Бен Кнут (Ben Knoot) — знаменитый 24-летний фотограф-натуралист родом из Калифорнии. До окончания университета в 2018 году, где он получил экономическое образование, он изучал экологическую политику. Сейчас Бен проводит образовательные и познавательные туры и семинары по фотографии, орнитологии и орнитологии с камерой (BWC®) для компании Tropical Birding Tours.
Работы Бена были опубликованы многими крупными СМИ и брендами такими, как Natures Best Photography, Audubon, Ranger Rick, NANPA, Wildlife Photo Magazine и BBC.
Ко всему прочему Бен Кнут посол бренда OM SYSTEM (ранее Olympus). Он говорит, что полюбил дикую природу благодаря своему увлечению птицами. Двадцатишестилетний фотограф путешествовал по всему миру, документируя жизнь птиц с помощью своей камеры OM SYSTEM OM-1, и сегодня он поделится с нами советами по съёмке этих прекрасных и быстрых созданий природы.
1. Изучите свою камеру вдоль и поперёк, заставьте её работать на вас.
По словам Кнута, самым важным аспектом для получения резких и насыщенных действием фотографий птиц происходит ещё до того, как вы выходите из дома. В любом жанре фотографии знание всех тонкостей работы с камерой полезно для фотографа. Но эти знания могут быть наиболее важными для фотографов, снимающих птиц, говорит Бен.
«При съёмке птиц умение запечатлеть изображение в мгновение ока имеет решающее значение. У вас может быть всего полсекунды, чтобы сделать идеальный снимок, поэтому умение молниеносно настраивать камеру просто необходимо. Часто мне нужно уметь очень быстро регулировать выдержку, диафрагму и ISO, чтобы запечатлеть хорошо освещённую птицу с чистым фоном, прежде чем она улетит», — объясняет Кнут.
Кнут говорит, что чем больше у фотографа будет практики в сложных ситуациях, тем лучше. Однако корректировки, сделанные ещё до прибытия на место съёмки, могут дать вам немедленное преимущество.
«Профессиональный фотограф так или иначе привыкает к интерфейсу своей камеры, умеет находить нужные кнопки и циферблаты на ней даже с закрытыми глазами. Зная, с чем вам удобнее всего работать, вы можете настроить эти кнопки и циферблаты на те параметры, которые вам понадобятся в случае необходимости. Учитывая, что я снимаю всех своих птиц в ручном режиме на OM-1, две самые важные для меня настройки — это выдержка и ISO. Выдержка установлена на заднем диске, поэтому я могу быстро сделать необходимые настройки большим пальцем почти одновременно с тем, как указательный палец нажимает на затвор. Я настроил значение ISO на циферблате прямо перед кнопкой спуска затвора. Расположение этого диска в непосредственной близости от кнопки спуска затвора позволяет мне быстро настраивать ISO между снимками», — говорит Кнут.
Кнут говорит, что настройка камеры для быстрой регулировки точек фокусировки и параметров фокусировки не менее важно, чем умение настраивать выдержку и ISO.
«Не имеет значения, правильная ли у вас выдержка, если птица не в фокусе. Я настроил свой OM-1 так, чтобы перемещать зону фокусировки с помощью джойстика. Это требует практики, но возможность менять зону фокусировки, не отрывая глаз от видоискателя, приведёт к лучшим фотографиям. Я рекомендую настроить эту функцию так, чтобы вам было удобно регулировать её, не глядя на заднюю панель камеры».
«Кроме того, на моем OM-1 у меня есть возможность применить четыре различных пользовательских режима функций к циферблату, и я могу назначить эти режимы кнопкам», — объясняет Кнут. «Если я хочу получить доступ к одному из режимов «Pro Capture», «High Res Shot» или моему пользовательскому режиму «полёта», я знаю, что у меня есть четыре кнопки на задней панели моей камеры, чтобы легко получить доступ к ним без необходимости входить в меню».
Кнут говорит, что из четырёх созданных им пользовательских режимов наиболее часто используется режим «полёта». Просто нажав на одну кнопку на задней панели камеры OM-1, Кнут автоматически выполняет ряд настроек, которые помогут ему быстро запечатлеть птицу, как отдыхающую на ветви, так и резко вспорхнувшую ввысь.
«Одним нажатием я меняю зону фокусировки с центральной точки на широкую, а выдержка увеличивается до 1/4000. После съёмки я просто снова нажимаю кнопку AF, чтобы вернуться к настройкам, которые были до того, как птица взлетела. Я не могу сосчитать количество отличных снимков, которые я сделал с помощью этого сочетания клавиш. Если бы в моей камере не было настроенного режима «полёта», я мог бы упустить большое количество таких снимков».
Кнут убедительно рассказывает, что знание всех аспектов вашей камеры изнутри и снаружи, а также время, потраченное на сохранения всех полезных настроек камеры в быстро меняющихся ситуациях, является самым важным аспектом для получения чётких, насыщенных действием фотографий птиц.
2. Ищите компромиссы.
3. Снимайте в RAW.
При съёмке дикой природы большинство фотографов видят кадр и сразу же делают его, не задумываясь о более широкой картине. Кнут объясняет, что при съёмке птиц нужно всегда учитывать компромиссы, которые возникают при различных вариантах съёмки объекта.
«В отличие от пейзажной фотографии, где объект съёмки большой, птицы маленькие, и из-за этого маленького размера даже микрокорректировки композиции могут сильно повлиять на конечный результат», — делится он.
Кнут говорит, что, когда фотограф видит птицу, спокойно сидящую над ним на дереве, первая реакция — подойти к ней поближе. «О чем они не думают, так это о том, что, подойдя ближе к птице, вы увеличите угол съёмки, что может привести к тому, что на фотографии будет больше видно нижнюю часть птицы, чем её лицо», — объясняет Кнут.
«Или, что ещё хуже, птица может оказаться на фоне пересечённого неба. Вместо того чтобы подходить ближе, подумайте, как будет выглядеть фотография, если вы отойдёте подальше. Может быть, позади вас есть небольшой холм, где можно снять боковой профиль птицы с более чистым фоном, состоящим из разноцветных листьев. Таким образом, компромисс заключается в увеличении расстояния до объекта съёмки, но в итоге вы получаете лучшую перспективу».
Этот же компромисс может быть достигнут и в условиях освещения и фона.
«Если вы видите птицу, которую хотите сфотографировать, с прекрасным освещением, но на фоне тусклого здания или выцветшего неба, вам нужно решить, что важнее для вашей фотографии. Я почти всегда выбираю лучший фон, а не хороший свет». С сегодняшней технологией фотокамер у вас есть много возможностей для обширного редактирования теней и бликов при работе с RAW-файлом. С другой стороны, вы не можете добавить привлекательный фон к уже снятой фотографии. Для меня этот компромисс — лёгкий выбор».
4. Знайте разницу между одиночным автофокусом и непрерывным автофокусом.
Почти все современные камеры имеют как режим одиночного автофокуса, так и режим непрерывной фокусировки, и оба эти режима могут быть полезны для фотографов стремящихся заснять птиц. В режиме одиночного автофокуса фотограф фокусируется на одном конкретном объекте в кадре, и пока он удерживает кнопку спуска затвора нажатой наполовину, он не потеряет фокус при перекомпоновке. Для фотографов птиц — это идеальный режим фокусировки статичных пернатых, например, сидящих на камне.
Однако, поскольку птицы могут летать с высокой скоростью и расстояние между ними и фотографом постоянно меняется, для съёмки экшн-снимков необходимо знать, как правильно использовать непрерывный автофокус.
«В зависимости от камеры, которую использует фотограф, непрерывная автофокусировка может быть то удачной, то неудачной», — говорит Кнут. «Например, если вы пытаетесь сфотографировать птицу, летящую рядом с деревьями, камера может отвести фокус от птицы и перевести его на неподвижную ветку».
К счастью, прогресс в технологии автофокусировки облегчил фотографам дикой природы возможность сделать кадр без потери фокуса. Автофокус с распознаванием объекта и отслеживанием птиц и животных позволяет им просто следить за животным, например, собакой, кошкой или птицей, а камера будет постоянно настраивать фокус в соответствии с тем животным, что в кадре.
«Система слежения за птицами в OM-1 полностью изменила то, как я использую фокусировку», — говорит Кнут. «Я постоянно держу камеру в непрерывном фокусе, даже когда птица неподвижна. Благодаря невероятной системе обнаружения птиц на OM-1, даже если я установил точку фокусировки в центр, камера отменит её, когда обнаружит птицу в кадре, даже если она находится в углу».
«Это позволяет мне сохранять непрерывную фокусировку, что даёт мне возможность сделать снимок, если птица внезапно взлетит. Если в вашей камере нет функции обнаружения птиц, убедитесь, что у вас есть легкодоступная настроенная пользовательская кнопка, которая позволяет быстро переключиться с одиночного автофокуса на непрерывный. С практикой этот быстрый манёвр позволит вам сделать драматический снимок действия, которого вы не ожидали».
5. Понимание различные типы освещения.
Когда большинство фотографов думают о свете, они разделяют его на две категории. Хороший и плохой. Кнут же говорит, что важно понимать пять типов света, с которыми вы можете столкнуться при съёмке птиц.
Передний или фронтальный свет.
Кнут говорит, что наиболее востребованная ситуация с освещением — это фронтальный свет, когда солнечный свет идёт сзади фотографа и освещает планомерно объект съёмки.
«Однако по мере движения солнца птицы не всегда могут приспособиться и расположиться в нужном месте, где будет фронтальное освещение. Поэтому вы должны быть готовы работать с другими типами освещения. Но когда вы получаете идеальные для вашей фотографии условия с фронтальным светом, я рекомендую выровнять тень прямо по объекту съёмки. Это показывает, что солнце находится прямо позади вас, что даст вам наилучшее освещение», — говорит Кнут.
Задний свет или контровой.
Кнут говорит, что в последние годы он наблюдает рост числа интересных фотографий с контровым освещением. «Я люблю фотографии красивых птиц с так называемой подсветкой (контровым освещением), но их нелегко сделать. Когда солнце находится позади птицы, вы должны понять, как наиболее эффективно использовать свою камеру, чтобы сделать фотографию, где вы снимаете прямо на солнце. Потребуются множество снимков проб и ошибок, прежде чем вы получите желаемый творческий результат. Решение о том, переэкспонировать или недоэкспонировать фотографию, зависит от птицы, окружающего пейзажа и угла наклона солнца. Я знаю, что должен работать быстро, поскольку птица может взлететь в любую секунду, поэтому возможность видеть, как мои настройки вступают в силу в режиме реального времени в электронном OLED-видоискателе OM-1, помогает мне сделать снимок, пока не стало слишком поздно».
Боковой свет.
Кнут говорит, что боковой свет — это ещё одно сложное условие освещения, но при правильной съёмке оно может дать интересные результаты. «Есть определенный драматический элемент, когда вы видите один глаз птицы в золотом свете, а другой глаз находится в сильной тени. Хотя этот более абстрактный вид не для всех, это отличный способ получить уникальные снимки часто фотографируемого вида. При использовании бокового света я всегда выставляю экспозицию для самой яркой части изображения. При постобработке всегда труднее понизить яркость, чем повысить тень».
Плоский свет.
Плоский свет возникает, когда солнце скрыто за толстым слоем облаков или когда фотограф находится в лесу, в результате чего вся сцена имеет ровное, но тусклое освещение.
«При таком освещении снимать очень легко, так как не приходится бороться с перегруженными бликами или глубокими тенями», — говорит Кнут. «Обычно при ровном освещении я немного переэкспонирую изображение, если снимаю черную птицу, и недоэкспонирую, если снимаю белую птицу. Вам также может понадобиться повысить ISO в условиях плохого освещения. С моей OM-1 я чувствую себя комфортно при съёмке на любом ISO ниже 3 200, потому что я знаю, что у меня не будет неуправляемого шума на изображении, поэтому даже при плохом освещении я могу запечатлеть птицу в полёте с короткой выдержкой.»
Точечный свет.
Кнут рассказывает, что точечный свет — самый редкий из пяти типов света, но он почти всегда даёт невероятные результаты. «Точечный свет бывает в таких местах, как тропический лес, где плотный полог создаёт равномерное освещение в большей части сцены. Но время от времени солнце пробивается сквозь дыру в пологе и освещает ветку прямым светом».
«Нужная птица в таком месте и в такой момент — большая редкость, поэтому важно быть готовым. В этом случае точечный замер может быть полезен, поскольку более общий режим замера может не учитывать теневые области, которые занимают 90% кадра. Как и при боковом освещении, я всегда выставляю экспозицию для самой яркой части изображения при таком сценарии съёмки».
6. Используйте движение для создания уникальных экшн-фотографий.
Как правило, фотографы стремятся заморозить действие на фотографиях птиц. Однако Кнут говорит, что фотографы должны мыслить нестандартно, когда дело доходит до демонстрации действий птиц и их среды обитания.
«За многие годы мы привыкли считать, что любое размытие на фотографиях нежелательно», — говорит Кнут. «Хотя это может быть верно для технического определения правильной экспозиции, это не так, когда мы пытаемся создать творчески правильную экспозицию, которая ставит на первое место творческое видение изображения. При съёмке птиц передача ощущения движения может сделать ваши снимки особенными. В конце концов, это птицы, а птицы летают. Многие виды птиц имеют яркую окраску и летают так грациозно, что показать это движение — уникальная и сложная задача. Однако движение можно показать и с помощью окружающих ландшафтных элементов, таких как дождь или плеск воды в озере».
Кнут говорит, что не стоит ожидать, что ваша первая фотография движения будет интересной с точки зрения художественности. Он подчёркивает, что снимать летящих птиц таким образом довольно сложно, но результаты стоят того, чтобы потратить время на тренировки.
«Чтобы запечатлеть движение птицы в полёте, сначала определите выдержку, которая вам понадобится, чтобы заморозить действие. Затем просто уменьшайте выдержку понемногу. Слишком сильное замедление приведёт к очень размытой фотографии, но при подборе идеальной выдержки вы должны увидеть лёгкое движение крыльев, сохранив при этом резкость лица птицы. В хорошо освещённой сцене я обычно нахожу, что 1/2000 секунды позволяет «заморозить» крылья большинства птиц, за исключением колибри, для которых обычно требуется 1/4000 секунды. Когда я хочу создать ощущение движения с помощью размытия, я постепенно замедляю скорость по сравнению со скоростью, которую я обычно использую для замораживания крыльев».
Такие факторы, как условия освещения и фокусное расстояние, изменяют выдержку, необходимую для создания размытия движения. Учитывая это, Кнут рекомендует сначала сделать фотографии в заморозке, прежде чем экспериментировать с движением.
7. Не обрезайте снимки слишком сильно.
Кнут говорит, что, хотя фотографии птицы, за которой вы следили несколько часов, могут получиться интересными, он подчёркивает, что важно также показать среду обитания её.
«Фотография как искусство проявляется по-разному у разных людей, поэтому у каждого будет своё мнение о том, как скомпоновать изображение, даже если это изображение не птицы», — говорит Кнут.
«Я предпочитаю оставлять немного свободного пространства вокруг объекта съёмки. Для меня фотография птиц — это гораздо больше, чем сами птицы. Я люблю рассказывать более подробную историю, показывая среду обитания, которую эти птицы называют своим домом».
«Это помогает скомпоновать более интересную сцену и часто может быть более привлекательно для зрителей. Благодаря высокой резкости в больших RAW-файлах, которые генерируются современными камерами, вы можете обрезать изображение при редактировании, если более близкая композиция вам больше нравится. Всегда лучше иметь слишком много, чем слишком мало. С 20,4-мегапиксельной матрицей OM-1 я чувствую себя комфортно, обрезая свои изображения на 50% или более перед публикацией в социальных сетях, поэтому наличие дополнительных элементов расположения на моих фотографиях даёт мне множество вариантов того, как я хочу, чтобы выглядела окончательная композиция изображения».
Кнут говорит, что фотограф должен думать о трех различных историях, которые можно рассказать в зависимости от фокусного расстояния. Птичьи «пейзажи» включают в себя элементы пейзажа и обычно снимаются со средним зуммом, как правило, в диапазоне 100-300 мм.
«Стандартный диапазон при таких съёмках составляет от 300 до 500 мм и может быть эффективен как для статичных птиц, так и для птиц в полёте», — продолжает он.
«Фокусное расстояние более 500 мм может дать вам детализацию или возможность снять голову птицы крупным планом», — продолжает Кнут.
«Когда я фотографирую птицу с моим любимым объективом M.Zuiko ED 150-400mm F4.5 TC 1.25x IS PRO, я могу использовать встроенный телеконвертер 1.25x, который даёт мне немного большее расстояние на 500 мм. Если я хочу подойти очень близко, я добавлю телеконвертер MC-20 2x. При использовании обоих телеконвертеров фокусное расстояние составит 1000 мм, что в 35-мм эквиваленте равно 2000 мм».
«Этот диапазон фокусных расстояний от 150 мм до 1000 мм позволяет мне снимать все эти истории с помощью одного объектива и одного небольшого телеконвертера. Обычно я начинаю со съёмки лица птицы и портретного диапазона фокусных, прежде чем использовать телеконвертеры для получения детальных снимков головы», — заключает он.
Кнут говорит, что возможность быстрой настройки между этими тремя диапазонами поможет вам получить широкий спектр фотографий, которые расскажут полную историю о жизни ваших объектов.
8. Привыкайте снимать в режиме серийной съёмки.
Как вам скажет любой фотограф птиц, очень важно иметь в наличии много высокоскоростных карт памяти большой ёмкости. Птицы в полёте движутся быстро, и Кнут рекомендует использовать режим серийной съёмки, чтобы сделать как можно больше снимков происходящего.
«Нет никаких недостатков в том, чтобы сделать как можно больше снимков летящей птицы, что даст вам множество вариантов фотографий на выбор, когда вы вернётесь домой», — говорит он.
«Если держать фотоаппарат наготове в режиме максимальной серийной съёмки, то у вас будет больше шансов сделать снимки в движении. В зависимости от ситуации, я даже использую новую функцию «Pro Capture» на моей OM-1. Эта функция изменила жизнь фотографов дикой природы и птиц, поскольку нам больше не нужно ждать момент, когда он произойдёт».
«С «Pro Capture» я могу просто следить за объектом съёмки, не нажимая на кнопку спуска затвора, и если птица делает что-то, что я хочу запечатлеть, я могу нажать на кнопку спуска затвора уже после этого. При этом камера OM-1 запишет последние пару секунд слежения на карту памяти в виде отдельных RAW-файлов. По сути, это серийная съёмка, но запущенная после того, как действие уже всё произошло».
Есть две настройки «Pro Capture», каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. В режиме Pro Capture 1 камера OM-1 фиксирует замеры и автофокус, но при этом делает ошеломляющие 120 кадров в секунду. В режиме Pro Capture 2, однако, камера снимает 50 кадров в секунду, но автофокус будет отслеживать объект съёмки, а замер также будет корректироваться в зависимости от сцены.
Лучше иметь слишком много фотографий полёта птицы, чем слишком мало, поэтому Кнут рекомендует практиковаться в эффективном отслеживании объектов при серийной съёмке.
9. Не бойтесь использовать более короткие выдержки в условиях низкой освещённости.
Во время проведения туров по съёмке птиц Кнут заметил, что технологии фотоаппаратов развиваются быстрее, чем мышление фотографов. По его словам, классический пример этого — когда фотографы не используют передовую систему стабилизации изображения, которая сейчас есть во многих современных камерах и объективах.
«В наши дни можно снимать с рук на очень длинных выдержках и получать при этом очень чёткие фотографии», — объясняет Кнут.
«Для меня сочетание OM-1 и моего любимого объектива M.Zuiko ED 150-400mm F4.5 TC 1.25x IS PRO обеспечивает впечатляющую стабилизацию изображения на восемь стопов. Я заметил, что устаревшее мышление многих фотографов приводит к тому, что они стараются поддерживать выдержку не менее 1/250 в темных сценах, например, в облачном лесу. Однако для этого необходимо увеличить ISO, чтобы компенсировать потерю света, вызванную более короткой выдержкой. Чем выше ISO, тем больше шума на изображении. Когда вы смотрите на изображения на ЖК-экране вашей камеры, они могут выглядеть великолепно. Но вы начнёте ощущать негативное влияние шума уже после того, как отредактируете фотографию на большом экране компьютера.»
Кнут объясняет, что хотя ему удобно снимать при ISO 3 200 и ниже, он повышает ISO только в случае крайней необходимости.
«Я всегда стараюсь ограничивать ISO, когда это возможно, поэтому, используя преимущества 7-ступенчатой стабилизации изображения OM-1, а также дополнительную стабилизацию объектива 150-400 мм. Таким образом я знаю, что смогу получить резкие изображения статичной птицы при выдержке 1/25 секунды. На самом деле, мне вполне комфортно снимать с рук на максимальном зуме на этом объективе с выдержкой всего 1/10 секунды».
«Современная стабилизация изображения очень и очень хороша. Но большинство людей не осознают этого и не используют её преимущества. Однако, как только вы это сделаете, вы начнёте замечать, что ваши снимки выглядят чище, благодаря не только резкому объекту, но и меньшему количеству шума ISO на всем изображении».
10. Изучите как «позирует» та или иная птица.
Имея более чем 18-летний опыт фотографирования птиц, есть определенные эстетические позы, к которым тяготеет Кнут при отборе снимков в Adobe Photoshop и Lightroom.
«Точность обнаружения птиц камерой OM-1 при серийной съёмке или в режиме «Pro Capture» позволяет мне не беспокоиться о конкретном положении птицы в полёте», — говорит он. «Я могу просто следить за птицей и делать снимок за снимком, пока не пройдёт момент. Для меня искусство фотографирования птиц не заканчивается, когда я возвращаюсь домой. Знание того, какие снимки нужно отредактировать и выложить в сеть, является важной частью рассказа об опыте пребывания среди этих прекрасных птиц».
«Я всегда пропускаю все фотографии, на которых крылья птицы пересекаются или закрывают какую-либо часть её лица. Лицо птицы показывает её индивидуальность, особенно когда она находится в полёте, так как её взгляд становится более напряжённым и решительным. Поэтому я хочу видеть это на как можно большем количестве снимков».
Первая поза, которая привлекает Кнута, это когда крылья птицы направлены вперёд, обнажая плечо и лопаточные перья. С другой стороны, он также рекомендует искать фотографии, на которых крылья птицы полностью откинуты назад, что может показать цвет подмышечной впадины.
Кнут обычно избегает выкладывать фотографии, на которых крыло птицы направлено прямо на камеру. Такой взгляд, по его словам, часто заставляет птицу выглядеть бескрылой.
«Зрительный контакт невероятен, когда вы можете его добиться», — советует Кнут. «Особенно эффектно выглядит наклон головы в сочетании с контактом глаз. Многие фотографы птиц говорят о «блеске». По сути, это описание зрительного контакта птицы с камерой, особенно если птица освещена спереди. Я люблю такие снимки, и они действительно помогают зрителям почувствовать связь с рядом объектом съёмки, как и я сам, когда запечатлеваю эти моменты».
Ещё больше работ автора на официальных сайтах: benknoot.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube