Выбор фотокамеры это вовсе не легкое дело, но не менее сложной задачей является выбор объектива. У каждого фотографа будь то профессионала или любителя, свои цели и идеи, которые он преследует фотографии. Если камера — это практически универсальный инструмент, то объектив чаще всего имеет узконаправленное применение, особенно если мы говорим о широкоугольных объективах. Тем не менее если это «ширик» не с фиксированным фокусным расстоянием, а с переменным, то его сфера применения значительно увеличивается. Это не только пейзажная, архитектурная или интерьерная фотография, такие объективы можно успешно применять даже в репортажной или модельной съемке. Мой сегодняшний обзор будет посвящен новой модели из профессиональной серии Opera компании Tokina — объективу для полнокадровой камеры Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF.
Совсем недавно на страницах нашего журнала Паша Молчанов поделился своими впечатлениями о самой первой Опере — это был классический светосильный фикс 50/1,4. Сегодня у нас в редакции вторая модель, которая была представлена вслед за фиксом, в 2018 году на техновыставке Photokina. Если названный полтинник это нечто новое в истории объективостроения Tokina, то наш герой — это некоторое переосмысление выпущенной в 2010 году удачной модели Tokina AT-X 16-28 mm f/2.8 PRO FX. Вообще, новая серия Opera отличается не только современным стильным дизайном, но и высоким качеством сборки и материалов, а также защитой от влаги и пыли. Зачем же производитель решил обновить эту модель? Только ради нового дизайна и защиты от неблагоприятных условий? Давайте разбираться вместе.
Но для начала немного о самой Tokina, ведь Паша о ней так и не рассказал. Думаю, не многие знакомы с историей да и в принципе с самой компанией. Основана она была в 1950 году в Японии группой бывших инженеров и сотрудников компании Nikon, через некоторое время терпит убытки и прекращает деятельность. В 1959 году компания возрождается и уже в 1960 году выпускает первые объективы под собственным брендом. До настоящего времени компания усердно занималась и занимается разработками и производством новых линз. В итоге чуть менее чем за 70 лет Tokina выпустила более 150 моделей объективов и при этом я не учитываю модификации под различные байонеты!
Сегодня компания входит в группу Kenko-Tokina (с 2011 года) и является одним из крупнейших мировых производителей объективов. В каталоге Tokina можно найти объективы для байонетов Nikon F, Canon EF, Sony A и E, а также для камер Micro 4/3. Будем очень надеяться, что компания вскоре начнет выпускать объективы и для новых беззеркальных систем Nikon Z и Canon RF. А теперь, вернемся к нашему герою.
Конструкция и внешний вид Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF
Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF, как и его предыдущая версия выпускается для двух байонетов Nikon F и Canon EF. Но в этом обзоре я буду тестировать объектив не на зеркале, а на беззеркальной камере Nikon Z6 через переходник FTZ. Так что здесь мы выясним еще и как способен работать объектив стороннего производителя на новой беззеркальной камере.
Объектив довольно большой и тяжелый — 89 мм в диаметре, 133,5 мм в длину, а вес составляет 940 грамм. Тем не менее даже с учетом длинны переходника, на камере Z6 он прекрасно сбалансирован и с ним комфортно работать. По сравнению с предыдущей версией размеры слегка отличаются: 90мм и 133мм соответственно. Новинка стала легче буквально на 10 грамм. К сожалению, по-прежнему, как и в предудущей верии, в комплекте нет никакого чехла. (в этом обзоре я буду часто проводить параллели с предшественником, тем более что к нам в редакцию прибыли сразу две версии).
Корпус полностью изготовлен из прочного пластика, а байонет, как полагается, из металла. На байонетном креплении можно заметить резиновый уплотнитель, который обеспечивает защиту от влаги и пыли. Материалы, из которых изготовлен корпус, качественные и приятные на ощупь, к сборке никаких нареканий: ничего не люфтит и не скрипит.
На корпусе присутствует два широких кольца, которые имеют прорезиненное ребристое покрытие: одно кольцо отвечает за трансфокатор, другое за фокус. Отличительной чертой всех современных объективов Tokina является кольцо фокусировки, которое по совместительству отвечает за переключение между автоматической и ручной фокусировкой. Если сдвинуть кольцо на себя, то включается ручная фокусировка. Это очень удобно и позволяет оперативно переключиться в мануальный режим без дополнительных манипуляций в меню камеры.
Ход кольца плавный, но короткий и составляет всего около 1/4 полного оборота. Вращается кольцо в тех же направлениях, как у объективов производства Canon и Nikon. Короткий ход фокусировочного кольца в данном случае не является недостатком, так как мы и имеем дело с широкоугольным объективом и при ручной работе с фокусом навестись на резкость будет довольно просто.
В режиме автоматической фокусировки кольцо свободно прокручивается и я предполагал, что оно функционирует как в объективах Nikon — можно довести фокус вручную, но увы это не так. Фокусировка внутренняя: ни задний, ни передний элемент при этом не двигаются. За перемещение модуля фокусировки линз отвечает новый бесшумный привод SD-M, более того, для увеличения скорости фокусировки здесь встроен специальный высокоточный магнитный GMR-сенсор. Вкупе, как уверяет производитель, это обеспечивает более точную и быструю работу по сравнению с первой версией объектива. Более подробно об этом еще поговорим в разделе тестирования.
На объективе сверху расположилось небольшое окошко, в котором показано текущее положение дистанции фокусировки в футах и метрах. К сожалению, здесь нет шкалы глубины резкости, но это обычная практика для зум-объективов.
Так как это сверхширокоугольный объектив, ему просто необходима бленда. Она здесь несъемная. Установка резьбового круглого фильтра не предусмотрена, однако, на объектив можно установить квадратные или прямоугольные фильтры фильтры (например, Formatt Hitech) с помощью специальных адаптеров, конечно, такое решение обойдется намного дороже.
На кольце трансфокатора нанесена разметка фокусного расстояния. Само кольцо имеет плавный и более тугой ход, нежели фокусировочное. При зуммировании передняя и задняя линзы выдвигаются/задвигаются. При этом передняя линза не выходит за пределы бленды, так что бленда в данном случае выполняет еще и защитные функции.
Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF обеспечивает угол обзора от 107,6 градусов на коротком конце до 76,5 градусов на длинном.
Оптическая конструкция абсолютно идентична первой модели, тут никаких изменений. Внутри объектива 15 элементов в 13 группах, три из которых асферического типа, включая большой литой асферический элемент Р-МО диаметром 56 мм, и три элемента со сверхнизкой дисперсией для предотвращения хроматических аберраций.
Линзы имеют многослойное просветление, но это не особо спасает в погоне за зайцами, тут даже не помогает бленда. Все-таки объектив широкоугольный и имеет большую выпуклую переднюю линзу, поэтому чтобы словить блики особо стараться не надо. Тем не менее при контровом свете бликов не так много и наблюдается незначительное снижение контрастности.
При закрытии диафрагмы блики приобретают более отчетливые очертания:
Наиболее ярко блики проявляются при боковом свете.
Отмечу, что в примерах выше я специально старался найти такой угол, при котором было бы максимальное количество бликов, так что это совершенно не значит, что у вас каждая фотография с контровым или боковым светом будет иметь столько зайцев.
Минимальная дистанция фокусировки 38см на всех фокусных расстояниях. Максимальная апертура f/2.8 на всех фокусных, а минимальная f/22. Диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков, переключение механическое — все-таки, как мне кажется, следовало бы объективу, выпущенному в 2018 году, иметь электронное переключение. Но хорошо, что компания Nikon предусмотрела на переходнике FTZ специальный рычажок для регулировки диафрагмы, поэтому никаких затруднений с работой объектива на беззеркалке не будет.
Итак, мы разобрали все внешние и внутренние качества объектива, теперь давайте поговорим о картинке.
Качество изображения Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF
Первая версия этого объектива обладала проблемами с точностью фокусировки, что требовало дополнительной юстировки, сразу же после покупки. По некоторым сообщениям от фотографов, им удавалось получить точный экземпляр только с третьего раза, некоторые фотографы просто сдавались и не несли объектив обратно в магазин, а использовали внутрикамерную тонкую настройку фокуса, благо у Nikon можно сохранить в память до 30 объективов и установить смещение от -20 до + 20 и это не требует особых усилий. Так что давайте первым делом проверим этот момент, так как если есть смещение, то мы сразу его скорректируем и будем проводить дальнейшие тесты уже с правильно настроенным объективом. А поможет нам калибровочная мишень Spyder LensCal.
К сожалению, здесь мы все-таки можем наблюдать незначительный бэкфокус, с которым в принципе можно работать без корретировки, но для чистоты дальнейшего теста, все же поправим ситуацию. А вот ниже тот же тест автофокуса первой версии объектива 16-28:
Как видите, здесь такая же ситуация, но смещению чуть меньше. Конечно, размер погрешности настолько незначителен, что в принципе он не будет заметен на итоговой картинке, если только вы не собираетесь постоянно снимать на минимальной дистанции фокусировки, тогда да, проводить корректировку просто необходимо. На ландшафтной же фотографии или даже модельной такое смещение фокуса не повлечет за собой ухудшение резкости изображения.
Итак, объектив настроен, теперь давайте посмотрим, какую резкость он способен обеспечить.
16мм
Центр |
Угол |
|
f/2,8 |
||
f/4 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/11 |
||
f/16 |
||
f/22 |
По центру кадра можно наблюдать невероятную резкость на всех диафрагмах — очень классный результат! На периферии ожидаемая картинка — f/2,8 имеет низкую детализацию, а вот уже с f/10-11 картинка становится резкой вплоть до f/22 и никакого падения детализации под влиянием дифракции.
20мм
Центр |
Угол |
|
f/2,8 |
||
f/4 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/11 |
||
f/16 |
||
f/22 |
Удивительно, но ситуация улучшается, на периферии кадра на диафрагме f/8 детализация становится почти идеальной.
24мм
Центр |
Угол |
|
f/2,8 |
||
f/4 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/11 |
||
f/16 |
||
f/22 |
На 24мм ситуация абсолютно идентична предыдущему фокусному расстоянию 20мм.
28мм
Центр |
Угол |
|
f/2,8 |
||
f/4 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/11 |
||
f/16 |
||
f/22 |
Детализация на f/2.8 по центру кадра и на периферии слегка хуже, чем на предыдущих фокусных. Но на f/8 можно наблюдать детализированную картинку по всему полю.
Результаты, честно говоря, меня удивили. Объектив имеет очень высокую резкость. Обычно на периферии кадра в таких тестах можно наблюдать поперечные аберрации — здесь ее вообще нет, при том, что это широкоугольный объектив и к тому же с переменным фокусным расстоянием.
Когда планировал тест объектива, я хотел сравнить резкость двух объективов нового и предыдущего поколения. Эти тесты я провел, но решил не публиковать, поскольку показатели абсолютно одинаковые — никаких улучшений и никаких ухудшений. Все логично, ведь оптическая схема новинки не претерпела изменений.
Поперечных хроматических аберраций объектив не дает, а что с параллельными? Тестировщики любят демонстрировать хроматические аберрации по веткам деревьев, снятых на фоне неба, не буду отступать от традиции:
Я специально не стал давать кроп, а дал полностью картинку и ссылку на исходник. Все просто потому, и можете убедиться в этом сами, что здесь совершенно минимальный эффект параллельных хроматических аберраций я бы даже сказал, что их нет. И для частоты теста, посмотрим на мишени LensCal.
Здесь уже можно заметить небольшую сиреневую и желтую окраску по контрастным краям. Больше всего, но все же очень незначительно, хроматические аберрации проявляются на фокусном 28мм. Поведение у объектива предыдущего поколения также идентично.
Поговорим о дисторсии. Это еще одна разновидность аберраций и проявляется в виде искажения прямых линий, еще фотографы ее называют геометрическими искажениями. Чаще всего сильные геометрические искажения характерны именно широкоугольным объективам.
На минимальном фокусном расстоянии объектив, безусловно, дает искажения — здесь наблюдается подушкообразная дисторсия. Однако, на 16мм обычно ожидаешь намного более худшую картинку. Смотрим на других фокусных:
На 20мм эффект подушкообразной дисторсии уменьшается.
Удивительно, но фокусное расстояние 24 мм дает практически идеальную геометрию!
На 28мм наблюдается также почти идеальная геометрия линий.
Еще одна аберрация, которую обязательно следует протестировать — это виньетирование. Для наглядности я сделал снимки на всех значениях диафрагмы и собрал в единый видеоролик, а также добавил результаты тестирования объектива предыдущего поколения.
Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF не перестает удивлять. Да, виньетирование присутствует, от него никуда не деться, но она здесь явно различима на f/2,8-3,2, на f/3.5 затемнение в углах почти незаметно, а с f/4 объектив выдает абсолютно чистую картинку. Более того, если сравнивать с предшественником, то здесь видны улучшения — на Tokina AT-X 16-28mm Pro FX F2.8 виньетирование исчезает только на f/5.
И на последок протестируем скорость фокуса. Во многом это, конечно, зависит от скорости работы системы автофокуса камеры, но для теста были подобраны идеальные условия, чтобы минимизировать лаг камеры.
В тесте я решил сразу сравнить показатели объективов двух поколений.
Сводная таблица результатов:
AT-X | Opera | |
На бесконечность | 0,24 | 0,11 |
0,13 | 0,21 | |
0,13 | 0,11 | |
0,13 | 0,13 | |
С бесконечности | 2,02 | 0,11 |
0,22 | 1,02 | |
1,22 | 1,03 | |
0,12 | 0,13 |
Здесь необходимо отметить, что в данном случае секунда состоит из 30 долей, а не из сотых секунд, поскольку запись происходила с экрана смартфона со скоростью 30 кадров в секунду. Для более точных данных я провел по четыре измерения, чтобы высчитать средний показатель. Так вот. В среднем на перефокусировку на бесконечность у Opera уходит 0,14, а у AT-X 0,1575, в переводе в секунды это приблизительно 0.47c и 0,52 соответственно. На перефоксировку с бесконечности Opera тратит в среднем 0,2225, а AT-X 1,07, в переводе в секунды это приблизительно 0.74c и 1,23 соответственно. В общем-то улучшения в цифрах есть. Новая версия объектива хоть и не всегда оказывается быстрее, но если выводить среднее время, то новинка имеет явное преимущество, хотя если быть справедливым, то на практике вы не почувствуете разницы.
Заключение
По заявлению производителя новая линейка Opera характеризуется моделями объективов, которые обладают в первую очередь высокой разрешающей способностью, подходящей для камер с матрицей более 50Mp. Когда мы тестировали объектив Tokina Opera 50мм я в этом полностью убедился. А вот относительно героя этого обзора у меня перед тестом были смешанные ощущения. Зачем производитель решил перевыпустить объектив и назвать его Opera, при этом не сделав никаких изменений в оптической схеме, да и в принципе в конструктиве?
Ответ прост. Оптическая схема идеальна и это доказывают наши тесты. Высокая резкость, минимальные аберрации — практически полное отсутствие хроматизма, виньетирование только на открытой диафрагме, хорошая скорость автофокуса.
Но теперь это не только современный дизайн и более приятный по тактильным ощущениям корпус объектива, но и более высокая скорость работы мотора автофокуса, что всегда важно. Возможны недостатки в точности автофокуса. Поэтому перед покупкой обязательно следует проверить объектив. При незначительных отклонениях скорректировать точность можно легко через камеру, но при более серьезных, лучше сразу поменять на другой экземпляр. Однако, побывавшие у меня на тесте объективы двух поколений имели совершенно незначительные отклонения, которые даже необязательно исправлять внутрикамерно.
В комментариях к предыдущему нашему обзору объектива Tokina прочитал такое высказывание, что «Tokina для Nikon это кот в мешке и никогда не знаешь чем это закончится». Теперь могу возразить, два объектива разного поколения оказались полностью одинаковыми по уровню и не показали каких-либо существенных недостатков в работе с камерой Nikon и при том что я работал с беззеркалкой и через переходник. Так что для меня все закончилось благополучно;) Берите в руки объективы, тестируйте, пробуйте и не верьте всему, что пишут на форумах и в комментариях.