В линейке Zeiss Batis нет таких классических фокусных расстояний, как 35 и 50. Так почему же фокусное расстояние 40мм, почему не 35 или не 50? Все дело в том, что 40мм можно считать наиболее правильным фокусным расстоянием для полнокадрового фотоаппарата, так как диагональ полнокадровой матрицы приблизительно 43мм. Это означает, что с фокусным расстоянием 43 мм мы получаем наиболее правильное, лишенное искажений изображение, приближенное к восприятию человеческого глаза. Этой публикацией мы продолжаем серию обзоров всей линейки ZEISS Batis и сегодня у нас на тесте объектив с фокусным расстоянием 40мм. Итак, встречаете – обзор объектива ZEISS Batis 2/40!
Объектив ZEISS Batis 2/40 самый молодой в линейке Batis от легендарного немецкого производителя. Он был анонсирован в недалеком 2018 году. Как и все представители этой линейки, этот объектив автофокусный и предназначен исключительно для полнокадровых беззеркальных камер Sony. В этом обзоре мы будем тестировать объектив на камере Sony A7r IV, которую нам предоставила компания Rentaphoto.com.
Внешний вид ZEISS Batis 2/40
ZEISS Batis 2/40 обладает знакомым внешним видом, который характерен для всей линейки Batis. Все тот же корпус из металла, прорезиненое кольцо фокусировки, led-дисплей и пластиковая бленда. Корпус обладает зашитой от проникновения влаги и пыли.
Кстати, если говорить о бленде, то здесь она не лепестковая, как у предыдущих героев наших обзоров, а простая конусная. В бленде отсутствует окошко для регулировки поляризационных фильтров, градиентных или переменных nd-фильтров.
По размерам ZEISS Batis 2/40 очень напоминает ZEISS Batis 25/2 (обзор) — 93 мм в длину против 91мм. А вот диаметр тут более солидный – максимально 91мм, хотя диаметр резьбового фильтра такой же, как и у 2/25 и составляет 67мм. Вес 361 грамм.
ZEISS Batis 2/40 – это единственный объектив в линейке который обладает помимо электронного кольца управления фокусировкой, дополнительным переключателем ограничения фокуса.
Технические характеристики ZEISS Batis 2/40
Переключатель ограничения дистанции фокусировки здесь неслучайно, ведь минимальная дистанция всего 24см! Таким образом, объектив можно применять даже в макро, но в действительности макрообъективом его назвать нельзя, поскольку он обеспечивает масштаб 0.3х. Этот переключатель позволяет увеличить скорость работы автофокуса, если вы планируете снимать только на дальних дистанциях или только на близких. А также есть режим фокусировки по всему доступному диапазону от 0.42м до бесконечности.
Максимальная диафрагма ZEISS Batis 2/40, как ясно из названия, f/2, минимальная – f/22. Диафрагма состоит из 9 лепестков, однако, они не скругленные, что будет наглядно продемонстрировано на тесте боке чуть позже.
Как и предыдущие два героя 1.8/18 и 2/25 имеет надпись Distagon, что относит этот объектив к широкоугьным ретрофокусным объективам.
ZEISS Batis 2/40 обладает довольно сложной оптической схемой. Здесь 9 элементов в 8 группах, среди которых 4 элемента со сверхнизкой дисперсией 2 асферических элемента и один асферический из низкодисперсного стекла.
Тестирование ZEISS Batis 2/40
И сразу с места в карьер — протестируем резкость объектива. Для этого будем использовать нашу стандартную тестовую таблицу.
Кропы:
Центр |
Угол |
|
f/2.0 |
||
f/2.2 |
||
f/2.5 |
||
f/2.8 |
||
f/3.2 |
||
f/3.5 |
||
f/4.0 |
||
f/4.5 |
||
f/5.0 |
||
f/5.6 |
||
f/6.3 |
||
f/7.1 |
||
f/8.0 |
||
f/9.0 |
||
f/10 |
||
f/11 |
||
f/13 |
||
f/14 |
||
f/16 |
||
f/18 |
||
f/20 |
||
f/22 |
В этих тестах я не вдаюсь в подробности насколько высокая или низкая разрешающая способность объектива. Здесь мы выясняем насколько рабочими являются открытые диафрагмы, на каких диафрагмах достигается максимальная резкость на периферии и по центру, и каких закрытых диафрагм следует избегать. То есть такой более приближенный тест к жизни. Итак, на кропах выше мы можем наблюдать, что центр кадра резкий на всех значениях диафрагмы. Если детально присмотреться, то максимальная резкость достигается приблизительно после f/4 и где-то после f/20 наблюдается смягчение картинки. По краю кадра на f/2-2,5 наблюдается снижение детализации, вызванное эффектом виньетирования. На f/16-22 приохотит смягчение картинки, а максимальная резкость на периферии кадра приблизительно при значениях апертуры f/4-11. Следовательно, значения f/4-11 — это самые рекомендуемые значения для достижения максимальной резкости по всему полю кадра.
Хроматические аберрации
Различают два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Продольные хроматические аберрации — это самый, так скажем, популярный вид, о которых знает большинство фотографов. Такие аберрации характерны для открытых диафрагм и, соответственно, исправляются путем прикрытия диафрагмы. Давайте протестируем ZEISS Batis 2/40 на калибровочной мишени Data Color.
Кропы:
Центр |
|
f/2.0 |
|
f/2.8 |
|
f/4.0 |
|
f/5.6 |
|
f/8.0 |
|
f/11 |
|
f/16 |
|
f/22 |
Даже при незначительном увеличении можно заметить проявление продольных аберраций на значении апертуры f/2-2,8. На f/4-5,6 приохотит значительное уменьшение эффекта, который полностью исчезает на значении f/6,3-7,1.
Поперечные хроматические аберрации проявляются на всех значениях аппретуры, то есть их нельзя избежать благодаря диафрагмированию, и больше всего характерны для периферии кадра с постепенным уменьшением эффекта к центру. Выше мы анализировали центр кадра, поэтому теперь давайте проанализируем угол кадра на другой тестовой мире.
Кропы:
Центр |
|
f/2.0 |
|
f/2.8 |
|
f/4.0 |
|
f/5.6 |
|
f/8.0 |
|
f/11 |
|
f/16 |
|
f/22 |
Удивительно, но наблюдается практически полное отсутствие поперечных хроматических аберраций. Такое встречается очень редко.
Геометрия
до: внутрикамерный jpeg / после: raw с отключенным корректировками в RawDigger
Объектив ZEISS Batis 2/40 обладает подушкообразной дисторсией. Но вот что странно, если открыть исходный RAW-файл в RawDigger (на сравнении выше изображение после), который отключает все встроенные надстройки, то можно заметить, что камера слегка исправляет эти искажения, однако, почему-то не полностью, но это уже вопрос не к ZEISS, а к Sony. Надо сказать, что чем больше дистанция фокусировки, тем менее выражен эффект подушкообразной дисторсии. То есть на бесконечности объектив дает практически идеальную геометрию. Это следует учитывать в работе.
Астигматизм и коматические аберрации
Отсутствие астигматизма и комы более всего ценится для сверхширокоугольных и широкоугольных объективов. Эти аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Особенно это будет заметно при фотографировании звезд и ночного города общим планом. Хотя 40мм и относится к широкоугольным объективам, он все же не совсем применим для этих сценариев съемки. Однако, давайте все же протестируем ZEISS Batis 2/40 на наличие таких аберраций.
Исходное изображение:
Как различать кому и астигматизм? Коматически аберрации, как правило, проявляются по краю кадра и исправляются диафрагмированием. Астигматизм, напротив, не исправляется путем прикрытия диафрагмы и проявляется почти по всему полю кадра кроме центра. Соответственно ниже для анализа кропы около центра – это астигматизм, угол – кома.
Около центра |
Угол |
|
f/2.0 |
||
f/2.8 |
||
f/4.0 |
||
f/5.6 |
||
f/8.0 |
||
f/11 |
||
f/16 |
||
f/22 |
На f/2 при очень детальном рассмотрении на периферии кадра можно заметить слабое проявления комтических аберраций, но в целом, ни кома ни астигматизм здесь не вмешиваются в целостность изображения.
Виньетирование
Значительное уменьшение виньетки наблюдается на f/3,2, а полное отсутствие виньетирования начинается уже с f/4 — очень хороший показатель.
Боке
Наконец-то у нас на обзоре объектив, для которого характер боке имеет довольно важное значение. Напомню, перед этим мы уже протестировали две модели линейки Batis — 2,8/18 и 2/25. Это сверхширокоугольные объективы, но тем не менее мы и там протестировали поведение объектива в зоне нерезкости. Давайте посмотрим, каков характер рисунка боке у ZEISS Batis 2/40.
ZEISS Batis 2/40 оснащен диафрагмой, состоящей из 9 лепестков, однако, к сожалению, это ему не помогло для формирования в зоне нерезкости светового диска приближённого к кругу. Судя по геометрии светового диска диафрагма оснащена не скругленными лепестками. Надо сказать, что форма девятиугольника даже на максимальной диафрагме f/2 имеет почти ровную геометрию и что особенно радует эта форма практически не искажается по мере приближения к периферии кадра. Такое поведение встречается довольно редко.
Световой диск имеет практически равномерное заполнение и только при особо детальном рассмотрении можно заметить луковые кольца. Точки на дисках вызваны загрязнением линзы. Края световых дисков не имеют каемки, что также является положительным фактором.
ZEISS Batis 2/40 для видео
Фокусное расстояние 40мм очень часто используется для съемки видео, так что мы не могли не протестировать некоторые аспекты, важные для съемки видео. Начнем со скорости фокусировки, что безусловно важно и для фотосъемки.
Напомню, объектив обладает электронным кольцом фокусировки, что означает отсутствие механической связи с фокусировоччной группой, благодаря этому достигается максимальная скорость фокусировки и это подтверждает тест выше. Да, мы видим довольно быструю перефокусировку, однако, не всегда точную, иногда даже заметно небольшое «ёрзание» фокуса, но виной этому система автофокусировки камеры.
Дыхание фокуса – проявляется в изменении масштаба при перефокусировке. Отсутствием этого эффекта обладают, как правило, очень дорогие специализированные для съемки видео объективы.
до: МДФ / после: Бесконечность
При изменении дистанции фокусировки с минимальной на бесконечность происходит изменение масштаба приблизительно на 15 процентов. Такое изменение масштаба будет заметно при видеосъемке в определенных сценариях. И, как я уже писал в тестах геометрии, чем больше дистанция фокусировки, тем менее выражена подушкообразная дисторсия.
до: МДФ / после: Бесконечность
Объектив ZEISS Batis 2/40 на практике
Здесь передаю слово Паше Молчанову
В прошлых статьях я делился своим мнением о съемке на объективы Batis 2/25 (обзор) и Batis 2.8/18 (обзор), а в этот раз расскажу о ZEISS Batis 2/40. Фокусное расстояние очень близко к стандартному, что позволяет использовать этот объектив в разных жанрах. Важно отметить его геометрию, несмотря на угол чуть шире стандартного, геометрические и перспективные искажения совсем не привлекают к себе внимание, даже с учетом съемки относительно крупных планов. Что касается съемки с небольшого расстояния, то объектив имеет одну очень интересную особенность, описанную сокращением CF в названии, что обозначает Close Focus. Иначе говоря, объектив имеет возможность фокусироваться с 24 см и коэффициентом масштаба 1:3.3, что является несомненным преимуществом!
Конструктив ничем не отличается от других объективов серии, это те же компактные размеры, съемная бленда, продолжающая корпус, защита от пыли и влаги, внешний OLED экран с данными о ГРИП и переключатель с дистанцией фокусировки со значениями полного диапазона, бесконечность — 0.4 метра и 0.5 метра — 0.24 метра. Объективы выпускаются под байонет E компании SONY и являются автофокусными. Реализация ручной фокусировки выполнена через электронику, и имеет слегка нестандартный функционал (более резкое вращение приводит к значительному изменению дистанции фокуса, а более плавное к «доводке на резкость»).
Что касается практики, то мне объектив понравился (как и другие линзы серии Batis). Как в съемках на улице, так и в студии, скорость и точность автофокуса не вызвала никаких нареканий. Даже с учетом динамичного позирования моделей, процент промаха фокуса был очень небольшим. Размытие с учетом апертуры, довольно контрастное, сказать, что оно очень хорошо отделяет объект от фона не могу. Как я писал выше, даже в крупных планах, я не заметил сильного влияния искажений объектива на моделей. Хорошая резкость, скорость и точность автофокуса, отличный контраст. Все эти моменты позволяют смело рекомендовать этот объектив к покупке. Единственным неловкими моментом для меня стало случайное переключение дистанции фокусировки на диапазон 0.5 — 0.24 метра, и я даже подумал, что объектив неисправен, так как сфокусироваться вдаль я не мог. Однако после пары минут переживаний причина была найдена.
Заключение
Полнокадровая беззеркальная система Sony имеет в своем врсенале целых три 50мм объектива и два объектива с фокусным 35мм. Однако, нет ни одного с фокусным расстоянием 40мм. Так что в этом плане, можно утверждать — ZEISS Batis 2/40 это уникальный объектив, неимеющих аналогов. Хотя, у сторонних производителей и встречается подобное фокусное для Sony E, однако, эти объективы имеют очень внушительные размеры и вес, несравнимые с нашим героем.
ZEISS Batis 2/40 обладает отличными качествами выдаваемого изображения. Здесь минимальные хроматические аберрации, хорошая резкость, отсутствием комы и атигамтизма, а также минимальное виньетирование. Скорость работы моторов автофокуса не создает каких-либо неудобств и работает довольно быстро. В плане видеосъемки здесь имеется значительный минус в виде визуально заметного дыхания фокуса, но во многих сценариях съемки, например для интервью, этот параметр не будет иметь значения.
Минимальная дистанция фокусировки 24см дает широкие возможности в области применения этого объектива. Для сравнения, все объективы 35/40/50 мм (кроме 50/28 Macro) имеют МДФ от 35 до 50 см, так что это еще один плюсик в пользу уникальности ZEISS Batis 2/40.
Благодарим компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7R IV.
Обзоры объективов линейки ZEISS Batis:
Спасибо за внимание и подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы быть в курсе самого интересного из мира фототехники: Facebook, Вконтакте и Telegram и YouTube-канал.