Мы останавливаемся в удивлении, когда вдруг узнаем, что совсем рядом с нами, людьми ХХI-го века живут люди, придерживающиеся традиций тысячелетней давности, говорящие не непонятном языке. Неужели это еще возможно в наш просвещенный век, ведь практически у каждого из нас в руках самые современные айфоны и планшеты. А жители села Хыналыг до сих пор ходят в чарыках, сделанных вручную из сыромятной кожи. У нас в холодильниках йогурты и ветчина в консервных банках, а тут сушат мясо на бельевой веревке, чтобы было чем питаться зимой. Мы ставим пластиковые окна с стеклопакетами, а здесь круглое отверстие в потолке, служащее для вывода дыма и входом с верхнего этажа вниз. На ночь отверстие просто закрывается медным тазом — просто до примитивизма. Никакой мебели в домах, — ковры и подушки вдоль стен, если нужно погреть озябшее ноги надевается несколько вязаных из овечьей шерсти носков, а ноги опускаются в тендир — круглое отверстие в полу, где разводится огонь и приготавливается нехитрая еда. Еще сегодня конфеты и сладости из далекого цивилизованного мира для жителей села Хыналыг — деликатес. Но ведь за окном действительно XXI век, или невидимая машина времени нас непонятным образом забросила во времена Ноя?
Наше необычное путешествие в горы Азербайджана начинается с помощью молодого фотографа Дмитрия Рябченко, коренного жителя Баку. Детское увлечение фотографией переросло в настоящую искреннюю любовь. Находить вокруг себя красоту и открывать при помощи фотоаппарата чудеса, делиться ими с миром стало и работой, и увлечением. А увидеть в Азербайджане можно очень много интересного, начнем хотя бы с поклонения огню — храмы Аташгях можно найти часто, — земля до сих пор таит очень много сокровищ, огонь так и рвется наружу, по всей земле горят неугасаемые костры. Огнепоклонники, одна из самых древних религий мира, — предки мусульман живут на этой земле. Да и перевод названия «азер» — огонь, «бадаган» — страна, говорит само за себя. Мы с вами в стране огней, в колыбели цивилизации.
Дмитрий родился и вырос в Баку, искренне любит свой красивый город. Фотография стала увлечением на всю жизнь, хотя работая в сфере образования, много времени на хобби найти трудно. С первой камерой, знаменитым «Зенит 122» не расставался много лет, сейчас у него цифро зеркалка, как ласково называет свой аппарат Дмитрий. Свое путешествие в Хыналыг он сопроводил такими словами: «Дорога сложная, но оно того стоит, до Хыналыга, так сказать в окрестностях, очень часто останавливались, снимали, и опять продолжали путь, я даже сбился с пути, на одном из участков дороги, на развилке после моста дорога раздваивается, направо и налево, и ни каких указателей. Слева от меня обрыв, справа гора. В несколько шустрых маневров я развернул машину, в этот момент никто не дышал, позади был обрыв. Но все обошлось.» Вот с такими приключениями удалось добраться до одного из самых интересных мест на планете.
По самой древней легенде, именно к горе Арарат пристал ковчег Ноя, но откройте карту — вот она гора, находится отнюдь не в Армении, а в горах Большого Кавказа. До ближайшего населенного пункта города Губа всего 63 километра, но попасть в Хыналыг можно не раньше, чем за три часа — село надежно скрылось в горах и не пускает к себе туристов и путешественников. Здесь так и живут по-старинке, говорят на своем языке, аналога которому нет в мире, пасут в горах скот, прядут шерсть, сушат мясо и охотятся. Как будто календарь вновь показывает время на пять тысяч лет назад, неумолимо унесшее нас вперед, и забывшее хыналыгцев там, за порогом.
Над уровнем моря больше 2000 метров, атмосфера довольно разряженная, дышать трудно, растительности вокруг почти никакой, и все же когда летом на плоских склонах гор рассыпаются красными капельками миллионы маков, все вокруг преображается до неузнаваемости. Горные растение непривередливы, им и нужно-то всего пару сантиметров земли, чтобы протянуть свои яркие головки к солнцу.
Только посмотрите, какой роскошный восход в горах, такого никогда не увидишь на равнине. Ну что там, внизу, вообще можно увидеть — всего пара десятков километров и все плоско, а тут перед глазами сотни километров, до ближайшей самой низкой горы за сутки не дойти, а за ней следующая, уже без растительности, дальше — уже покрытая вечным снегом. Не влюбиться в эту неземную красоту невозможно, всего один раз попасть в горы, чтобы оставить там навсегда свое сердце — это участь каждого человека.
И все же в этом остановившемся времени и сегодня живут люди, говорят на непонятном языке, так и продолжают учить девочек ткать ковры и циновки, которые складываются в свадебный дар жениху. Мужчины, высокие, сильные, с голубами глазами, так и пасут овец на полуголых склонах гор, переходя от одного откоса к другому в поисках редкой травы. Здесь практически нет деревьев, поиск дров и кустарника для отопления жилища — огромная проблема.
Если и показалась уже одинокая спутниковая тарелка на стене дома, то это еще невиданная редкость. Здесь все так и живет своей медленной жизнью, удивительной и непонятной. Вы будете странным пришельцем из неведомого мира, явившегося из другой цивилизации. Вы сможете посидеть на ковре бцы с густым ворсом, который ткут красивые женщины долгими зимними вечерами. Вам накроют богатый стол, на котором будет и жареное мясо, и самобытные лепешки, поджаренные тут же на тендире, угостят твердым, как камень, но очень вкусным сыром, дадут горячий чай из горного чабреца, а как только вы уйдете, сразу же забудут о вас, чтобы снова погрузиться в свои нехитрые повседневные заботы.
Недалеко от села, которое когда-то назвалось Хиналуг, но по преданиям еще раньше носило имя Кетш, и язык тут был кетшский, есть место, куда обязательно нужно наведаться — ЧIаь йувур джигаль — место, где горит огонь. Здесь можно посидеть на плоских камнях и тоже поджарить взятые с собой кусочки бараньего мяса. Отсюда открывается удивительный вид на горы — там, где-то очень далеко, за снежными вершинами живет другой мир, наш с вами мир с его суетой и волнениями. А тут такая умиротворенность, такая тишина, что замирает сердце.
Если вам еще не приходилось видеть воочию историю, вы еще никогда не касались таких удивительный вещей, которыми пользуются хыналыгцы, вы не видели восхода в горах, то обязательно постарайтесь сюда попасть. Таких мест как Хыналыг осталось очень мало, совсем скоро цивилизация, может быть, поглотит и этот островок артефакта. Но пока он еще жив, это затерянный мир в горах Большого Кавказа. Как сказал Дмитрий: «Один день, к сожалению это мало, я бы с удовольствием там остался на 1-2 суток, чтобы снять закат и рассвет, но, увы, в этот раз не получилось. Но я обязательно еще раз туда поеду, это прекрасное место.»
Фотограф Дмитрий Рябченко / профиль Facebook, официальная страница Facebook, Instagram
Ничего удивительного: в нашей Бессарабии до сих пор так и живёт большинство разных диаспор. Занимаются овцеводством, вяжут одежду, готовят брынзу, топят печи, пекут хлеб и др. Только дорог у нас нет, как в это селение. А те же тарелки ТВ и ГАЗ-66-е, женщины традиционно проводящие всю свою жизнь в доме, работы то нет и для мужчин. А языки и наречия-их 176 в междуречьи Днестра и Дуная. Приезжай Рябченко на свою историческую родину, удивишся не менше, чем в стране огня и гор…..
Ничего удивительного: в нашей Бессарабии до сих пор так и живёт большинство разных диаспор. Занимаются овцеводством, вяжут одежду, готовят брынзу, топят печи, пекут хлеб и др. Только дорог у нас нет, как в это селение. А те же тарелки ТВ и ГАЗ-66-е, женщины традиционно проводящие всю свою жизнь в доме, работы то нет и для мужчин. А языки и наречия-их 176 в междуречьи Днестра и Дуная. Приезжай Рябченко на свою историческую родину, удивишся не менше, чем в стране огня и гор…..