Знали ли вы, что лидером по производству профессиональных вспышек во всем мире является шведская компания, расположенная в пригороде Стокгольма, Сундбиберге, Ола Якобсен, фотограф и журналист, пишущий о технологиях, посетил компанию и подсмотрел как проходит работа в отделе разработок.
Текст & Фото: Ola Jacobsen
Большая вывеска похоронного бюро висит над входом. Только небольшая надпись у входа в подъезд указывает на то что здесь, по адресу Landsvägen 57 в Сундбиберге, находится центральный офис компании — лидера мирового производства профессиональных вспышек.
Шведская компания Profoto известна во всем мире своими надежными вспышками и инструментами для моделирования света. Все оборудование изготовляется этой компанией на базе новейших технологий, но настолько просто в использовании, что вам даже не потребуется инструкция.
До недавнего времени продукты компании были, в основном, предназначены для студийных фотографов, особенно фэшн-фотографов. В течение 40 лет компания Profoto обеспечивала фэшн-фотографов инструментами, которые одновременно облегчали работу и расширяли границы творческих возможностей. Более половины рент-студий во всем мире используют вспышки и инструменты для моделирования света. В Нью-Йорке и Париже таких студий более 80%. А потом случилось то, что полностью изменило компанию.
В просторном светлом офисе не очень много народа. Многие сотрудники ездят в командировки в разные страны для встреч с представителями розничной торговли. В большой студии, расположенной в центре офиса, кто-то делает снимки для инструкции. В то время, когда половина стульев в зале свободна, за большим стеклом, отделяющим отдел Маркетинга и Продаж от отдела Разработок, происходит бурная деятельность.
Перед моим визитом были спрятаны все следы будущих продуктов, поэтому здесь можно спокойно снимать и не бояться передать конкурентам информацию о ближайшем будущем.
Не производят свои собственные продукты
С самого начала, с 1968г., компания верна принципам своих основателей: заниматься только тем, что имеет ценность для фотографов. Среди прочего это значит то, что компания Profoto не производит своих продуктов.
– Наши количества слишком малы для того чтобы стать мировыми лидерами в производстве. Поэтому мы всегда сотрудничаем с экспертами по созданию самого высокого качества, говорит Президент компании Андерс Хедебарк.
У Конни Дуфграна, который основал компанию Profoto вместе с Экхардом Хейне, есть другое объяснение.
– Для Экхарда и для меня, эта компания была возможностью заработать деньги, делая то, что нам действительно нравилось. У наших конкурентов было не очень много фантазии, они больше думали о заводах, чем об инновациях. Мы хотели, чтобы у нас все было наоборот. Мы не хотели быть руководителями заводов и заботиться о работе станков, мы хотели уделять больше внимания созданию хороших, с точки зрения фотографов, продуктов, говорит Конни Дуфгран.
Простые решения — хорошие решения
Компания Profoto работает с различными производителями, и некоторые из ее поставщиков отличаются узкой специализацией, работают, например, только в области технологий вспышек и медицины. Несмотря на отсутствие собственного производства, у компании Profoto очень серьезный контроль качества, внутренний и внешний.
– С самого начала разработки мы внимательно следим за качеством. Мы думаем, что простые решения — хорошие решения. Такие как, например, головки вспышки с зумом и резиновым зажимами. Или возможность установки ламп таким образом, что они не могут упасть. Нашими клиентами являются лучшие фотографы мира. Они могут путешествовать 200 дней в году, поэтому оборудование просто обязано работать, говорит Андерс Хедебарк.
Более 40 лет продукты компании Profoto были выбором №1 для студийных фотографов во всем мире, но несколько лет тому назад компания решила изменить данную тенденцию.
Создание продуктов для свадебных и портретных фотографов было частью новой стратегии.
– Для нас рент-студии и фэшн-сегмент всегда были целевыми группами. Сейчас, благодаря системе выносной вспышки — Off Camera Flash (OCF), мы значительно расширяемся, обращаемся к тем группам, которые, возможно, ранее работали со вспышками, а сейчас хотят попробовать более надежное оборудование с более предсказуемым результатом, если говорить о свете, и мы не имеем в виду стандартный студийный комплект, который взяли на выездную съемку, говорит Адерс Хедебарк.
