Лондонский фотограф-документалист Ян Энкельман (Jan Enkelmann) сочетает коммерческие заказы и авторские проекты. Последних он часто изображает людей в городской среде, но не считает себя «уличным фотографом» в классическом смысле.
Его уличные работы имеют концептуальный характер и зачастую растягиваются на долгие периоды времени. Он родился в Штутгарте (Германия) и переехал в Лондон в 2000 году. Сейчас он сотрудничает с такими изданиями, как GEO Saison (Германия) и Phaidon (Великобритания). Его книга о фотографии путешествий «Счастье» была удостоена премии ITB.
В этой статье он рассказывает о своём новом проекте «Курильщи». В этой серии Ян запечатлел атмосферу спокойствия и размышления в лондонском китайском квартале. Этот проект демонстрирует, как можно поднять уровень уличной фотографии, если выбрать определённую тему или идею. Хотя Ян фокусируется на курящих людях, эта серия не только о курении.
Как вы пришли к фотографии?
Я получил свой первый фотоаппарат на шестилетие, в 70-х годах прошлого столетия. Мой отец был фотографом и очень повлиял на меня в детстве. Позже я стал много путешествовать и увлёкся фотографией путешествий. Мне по-прежнему это интересно, и я иногда работаю для туристических журналов. Сегодня я занимаюсь документальной фотографией.
Кто из фотографов на вас повлиял больше всего?
Некоторые из самых известных: МакКерри, Себастьян Сальгадо, Джоэл Мейеровиц, Дон МакКаллин, Мартин Парр, Алек Сот.
Как давно вы фотографируете?
Я получил свою первую камеру в шесть лет. Но коммерческую фотографию я начал делать только после тридцати лет. Это было около 15 лет тому назад.
Для чего вам нужны фотография и видеосъёмка?
Я также работаю в сфере графического дизайна, но фотография стала для меня основным инструментом реализации своего творческого замысла.
Как вы себя определяете: художником или документалистом? Почему?
Моя работа, без сомнения, имеет документальный характер. Но творческий момент часто возникает на стадии ретуши при подборе кадров для проекта.
Что происходит у вас в голове, когда вы снимаете изображения? Расскажите нам о своих процессах, как мыслительных, так и технических.
Как и многие фотографы я испытывал сложности с фотографированием незнакомых людей на улице. Но со временем я преодолел этот страх, и съёмка людей стала главной темой моей работы. Я не очень коммуникабельный человек, но с камерой я спокойно общаюсь с незнакомцами. Однако мне нужно настроиться на другую волну и психологически подготовиться, прежде чем я иду на такую съёмку. Для уличной фотографии очень важно уметь пользоваться своим оборудованием и настроить камеру так, чтобы она позволяла вам реагировать очень быстро. С течением времени я научился делать себя почти незаметным несмотря на то, что часто фотографирую большой камерой.
Не хотите рассказать нам о своих методах обработки?
Первоначально я обрабатываю свои изображения в Lightroom, а затем вношу более тонкие коррективы в Photoshop. Но моя обработка редко выходит за рамки воссоздания того, что я видел при создании фотографии.
Расскажите нам о проекте, который вы представляете, или о вашем портфолио.
Как и большинство моих личных работ, «Курильщики» находится где-то между уличной и документальной фотографией. Проект документирует людей в общественных местах, фиксируя конкретное выражение эмоций или душевное состояние. Один из моих недавних проектов, «Серьёзное убеждение», посвящённый людям, собравшимся на углу Ораторов в лондонском Гайд-парке, рассказывает о проявлении страсти и экстравертности. С другой стороны, «Курильщики» — почти противопоставление этому, этот проект показывает людей в состоянии созерцания и тишины, хотя и окружённых суетой одного из самых оживлённых районов Лондона — Вест-Энда.
Почему вы решили заняться этим жанром?
Это был постепенный и органичный процесс, а не сознательное решение.
Расскажите нам немного об оборудовании, которое вы используете, и о том, как, по вашему мнению, оно помогает вам реализовать ваше творческое видение.
Я снимаю в основном на цифровую камеру. Я использую зеркальные камеры и объективы Nikon с 1993 года. Иногда также снимаю на старый Nikon D3. Мои любимые объективы — это 50-мм и 85-мм и зум 70-200 мм. Я долгое время пользовался камерами зеркального типа, ещё до наступления цифровой эры. Сегодня я использую зеркальные фотоаппараты, поскольку именно с ними я чувствую себя наиболее комфортно. Я работаю очень быстро и полагаюсь на оборудование, которое позволяет мне реагировать в доли секунды.
Что мотивирует вас на съёмку?
Когда я работаю над определённым проектом и знаю, чего хочу добиться, я стремлюсь постоянно улучшать то, что уже снял. Мой лучший снимок может быть уже за следующим углом.
Ещё больше работ: enkelmann.co.uk
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube