Внешне объектив выглядит минималистично. Корпус полностью из металла. Защиты от пыли и влаги нет, так что сразу отсекаем съёмку под дождиком или в пустыне. Хотя, если сильно захочется, всегда можно использовать специальный защитный чехол (например, PeakDesign Shell), который обойдётся приблизительно в половину стоимости объектива.
На корпусе два кольца: фокус, диафрагма и никаких переключателей и программируемых кнопок. Кольца металлические без резинового покрытия. Всё сделано максимально для упрощения производственного процесса и соответственно стоимости, но не в ущерб конструктиву. Радует, что это всё же это металл, а не пластик. Байонет, кстати, тоже металлический.
Колесо фокуса электронное. Регулятор диафрагмы с щелчками без возможности включения плавной бесшумной регулировки. Есть положение «A», в котором диафрагмой управляет камера. Отсутствие фиксатора колеса диафрагмы становится причиной частых случайных переключений во время съёмки. Здорово, что в режиме видео механизм диафрагмы работает плавно, а не скачками, как в режиме фото.
В тестируемом комплекте отсутствует бленда, хотя на рекламных фото она была заявлена. Возможно, мне попался некий предпродажный вариант комплектации. Продавец в России заверил, что в представленных на текущий момент комплектациях есть бленда.
Интересное решение, которое я ранее не встречал, – крышка байонета оснащена USB для обновления прошивки. Отсутствие разъёма на корпусе делает его конструктив более надёжным и защищённым от проникновения пыли и влаги. Крышку байонета можно использовать только с объективами TTartisan, на других объективах она не фиксируется.
На передней линзе при внимательном рассмотрении под определённым углом света заметны непонятные пятна. Точки напоминают остатки от капель воды, но даже специальными чистящими средствами убрать их не удалось. Вероятно, это проблема в защитном покрытии линзы. На качестве изображения это не должно сказаться, но неприятный осадок остаётся. Внимательнее рассматривайте каждый конкретный экземпляр при покупке.
Оптическая схема состоит из 10 элементов в 7 группах, включая 1 низкодисперсионный элемент и 4 линзы с высоким индексом преломления.
Конструкция диафрагмы состоит из 9 лепестков. Диаметр резьбы для фильтра 65 мм. Минимальная дистанция фокусировки 75 см, что достаточно много и создаёт определённые неудобства. Снимать предметы относительно крупным планом не получится.
Характеристики TTArtisan 75mm F2
Байонет | Sony E-mount Nikon Z-mount |
Фокусное расстояние | 75мм |
Автофокус | Есть |
Оптическая стабилизация | Нет |
Максимальная диафрагма | F/2 |
Минимальная диафрагма | F/16 |
МДФ | 75 см |
Оптическая конструкция | 10 элементов в 7 группах (включая 1 низкодисперсный, 4 линзы с высоким индексом преломления) |
Диафрагма | 9 лепестков |
Диаметр фильтра | 62мм |
Максимальный диаметр корпуса | 65мм |
Длина корпуса | Sony E-mount: 76мм Nikon Z-mount: 74мм |
Защита от пыли и влаги | Нет |
Вес | Sony E-mount: 328г Nikon Z-mount: 340г |
Комплектация | Объектив, крышка байонета с USB, Бленда |
Стоимость на момент анонса | Sony E-mount: 18 тыс. рублей Nikon Z-mount: 20 тыс. рублей |
Тесты TTArtisan 75mm F2
Все тестовые кадры сделаны на камеру Sony A7 IV с разрешением 33 Мп. Внутрикамерные корректировки не работают. При проявке в Capture One автоматически срабатывает корректировка Хроматических аберраций, остальные корректировки необходимо производить вручную.
Резкость
Итак, начнём! Наша стандартная тестовая мира – здесь анализируем центр и угол кадра.
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Детализация, надо сказать, на очень посредственном уровне по всему полю кадра. На максимально открытой диафрагме на периферии детали и вовсе не различимы. При этом показанные выше тесты я смог получить только со второго раза, используя ручную фокусировку. При первом тесте с автоматической фокусировкой кадры обладали ещё меньшей резкостью вследствие неточной фокусировки.
Закрытие диафрагмы приблизительно до f/4 делает картинку более детализированной, но всё равно недостаточно. Эффект дифракции при полном закрытии диафрагмы практически незаметен из-за изначально низкой резкости.
Для съёмки детализированных изображений средним планом этот объектив не подойдёт. Но если вы всё же решите его использовать в этих сценариях, настоятельно рекомендую применять только ручную фокусировку. А вот для портретов, даже с автофокусом объектив вполне применим. Но опять же, съёмка должна быть неспешной, иначе автофокус не справится.
Геометрия
Объектив выдаёт заметную подушкообразную дисторсию. Её интенсивность приемлемая для такого фокусного расстояния.
Виньетирование
На максимально открытой диафрагме эффект виньетирование затрагивает практически всю площадь кадра. Приблизительно после f/4 виньетка пропадает. Просматривая этот тест, можно заметить, что после f/13 наблюдается сильный скачок экспозиции — причина этому мне неизвестна. Возможно, другие экземпляры будут вести себя по-другому. Было бы интересно услышать владельцев этого объектива в комментариях.
Хроматические аберрации
Я тестирую два типа ХА: продольные и поперечные. Первые исправляются диафрагмированием, вторые – проявляются на всех значениях. Продольные слева, поперечные справа:
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Интересно, что продольные хроматические аберрации абсолютно не характерны для этого объектива. Однако поперечные аберрации проявляются по всему полю и усиливаются к краю кадра. Тем не менее их интенсивность невысокая. Важно отметить, что мы рассматриваем изображения с довольно высоким увеличением.
Бликозащита
При съёмке с контровым светом TTartisan AF 75 мм F2 может выдать довольно серьёзные блики, которые не просто снижают контраст, а перекрывают часть изображения. Бленда здесь, судя по всему, крайне необходима. Если практически под любым углом на открытой диафрагме блики мягкие и влияют только на контраст, то при закрытии диафрагмы блики приобретают яркие очертания, плотность и сильно влияют на изображение.
Астигматизм и кома
Астигматизм и коматические аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Астигматизм характерен на всех значениях диафрагмы по всему полю кадра, кроме центра. Кома проявляется ближе к краю кадра и исправляется диафрагмированием. Слева астигматизм, справа кома:
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Астигматизм проявляется умеренно. Коматические аберрации также заметны, в меру интенсивные и пропадают приблизительно после f/5.6. В целом результаты приемлемые.
Боке
А вот за что действительно хочется похвалить TTartisan AF 75 мм F2, это характер размытия фона. Блики большие, обладают равномерным заполнением без эффекта луковых колец, каёмка практически отсутствует. Для портретов самое то!
f/2.0 | |
f/2.2 | |
f/2.5 | |
f/2.8 | |
f/3.2 | |
f/3.5 | |
f/4 | |
f/5.6 | |
f/8 | |
f/11 | |
f/16 |
Дахание
Дыхание фокуса проявляется в изменении масштаба при изменении дистанции фокусировки.
При максимально возможном изменении дистанции фокуса с МДФ до бесконечности изменение масштаба составляет 10 процентов. Это относительно немного для такого фокусного расстояния и в реальных сценариях съёмки изменение масштаба, скорее всего, заметно не будет.
Галерея TTArtisan 75mm F2
Заключение
TTArtisan AF 75mm F2 за свою стоимость фактически не имеет альтернатив, ближайшие конкуренты для E-mount (Samyang 75/1.8, Viltriox 85мм/1.8 или, в конце концов, Sony 85/1.8) обойдутся в полтора-два раза дороже. Но приходится мириться с довольно больши́м списком компромиссов. Недостаточная резкость, не всегда точный автофокус даже в условиях неспешной фотографии, длинная дистанция минимальной фокусировки, плохая бликозащита, отсутствие защиты от пыли и влаги.
Найдёт ли своего покупателя этот объектив? Конечно, да. Но если вы не столь скованы в бюджете, либо ищите объектив для профессиональной работы, то я бы рекомендовал присмотреться к другим представителям этого фокусного расстояния.
Интересно услышать ваше мнение в комментариях. Какими бюджетными объективами пользуетесь вы? Возможно, вы уже стали обладателем нашего героя? Поделитесь опытом и впечатлениями.