Система выносной вспышки OCF заполнила пробел
Первый продукт системы, B1, объединяет в себе сочетание аккумуляторного генератора и головки, был выпущен осенью 2013г. Это также была первая в мире вспышка, в которой соединилась профессиональные рабочие характеристики и система автоматической компенсации импульса (TTL). В марте 2015г. на рынок вышел прибор B2, еще одна вспышка этой системы, в которой аккумуляторный генератор и головка были разделены для возможности использования в различных ситуациях.
Скоро стало очевидно, что система выносной вспышки OCF заполнила важный пробел на рынке. С момента ее выхода на рынок оборот компании Profoto увеличился более чем в 2 раза.
Сегодня в компании работают 115 сотрудников. Около 60 человек работают в центральном офисе в Сундиберге, а остальные — в региональных представительствах в разных станах мира. В Сундиберге занимаются разработками всех продуктов и международными продажами. Здесь также располагается северное отделение — Profoto Nordic.
Необходимо нанять больше сотрудников
Компания Profoto хочет выпустить новые продукты во всех сегментах. Так как рост доходов компании увеличился, компания нанимает лучших инженеров и разработчиков продуктов, как только находит кого-то с необходимой квалификацией.
— Это сейчас одна из наших целей, мы должны стать более эффективными при наборе сотрудников для того чтобы ускорить процесс получения новых продуктов на рынке,-говорит Андерс Хедеберг.
Разработка нового продукта компании занимает от 2,5 до 3 лет.
– Сначала мы должны решить, что мы хотим сделать. Затем надо понять, возможно ли это сделать , используя уже имеющиеся технологии, и нам надо разработать новую основную технологию. Затем начинается длительный процесс выяснения, можно ли это сделать, а затем уже начинается непосредственно производство, — рассказывает Бу Далениус, руководитель отдела электронных и механических разработок и исследований.
– Тем не менее, разработка нового продукта всегда означает компромисс. Например, вы не можете получить самый короткий в мире импульс в супер компактной системе или очень быструю перезарядку без утяжеления продукта. Если речь идет о системе выносной вспышки, она должна быть переносной, надежной и безопасной, при том то наши стандартные системы, предназначенный, в основном, для фэшн-сегмента, отличаются оптимизацией длительности импульса и времени перезарядки.
Крепления кабеля, используемые при подключении кабеля от вспышки к генератору должны быть определенного размера и должны выдерживать вес генератора, таким образом, генератор можно будет поднимать за кабель. Кроме того, все генераторы оснащены механическими рукоятками и кнопками, с помощью которых можно менять настройки.
– Мы не использовали сенсорные кнопки даже в 70-ые и 80-ые годы, когда они были наиболее популярными. Мы всегда используем только механические кнопки и рукоятки, поскольку убеждены, что фотограф должен видеть, чувствовать и слышать работу оборудования при изменении настроек. Естественно, внутри есть компьютер, который управляет генератором, но вы должны иметь возможность чувствовать, что вы делаете, а не просто нажимать на кнопки, для того чтобы изменить настройки, считает Андерс Хедебарк.
Хорошо оборудованная фото студия
В стеклянной стене, отделяющей офис от отдела Разработок, есть стеклянная дверь с кодовым замком. С правой стороны в дальнем углу сидят руководители проекта. С левой стороны располагаются разработчики программного обеспечения со своими большими экранами. Каждое рабочее место состоит из стола с компьютером и оборудования для проведения тестов. Вот здесь работает лидер команды разработчиков программного обеспечения Питер Лённебринг. Он закончил Королевский Технологический Институт по специальности «компьютерные науки» и до того, как 5 лет тому назад пришел в компанию Profoto, работал в огромной компании по разработке программного обеспечения Oracle.
– Разработчики программного обеспечения никогда не видят финального продукта, но в Profoto есть финальный продукт, который я могу потрогать руками и который и могу использовать сам. Для разработчика программного обеспечения, увлекающегося фотографией, это просто работа мечты. Я использую свои знания в разработке программ для создания инструментов для фотографов. Кроме того, очень приятно иметь доступ к прекрасно оборудованной фото студии, говорит Питер Лённебринг.
Вместе с остальными сотрудниками отдела мы разрабатываем программное обеспечение для генераторов и систем дистанционного управления, так называемое «встроенное» программное обеспечение.
– В системе вспышки намного больше различных программ, чем вы можете себе представить, особенно в B1 и B2 , где программное обеспечение управляет всей вспышкой.
Мониторинг новых разработок
В соседней комнате находится конструкторский отдел. Прямо сейчас там заканчивается работа над конструкцией будущего продукта. Когда мы заходим в помещение, изображение на экранах меняется.
Здесь также работают инженеры, занимающиеся разработкой электрических компонентов вспышек. Улучшение рабочих характеристик продуктов, постоянно становящихся все меньше и меньше, всегда является главной задачей. Здесь сотрудники компании разрабатывают и анализируют новые технологии.
– При разработке новых продуктов основной задачей является разработка новых технологий. Вот почему мы инвестируем в мониторинг новых разработок, благодаря этому нам легче использовать наши знания при разработке новых продуктов, рассказывает Бу Далениус.
Несмотря на то, что светодиодные осветительные приборы меняются привычный образ работы со светом во множестве областей, импульсные лампы по-прежнему остаются единственным вариантом, предоставляющим объем света, необходимый при работе с солнечным светом при коротком времени экспозиции.
– Несмотря на эффекты, которые можно получить сегодня при использовании светодиодов, если они нагреваются, то выходят из строя. С другой стороны, импульсные лампы и содержащийся внутри них газ, могут нагреваться до 6 000 градусов Цельсия, сохраняя при этом цветовые характеристики света и не теряя функциональности.
Вам необходима очень высокая скорость срабатывания затвора для того чтобы вы могли снимать при естественном освещении с небольшой глубиной резкости, и при этом не давая слишком большому объему солнечного света попадать на ваше изображение. При такой экспозиции и первые, и вторые шторки затвора двигаются по матрице одновременно, оставляя открытой только небольшую щель. Ранее не было возможности снимать в таких условиях, но те времена ушли в прошлое.
За закрытыми дверями инженеры компании Profoto разработали совершенно новый принцип работы вспышки, и Бу Далениус расскажет нам о работе системы высокоскоростной синхронизации — High-Speed Sync, HSS.
– У обычного конденсатора вспышки существует начальный высокий уровень, при котором большинство мощности расходуется за короткий момент. Вместо этого, благодаря системе HSS, импульсный свет пульсирует до 25 000 раз в секунду. Таким образом мы получаем постоянный свет при движении щели затвора по матрице.
Благодаря системе HSS вспышка дистанционно работает с камерой при использовании системы Profoto AirTTL. Система совместима с камерами Canon и Nikon.
Создание собственной системы дистанционного управления
Компания Profoto не хочет раскрывать информации о совместимости с другими брендами камер в ближайшем будущем. В настоящее время проводится оптимизация продуктов для камер Nikon и Canon .
Первые беспроводные работающие от аккумуляторов системы вспышек появились еще в начале 2000-х, когда компания Profoto решила разработать свой собственный радио протокол для коммуникации пульта дистанционного управления, который устанавливался на камеру и непосредственно самой вспышки.
– Существующие продукты, такие как Wi-Fi и Bluetooth не отвечали требованиям, которые у нас уже существовали на тот момент и тем, которые мы планировали на будущее. Вместо этого мы создали свою собственную радио систему, Profoto Air, фактически с теми же рабочими характеристиками и надежностью, которые присущи используемому нами кабелю, говорит Бу Далениус.
Теплый свет — дорога к успеху
Один из основателей компании, Конни Дуфгран, которому сейчас 82 года, сегодня является членом управления компанией и больше не принимает участие в повседневной работе. Тем не менее, его идеи о создании инструментов для фотографов, позволяющие сосредоточиться на творчестве и пристально следить за техническим развитием до сих пор актуальны и способствуют развитию компании Profoto. Новое помещение, в которое компания переехала 4 года назад уже стало слишком тесным.
Но какая-то доля успеха досталась компании бесплатно.
– Когда мы только начали конкурировать с компанией Balcar, они в своих лампах использовали боросиликатное стекло pyrex. Время перезарядки их вспышек было очень большим, поэтому это стекло не имело никакого значения, но у нас стекло слишком нагревалось, поэтому нам приходилось покупать импульсные лампы из кварца, которые были намного более дорогими, но позволяли осуществлять череду импульсов на высокой частоте. Но кварцевое стекло не отфильтровывало УФ лучи, а это были 60-ые годы, когда в одежде, которую фотографировали, использовалось много нейлона. УФ свет отражался от синих курток и рубашек, поэтому мы установили стеклянный pyrex-колпак на внешней стороне для понижения УФ света. Свет, исходящий из сияющего купола, был намного мягче и теплее и придавал приятный оттенок цвету кожи моделей. Все было вызвано необходимостью, но свет компании Profoto оказался более красивым. Мне кажется, это была первая доля успеха, такой свет был немного теплее, чем свет других вспышек.