Для того, чтобы снимок было приятно рассматривать, он должен хорошо читаться. Как мы рассматриваем фотографии? Так же как и читаем книги. Слева направо и сверху вниз. Это следует учитывать при построении композиции. Большинству людей будет не комфортно рассматривать снимок с композицией построенной в обратную сторону. Это неосознанный дискомфорт, но всё же он будет присутствовать.
Существует много правил построения композиции: правило третей, правило диагональных линий, золотое сечение и золотая спираль, но это всё лишь рекомендательные правила, а не жесткие нормы. Согласно всем этим правилам ключевые объекты должны находиться на пересечениях линий или на самих линиях. Такой подход работает не всегда. Гораздо важнее выдерживать порядок подачи информации.
Если взглянуть на правило третей и правило золотого сечения, то видно, что начало движения взгляда как раз начинается из точки пересечения линий и приходит в другую точку. Из этого можно сделать вывод, что все правила пересекаются друг с другом и не нужно цепляться за одно из них.
Чтобы понять, как правильно строить композицию достаточно знать рекомендации в построении кадра и анализировать работы именитых фотографов.
Рассмотрим несколько работ американского фотожурналиста Стива МакКарри (Steve McCurry):
Диагональная линия стены подводит наш взгляд к главному герою кадра.
Все объекты расположены на диагонали. Двигаются они слева направо. Это создаёт некую динамику в фотографии и заставляет двигаться взгляд в заданном направлении.
Береговая линия образует зигзаг. Взгляд движется с верхней левой точки в середину правой стороны и уходит снова налево вниз.
Есть и другие принципы построения кадра. Всё сказанное выше является фундаментом для творческого поиска. Главные герои могут располагаться посередине или с любой стороны в любой части кадра. Главное, чтобы снимок легко читался.