Эрвин Олаф (Erwin Olaf) родился в 1959 году в Хилверсуме, Нидерланды, но живёт и работает в Амстердаме. Именитый фотохудожник чьи работы представлены на международном уровне, его разнообразная практика сосредоточена вокруг маргинализованных лиц общества, включая женщин, цветных людей и различных социальных групп. После того как в 2019 году 500 работ из его творчества пополнили коллекцию Рейксмузея, Олаф стал кавалером ордена Льва Нидерландов. Тако Диббитс, директор музея Рейкса, назвал Олафа «одним из самых важных фотографов последней четверти 20-го века».
В 2018 году Олаф завершил триптих монументальных фото- и киноработ, изображающих периоды сейсмических изменений в крупных городах мира, а также горожан, принятых и отвергнутых городским прогрессом. Как и многие другие его работы, эти триптихи контекстуализированы сложными расовыми отношениями, разрушением экономического разделения и сложностями сексуальности. Олаф придерживается активистского подхода к равенству на протяжении всей своей 40-летней карьеры, начав с документирования истории о СПИДе в ночной жизни Амстердама в 1980-х годах.
Смелый и порой противоречивый подход принёс художнику ряд престижных совместных работ с такими брендами, как Vogue и Louis Vuitton. В 2017 году он выступил в качестве официального портретиста голландской королевской семьи, а в 2013 году разработал дизайн государственной стороны монет евро для короля Виллема-Александра. Он был удостоен престижной нидерландской премии Йоханнеса Вермеера, а также звания «Фотограф года» по версии International Color Awards и «Голландский художник года» по версии журнала Kunstbeeld.
Эрвин Олаф выставлялся по всему миру, в том числе в Центре современного искусства Малаги, Испания, Музее изображения и сознания, Сан-Паулу, Бразилия, Музее современного искусства, Сантьяго, Чили. Весной 2019 года работы Олафа стали предметом двойной выставки в Гаагском музее фотографии. В 2021 году состоялись его персональные выставки в Художественном музее Мюнхена (Kunsthalle München), Германия, Музее искусств Сувона (Suwon Museum of Art), Сувон, Корея. Работы Олафа находятся в многочисленных частных и государственных коллекциях, в том числе в музеях и галереях Москвы, Россия.
В этой статье представлены самые известные работы автора из проекта «Замочная скважина» («Keyhole»), а также другие фотографии художника, чьё имя ещё при жизни вошло в историю мировой фотографии.
Так выглядит инсталляция Эрвина Олафа, в которую вы заглядываете через замочную скважину. Девушка в красном пальто сидит на полу. Женщина, стоящая спиной к камере. Молодая девушка, смотрящая на что-то. Ни один из персонажей, сфотографированных в этой серии, не вступает в визуальный контакт со зрителем.
Они смотрят в другую сторону, зрительный контакт отсутствует. Очаровательные, даже заинтригованные, но в то же время отстранённые и холодные как лёд. Тем не менее это, вероятно, самая эмоциональная работа Эрвина Олафа. В этом проекте 2011-2013 годов Эрвин Олаф снова демонстрирует своё особое мастерство в визуализации невысказанного, упущенного, того, что обычно не поддаётся простому документированию.
Его фирменный почерк — обращение к социальным проблемам, табу и буржуазным условностям в рамках высоко стилизованного и хитроумного способа изображения. Однако в конечном счёте, его нетрадиционный стиль не перестаёт оказывать драматическое визуальное и эмоциональное воздействие. Благодаря живописному и яркому дизайну в сочетании с высочайшим совершенством композиции и страстью к созданию безупречных сценариев, он живо воссоздаёт сущность современной жизни.
Поэтому вряд ли можно считать случайностью, что в своё время Эрвин Олаф представил такую серию, как «Замочная скважина». Сегодня, когда в нашей жизни открыто доминируют различные ограничения, правила и привычные всем ценности — эта серия стала как раз кстати.
Эрвин Олаф как исследователь новой эпохи, в поисках узнаваемых признаков уязвимости, но с острым взглядом на общую и в основном повествовательную узость нашего общества: местные сплетни, кто кого соблазняет, лицемерие и отверженность внутри нашего общества, включённые во всё это. Эрвин Олаф не называет ни одного из своих персонажей, но язык их тела очевиден для зрителя и часто узнаваем.
Может быть, эти фотографии рассказывают историю возмущения определённым действием, словом или типом воспитания. А также о стыде, который человек испытывает из-за конкретного поступка, слова или действия. Возможно, в молодости мы обладали достаточным количеством материальных благ, но нам не хватало любви и нежного прикосновения, чтобы удержать нас от неправильных поступков.
Преобладающие нормы и ценности не позволят этого. Даже сегодня, когда физические и чувственные аспекты немедленно переделываются в нечто сексуальное и поэтому часто воспринимаются негативно. Фотографии представленного проекта напоминают нам об этом механизме. Эрвин Олаф использует свою острую эстетическую интуицию, намеренно скрывая эту тему, так что зритель бессознательно и изначально принимает сокрытие, представленное за этой замочной скважиной.
Ещё больше работ: erwinolaf.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube