Работа фотографов экстремальных видов спорта – в особенности водных – связана с постоянными путешествиями. Это непрерывная охота за волнами, ветром, спортсменами и яркими локациями. Однако, чтобы привозить из таких поездок по-настоящему захватывающие дух снимки, одной погони недостаточно – необходимо также знать и понимать особенности жанра. Вместе с экспертами Nikon, рассказываем вам о нюансах работы и секретах съёмки водного спорта.
Какой должна быть техника?
Съёмка у воды чаще всего ведётся с берега или лодки и всегда ассоциируется с повышенной влажностью и большим количеством брызг. И это – риск остаться без фотоаппарата в самый важный момент. Чтобы такого не произошло, техника должна быть с надёжно защищена от влаги. Это спасёт и в том случае, если во время съёмки погода вдруг испортится.
Ещё одна важная характеристика для камеры – скорость съёмки. Ведь красивый элемент, который нужно успеть поймать, длится всего несколько мгновений. Особенно когда в ваших планах – серия последовательных фотографий. Поэтому нужно быть уверенным в «скорострельности» камеры. При этом лучше, если у камеры будет небольшой вес (как, например, у Z 7) и с нею можно легко и быстро перемещаться и менять ракурс.
Какие объективы должны быть в арсенале?
Конечно, в экстремальной съёмке не обойтись без набора профессиональных объективов. Его состав зависит от вида съёмки. Так, если вы будете фотографировать соревнования, лучше остановиться на длиннофокусных объективах – таких, как NIKKOR 200-400 мм, NIKKOR 300 мм f/2.8 или NIKKOR 400 мм f/2.8. К ним стоит взять экстендеры, которые увеличат угол охвата оптики и дополнительно приблизят объект.
Если съёмка будет вестись с лодки, лучше всего подойдут зум-объективы NIKKOR 70-200 мм f/2.8 или NIKKOR 200-400 мм с чуть меньшей, чем у фиксов, светосилой. А для съёмки с берега стоит остановить свой выбор на оптике с фиксированным фокусным расстоянием и максимальной светосилой. Например, на NIKKOR 300 мм f/2.8 и NIKKOR 400 мм f/2.8. Эти два высокопрофессиональных спортивных объектива отличаются бесподобной резкостью, красиво размывают задний план, но много весят – поэтому работать с ними нужно на штативе. Снимая водные виды спорта – особенно виндсерфинг и кайтсёрфинг, связанные с сильным ветром – стоит всегда придерживать камеру, потому что, если штатив упадёт, пострадает вся техника. Если боитесь отвлечься, попробуйте использовать монопод – так вы точно не сможете оставить камеру без внимания.
Как вести съёмку из воды?
Снимать сёрфинг из воды сложно, но и очень интересно. Именно так проходят многие съёмки известного travel-фотографа и амбассадора Nikon Кирилла Умрихина, который снимает экстремальные виды спорта – от сноубординга до серфинга. По мнению Кирилла, есть одно главное правило, соблюдая которое, вы получите отличные фотографии – нужно снять не просто летящего человека, а показать, откуда и куда он летит, что делает в процессе. Также важны интересный ракурс, ментальная связь с атлетом и постоянная готовность – ничего нельзя упускать из виду.
Из воды Кирилл снимает на камеры Nikon, находящиеся в специальном подводном боксе. Тем, кто выбирает как защитить камеру, фотограф не советует использовать пластиковые пакет-боксы – они легко рвутся, поэтому лучше взять аква-бокс для дайвинга или специальный облегченный бокс для съёмки сёрфинга. А чтобы на стекле бокса не оставались капли, Кирилл советует его облизать.
Если вы собираетесь впервые снимать экстремальные виды спорта из воды, лучше остановить свой выбор на песочном пляже, где волны обрушиваются прямо на берег и нет острых рифов. Отлично подойдёт место с небольшими волнами, а из снаряжения обязательно должны быть гидрокостюм, маска и ласты. Лучшие кадры получаются из зоны обрушения волн, но будьте готовы к тому, что, ради красивого снимка придётся много нырять. Предварительно необходимо изучить место съёмки и учесть всё: течение, дно, высоту волн. Стоит также поговорить с теми, кто уже давно здесь катается – они могут рассказать о локации много полезного.
Как снимать?
Съёмку водных видов спорта лучше всего вести в приоритете выдержки, установив её на значение 1/1000 и выше. Для того, чтобы «поймать» в кадре капли брызг, стоит выставить значение 1/2000 и более. Можно пойти другим путём и установить выдержку 1/30 – 1/60 и попробовать снять атлета с проводкой – ведя камеру следом за ним. Интересный эффект получается, когда на одном кадре совмещается последовательность выполнения того или иного трюка и можно отследить действия атлета.
Для съёмки также нужно найти хорошие ракурс и время. Например, можно снимать под вечер с берега. Тогда волны немного увеличиваются, а если захватить часть пейзажа и показать на заднем плане алую полоску заката, получится очень эффектно. Необычная перспектива будет, если идущая первой волна перекрывает ту, которую «оседлал» сёрфер.
Фотографу стоит учитывать и «ловить» фактуру воды во время обрушения, ведь, как и отпечатков пальцев, одинаковых волн не существует. Зная это и заранее распланировав, какие элементы трюков вы хотите сфотографировать, можно сделать необычные и яркие кадры.