Геред Манковиц (Gered Mankowitz) родился в Лондоне в 1946 году, первым из четырёх сыновей в семье Вольфа Манковица, известного киносценариста и продюсера, и его жены Энн Манковиц, психотерапевта.
Бросив школу в возрасте 15 лет, Манковиц начал заниматься фотографией и проявил врождённый талант, который был замечен легендарным фотографом Томом Блау, предложившим ему пройти стажировку в своей знаменитой студии Camera Press Ltd., где он получил большой опыт по съёмке портретов.
В 1962 году его карьера фотографа начала стремительно идти в гору. В подростковом возрасте он отправился на Барбадос и начал профессионально заниматься фотографией, после чего отправился в Париж и начал работать в области модной фотографии. Не заинтересовавшись этой сферой деятельности, Манковиц начал работать под началом фотографа «шоу-бизнеса» Джеффа Викерса.
Открыв свою первую студию в Мейсон-Ярд 9, в культурном центре лондонской свинг-сцены 60-х. Манковиц начал фотографировать музыкантов, актёров и шоуменов, создавая себе имя. Тогда же он познакомился с Эндрю Лугом Олдхэмом, менеджером Rolling Stones, который позже нанял Манковица в качестве официального фотографа Stones.
Последние 20 лет Геред работал в своей студии в Северном Лондоне, переоборудованной викторианской часовне, создавая отмеченные призами фотографии для рекламной индустрии. Он также был постоянным автором фотографий для нескольких крупных изданий и до сих пор иногда работает в музыкальном бизнесе, фотографируя группы и певцов. Геред участвовал во многих персональных и групповых выставках по всему миру, включая несколько работ на выставке «Icons of Pop» в Национальной портретной галерее в Лондоне, и опубликовал множество книг со своими культовыми изображениями.
Как началось ваше увлечение фотографией?
Первоначально мой интерес к фотографии был вдохновлён великим актёром Питером Селлерсом. Он был другом моих родителей и летом 1958 года, когда мне было около двенадцати лет, пришел в семейный дом на воскресный обед. Будучи очень увлечённым фотографом, он принес с собой полный комплект фотоаппарата Hasselblad, а также раннюю камеру 4×5 Polaroid 110A.
Только что, закончив, снимать фильм «Мальчик-с-пальчик», он предложил сделать несколько полароидных снимков меня с моим братом Джонатаном, стоящим на моей руке — как Мальчик-с-пальчик! Я был совершенно потрясён этим волшебством. А затем он продолжил показывать мне камеру Hasselblad, объясняя в мельчайших подробностях работу этого замечательного устройства, но все время говоря безумным шведским голосом — я был в истерике от смеха и с того момента твёрдо решил стать фотографом и владельцем Hasselblad.
Свою знаменитую фотостудию на Мейсон-Ярд, 9, вы открыли ещё до того, как вам исполнилось 20 лет, как вы думаете, было ли преимущество в том, что вы начали работать в таком раннем возрасте? И помогло ли наличие студии вашей карьере или легитимизировало вас?
Честно говоря, у меня не было особого выбора — я покинул школу, как только получил на это законное право, и сразу же прошёл короткую, но интенсивную стажировку в Camera Press Ltd, крупном фотоагентстве в центре Лондона. Затем я начал учиться строить карьеру в фотографии, работая ассистентом и снимая все, что мог! Открытие студии было действительно прагматичным и логичным шагом в тот момент времени, но это, безусловно, дало мне большой авторитет для такого молодого человека.
Вы фотографировали одних из самых выдающихся музыкантов эпохи на ранних этапах, что, как я полагаю, способствовало созданию и популяризации образа рок-звезды. Как воспринимались ваши фотографии в то время? Как изменилось это восприятие со временем?
