Фуд-фотография на iPhone. Как получить профессиональный результат?

Приветствую читателей Photar.ru! В этой статье мы продолжаем рассказывать о съёмке с новыми накамерными вспышками A10 от компании Profoto. В прошлый раз мы использовали эти приборы для съёмки модели, причём работали как в помещении, так и на улице (обязательно посмотрите этот выпуск). А сегодня поговорим о создании контента для кафе и ресторанов, а в частности, о фуд-фотографии или, по-русски, съёмке еды. Приемы, показанные в этом уроке, особенно будут актуальны для фуд-блоггеров.

С фуд-фотографией связано огромное количество слухов, баек и домыслов. Уверен, что многие слышали про покрытие еды лаками, машинным маслом, пеной для бритья да и ещё бог знает чем. Хочу вас уверить, в профессиональной фуд-фотографии, конечно же, есть множество хитростей и уловок, но основная масса материалов снимается без них. На первое место выходят профессионализм повара, фуд-стилиста и фотографа. Уверен, те, кто смотрели наши прошлые выпуски и читали статьи, знают, что грамотная работа со светом является очень важной частью в создании качественной картинки. Так вот, сегодня я расскажу вам несколько очень важных и полезных моментов по работе с освещением в фуд-съёмке.

Первое и основное – в профессиональной фуд-фотографии не используется “естественный свет от окна”! Зависит это от множества факторов, но самым важным остаётся невозможность его контролировать в разных местах съёмок (погода, время суток, сезон и т. д.). То есть, условно летом в одно и то же время, в разных ресторанах (даже одного города) свет будет абсолютно разным (и это ещё при наличии окон)! Так что те, кто говорят о волшебном естественном (натуральном) освещении, просто не умеют работать с дополнительным (ой как стыдно…). Поэтому смотрим видео про работу со студийным освещением на канале PhotarTV;)

Для съёмки еды самым удобным и практичным является импульсное освещение. Оно обладает достаточным запасом мощности, компактностью, небольшой теплоотдачей и обширным выбором светофомирующих насадок. Касаясь насадок, нередко фотографы выбирают насадки мягкого света такие как стрипы, софты, октабоксы и зонты. Все эти типы насадок, безусловно, хороши, но обладают одной весьма существенной особенностью. Самое яркое пятно света у этих насадок всегда находится в центре и управлять его растушёванностью (из-за границ самой насадки) не получится. А такая возможность существенно расширяет ваши творческие и технические возможности. Именно по этой причине, для рассеивания света, мы будем использовать просветную раму Lastolite Skylite Rapid Standard.

© Photar.ru

В нашем распоряжении была рама размерами 2 на 1,1 м и полотно с компенсацией экспозиции 1.25 ступени. Однако, как размеры рам, так и виды рассеивателей существуют разные, в том числе и в ассортименте компании Lastolite, так что советую изучить этот вопрос. Рассеивать через нашу раму мы будем жёсткий свет от накамерной вспышки Profoto A10, и тут я бы хотел немного рассказать о самой вспышке.

Вспышка Profoto A10

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Эта накамерная вспышка была анонсирована совсем недавно и пришла она на смену Profoto A1X. Экстерьер прибора остался полностью неизменным – большой яркий монохромный дисплей, сменный аккумулятор, надёжный замок крепления к горячему башмаку камеры, магнитное крепление светоформирующих насадок, качественный пластик и великолепная сборка. На самом деле особенностей здесь довольно много и все их здесь перечислять нет смысла, лучше читайте наш большой обзор Profoto A10.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Одна из важнейших особенностей этих приборов, что выделяет их среди всех накаченных вспышек, – круглая голова вспышки, которая, соответственно, формирует пятно света также круглой формы. Эта особенность позволяет формировать красивые, ровные и плавные блики. Сама компания Profoto называет эти вспышки «самым компактным студийным светом в мире». И это действительно так, ведь получаемый рисунок света такой же, как у студийных приборов. Кстати, даже мощность вспышек указывается не как ведущее число, а в Дж, как у студийных приборов. Мощность вспышек Profoto A10 составляет 76 Дж.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Profoto A10, как и его предшественники A1/A1X, имеет полноценный пилотный свет, почти как у студийных приборов. Это позволяет не только ориентироваться по направлению света но и достаточно точно его настраивать. Угол света регулируется поворотом электронного кольца на голове вспышки, что также очень удобно.

И ещё одна особенность, которая главным образом отличает новинку от предшественников – наличие Bluetooth. Это позволяет подключать смартфон непосредственно к вспышке и не только управлять ее настройками, но и синхронизировать импульс вспышки с камерой смартфона. На момент написания статьи, это единственная накамерная вспышка в мире с такой возможностью.

Синхронизация пока работает только с iPhone начиная с седьмого поколения. Для синхронизации камеры и подключения и управления вспышками необходимо установить фирменное приложение Profoto. Предусмотрена съемка в формате RAW, что значительно расширяет возможности редактирования снимков. Кстати, все представленные в этой публикации примеры фотографий отредактированы непосредственно на смартфоне.

Я неспроста заговорил об этих особенностях, так как именно они помогут нам сегодня получить отличный результат!

Фуд-фотография на iPhone и Profoto A10

Итак, в нашей первой постановке будет задействован всего один прибор Profoto A10, но этим я хочу показать вам, что в большинстве случаев можно обойтись малым. И ещё один момент. Все советы и приёмы, которые я здесь покажу, будут аналогичными при съёмке на фотоаппарат. Так что, если вы прочитали до «съёмка на iPhone» и успели расстроиться, то советую всё же дочитать до конца!

Начнём с установки рассеивателя Lastolite Skylite Rapid Standard. Рассеиватель необходимо расположить так, чтобы он покрывал сцену не только с одной стороны, но и сверху. Это позволит сделать свет менее контрастным и избежать лишних глубоких теней, да и блики на отражающих поверхностях будут плавнее. Но конечно же, всё зависит от вашей идеи и условий съемки.

© Photar.ru

Ни в коем случае не пренебрегайте использованием штатива, ведь при тонкой работе с освещением даже небольшие изменения положения камеры могут повлиять на светотеневой рисунок. Да и в съёмке меню лучше чтобы ракурс был одним и тем же. Поскольку мы снимаем на iPhone, то нам понадобилось дополнительный держатель для смартфона. Мы использовали Joby GripTight Mount Pro, который позволяет быстро и легко изменить ориентацию камеры с альбомной на портретную и обратно.

Далее необходимо сделать пятно света меньше площади рассеивателя, что как раз создаст плавную и красивую растушёвку краёв. В моём случае я сделал зум само́й вспышки поуже и не использовал никаких дополнительных модификаторов. Стоит обратить внимание, что свечу я прибором не перпендикулярно плоскости рассеивателя, а вскользь, что делает световое пятно неоднородным, но более объёмным в отражении. Поиграв с зумом, наклоном и расстоянием от прибора до рассеивателя я добился мягкого, но очень объёмного освещения блюда.

Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru

Важно отметить, что снимать относительно тёмные объекты на белом льду далеко не самая простая затея. На видео я объяснил, что матрице телефона довольно тяжело справиться с таким перепадом яркостей, поэтому стоит больше внимания уделить освещению. Как вы видите по снимкам, один правильно установленный источник света и рассеиватель дают вам прекрасный результат.

Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru

Все представленные в статье и в видео снимки сделаны на iPhone 8 Plus. И тут я ещё раз хочу напомнить про наш предыдущий материал, посвящённый работе с новыми Profoto A10, где мы снимали портрет также на смартфон. А теперь представьте себе на сколько компактнее становится сумка фотографа при работе с Profoto A10! Да, про размер рамы Lastolite Skylite Rapid Standard я не забыл, но она также легко собирается в удобный для переноски кофр и совсем немного весит. Причём в этом сетапе мы использовали лишь одну студийную стойку для установки рассеиватель, а сама вспышка была закреплена на стуле при помощи довольно компактного Joby GorillaPod 3K.

© Photar.ru

Возвращаясь к установке света, хочу ещё раз отметить её универсальность. Вы сами убедились, что абсолютно разные блюда одинаково аппетитно смотрятся. Ну и, конечно же, не стоит пренебрегать использованием дополнительных отражателей (я чаще всего использую простой картон с серебристым покрытием), они позволят дорисовать блики и вытянуть тени в нужных местах, что особенно актуально при съемке на смартфон.

© Photar.ru

Необходимо отметить, что в снимаемой сцене достаточно большое вмешательство в контраст дала светлая стена справа от камеры.

В следующей части работа с освещением будет уже не такой простой, но гораздо более эффектной. Теперь мы будем использовать два прибора, но не для того, чтобы осветить всё со всех сторон, как это часто делают начинающие фотографы, а чтобы придать снимку более интересную атмосферу. Итак, для создания атмосферы я буду использовать прямой жёсткий сфокусированный луч от второй вспышки Profoto A10, установленной слева от сцены примерно в 2,5 метрах. Причём установлена она чуть выше уровня стола, на котором стоят блюда. Такое расположение даёт мне относительно однородный контраст на блюдах и длинные жёсткие тени, характе́рные для утреннего (или вечернего) освещения.

© Photar.ru

Далее я устанавливаю флаги из подручных вещей, чтобы сделать лучи более акцентированными и надеваю на вспышку компенсирующий желтый фильтр 1/4 CTO. Таким образом, окрашенные лучи становятся гораздо отчётливее.

© Photar.ru

После этого я включаю настроенный ещё для прошлой сцены свет, направленный через рассеиватель Lastolite, для заполнения теней и создания основного освещения. Как видите, картинка получается очень живой и интересной. Подобный подход к освещению очень хорошо подойдет для работы с композициями, а не с одиночными блюдами. Блики на разных фактурах и поверхностях всегда выгодно подчеркнут их, придав снимку глубину и естественность.

Свет от одного источника слева Profoto A10 + цветной фильтр 1/4 CTO. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru
Свет от двух приборов Profoto A10. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru

При работе с композициями существует два подхода. Первый акцентирует внимание на основном блюде, где остальные заполняют пустое пространство. Второй поход подразумевает равномерное заполнение пространства так, чтобы внимание зрителя замыкалось в композиции и проходило через неё несколько раз. Обязательно попробуйте оба подхода, уверен, всегда можно открыть для себя что-то новое!

Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru
Параметры: 1/40, f/2.8, ISO20. © Павел Молчанов / Photar.ru

Следует еще отметить ряд важных особенностей при съемке на iPhone и Profoto A10. Во-первых, необходимо обязательно отключить функции, влияющие на отображение картинки, такие как True tone и Night shift. Во-вторых, поскольку камеры iPhone обладают электронным затвором, высокоскоростная синхронизация вспышки начинается с 1/30-1/50 секунды (в зависимости от модели iPhone), это также необходимо учитывать. Хотя Profoto A10 и поддерживает HSS при работе с камерами, в случае включения высокоскоростной синхронизации со смартфоном, мощность приборов значительно падает и ее может не хватить. В-третьих, это задержка срабатывания затвора. После нажатия на спуск происходит задержка приблизительно на полсекунды. Поэтому опять же, я рекомендую использовать штатив и в идеале внешнюю Bluetooth-кнопку спуска.

Заключение

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В заключение хочу сказать, что возможность вспышек Profoto A10 синхронизироваться со смартфонами iPhone открывает абсолютно новые возможности для огромного количества фотографов и блогеров, работающих в сфере создания контента для социальных сетей. В сегодняшнем материале мы коснулись темы фуд-фотографии и я рассказал вам, как добиться классного результата, используя всего один источник света и рассеиватель.

Кстати, как вы увидели в видео, мне не понадобилась даже стойка для его крепления, что также существенно упрощает жизнь. Profoto A10 обладает настолько малым весом, что эту вспышку можно закрепить не только на GorillaPod 4K, но и более младших моделях штативов Joby. Более того, в комплекте со вспышкой идёт подставка, которая позволяет поставить вспышку на стол или любую другую ровную поверхность, таким образом, можно обойтись даже без дополнительных приспособлений.

Уверен, что многие из вас возьмут на заметку некоторые из показанных приёмов и совместят их со своими наработками. Напомню, что все советы также применимы при съёмке и на фотоаппарат. Будем очень рады увидеть ваши результаты! Так что оставляйте комментарии и обязательно подписывайтесь на наш канал!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь