Так называемые объективы «всё-в-одном» всегда выглядят привлекательно. Представьте: вы покупаете один объектив и практически на все сто процентов возможных сюжетов у вас есть решение. С другой стороны, подобные объективы никогда не отличались светосилой или высоким качеством изображения, поэтому оставались, в основном, выбором путешествующих фотографов и любителей. Но вот в июне 2020 года известный японский производитель компания Tamron представила абсолютно уникальный объектив для байонета Sony E с диапазоном фокусных расстояний 28-200 и максимальной светосилой f/2.8 (!) на широком конце — впервые среди мегазумов.
Объектив Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD попал к нам на тест уже спустя несколько недель после анонса. И сегодня в этом обзоре мы готовы поделиться результатами подробных тестов, а также ответить на вопросы, заданные в комментариях под анонсом обзора объектива в социальных сетях.
Внешний вид Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD
Компания Tamron на текущий момент выпускает семь объективов, включая нашего героя, для полнокадровых беззеркальных камер Sony. Все они сходны по дизайну и изготавливаются из одинаковых материалов: матовый чёрный пластик и металлическое кольцо с золотым оттенком у основания байонета.
В комплекте с Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD поставляется лепестковая бленда, также из матового пластика. Бленда не сильно глубокая, поэтому практически не мешает работе с переменными или градиентными фильтрами.
Кольцо трансфокатора широкое и имеет прорезиненное покрытие, а вот электронное кольцо фокусировки полностью пластиковое. Поскольку фокусировочное кольцо электронное, здесь нет разметки дистанции фокусировки и глубины резкости.
Электронное кольцо может работать в режиме доводки. Изменение дистанции фокусировки нелинейное, то есть, чем быстрее вы крутите кольцо, тем больше изменяется дистанция, чем медленнее, тем точнее происходит настройка.
Функциональных переключателей на корпусе нет. Выбор режима фокусировки (ручной/автоматический фокус) производится через меню камеры. Присутствует только переключатель, предотвращающий выпадение «хобота» при транспортировке.
Форм-фактор объектива раздвижной, то есть в процессе изменения фокусного расстояния, его размеры также изменяются. Минимальная длина объектива без бленды и крышки 117 мм, что, надо сказать, весьма компактно с учётом такого широкого диапазона фокусных расстояний. Максимальная длина составляет 172 мм. Максимальный диаметр объектива 74 мм, а вес 575 граммов, что тоже весьма мало для заявленных параметров объектива. Если сравнивать ближайшего конкурента 24-240 от Sony, то вес нашего героя в полтора раза меньше.
Все сочленения и движущиеся части объектива снабжены пылевлагозащитой. На байонете хорошо видно резиновое уплотнительное кольцо.
В целом качество изготовления корпуса на высоте. Все детали плотно подогнаны, нет щелей и уж тем более — поскрипываний и шатаний. Ход кольца зума в меру тугой. Объектив самопроизвольно не раскладывается.
Характеристики Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD
Оптической стабилизации объектив Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD не имеет, что вызвало у части аудитории удивление и даже огорчение. Но не будем забывать, что полнокадровые камеры Sony (за исключением самой первой версии a7) оснащены отличным матричным стабилизатором, эффективности которого вполне достаточно для комфортной работы. Отказ от стабилизации в объективе вполне оправдан, ведь стабилизатор неизбежно увеличил бы как стоимость, так и размеры устройства. Насколько эффективен матричный стабилизатор в связке с Tamron 28-200mm, мы рассмотрим чуть ниже.
Минимальная дистанция фокусировки на широком угле составляет всего 19 см, на длинном конце 80 см. Таким образом, мы получаем масштаб 1:3,1 на коротком угле и 1:3,8 в теледиапазоне. Конечно, это нельзя назвать полноценным макро, но для «предметки» — вполне достаточно. А если сравнивать с ближайшими конкурентами, то минимальная дистанция фокусировки Tamron’а на широком угле позволяет снимать объекты, расположенные на вдвое более короткой дистанции, что, безусловно, очень ценно.
Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD, как следует из полного названия, оснащён бесшумным приводом автофокуса RXD (Rapid eXtra silent Drive) — он работает очень тихо, что мы тоже проверим в тестах ниже.
Диафрагма переменная, на широком конце f/2.8, а на длинном f/5.6. Минимальная апертура f/16-32 соответственно. Диафрагма состоит из 7 скругленных лепестков.
Оптическая конструкция нашего героя состоит из 18 элементов в 14 группах, включающих 2 больших элемента из низкодисперсного стекла и один элемент со сверхнизкой дисперсией, 2 асферических элемента GM и 2 гибридных асферических элемента. Передний элемент обладает фтористым покрытием, которое защищает от влаги, жира, отпечатков пальцев и тд.
Одной из приятных особенностей всей серии объективов Tamron для полнокадровых беззеркальных камер Sony является одинаковый диаметр резьбы для светофильтра, который соответствует 67 мм. Не стал исключением и Tamron 28-200mm. Это действительно здорово, поскольку не требуется покупать дорогостоящие фильтры под разные диаметры, ну и крышки у всех одинаковые, что тоже плюс.
Тестирование Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD
Поскольку мы имеем дело со сверхуниверсальным объективом, то сразу предупреждаю, тестов будет много, по каждому фокусному расстоянию. Так что приготовьтесь. Но для начала хочу ответить на, наверное, самый популярный вопрос в комментариях под анонсом обзора этого объектива: до какого фокусного расстояния сохраняется максимальная светосила f/2.8? Распределение значений апертуры в зависимости от фокусного расстояния выглядит следующим образом:
- f/2.8 до 31 мм
- f/3.2 до 43 мм
- f/3.5 до 53 мм
- f/4 до 78 мм
- f/4.5 до 113 мм
- f/5 до 146 мм
- f/5.6 до 200 мм
А теперь давайте поговорим об основном качественном показателе – резкости объектива.
Резкость
Во всех обзорах объективов я использую стандартную миру, которая отлично демонстрирует работу оптики.
Для упрощения ниже будут кропы на основных фокусных расстояниях и апертуре с шагом в одну ступень (при нажатии изображение увеличивается).
Итак, 28 мм:
Мы можем наблюдать резкий центр кадра начиная уже с f/2.8, на f/4 центр становится еще резче, а на f/16 слегка смягчается под влиянием дифракции. Резкость на периферии кадра, как и следовало ожидать, чуть ниже. В целом объектив имеет отличную резкость на 28 мм, что особенно удивляет, когда вспоминаешь, что это универсальный зум, а не фикс.
Картинка на 35 мм по центру кадра схожая, а вот периферия стала резче, но начиная с f/14 наблюдается смягчение.
На 50 мм центр кадра обладает максимальной резкостью уже на открытой диафрагме. Периферия кадра максимально резкая на f/7.1-10, а вот на крайних значениях апертуры качество несколько снижается.
Картинка на 70 мм по характеру разрешения полностью схожа с 50 мм.
Я показал сразу все три оставшихся фокусных расстояния, потому что поведение картинки относительно резкости абсолютно идентично.
Что можно сказать о резкости? Я не ожидал такого результата от универсального объектива! Мы имеем высочайшую для суперзума детализацию, особенно на длинном конце. Качество впечатляет! Подобными показателями не может похвастаться ни один из близких по классу универсальных объективов.
Хроматические аберрации
В составе оптической схемы присутствуют целых 4 элемента из низкодисперсного стекла, а как известно, именно они в первую очередь отвечают за снижение эффекта ХА. Хроматические аберрации бывают двух типов – продольные и поперечные. Продольные аберрации характерны только для открытых диафрагм по всему полю кадра, а поперечные проявляются на всех значениях апертуры, как правило, ближе к краю кадра. Для теста продольных ХА я использую калибровочную мишень Datacolor SpyderLENSCAL, а для поперечных специальную тестовую миру.
28 мм:
И снова объектив удивляет. От фокусного 28 мм со светосилой f/2.8 ожидаешь значительного проявления хроматических аберраций, но здесь они минимальны, хотя и проявляются на всём диапазоне диафрагм. Таким образом, приблизительно на f/2.8-4 мы видим продольные аберрации, далее эффект снижается. По краю кадра проявление небольших поперечных ХА также заметно по всему диапазону.
200 мм:
На 200 мм картинка меняется и становится даже лучше. Продольные ХА заметны лишь на значениях f/5.6-11, далее они практически исчезают. Поперечные аберрации теперь не проявляются по центру кадра, а на периферии их эффект становится менее заметным.
Эффект ХА обладает таким характером распространения, что его без труда можно будет исправить в RAW-конвертере. Впрочем, в 90 процентах случаев этого не понадобится, так как их проявление всё же незначительно.
Бликозащита
Объектив комплектуется лепестковой блендой, которая призвана защитить от появления бликов в кадре.
28 мм:
Мне пришлось потрудиться, чтобы найти такой угол съёмки, при котором блики стали бы хорошо видны. При закрытии диафрагмы на фокусном расстоянии 28 мм блики увеличиваются и их очертания более читаемы. На f/11-16 этот эффект проявляется достаточно заметно. Но ещё раз подчеркну – это намеренное нахождение угла, под которым блик проявляется максимально.
200 мм:
А вот на 200 мм блики гораздо слабее, более того, они вносят некий художественный эффект. Снижение контрастности при съемке в контровом освещении незначительно, что очень ценно.
Геометрия
Tamron 28-200 имеет тесное сопряжение с камерой и передаёт множество информации для корректной работы матричного стабилизатора и различных внутрикамерных корректировок оптических аберраций. Поэтому для максимально точного и наглядного теста дисторсии один и тот же файл представлен в двух видах: исходный RAW, открытый в программе RawDigger, для предотвращения влияния корректировок, и второй файл – это внутрикамерный JPEG с корректировками.
28 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
На 28 мм наблюдается совершенно незначительная бочкообразная дисторсия. Как видите, камера вносит определённые корректировки для исправления геометрии.
35 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
Картинка «выгибается» в обратную сторону и здесь мы видим уже подушкообразную дисторсию. Она также незначительна.
50 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
70 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
На 70 мм проявление подушкообразной дисторсии незначительно увеличивается.
100 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
100 мм также привносит увеличение эффекта подушкообразной дисторсии.
135 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
200 мм:
Исходник / Внутрикамерная коррекция
135 мм и 200 мм также постепенно увеличивают подушкообразную дисторсию, но довольно умеренную. Дисторсия естественная, здесь нет совмещённой бочки с подушкой, когда изображение выгибается в разные стороны. В итоге мы снова наблюдаем уникальную картину для для мегазума – дисторсия минимальна, и ее даже необязательно корректировать в камере или при постобработке в редакторе. Если сравнивать с конкурентами, то там применение корректировки абсолютно необходимо.
Виньетирование
28 мм:
На фокусном расстоянии 28 мм на максимально открытой диафрагме f/2.8 эффект виньетирования присутствует. На f/4 происходит заметный скачок и виньетка резко уменьшается. Полное отсутствие виньетки начинается приблизительно с f/10.
200 мм:
На 200 мм эффект виньетирования не столь заметен и присутствует на меньшем диапазоне апертуры. Начиная с f/11 по f/32 мы можем наблюдать полное отсутствие затемнения в углах кадра.
Коматические аберрации и астигматизм
Коматические аберрации и астигматизм проявляются в виде искажения световых точек. Особенно актуальны подобные аберрации при съёмке звёздного неба и ночного города. Поскольку наш объектив обладает довольно широким углом 28 мм и хорошей светосилой f/2.8, его применение в подобного рода сюжетах выглядит логичным.
Кома больше всего характерна для открытых диафрагм и периферии кадра. Астигматизм проявляется почти по всему полю кадра и практически исчезает к центру, а также не уменьшается при увеличении значения апертуры. Ниже кропы, демонстрирующие периферию кадра (кома) и изображение около центра (астигматизм).
На 28 мм в углу кадра заметно проявление комы, но в незначительной степени. Приблизительно после f/11 этот эффект пропадает. Проявление астигматизма не замечено. На фокусных 35-50 мм характер такой же — первые два стопа в углу кадра дают кому, астигматизм не проявляется. Начиная с 70 мм кома уже практически незаметна — всё дело в том, что подобные аберрации чаще всего проявляются на широком угле.
Боке
Любимое боке! Куда же без него! Ниже примеры на всех основных фокусных расстояниях, сделанные на МДФ и на максимально открытой диафрагме.
Световые диски по центру кадра обладают практически идеальной круглой формой – сказывается 7-лепестковая скругленная диафрагма. К краю кадра световые диски приобретают форму кошачьего глаза. Диски не имеют цветной окантовки, что очень хорошо, однако заметно проявление луковых колец (в незначительной степени).
Характер световых дисков на всех фокусных расстояниях в целом очень достойный! Вопреки тому, что светосила на классическом портретном фокусном расстоянии 135 мм недостаточна, объектив имеет отличные возможности для съёмки в этом жанре. О портретной съемке поговорим чуть ниже, когда к нам присоединится Паша Молчанов.
Стабилизация
Как я уже писал, объектив не оснащён оптической стабилизацией. Однако встроенная матричная стабилизация полнокадровых камер Sony даёт действительно значительный запас прочности. Ниже таблицы для фокусных расстояний 28 мм и 200 мм. Для каждого фокусного расстояния процентное соотношение удачных снимков с матричным стабилизатором и без него. (Как проводилось тестирование, могу рассказать в комментариях, обзор уже и так слишком большой получается;)).
28 мм | стаб вкл | стаб выкл |
1/30 | 100% | 97% |
1/15 | 100% | 82% |
1/8 | 100% | 62% |
1/4 | 94% | 47% |
0.5 | 82% | 40% |
1 | 71% | 20% |
Всё, что ниже 70 процентов, можно считать уже неприемлемым. Как видите, матричный стабилизатор обеспечивает запас до 5 ступеней! А вот без стабилизатора уже даже на выдержке 1/30 процент резких кадров ниже. Однако, без матричного стабилизатора условно есть запас в одну ступень. На фокусном расстоянии 200 мм картина уже не столь радужная:
200мм | стаб вкл | стаб выкл |
1/200 | 100% | 89% |
1/100 | 90% | 70% |
1/50 | 70% | 40% |
1/25 | 61% | 15% |
Как видите, матричный стабилизатор обеспечивает запас около двух ступеней. Тем не менее даже на выдержке 0,4 секунды я смог получить несколько приличных результатов с включённым матричным стабилизатором. Вот вам яркий пример работы стабилизатора — первый снимок из теста со стабилизатором, второй без:
200 мм, выдержка 0,4s — матричный стабилизатор / без стабилизатора
Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD для видео
Благодаря своей компактности и максимальной светосиле f/2.8, объектив имеет большие перспективы для съёмки видео. Более того, опять же, компактные размеры объектива, позволяют его установить на стедикам без затруднений. Я снимал на своем Zhiyun Weebill-S, который в принципе не предназначен для тяжёлых сетапов – при этом у меня был установлен радиоприёмник микрофона и nd-светофильтр с магнитным креплением, что тоже увеличило общий вес.
Тем не менее, даже изменение фокусного расстояния без перебалансировки возможно (конечно в пределах разумного – приблизительно 28-50 мм). Всё потому, что так называемый хобот объектива выдвигается не так сильно, и моторы стабилизатора в состоянии это выдержать.
Объектив Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD оснащён тихим и быстрым мотором RXD, а благодаря электронному кольцу фокусировки скорость перемещения фокусировочной группы линз увеличивается, поскольку нет механического сопряжения с кольцом фокусировки.
Работа автофокуса на 28 мм:
Как видите, с фокусировкой в видео нет никаких проблем. В примере выше и ниже скорость работы автофокуса в настройках камеры была в положении Нормальная. Шум от работы мотора абсолютно незаметен на звуковой дорожке. Встроенный микрофон в камеру его не улавливает. Лишь при резком большом изменении дистанции фокусировки можно услышать небольшой толчок, но только если поставить громкость на максимум при просмотре.
На 200 мм звук от работы мотора уже более заметен, но всё равно его можно назвать тихим.
В целом, как скорость работы мотора, так и его «шумность», — на очень хорошем уровне. Даже при записи звука на встроенный микрофон ( чего я крайне не рекомендую) звук мотора незаметен.
Дыхание фокуса
Отсутствие этого эффекта, заключающегося в том, что при изменении дистанции фокусировки меняется масштаб изображения, очень ценится видеомейкерами.
28 мм. До: МДФ / После: Бесконечность
200 мм. До: МДФ / После: Бесконечность
Как на фокусном расстоянии 28 мм, так и на 200 мм, при перефокусировке с МДФ на бесконечность происходит незначительное изменение масштаба — приблизительно 3.5%.
Смещение фокуса
Или варифокальность/парфокальность – способность объектива сохранять дистанцию фокусировки при изменении фокусного расстояния. Это очень специфический параметр, который характерен для дорогих кинообъективов. Тем не менее, раз уж мы так подробно всё тестируем, давайте проверим и этот аспект.
28-200 мм
200-28 мм
Как и следовало ожидать, изменение фокусного расстояния с 28 мм до 200 мм приводит к увеличению дистанции фокусировки приблизительно на 2 см, а изменение 200-28 мм соответственно привело к сокращению дистанции на те же 2 см. Но, поскольку кратность фокусного расстояния очень большая, то подобный результат — это очень хороший показатель.
Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD на практике
А теперь небольшая вставка. Это комментарий от рекламного фотографа и преподавателя Павла Молчанова, который ведёт наш цикл про студийную съёмку #ProСвет. Мы дали ему объектив буквально на одну съёмку. Далее передаю ему слово.
Приветствую читателей PHOTAR.RU! В этом блоке я хотел бы поделиться своим опытом съёмки на объектив Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD . Сам я достаточно скептически отношусь к подобного рода суперзумам. На мой взгляд, большая кратность не лучшим образом сказывается на качестве картинки. Однако этот объектив оставил о себе очень даже неплохие впечатления. Первое, на что обращаешь внимание, это конструктив: всё выполнено качественно, никакого люфта нет, при наклоне объектива вниз хобот под собственным весом не выезжает, кольца зуммирования и резкости имеют плавный и достаточно тугой ход. Поскольку этот объектив обладает переменной диафрагмой, я сразу установил её значение на f/5.6, чтобы при зуммировании не менялось количество света и не приходилось постоянно менять настройки.
Вся съёмка велась на камеру Sony a7 III в режиме следящего автофокуса по широкой зоне и лицу/глазам модели. Что касается автофокуса, то промахов практически не было. Но в одной из сцен, при съёмке на широкий угол, объектив несколько раз упорно игнорировал лицо модели и фокусировался метра на 4 за ней (этот глюк, скорее всего, вызван волосами, частично закрывавшими лицо). При съёмке крупных планов на 200 мм иногда камера фокусировалась на дальний глаз модели, но и это можно оправдать тем, что модель находилась в движении.
На фокусных расстояниях более 50 мм уже отчётливо заметно размытие фона, которое показалось мне довольно плавным и красивым. Что касается фокусных 100-200 мм, то там глубина резкости уже очень хорошо отделяет главный объект от фона и переднего плана. Фокусировка мне показалась бесшумной (ну или очень тихой), достаточно точной и быстрой. В условиях достаточно сложного освещения объектив отлично показал контраст и естественную цветопередачу. Представленная портретная съёмка имеет намеренный сдвиг баланса белого для более художественного восприятия, но кроме ББ никакой другой коррекции снимки не подвергались.
В целом, объектив оставил о себе хорошие впечатления. Он лёгкий и компактный, а диапазон фокусных расстояний позволяет использовать его в любом жанре фотографии, и особенно его оценят путешественники, ведь, кроме всего прочего, он также имеет защиту от пыли и брызг.
В портретной съёмке он также окажется весьма полезен, и позволит снимать разноплановые работы без постоянной смены объективов. Однако при работе в условиях недостаточного освещения, всё же придётся ощутимо увеличивать ISO, что возможно затруднит репортажную съёмку мероприятий в помещениях без использования дополнительного освещения.
Заключение
Пусть Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD и не заменит вам все объективы (что невозможно даже в принципе – физмку не обманешь) , он станет весьма ценным и нужным дополнением к вашему арсеналу оптики. Новый Tamron 28-200 по-настоящему уникален, и его можно назвать, пожалуй, лучшим универсальным объективом для беззеркальных камер Sony на текущий момент.
Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD при своей максимальной светосиле f/2.8 и невероятном размахе фокусных расстояний обладает великолепной резкостью. К числу его достоинств отнесем минимальные дисторсии и хроматические аберрации; минимальные коматические аберрации на широком угле и полное их отсутствие после 50 мм; красивое боке; широкие возможности для съёмки портретов и даже макро, благодаря короткой дистанции фокусировки, обеспечивающей масштаб, близкий к макрообъективам.
Объектив Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD может стать удачным выбором даже для видеографов, поскольку обладает очень быстрым и бесшумным мотором автофокуса, минимальным дыханием и минимальной варифокальностью.
Всё это делает Tamron 28-200mm F/2.8-5.6 Di III RXD действительно классным универсалом. Это будет отличный выбор для путешественников, а также работающих фотографов, которые не могут себе сразу позволить набор светосильных объективов на все случаи жизни. В комплекте с Tamron 17-28F/2.8 он перекрывает большинство потребностей продвинутого любителя, и весят они вдвоем всего 995 г. К тому же, как я писал выше, все объективы Tamron для полнокадровых камер Sony обладают одинаковым диаметром под светофильтр — 67 мм, что дает возможность существенно сэкономить.
Плюсы:
- самый светосильный мегазум для полнокадровых камер
- компактный и легкий;
- быстрый автофокус;
- абсолютно бесшумный;
- резкий на всем диапазоне фокусных расстояний;
- пылевлагозащищенный;
- рабочий с открытой диафрагмы;
- способен снимать макро;
- небольшое дыхание фокуса;
- поддерживает все внутрикамерные функции Sony.
Минусы:
- отсутствие оптического стабилизатора;
- отсутствие переключателя автофокуса на корпусе;
- отсутствие чехла в комплекте.
Редакция Photar.ru благодарит фотомагазин ЛигаФото за предоставленную камеру Sony A7 Mark III.