Как и молодые музыканты, с которыми я работал, я пытался немного раскачать лодку. Мне хотелось привнести благородство в эти новые группы, но также хотелось уйти от клишированных блестящих зубов, нарядных рубашек и блестящих костюмов, которые были отличительными чертами мира шоу-бизнеса. Никто не хотел улыбаться, это было не круто и не сексуально, но все, конечно, улыбались — Джими Хендрикс много смеялся, и я теперь люблю его улыбающиеся портреты, которые я сделал, но в тот момент истории мы не думали, что этого хотят фанаты, поэтому эти фотографии не использовались.
Я не думаю, что восприятие изменилось: Кит Ричардс в 1965 году по-прежнему невероятно крут, а взгляд Джими живёт вечно!
Вы упоминали о важности доверия между фотографом и объектом съёмки в ваших ранних фотографиях, поскольку объекты не могли видеть результаты работы камеры в данный момент. Как вы думаете, изменилась ли музыкальная фотография сейчас, когда технология обеспечивает такую оперативность?
Конечно, она изменилась до неузнаваемости, но не только из-за технологий, которые оказали большое влияние, в частности, в последние 20 лет. Она начала меняться, как только группы показали, что они нечто большее, чем пара хитов в чартах, что они могут быть чем-то большим, чем просто кучка длинноволосых бездельников! Адвокаты, бизнес-менеджеры и контроль, который они ввели и поощряли, изменили все. Индустрия стремительно развивалась, и суммы, вовлечённые в неё, становились огромными. Мы все двигались в ногу со временем, становились лучше в своей работе, более профессиональными, отрасль развивалась, и мы добились успеха.
Скорость цифровых технологий сама по себе не кажется мне положительным фактором, потому что она обесценила фотографию и подорвала ремесло и навыки, на совершенствование которых мы потратили годы. Вы можете сделать чудесный «снимок» на свой телефон, но он не превратится в обложку альбома или плакат, если только вы не хотите получить деградированное и пикселированное изображение. Высококачественная студийная фотография по-прежнему требует большого мастерства, независимо от технологий, и вам все ещё нужно вызвать доверие к объекту съёмки, чтобы получить момент контакта, который делает портрет особенным.
В ваших работах вы позволяете раскрыться индивидуальности артистов, это сознательное стремление? И как Вам удалось добиться этого в своей карьере?
Мне всегда казалось очевидным, что личность моих объектов является ключом к созданию их портретов. Хотя большинство людей, с которыми я работал, были очень талантливыми музыкантами, они не всегда чувствовали себя комфортно, когда их фотографировали. В этом отношении они были «настоящими» людьми, а не моделями или актёрами, и поэтому было важно, чтобы они хорошо относились к тому, что мы делаем. Они присутствовали там не для того, чтобы воплотить мой замысел, я был там для того, чтобы попытаться интерпретировать их идеи!
В 60-х годах вы были фотографом Rolling Stones во время их четвёртого турне по США. Каковы были ваши впечатления от американской музыкальной сцены того времени?
Это был 1965 год, и это был хаос! Это была сумасшедшая сцена, полная возбуждения, отличной музыки, ужасных залов, ужасного звука, ещё худшего освещения, скуки, сумасшедших фанатов, самодеятельных промоутеров, мелькающих копов, плохих гамбургеров, бесконечных игр в покер, страшных перелётов в старых побитых самолётах, сегрегации, словесных оскорблений, по два концерта за ночь, ужасной охраны, фан-клуба Angel Cakes, летающих трусиков, агрессивных журналистов, ищущих драки, немного секса, немного наркотиков и недостаточно сна — знаете, было весело!
Не могли бы вы рассказать о своём опыте фотографирования Джими Хендрикса — после многих лет работы в качестве бэк-вокалиста он наконец-то сделал себе имя, как он воспринял вновь обретённое признание? Был ли он готов к сотрудничеству, охотно ли снимался?
Он казался очень желающим, полным энтузиазма и жаждущим работать. Он был скромным, тихим и смиренным, с лукавой улыбкой и отличным чувством юмора. Оглядываясь назад, я понимаю, что этот мимолётный период в начале 1967 года был, вероятно, самым оптимистичным в его слишком короткой карьере.
Песня Hey Joe вот-вот должна была попасть в чарты, британские музыканты, СМИ и поклонники приняли его так, что это было совершенно не похоже на его предыдущий опыт, и у него было все, ради чего стоило жить. Я также считаю, что он никогда не выглядел лучше, чем в те ранние дни, и для меня было честью работать с ним в этот выдающийся момент времени.
В своей деятельности вы запечатлели подъем многих молодых групп, которые смогли добиться большого успеха. Как считаете, является ли элемент молодости, преобладающий в ваших фотографиях, важным для работы? И могли бы вы сказать, какие группы достигнут более высокого уровня славы?
Наиболее плодотворными для меня всегда были сессии с артистами, которым только предстояло выйти на сцену. Их образ ещё не сформирован, и я могу принять участие в этом процессе и помочь им найти образ, с которым они смогут жить и развиваться. Это не значит, что работа с уже состоявшимся артистом не может быть полезной, но если вы находитесь на начальном этапе, это более интересно.
Есть определенные исполнители, у которых есть инстинкт, как работать с камерой, они обычно любят это, и вы всегда знаете, кто они…
После долгой работы в музыкальной фотографии вы начали работать в рекламе, где проработали более 20 лет. Что является основным отличием в мире рекламы, чего вы не могли делать в музыкальной фотографии, или наоборот?
Во многом это было связано с деньгами — к концу 70-х годов я снимал много музыкальных мероприятий, каждую неделю, и попытка придумать несколько идей для каждого мероприятия истощала меня творчески и не приносила достаточно денег. Я начинал перегорать и чувствовал, что, возможно, уже слишком стар для музыкального бизнеса — Панк был толчком в этом направлении! Поэтому я решил собрать портфолио, которое помогло бы мне попасть в рекламу, но мой музыкальный фолиант не помог, поэтому я потратил несколько месяцев на создание большого количества редакционной работы, и это, похоже, помогло мне. Когда я начал работать в рекламе, мне очень нравились сложные производственные задачи, и я собрал замечательную команду в своей студии, с которой было так весело работать, что каждый день был захватывающим и весёлым.
Однако Панк прошёл, а музыкальный бизнес так и не ушёл, и я работал одновременно в обеих отраслях в течение следующих 25 лет!
Кого вам было интереснее всего фотографировать?
Честно говоря, за 55 лет их было так много, что невозможно назвать только одного, но Rolling Stones и Джими Хендрикс выделяются, потому что их музыка продолжает вдохновлять людей, а мои работы с ними продолжают интересовать коллекционеров и поклонников по всему миру.
Кого бы вы хотели сфотографировать?
Опять же, список бесконечен, но молодой Элвис, Боб Дилан, Боб Марли, Рай Кудер, молодые Beatles — все они были бы на вершине списка.
Думали ли вы в самом начале, что вся ваша карьера будет посвящена фотографии?
Ну, я хотел этого, но это никогда не казалось мне жизнеспособным, и с возрастом я решил, что мне нужно будет развиваться в других жанрах коммерческой фотографии, но музыканты и звукозаписывающие компании продолжали просить, так что я никогда не бросал это занятие!
Вы по-прежнему снимаете современные группы и даже участвуете в интересных видеосериях, таких, как Backstage Sessions. Есть ли у вас проекты, над которыми вы работаете сейчас или будете работать в ближайшем будущем?
Я всегда занят, у меня несколько проектов, но в данный момент я сосредоточен на сотрудничестве со старым другом, королевским дизайнером Кристианом Фурром, и мы подготовили захватывающую выставку под названием 45RPM, которую мы готовим для галереи в Великобритании, которая откроется в феврале, а затем мы хотели бы привезти её в США.
Я также готовлю выставку для галереи в Гетеборге в Швеции, которая откроется в апреле. Есть ещё выставка Хендрикса на вторую половину этого года, а также обсуждение очень интересного телевизионного проекта, который тоже может состояться!
Ещё больше работ автора: mankowitz.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube