Правила композиции

Для того, чтобы снимок было приятно рассматривать, он должен хорошо читаться. Как мы рассматриваем фотографии? Так же как и читаем книги. Слева направо и сверху вниз. Это следует учитывать при построении композиции. Большинству людей будет не комфортно рассматривать снимок с композицией построенной в обратную сторону. Это неосознанный дискомфорт, но всё же он будет присутствовать.

Существует много правил построения композиции: правило третей, правило диагональных линий, золотое сечение и золотая спираль, но это всё лишь рекомендательные правила, а не жесткие нормы. Согласно всем этим правилам ключевые объекты должны находиться на пересечениях линий или на самих линиях. Такой подход работает не всегда. Гораздо важнее выдерживать порядок подачи информации.

Без имени-1 — копия2

Если взглянуть на правило третей и правило золотого сечения, то видно, что начало движения взгляда как раз начинается из точки пересечения линий и приходит в другую точку. Из этого можно сделать вывод, что все правила пересекаются друг с другом и не нужно цепляться за одно из них.

Реклама

Чтобы понять, как правильно строить композицию достаточно знать рекомендации в построении кадра и анализировать работы именитых фотографов.

Рассмотрим несколько работ американского фотожурналиста Стива МакКарри (Steve McCurry):

Диагональная линия стены подводит наш взгляд к главному герою кадра.

Стив МакКарри, Steve McCurry
Стив МакКарри, Steve McCurry — Boy in mid-flight, Jodhpur, India, 2007

Все объекты расположены на диагонали. Двигаются они слева направо. Это создаёт некую динамику в фотографии и заставляет двигаться взгляд в заданном направлении.

Стив МакКарри, Steve McCurry
Стив МакКарри, Steve McCurry — Лодки на море Сулу, Филиппины

Береговая линия образует зигзаг. Взгляд движется с верхней левой точки в середину правой стороны и уходит снова налево вниз.

Стив МакКарри, Steve McCurry
Стив МакКарри, Steve McCurry — Святое озеро, Тибет

Есть и другие принципы построения кадра. Всё сказанное выше является фундаментом для творческого поиска. Главные герои могут располагаться посередине или с любой стороны в любой части кадра. Главное, чтобы снимок легко читался.