стихий из Напе, Калифорния, США, где он родился в 1968 году. Однако, его любовь к океану проявилась немного позже, буквально сразу после рождения, два года спустя, он с родителями переехал на северный берег острова Оаху, Гавайи. Этот переезд резко изменил будущее тогда еще молодого Кларка. В 80-х и 90-х годах будущий фотограф уже сделал себе имя, однако пока только, как пионер серфинга на берегу залива Ваймеа. Кларк обладал уникальным талантом приручать даже самые сложные волны.
В 2007 году Кларк понял, что он хотел бы начать снимать. Это произошло практически случайно, когда его супруга приобрела фотографию в местном магазине для украшения одной из стен в спальне. На фотографии был изображен океан. Ему настолько сильно не понравилась фотография, что он заставил вернуть ее и сказал супруге, что сможет снять лучше. После чего с уверенностью опытного серфера Кларк пошел и купил водонепроницаемую камеру, прыгнул в океан и начал снимать, записывая красоту и мощь гавайских волн.
Взгляд Кларка на морскую фотографию поистине интересен и уникален, фотографии часто сняты с опасной стороны волн, прямиком изнутри, он мастерски снимает их на свою камеру, чтобы все могли насладиться этой стихией в безопасности.
За короткое время Кларк получил всемирное признание за свои фотографии с волнами, что помогло ему провести не одну выставку в Японии, Канаде, Бразилии, Испании и по всей территории США, а также, его работы привели его в телешоу, включая на CBS Evening News, Good Morning America, The Today Show Inside Edition, Discovery Channel, ABC World News Now, France 2, телепрограммы NHK и Asahi в Японии.
Работы Кларка выставлялись в Смитсоновском музее, Музее Олдена Б. Доу, Музее науки Вирджинии, Музее современного искусства Барселоны (Испания), галерее Parco Logos (Токио, Япония), галерее X (Токио, Япония), Heritage Maritime Canada (Монреаль, Канада), The Four Seasons и The Ritz-Carlton Resorts. Кроме того, его работы также были опубликованы в National Geographic, New York Times, LIFE, Nikon World, Paris Match, Outdoor Japan, Sierra, Geo, Nature’s Best Photography, Rangefinder, Surfer’s Journal среди другие.
Его постоянные коммерческие клиенты включают в себя такие компании и бренды, как Apple, Nike, Nikon, Facebook, Hewlett-Packard (HP), Toyota, Anheuser Busch, Starbucks Coffee, Whole Foods Markets, Panerai Watches, Hilton Hotels, Lockheed Martin, Verizon.
В ноябре 2009 года Кларк опубликовал свой дебютный артбук на 182 страницах «Искусство берега Кларка Литтла». В январе 2011 года Кларк открыл маленькую галерею Кларка Халейва в своем родном городе Халейва на Гавайях, недалеко от пляжей Северного берега, изображенных на его фотографиях. В феврале 2014 года Кларк опубликовал свою вторую книгу Shorebreak, 160-страничную книгу для журнального столика, в которой представлены фотографии волн и океана с северного побережья Оаху, Мауи, Кауаи, Большого острова, Калифорнии, Японии и Французской Полинезии. В 2014 году Кларк также опубликовал в Японии книгу «Волны северного берега» (Parco Publishing). А в 2016 году был выпущен фильм SHOREBREAK: The Clark Little Story.
Фотограф получил международное признание и множество наград, включая:
- Премию Oceans Photography Award от Nature’s Best Photography: Windland Smith Rice International Awards, врученную в Смитсоновском музее в мае 2011 года.
- Два изображения были отмеченны наградами и выставлялись в течение 6 месяцев в Смитсоновском национальном музее естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия, с апреля по сентябрь 2011 года и снова в 2015 г.
- 2016 (июнь) — SHOREBREAK — Приз зрительских симпатий, кинофестиваль в Мауи
- 2015/2016 – Он стал амбассадором Nikon
- 2015 — Gold Ink Awards, оловянная медаль (второе место) в календаре Календаря черепах на 2016 год.
- 2011 (май) — Премия Oceans Photography Award — Лучшая фотография природы: Международная премия Windland Smith Rice, врученная в Смитсоновском музее в Вашингтоне.
- 2011 (май) — Почетный фотограф: Премия «Вымирающие виды» — «Лучшая фотография природы»: Международная награда Виндленда Смита Райса вручена в Смитсоновском музее в Вашингтоне.
- 2011 The Great Outdoors PDN: пляжи, острова и подводное плавание – победитель конкурса.
- 2011 Премия Мэгги (Western Publishing Association): лучшая серия редакционных фотографий — вид из водоворота (журнал Sierra).
- Премия Пеле 2010 года в области фотографии (Американская федерация рекламы, Гавайи): точка разрыва (журнал Kahala).
- Фотография года 2009 года, приз зрительских симпатий: Geo Magazine.
Не могли бы вы рассказать нам чуть больше о себе и о том, как вы начали заниматься фотографией?
Кларк Литтл: В конце 80-х и начале 90-х я был известен в мире серфинга тем, что ловил на доске самые большие и безнадежные волны берега в известном месте для серфинга под названием Waimea Bay. В те времена залив Ваймеа был эпицентром большого мира серфинга. Журналы о серфинге опубликовали эти снимки, так как многие из них были о ситуациях, когда люди думали, что «этот человек», т.е. я получил серьезные травмы.
Потом я женился, у меня родились двое замечательных детей и началась моя новая семейная карьера. Серфинг ушел на второй план.
Как вы уже написали выше, в фотографию я действительно пришел из-за жены. Она и вправду купила картину с изображением океана, и она действительно мне не понравилась. Я взглянул на нее и сказал, что могу сделать что-нибудь получше и интереснее. Я заставил ее вернуть покупку. Я пошел и купил дешевый цифровой фотоаппарат и нашел для него защитный аквабокс на Amazon. Я начал снимать им вовремя своих выходных. Результаты были хорошими, и я увидел свой потенциал. Моя семья и друзья хвалили мои снимки.
В течение нескольких месяцев я перешел на оборудование профессионального уровня и с тех пор полностью завишу от него.
Как бы вы описали свою фотографию тому, кто ее никогда не видел?
Кларк Литтл: Моя работа называется «Фотография побережья». Я помещаю себя и свою камеру в критическую часть набегающей береговой волны и снимаю вид изнутри, будто смотрю из «трубы». Трубка образуется, когда вода от волны перекидывается и создает воздушный карман, прежде чем она схлопнется.
Мне нравится интересное освещение, цвета, фоны, такие как пальмы, закаты и восходы, пляжи с белым песком, текстура воды или отсутствие текстуры, а также много действий и мощи. Все мои снимки содержат некоторые или все эти компоненты.
Я живу и снимаю на северном берегу острова Оаху, Гавайи, где очень большие волны разбиваются о мелководье. Это район, очень известный своим серфингом. Мне нравится, когда условия в океане становятся экстремальными, и я снимаю такие виды, которые большинство людей никогда не смогут увидеть вблизи.
Какой была ваша первая камера и какое оборудование вы используете сейчас?
Кларк Литтл: Моей первой камерой, которой я снимал волны, был фотоаппарат Canon CD500.
Сейчас я использую фотоаппараты Nikon D300, D3 и D4; Объективы Nikkor Fisheye 10,5 и 16 мм; Водонепроницаемые аквабоксы от «Water Housings Hawaii»; Гидрокостюмы Hurley и защиту от Ally Swin Fins. Некоторые снимки восходов и закатов солнца сделаны с помощью дополнительной стробоскопической вспышки, прикрепленной сверху. Моя установка со стробоскопом весит около 10 фунтов, так что вы не захотите, чтобы вам ударили ее по голове.
Я также хочу подчеркнуть, насколько мое состояние зависит от защиты Ally Swin Fins. Без ласт я не смог бы пройти через береговую полосу и благополучно вернуться на берег при сильном прибое. ласты также помогают мне быстро занять нужную позицию.
В какой момент вы поняли, что фотография — это то, чем вы хотите заниматься на протяжении всей жизни?
Кларк Литтл: Я была менеджером в ботаническом саду на Гавайях 17 лет. В семье, в которой есть двое детей, я никогда не ожидал, что сверну с моей карьеры. Но как только я начал фотографировать, все стало постепенно меняться, и через год я уволился с работы, чтобы вложить всю свою энергию в фотографию.
Затем, всего через несколько месяцев после ухода в отставку, некоторые фотографии, которые я дал агентству печати, были переданы в британские газеты. И тогда моя карьера пошла ввысь. И следующее, что вы должны знать, все основные газеты Великобритании писали о моих фотографиях, а мой телефон разрывался как сумасшедший. Примерно через день я вылетаю в «Доброе утро, Америка» в Нью-Йорке, чтобы выступить вживую на их шоу. В Today Show и Inside Edition также были представлены мои снимки. Продажи фотографий и сувениров на моем сайта росли до небес.
За эту сумасшедшую неделю стало ясно, что я принял правильное решение, бросив работу. Я понял, что у меня есть шанс зарабатывать на жизнь своей фотографией. Это было 6 лет назад, и это происходит до сих пор.
Вы полностью самоучка в фотографии или проходили курсы?
Кларк Литтл: Я занимаюсь фотографией всего 6 лет и не посещал никаких уроков фотографии до начала своей карьеры и даже на пике. Когда я начал снимать, у меня уже был 30-летний опыт работы в океане, так что это было ключевым моментом. Все эти годы серфинга окупились знанием того, как движутся волны, где расположиться и как выжить в критических ситуациях.
Когда я переходил на профессиональное оборудование, известный серф-фотограф Брайан Бильманн поделился своими мыслями об оборудовании и настройках. Это было большим подспорьем. После этого я прошел через школу тяжелых ударов, причем буквально.
Забавно отметить, что мой отец был профессором фотографии здесь, на Гавайях, 22 года назад. Я играл в темной комнате, когда был ребенком, но никогда не болел фотографией, пока он не ушел на пенсию. Может, это в нашей ДНК?
Что самое важное вы узнали о водной фотографии за свою карьеру?
Кларк Литтл: Вы не можете предсказать, когда у вас будет хороший снимок. Я часто думаю, что хорошо представляю, какие дни бывают плохими, но иногда я все равно выхожу на улицу и получаю драгоценный пинок. Даже в самые худшие дни всегда можно поймать несколько хороших моментов и получить несколько секунд волшебного освещения и условий. Вы должны быть готовы к этим моментам. Если вас там нет, ваши шансы на хороший кадр равны нулю.
С какими рисками вы сталкиваетесь в погоне за своими снимками?
Кларк Литтл: когда волны большие, вы рискуете утонуть или получить серьезные травмы. На вас или перед вами обрушиваются тонны воды, иногда на мелководье глубиной менее 30 см. Если вы немного не рассчитаете время, не отойдёте вовремя, последствия могут быть серьезными.
На пляжах Северного берега, где я снимаю, каждый год несколько человек тонут, ломают себе шею или получают другие серьезные травмы. Я думаю, что количество серьезных неотложных состояний, оказываемых спасателями на Северном берегу, превышает 150 каждый год. Знание рисков помогает мне сосредоточиться.
Были ли у вас какие-нибудь поистине рискованные съемки? Можете привести примеры?
Кларк Литтл: к счастью, у меня никогда не было серьезных травм и ударов по голове или технике. Меня несколько раз ударили корпусом серфа по голове, а однажды я сломал плечо, когда меня отбросило волной в сухой песок. Мое плечо восприняло удар и получило большую «трещину». Думаю, тогда я был без воды несколько недель, и у меня до сих пор хорошая шишка.
У меня были случаи, когда я тонул. Одно из самых ярких воспоминаний, из моей прогулки примерно 2 года назад на Северном берегу. Набор волн приходил примерно на 3 этажа. Цуг волны составлял около 6 волн. Под каждым из них мне приходилось плавать, поддаваться турбулентности и будто тряпка валяться, как будто я был в стиральной машине. Вы глубоко внутри волны и там темно. Как только я смог подняться и вздохнуть, следующая волна рухнула прямо на меня. После 5-й волны я угас и начал думать о семье и детях. К счастью, это была последняя волна, и я смог ее пережить. Я вернулся на берег и посидел там некоторое время. Это был близкий вызов. Но также звонок для пробуждения. Я видел свой предел.
Чем вы зарабатываете на жизнь? Это в первую очередь за счет лицензирования ваших фотографий? Продажа принтов? Съемка для публикаций?
Кларк Литтл: есть несколько источников дохода. У меня есть галерея Clark Little Gallery на северном берегу острова Оаху, Гавайи, в городке под названием Халейва. Мой сайт тоже очень хорошо работает.
Основная часть моего бизнеса — продажа принтов (ограниченное и открытое издание) и товаров с моими фотографиями (чехлы для iPhone, футболки, календари, открытки). Я также самостоятельно опубликовал 180-страничную книгу для журнального столика четыре года назад, которая почти разошлась. Каждый год я провожу около 20 мероприятий и выставок. Эти события привели меня в Бразилию, Японию, Канаду, по всей территории США и на все основные острова Гавайев. Моя фотография стала довольно популярной в Японии, поэтому я совершаю одну или две поездки в год в эту замечательную страну. В декабре прошлого года у меня было сольное шоу в центре Токио. Я также выполняю задания и лицензирую такие компании, как Nike, Apple, HP, Toyota, Crocs, Anheuser-Busch и другие.
Какую часть дня вы проводите, снимая и редактируя фотографии?
Кларк Литтл: В хороший день я буду снимать где-то 2-4 часа. Если я войду дважды в воду, это может быть еще дольше. Зимой, когда хорошие волны и благоприятные условия, я мог бы отсутствовать 5 или более дней в неделю.
Теперь редактирование — это другое дело. Это могут быть часы и часы, просто перебирая свои снимки и выбрасывая те, что мне не нравятся. В итоге я отбрасываю 99% своих снимков, так что это занимает столько же времени, как и сама съёмка, если не больше, сидя перед компьютером и просматривая файлы. Это задача, которую я боюсь, так как я люблю быть активным в воде. Но это часть работы фотографа, поэтому я делаю это и вникаю в это.
Как часто вы сталкиваетесь с поврежденной или сломанной фототехникой?
Кларк Литтл: удивительно, но очень редко что-либо бывает повреждено. У меня никогда не было протечек в корпусе благодаря мастерству изготовления корпусов для воды, сделанных Тао Паскуаль. Камеры Nikon выдержали бесчисленное количество ударов и толчков, и только один раз пришлось отправить в ремонт, реально только один раз. С моей стороны нет страховки. Я не трачу на это деньги.
Какой совет вы бы дали тем, кто хочет пойти по вашим стопам?
Кларк Литтл: будьте страстны к своему хобби. Найдите свою страсть или позвольте ей найти вас. Я действительно увлекаюсь тем, что люблю делать. Я теряюсь в этом. Никогда не стоит недооценивать силу удовольствия от одной из своих навязчивых идей.
Кроме того, имейте в виду, что, если прибой большой, делайте снимки на безопасном расстоянии или на пляже со штативом. Если вам не очень комфортно заниматься серфингом, не пытайтесь это сделать, так как вы можете серьезно пострадать. Очевидно, что нужно уметь хорошо плавать. Я занимался серфингом 30 лет на очень больших волнах, прежде чем взял камеру.
Еще больше работ автора на персональном сайте фотографа и его Instagram.
[instagram.com/clarklittle], [clarklittlephotography.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube