Уильям Эгглстон (William Eggleston) — современный американский фотограф, чей вклад в искусство цветной фотографии нельзя переоценить. Он был настоящим революционером в мире фотографии, продвинув цветную фотографию и утвердив её как средство художественного выражения. Узнаваемый стиль Эглстона характеризовался необычными ракурсами, пространственными композициями и яркими, насыщенными цветами.
В то время, когда художественная фотография оставалась преимущественно черно-белой, Уильям Эгглстон уже в середине 1970-х годов начал выставлять свои работы в цвете, привлекая к ним широкую публику. Его портреты, пейзажи и повседневные объекты удивляли зрителей, передавая настроение и красоту окружающего мира. Он стал истинным пионером, отстаивая идею о том что цветная фотография способна передать эмоции и создать особое художественное впечатление.
Уильям Эгглстон родился в 1939 году в Мемфисе, городе, расположенном у реки Миссисипи. Этот уникальный уголок Америки, между родным городом и хлопковыми плантациями бабушки и дедушки, оказал значительное влияние на его восприятие искусства. С самого детства Уильяма привлекали изобразительное искусство и музыка. Он с увлечением собирал фотографии из журналов и создавал коллекцию открыток. Хотя он не закончил учёбу в Университете Вандербильта и Университете Миссисипи, именно в это время его интерес к фотографии стал все больше пробуждаться. Его друг порекомендовал ему приобрести фотоаппарат, и в 1957 году Уильям стал обладателем дальномерной камеры Canon. Вначале он фотографировал то, что было ему знакомо: Мемфис, его семью и друзей. В течение десяти лет его творчество ограничивалось монохромными изображениями. Однако в 1965 году он встретил Уильяма Кристенберри и перешёл на цветную фотографию, обретя тем самым свой основной художественный инструмент.
В 1973 и 1974 годах Уильям преподавал в Гарвардском университете и открыл для себя новую технику печати — краскоперенос, известную своей насыщенностью цветов и широко применяемую в рекламной и модной фотографии. С этого момента он начал создавать свои первые портфолио, такие как «14 фотографий», полностью основанные на использовании этой техники.
Огромное влияние на творчество Уильяма Эгглстона оказало возникновение пригородных поселений на американском Юге и связанная с ними автомобильная культура. Он создал серию работ, посвящённых супермаркетам, которые отражали изменения в американском ландшафте, вызванные увеличением потребительского спроса.
«Я принял тот факт, что мне придётся исследовать неизведанные территории. В своё время новыми для меня стали супермаркеты, и я фотографировал их», — сказал Уильям Эгглстон.
Он находил вдохновение в работах таких знаменитых фотографов, как Роберт Франк, Анри Картье-Брессон с его знаменитой книгой «Le moment décisif» и Уокер Эванс. Уильям, будучи самоучкой в фотографии, изучал их снимки, наслаждаясь их техникой и композицией. В 1970 году он познакомился с Энди Уорхолом и часто посещал его «Фабрику». Как и Уорхол, он стремился создавать иконы и черпал вдохновение для своих работ в рекламе.
Переехав в Нью-Йорк, он познакомился с такими великими фотографами, как Ли Фридландер и Гарри Виногранд, которые порекомендовали ему свои работы Джону Шарковски, куратору Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Шарковски выбрал его работы для выставки в 1976 году. Это была вторая выставка, полностью посвящённая цветной фотографии, после Эрнста Хааса. Критики отнеслись к ней с суровостью, оценивая снимки как плоские и лишённые интереса, приграничные с вульгарностью. Газета New York Times даже назвала эту выставку «самой ненавистной выставкой года».
Творчество Уильяма Эгглстона неизменно вызывает оживлённые дискуссии, но его вклад в искусство цветной фотографии остаётся неоспоримым. Его работы продолжают вдохновлять и поражать зрителей своими необычными композициями, интригующими ракурсами и эмоциональной силой, которую способен передать цвет. Уильям Эгглстон оставил неподражаемый след в истории фотографии и внёс существенный вклад в её развитие.
Полемика, разгоревшаяся вокруг выставки Уильяма Эгглстона, не осталась незамеченной. Его работы привлекли широкое внимание, прежде всего благодаря заказу от журнала Rolling Stones на фотосессию в родном городе Джимми Картера — Плейнсе, штат Джорджия, накануне президентских выборов. Однако результат фотосъёмки оказался типичным для этого неординарного фотографа: не было ни одной фотографии семьи Картеров, но зато были запечатлены домики, возвышающиеся среди сельской местности, участки земли, предлагаемые к продаже, и автостоянки, на одной из которых впереди позировал автомобиль с наклейкой «Джимми Картер — президент». Эти кадры вполне достаточны, чтобы создать портрет сельской Джорджии в стиле, отличном от всего привычного, подобного Эгглстону.
Фотосессия началась с момента отъезда из Мемфиса, задолго до прибытия в Плейнс. Окончательным результатом проекта стала двухтомная книга под названием «Накануне выборов», изданная совместными усилиями фотографа и кинопродюсера Калдекота Чабба.
Уильям Эгглстон расширил границы своего творчества, став известным фотографом-нонконформистом. Он совершил путешествия в Кению, Киото, Китай, посетил Ниагарский водопад и Берлин. Однако наибольшую известность он приобрёл благодаря своим работам, сделанным в Америке.
Эгглстон обратил особое внимание на воздействие цвета и композиции в своих снимках. Его талант также расширяется на область портретной фотографии. Люди, с которыми он встречается на улицах, их движения, оттенки и тени, все это притягивает внимание фотографа. Уильям Эгглстон также увековечивает близких ему людей, включая своего сына.
«Организация элементов в кадре, даже самых мельчайших, волнует меня», — говорит фотограф.
Однако несмотря на то, что он заботливо подбирает композицию, фотограф практически не вмешивается в движения и позы своих объектов. Он предпочитает быть наблюдателем и никогда не жалеет о том, что сделал какой-то определенный кадр.
Вплоть до 1970-х годов использование цвета в фотографии ассоциировалось в основном с миром рекламы и моды, и считалось несколько вульгарным. Эгглстон принял этот вызов и стал пионером более тонких вариаций теней и оттенков в цветной фотографии. Вместе с такими современниками, как Гарри Каллахан и Джоэл Мейеровиц, он развивал новое средство выражения через цвет. Уильям Эгглстон также стал востребованным в кинематографических кругах, многие режиссёры приглашали его для съёмок своих фильмов, в числе которых «Энни» Джона Хьюстона, «Правдивые истории» Дэвида Бирна и «Пасха» Гаса Ван Сента.
Стиль наблюдения Уильяма Эгглстона часто описывают как «демократическую камеру». Он стремится запечатлеть повседневность, не преувеличивая или не принижая её значимости. Эгглстон фотографирует обыденные предметы так же внимательно, как известные личности или памятники. Использование красок придаёт его работам изысканность и поразительно насыщенную цветопередачу.
В 1970-х годах, когда поп-арт и консьюмеризм приобрели популярность, Уильям Эгглстон также погрузился в исследование этой темы. Он часто общался с Энди Уорхолом, который, подобно ему, интересовался повседневными предметами и стремился создать культовые американские образы.
Фотографии Уильяма Эгглстона отличаются не только ярким цветом, но и ультраярким освещением. Он использует фотокамеру Leica с объективом Canon 50mm f/0.95, который обеспечивает превосходное размытие фона и точную передачу цвета. Фотограф, предпочитающий «пустые центры», часто оставляет негативное пространство вокруг снимаемых объектов.
«Нет ничего более или менее важного. Я хотел создать фотографию, способную существовать самостоятельно, независимо от изображённого объекта», — говорит Уильям Эгглстон.
Уильям Эгглстон использовал обыденные предметы, чтобы создать культовые изображения. Он открывал новые горизонты для использования цвета в фотографии и вдохновил новое поколение фотографов, таких как Мартин Парр и Стивен Шор, а также кинорежиссёров, в числе которых София Коппола и Дэвид Линч, которые признают его фотографии вдохновением для создания собственных фильмов.
Ещё больше работ: https://egglestonartfoundation.org/
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube