Что общего у президента Нельсона Манделы, архиепископа Десмонда Туту, Тины Тернер, Холли Берри, Гвинет Пэлтроу, Пирса Броснана, Джона Бон Джови, Марка Энтони, Мэрайи Кэри, Евы Мендес, Орландо Блума, Патрика Суэйзи и Хита Леджера? Всех их объединяет одно – они все прошли через объектив знаменитого рекламного фотографа Ричарда Макларена (Richard McLaren).
На самом деле перечисленные выше звезды — это лишь небольшая часть известных людей, которых Макларен сфотографировал за четыре десятилетия своей работы в индустрии.
Фотограф достаточно быстро пришел к успеху, к 18 годам уже дважды объехал весь мир, фотографировал для ведущих мировых изданий, включая Vogue, InStyle, GQ, Vanity Fair, Elle, Rolling Stone, Glamour, Cosmopolitan, Esquire и других СМИ. NASCAR, Ford, Национальная гвардия, Chevrolet, Gulfstream, Rolls Royce и Emirates Airline — вот некоторые из постоянных коммерческих клиентов фотографа и которые ко всему прочему, также полагались и на артистизм знаменитого фотографа.
Многие киностудии доверяют Макларену фотосъемку постеров для своих блокбастеров. А сегодня, нам довелось пообщаться с этой знаменитой персоной и легендой фотографии.
Расскажите, как долго вы занимаетесь фотографией?
Я фотографирую на протяжении уже более 35 лет, даже скорее всего 40 лет. Свою карьеру я начал, когда мне было около 16 или 17 лет, когда я окончил школу и пошел работать в Scope Features, информационное агентство печати фотографий, у которого были все ведущие фотографы Лондона. Так что я помогал им по всему миру в различных заданиях, от музыки до моды и рекламных кампаний. Я проработал в этом агентстве около семи или восьми лет и после этого стал фотографом-фрилансером.
Что привело вас из Лондона в Лос-Анджелес?
Я постоянно приезжал в Лос-Анджелес, чтобы снимать знаменитостей для публикаций по всему миру. В то время я арендовал большой дом на 6-8 недель, чтобы вся моя команда могла там оставаться со мной. Я делал это обычно как минимум 4 раза в год, если не больше. Дошло до того, что я подумал: «Почему бы нам просто не переехать сюда?». Итак, в январе 2000 года мы переехали на постоянное место жительства в Лос-Анджелес и с тех пор базируемся здесь и в Лондоне.
Вы увлекались фотографией в школе и учились ли в фотошколе?
Никогда не ходил в фотошколы. В школе, в которой я учился в Лондоне, был класс кино, и мы снимали 16-миллиметровые документальные фильмы и многому научились в этом классе. Также мы снимали проекты на 35-миллиметровые фотоаппараты. Моей первой камерой (которая у меня все еще есть) была Pentax Spotmatic F. Удивительная камера, и она остается такой по сей день.
Я слышал, что ваша первая работа заключалась в том, чтобы наносить масло на обнаженных женщин во время съемок. Это правда?
Как я уже упоминал ранее, мне было 16 лет, когда я пришел в агентство в Лондоне. При агентстве была студия, и был один фотограф, который делал все гламурные снимки. В мой первый день он попросил меня натереть голых женщин маслом.
В тот вечер дома мама спросила меня, как прошел твой первый рабочий день. Я сказал: «Отлично, я натер маслом двух обнаженных дам», а она сказала: «Ты не пойдешь туда завтра». И мои братья закричали: «О, мы пойдем туда ради тебя». Моей маме сейчас 96 лет, да благословит ее Бог, и если я упомяну об этом, она все еще помнит эту историю и смеется над ней.
В 2006 году Дэвид Ли Рот и братья Ван Хален, две иконы музыкальной индустрии, воссоединились, вы были свидетелями этого?
Да, Дэвид Ли Рот и Эдди Ван Хален не виделись 23 года, с тех пор как распались после их классического альбома 1984 года. Когда я пришел, Эдди Ван Хален делал макияж, и Дэвид Ли Рот прошел мимо, они посмотрели друг на друга и вроде как кивнули. Я сказал своему помощнику: «Дайте мне фотоаппарат». А потом Ван Хален сказал мне: «Я хочу сфотографироваться с Дэвидом».
Фотография их двоих, которую я опубликовал в Rolling Stone на их веб-сайте, получила тысячи и тысячи просмотров, и оказалась исторической картиной. Но потом произошло кое-что интересное. Мы снимали в среду, и его менеджер позвонил мне в пятницу и попросил не публиковать фотографии, так как Ван Хален идет на реабилитацию. Так что фотографии появились на сайте довольно поздно.
Насколько нам известно знаменитая Тина Тернер не умела плавать. Как вы смогли заставить ее так глубоко зайти в бассейн?
Я был известен и как мне кажется до сих пор известен тем, что сделал одну съемку и получил десятки журналов для распространения фотографий по всему миру. Роджер Дэвис, менеджер Тины Тернер, спросил, поедем ли я и моя команда к ней домой на юг Франции на несколько дней, чтобы получить потрясающие фотографии для продвижения одного из ее туров. У нее дома был пейзажный бассейн (и да, она не умела плавать), поэтому мы сняли это изображение, которое в итоге получило около 40 обложек и несколько внутренних разворотов из журналов со всего мира. Я снял это изображение на поляроид 4X5, а затем просто отсканировал его до размера, который нам нужен для публикаций, которые хотели его использовать.
Это была забавная съемка, так как я не взял с собой никаких купальных костюмов и был в бассейне в трусах. Мои ребята держали фонари в воде, а я снимал на пленочную камеру 4х5. Она боялась воды, как и Тина.
Фотография получилась очень удачной, так как на выбранный кадр мы получили 40-50 обложек. Я очень любил делать фотографии, которые вызовут ажиотаж, привлекут много внимания и вызовут известность — и это то, чем я был известен.
Как вам удалось заставить Жан-Клода Ван Дамма раздеться догола и позировать со львами?
Он был в Южной Африке, снимая фильм, и его менеджер спросил меня, поеду ли я туда и поработаю. У моего друга есть львиная ферма в Южной Африке, и я организовал несколько львят для этой съемки. В конце концов, Ван Дамм, обладавший великолепным телом, был обнажен и держал двух детенышей за шею, и эта фотография облетела весь мир, чтобы продвигать фильм.
Какие-нибудь смешные и каверзные случае проходили на ваших съемках?
Конечно! Например, со львами. Это были всего лишь маленькие львята. Однако все пошло не так. Я спросил шейха Дубая, могу ли я снимать в его номере в отеле в Южной Африке, и он согласился. Мы снимали с шестью львятами весь день, и в итоге они порвали подушки и мебель в номере-люкс за 25000 долларов за ночь!
Еще я снимал для Паулины Рубио, латинской певицы и актрисы. Это было для обувной компании, и я представил ее обнаженной на лошади в одних туфлях. Студия дневного света, которую выбрал клиент, была на четыре этажа выше, так что мы посадили лошадь в грузовой лифт. Лошадь не испугалась, но как только мы вошли в студию, конь очень сильно пописал, и оттуда воняло. Да, нам пришлось потратить 30 минут на то, чтобы все это зачистить, прежде чем мы смогли продолжить.
Полученная картина была размещена в Мехико на огромном рекламном щите. Городские власти заставили компанию, занимающуюся рекламными щитами, снять этот рекламный щит, поскольку он был причиной слишком большого количества аварий.
Что в вашей сумке фотографа?
Чаще всего цифровые камеры, хотя я обожаю пленку, я человек старой закалки. У меня есть 28 коробок пленочных фотоаппаратов от 35 мм, 645, 6X6, 6X7, 4 × 5, 8 × 10, Gowlandflex, пластиковые камеры (Holga), Widelux и многие, многие другие. Но сейчас пленка как такова никому не нужен, а это позор я считаю. Я работаю с Canon, так что часто снимаю на цифровые камеры Canon 5D Mark IV и на средний формат H2 Hasselblad с большими цифровыми задними панелями IQ.
Проблема с цифровыми камерами в том, что они настолько чертовски резкие, что если вы снимаете кого-нибудь старше 15 лет, они выглядят ужасно, потому что показывают каждую линию и каждый изъян на вашей коже. И вы должны все смягчить. Другая проблема — когда у вас есть большой 27-дюймовый монитор для предварительного просмотра, клиенты говорят: «Вау. Это круто!».
Во времена работы с пленкой у меня были определенные камеры и объективы, которые были мягкими и разного качества. Тогда я мог использовать камеру, которая правильно работала на человека, которого я снимал. Но в настоящее время у вас нет выбора, поскольку цифровые камеры настолько резкие, что они пугают.
Недавно я снимал ветерана певца и автора песен, имеющего карьеру 50 лет. Когда изображение появляется на 27-дюймовом мониторе, вы видите каждую болячку, каждую вену на его лице, все недостатки. Это не самые приятные фотоаппараты, но клиентам эти камеры нравятся, потому что они имеют отличное качеств изображения: вы можете сделать открытку или повесить ее на стене отеля, и она по-прежнему выглядит красиво. Мне это не особенно нравится, я думаю, что они слишком резкие, они слишком критичны, но вы должны делать то, что хотят клиенты.
Вы можете сделать кого-нибудь красивым?
Моя сильная сторона в фотографии — это освещение. Я чувствую, что всегда могу сделать людей красивыми. Я вспомнил, что другая проблема с цифровыми технологиями сейчас заключается в том, что вам не нужно быть технически блестящим или даже хорошим фотографом, потому что у вас есть все эти хорошие цифровые технологии, которые могут настраивать и изменять цвет, смягчать его, заставлять его красиво выглядеть на коже или что-то еще, как только изображения попадают в компьютер с вашей камеры – можно исправить любой недостаток.
Ваши фотографии используются без разрешения?
Мои фотографии идут напрямую клиентам или в журналы. Но после того, как они их использовали, они попадают в Интернет, и вы мало что можете с этим поделать.
Когда вы фотографировали танцующего Патрика Суэйзи, фотограф-папарацци опубликовал фотографии еще до того, как вы смогли обработать пленку. Каково это?
Это было снято в ангаре для самолетов в аэропорту Санта-Моника в Калифорнии. Мы снимали Патрика для журнала Monde Uomo из Италии. Папа, должно быть, снимал на 600-миллиметровый объектив, чтобы получить снимки, которые он сделал, поскольку мы никогда его не встречали, но я уверен, что он был предупрежден (как и большинство из них), когда идет съемка знаменитостей. Это забавно, потому что он, вероятно, заработал больше денег на своих снимках, чем я на комиссии журнала. Так что теперь, когда мы снимаем знаменитостей, у меня обычно есть охрана, чтобы избежать повторения подобных вещей.
Вы все еще снимаете на что ни будь кроме цифры?
Да, я занимаюсь личными проектами. Я делаю портреты на коллодии с мокрой пластиной [изобретенном в 1851 году] на камерах размером 16 × 20 дюймов с латунными линзами. Я делаю фотографии на черном стекле или алюминии, получаются невероятные фотографии. Я люблю снимать на широкоформатные камеры, такие как Linhof, но это больше никому не нужно, и это досадно.
Вы не только снимаете фотографию, но и снимаете видео. Расскажите об этом.
Я люблю снимать движение, и я увлекся этим, потому что камеры, которые мы используем, теперь способны снимать, так что это открыло новый бизнес для фотографа. Цифровые камеры, которые мы используем сейчас, дают вам возможность переключаться с фото на видео с помощью одной кнопки, а также стала доступна съемка в 4K. Мне нравится режиссировать, и я тоже работаю с камерой, так что я могу делать все практически. Мы снимаем телепрограммы для шоу, и в девяти случаях из десяти клиент также попросит видео. И это обходится дешевле для клиента, поскольку ему не нужно привлекать разные бригады для неподвижных изображений и динамики.
Какие камеры вы используете для съемки видео?
В зависимости от того, что требуется клиенту, мы снимаем на что угодно: Red, Arri Alexa, GoPro, 360 Camera, Canon 4k, дроны и т. д. Каждая съемка индивидуальна и требует разных инструментов.
Какое освещение вы используете?
Это зависит от работы. Я предпочитаю освещение Profoto. Но я также использую Briese, Broncolor, Litepanels и т. д. — Опять же, все зависит от того, что требуется от конечного результата, поскольку каждый СВЕТ имеет разное качество. Иногда мы просто берем линейные панели HMI, и т. д. Хотя мы также снимаем много видео и с дневным освещением.
Сколько оборудования нужно взять с собой на съемку между фото и видео?
Для кампании Emirates Airlines я взял в Дубай 3 тонны оборудования: 6 огромных плоских ящиков с освещением, 12 ящиков для фотоаппаратов и, возможно, 10 сумок с аксессуарами. На съемках, которые длились 12 дней, было 80 человек. У меня было 40 моделей, 7 помощников, 1 специалист по цифровым технологиям, стилисты по прическам и макияжу, арт-директора и сотрудники рекламного агентства из Голландии, клиенты, команда и местные бегуны.
Я снял 30 рекламных кампаний и четыре рекламных ролика. А раньше в аэропорту Дубая на таможенное оформление всего этого оборудования уходило 2 часа!
Вы сказали, что фотография — это на 90% личность и на 10% фотография. Что вы имеете в виду?
Как только креативный директор начинает говорить за фотографа, я чувствую, что знаменитость теряет уважение к фотографу, поэтому для меня всегда было важно работать вместе с творческой командой, но только ОДИН человек дает направление таланту, кем бы он ни был. Иногда у меня на съемочной площадке есть диджей, чтобы создать отличную атмосферу и расслабить всех.
Я знаю много креативных директоров, которые работают с фотографами, которые ничего не говорят во время съемки и позволяют компакт-диску делать все. Они позволят креативному директору управлять, и они просто нажимают кнопку. Сейчас я не могу этого сделать, так как мне нравится контролировать, как будет выглядеть снимок, а связь с талантом очень важна для любого фотографа. Работа с креативным директором очень важна, но как только креативный директор берет на себя управление съемкой, я чувствую, что объект затем теряет уважение к фотографу, потому что фотограф позволяет кому-то другому контролировать съемку, а они должны контролировать это. Плохо то, что и фотограф, и креативный директор дают указания, поскольку они должны исходить только от одного из них, иначе талант действительно не знает, кто главный.
Вы сказали, что хотели бы снять Николь Кидман в Монголии. Почему Монголия?
Я люблю снимать в необычных местах. Знаменитостей всегда снимают в студии или в своих красивых домах, но редко в отличных местах. Если вы посмотрите на великолепные фотографии кинозвезд 50-х и 60-х годов, то увидите джазового фотографа по имени Уильям Клэкстон. Он делал отличные изображения Стива Маккуина в различных ситуациях, и вы просто больше не видите таких изображений.
Снимки, которые снимаются сейчас, очень безопасны, очень просты и соответствуют требованиям журнала. Я просто думаю, что Николь Кидман в Монголии была бы невероятной, может быть, на охоте верхом на лошади с орлами и в кемпинге…… можно было бы получить всевозможные прекрасные изображения.
Что в вашем списке желаний?
Я хочу больше путешествовать. Я хочу побывать в разных уголках мира. Есть индийский фестиваль под названием Холи, где всех бросают разноцветным порошком. Я люблю такие приключения. Может быть, сфотографировать королеву Елизавету II!
Как заставить знаменитостей доверять вам?
Представители прессы обычно знают, кто такие фотографы, и знаменитости тоже. С цифровыми технологиями теперь стало проще, поскольку они приходят, смотрят на монитор и видят картинку в тот момент, когда вы нажимаете на камеру. Я всегда стараюсь, чтобы первая фотография была красивой, очень красивой, и они сразу были у вас в кармане, и вам доверяли.
Как изменилась фотография знаменитостей за последние 35 лет?
Я думаю, что социальные сети сильно приуменьшили значимость таких фотографий. Теперь знаменитости могут снимать собственные фотографии. Если Роналду выпустит новые футбольные бутсы и разместит их на своей странице в Facebook, он получит 3 миллиона просмотров или что-то еще! Социальные сети изменили способ работы со знаменитостями, чего раньше никогда не было. Папарацци снимают знаменитостей на видео, а потом все идет в интернет.
Как вы думаете, все-таки фотография умрет и все будет на видео?
Нет, всегда будет какая-то потребность в «неподвижной» фотографии.
Вы снимаете почти 40 лет. Вам когда-нибудь приходило в голову слово «пенсия»?
Нет, совсем нет. Я слишком люблю свое дело. Каждый день, когда я просыпаюсь, я бью себя, потому что не могу поверить, что занимаюсь тем бизнесом, которым занимаюсь. Я много путешествую по миру и встречаю великих людей, от Нельсона Манделы до Тины Тернер и аборигенов Австралии. У меня потрясающая жизнь, а я всего лишь мальчик из Лондона из рабочей семьи. Вы не сможете даже получить эти впечатления, если готовы за них платить. Я чувствую себя счастливым в жизни, и лучше не может быть. Даже сейчас я волнуюсь, потому что каждый день ты не знаешь, что будешь делать дальше.
Еще больше работ автора на персональном сайте фотографа и социальной сети Instagram.
[krop.com], [instagram.com/mclarenrichard]
Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube