Сверхширокоугольные светосильные объективы с переменным фокусным расстоянием для кропа пользуются необычайной популярностью не только среди интерьерных фотографов или пейзажистов, но и, в связи с развитием видеовозможностей фотоаппаратов, у видеографов. Сегодня у нас на обзоре недавно анонсированный объектив Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Объектив с данными характеристиками по праву можно назвать уникальным. Ни у одного производителя нет подобного объектива для APS-C камер с такой постоянной светосилой и фокусными расстояниями. Только у самой Tokina есть еще более уникальный объектив AT-X 11-20 F2.8 PRO DX также для APS-C камер, но, надо сказать, стоит он дороже.

Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF не является новинкой, а скорее переизданием. Самая первая версия была выпущена японским производителем еще в далеком 2007 году и не имела автофокуса, а уже спустя год был представлен объектив с автофокусом, однако, автофокус на камерах Nikon работал только на старших моделях со встроенным в камеру мотором, с так называемой отверткой. Объектив сразу же завоевал популярность среди фотографов благодаря своим оптическим качествам — высокой резкости и постоянной высокой светосиле. В 2012 году вышла вторая версия, которая была оснащена ультразвуковым мотором SD-M и позволяла использовать автофокус даже на младших моделях Nikon. И этот объектив продается до сих пор, причем существуют не только версии для байонетов Nikon F и Canon EF, но и для Sony A (для зеркальных камер Sony).

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 16мм, f/8, 1/200, ISO100. © Павле Молчанов / Photar.ru

Аббревиатура CF в названии героя этого обзора, надо полагать, означает принадлежность объектива к неполнокадровым (Crop Frame). Для Сони новая версия объектива не выпускается. Аббревиатура ATX (Advanced Technology eXtra) встречается уже не впервые и означает использование передовых разработок, новейших технологий и высококачественных материалов в производстве объектива. А вот приставка «i» это что-то новое — от английского слова «Interactive», как пишет производитель, это означает тесную связь между фотографом и объективом. К нам на тест приехали два объектива для двух байонетов, так что мы будем тестировать его на видеокамере Canon EOS C200 и на фотоаппарате Nikon Z7 через адаптер FTZ. Поясню для тех кто сейчас может запутаться — да, объектив для APS-C, но устанавливать его можно и на полнокадровую камеру как Canon, так и Nikon. Для этого в камере необходимо включить кроп-режим, например, в Nikon Z7 он включается автоматически. Надеюсь, теперь у вас путаницы не возникло, если что спрашивайте в комментариях.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

А теперь давайте поближе познакомимся с самим объективом.

Внешний вид и конструкция Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Внешне Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF стал соответствовать современным трендам промышленного дизайна. Версии для разных байонетов почти не отличаются. Различия только в основании — Nikon F имеет сужение к байонету, а у Canon EF более ровная форма. Размеры по сравнению с предыдущей версией объектива абсолютно не изменились, а вес увеличился всего на 5 грамм.

Корпус изготовлен из качественного пластика, снаружи металлических деталей нет. Однако как утверждает производитель, в конструкции применено большое количество металлических деталей. Байонет изготовлен из металла. У основания есть резиновая прокладка, которая предотвращает попадание влаги и пыли.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Корпус Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF защищен от влаги и пыли, что дает возможность работать в сложных условиях, конечно, если камера это позволяет.

На корпусе расположены два кольца с резиновым покрытием — первое отвечает за изменение фокусного расстояния, второе за переключение между автоматической и ручной фокусировкой и, собственно, за регулировку дистанции фокусировки.

Присутствует шкала дистанций, в котором отображается текущая дистанция фокуса. Причем неважно в каком режиме находится объектив — в ручном или автоматическом. Минимальная дистанция фокусировки составляет 30 сантиметров. Ход кольца от МДФ до бесконечности короткий, около 25 процентов полного оборота.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Чтобы переключиться в ручной режим фокусировки необходимо незначительным усилием потянуть кольцо в направлении байонетного крепления и обратно для переключения в автоматический режим. Сама компания Tokina называет это механизм «Focus Clutch».

Если ход фокусировочного кольца довольно легкий, то о кольце зумирования такого сказать нельзя. Ход тяжелый и с характерным приятным «шуршанием», что говорит о хорошей герметичности конструкции в этом механизме. При увеличении фокусного расстояния ход немного легче, чем при уменьшении. Это абсолютно не важно, но я пытаюсь передать свои ощущения и «технофильские» эмоции;)

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Поскольку это сверхширокоугольный объектив, то он комплектуется блендой. Бленда съемная, ее можно закрепить как в рабочем положении, так и в обратном. Первые 3000 экземпляров объектива (под Canon и Nikon) поставляются вместе с более дорогой блендой BH-77A, которая покрыта изнутри бархатом и лучше поглощает паразитные переотражения света. Коробки с такими объективами будут отмечены специальной наклейкой. Далее объектив будет поставляться вместе со стандартной блендой BH-77В без бархатистого внутреннего покрытия.

Хоть это и сверхширокоугольный объектив, сюда все же можно установить резьбовой фильтр. Диаметр фильтра 77 мм, как и у предыдущей версии объектива.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Фокусировка внутренняя. При зуммировании передний элемент двигается приблизительно на 1 мм, а задняя линза при увеличении фокусного расстояния двигается вглубь корпуса. Однако, это нисколько не влияет на балансировку при установке камеры с этим объективом на стедикам, что очень ценно.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Максимальная апертура, как ясно из названия f/2.8, минимальная f/22. Диафрагма состоит из 9 лепестков.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Оптическая схема не претерпела каких-либо изменений. Здесь 13 элементов в 11 группах, среди которых два асферических элемента и два элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией.

Элементы со сверхнизкой дисперсией в оптической схеме объектива снижают хроматические аберрации, а сферические элементы в конструкции объектива отвечают за уменьшение дисторсии. Оптические элементы имеют антибликовое многослойное просветление, а передний элемент теперь снабжен водоотталкивающим покрытием.

Тестирование Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/5,6, 1/30, ISO320. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Так почему же этот объектив, точнее его предыдущие версии, стали такими популярными? Все говорят о его невероятных оптических характеристиках — резкости, минимальной дисторсии и минимальных хроматических аберрациях. Давайте тестировать.

Начнем с самого главного — резкости.

Резкость

11мм

Центр Край

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

На фокусном расстоянии 11 мм на минимальном значении диафрагмы картинка получается относительно нерезкая по всему полю кадра. После f/4 можно наблюдать максимальную резкость по центру кадра вплоть до значения f/18-20. На периферии кадра максимальная резкость достигается приблизительно на f/10 — 13. Таким образом, чтобы получить максимальную резкость по всему полю кадра рекомендуются значения f/10 — 13.

16мм

Центр Край

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

На фокусном 16мм картина немного другая. Центр кадра ведет себя аналогично периферии — максимальная резкость по всему полю кадра начинается приблизительно с f/9 и продолжается вплоть до f/22.

В целом показатель резкости для сверхширокоугольного светосильного объектива с переменным фокусным расстоянием просто великолепный!

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/2,8, 1/250, ISO100. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Дисторсия

У объектива присутствует бочкообразная дисторсия на широком угле — было бы удивительно, если бы она здесь отсутствовала, все-таки это 11 мм! На длинном конце геометрические искажения уменьшаются и они заметны меньше.

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/8, 1/60, ISO100. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации бывают двух видов — поперченные и продольные. Проявляются они в виде цветных каемок, чаще фиолетового или зеленоватого цвета на краях высококонтрастных объектов. Если продольные аберрации лечатся диафрагмированием, соответственно проявляются только на открытых диафрагмах, то если в объективе присутствуют поперечные, они будут на всех значениях диафрагмы.

11мм

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

На фокусном расстоянии 11мм мы можем наблюдать явно выраженные продольные аберрации, которые приблизительно на f/11 становятся минимальными и далее практически незаметны.

16мм

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

А вот на 16мм продольные хроматические аберрации практически отсутствуют, но мы видим здесь проявление поперечных аберраций, причем чем меньше диафрагма, тем больше эффект.

Теперь давайте проанализируем в более точных, так скажем «лабораторных», условиях на мишени Datacolor LensCal.

Калибровочная мишень Spyder Lens Cal

11мм

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

Если в «реальных» условиях на 11мм поперечные аберрации незаметны, то в данном случае мы можем их наблюдать — при закрытии диафрагмы на 11мм эффект хроматических аберрация снижается, то есть уходят параллельные, а на закрытых остаются поперечные. Таким образом, избежать польностью хроматических аберраций на 11мм не получается. Однако, использование закрытых диафрагм все же предпочтительнее.

16мм

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11

f/16

f/22

На фокусном расстоянии 16мм картинка аналогична тесту в реальных условиях — параллельных хроматические аберрации отсутствуют, а поперечные усиливаются при диафрагмировании. Таким образом, на 16мм лучше всего использовать открытые диафрагмы.

Не следует забывать, что любые хроматические аберрации очень легко и эффективно устраняются в любом RAW-конвертере.

Виньетирование

Для проверки и более наглядной демонстрации я сделал снимки на всех значениях диафрагмы и на коротком и длинном конце, все эти кадры я собрал в один видеоролик:

Все внутрикамерные коррекции отключать не нужно, так как это сторонний объектив и камера Nikon Z7 не умеет исправлять такие фотографии. Как видите, виньетирование исчезает почти полностью после апертуры 5,6 на всех фокусных расстояниях. На открытой диафрагм затемнения не очень интенсивные, что очень хороший показатель для сверхширокоугольного объектива.

Боке

Красивое боке обычно не характерно для подобного рода широкоугольных объективов, однако, характер картинки в зоне нерезкости у каждого объектива всегда свой. Давайте посмотрим, какую картинку дает наш atx-i 11-16mm F2.8 CF.

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/2.8, 1/320, ISO100. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 16мм, f/2.8, 1/250, ISO100. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Размытие довольно мягкое, но не интенсивное — полного размытия фона до неразличимых деталей на минимальной диафрагме достичь не получится. В целом картинка очень приятная.

Бликозащита

Здесь я постарался специально найти такой угол по отношению к яркому источнику света, в нашем случае солнцу, чтобы получить максимально возможное количество бликов.

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 16мм, f/3.2, 1/640, ISO100. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Объектив имеет отличную защиту от бликов. Мне так и не удалось найти такого угла, на котором блики ярко проявлялись. Однако, при закрытии диафрагмы, блики становятся все более выраженными:

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/22, 1/200, ISO800. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Яркие источники света при закрытой диафрагме превращаются в красивые звезды с длинными лучами. Этот эффект можно использовать в творческих целях.

Астигматизм и кома

Астигматизм и кома — это аберрации, которые проявляются в виде искажения световых точек. Кома характерна больше для края кадра и исправляется диафрагмированием. А вот астигматизм проявляется почти по всему полю кадра, кроме вентральной точки, не «боится» закрытых диафрагм и исправляется только специальными линзами в оптической схеме объектива, такие объективы называются «Анастигмат». Присутствие таких аберраций хуже всего сказывается на работе астрофотографов — поскольку фотографии звезд, как правило, снимаются на открытых диафрагмах, чтобы максимально уменьшить выдержку и ISO.

11мм

Около центра Край
f/2,8
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

По краю кадра можно наблюдать ярко выраженные коматические аберрации (кстати, называются они комой, так как по форме напоминают комету). По центру кадра отсутствует проявление как комы, так и астигматизма, что очень здорово. Приблизительно с f/11 аберрации по краю кадра значительно уменьшаются и здесь уже сложно понять, это кома или астигматизм. Далее искажения уменьшаются, однако, минимально присутствуют даже на f/22. Поведение картинки около центра практически одинаковое — астигматизм проявляется совершенно минимально.

16мм

Около центра Край
f/2,8
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

На 16мм поведение аналогичное, однако, форма искажений световых точек по краю кадра немного изменилась. Световые точки около центра кадра все так же имеют минимальные искажения.

Бэк- и фронт-фокус

Если вы читали мой предыдущий обзор объектива Tokina Opera 16-28mm F2.8 FF, то возможно помните, я писал, что предыдущие модели страдали бэк- и фронт-фокусом. Про предыдущие версии нашего героя таких проблем я не слышал, но все же давайте проверим.

Наблюдается совершенно незначительный фронт-фокус, который в идеале можно скорректировать на камере без проблем. При увеличении фокусного расстояния ситуация повторяется. С чем связана такая проблема? Дело в том, что объективы сторонних производителей, к которым относится и Tokina, изготавливают по стандартным спецификациям байонетов, то есть имеют идеально настроенный рабочий отрезок по стандарту компании производителя фотоаппарата. Однако, существуют большие допуски при изготовлении байонетов на камерах — минимальное изменение толщины байонета отрицательно сказывается на точности работы объективов. Каждая камера после изготовления проходит калибровку фронт- бэк-фокуса, но эта калибровка работает исключительно с родными объективами. Поэтому при покупке объектива стороннего производителя мы часто встречаемся с неидеальной работой точности фокусировки. В данном случае с объективом Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF погрешность настолько минимальна, что в принципе не требует корректировки.

Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF для видео

© Тимофей Добровольский / Photar.ru

Объектив на сенсоре форм-фактора APS-C дает угол зрения, эквивалентный объективу 16-24мм, установленному на полный кадр. Такие фокусные расстояния довольно часто пользуются спросом в работе видеографов. Мы решили протестировать объектив Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF на видеокамере Canon EOS C200.

Что нас здесь интересует? Хороший объектив для видео должен обладать несколькими важными параметрами — отсутствие дыхания фокусировки, отсутствие изменения дистанции фокуса при изменении фокусного расстояния, а также уметь быстро и бесшумно фокусироваться. Теперь давайте по порядку.

Дыхание фокуса

© Тимофей Добровольский / Photar.ru

Дыхание фокуса можно заметить при изменении дистанции фокусировки с минимальной на бесконечность или наоборот. Полным отсутствием подобного эффекта могут похвастаться только очень и очень дорогие объективы.

Как видите, в целом дыхание минимально и практически незаметно — плюс в копилку объектива.

Изменение дистанции фокуса при зуммировании

Этот параметр, возможно, не столь важен, как отсутствие дыхания фокуса, но все же мы его должны были протестировать. Для наиболее точного измерения снова воспользуемся нашей калибровочной мишенью Lens Cal.

Смещение есть, но незначительное. При изменении фокусного расстояния с 16 на 11 мм дистанции уменьшится приблизительно на 1см. Этот показатель практически не будет доставлять дискомфорт в работе видеооператора, особенно если фокусироваться на дальних дистанциях.

Шум фокусировки

Вот этот параметр, конечно, немного разочаровывает. В данном случае запись велась с использованием внешнего накамерного микрофона. Объектив шумит довольно сильно. Конечно, если использовать выносной микрофонтипа радиопетлички, то об этом не стоит беспокоиться. А вот если вы собираетесь записывать на внешний накамерный микрофон, я уж не говорю о встроенном в камеру, то шумов на аудиодорожке избежать не получится. Если не используете автофокус в своей работе, то, безусловно, этот параметр вас не должен беспокоить.

Заключение

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Как я уже писал Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF имеет действительно уникальные технические характеристики и в дополнения к этому выдает очень качественную картинку, что подтверждают наши тесты. Сборка на высоте, ни один элемент не шатается нет зазоров и поскрипываний, материалы качественные. Защита от агрессивной среды не только видна по спецификациям, но даже в ощущениях при работе. Если говорить о работе через переходник с беззеркальной камерой Nikon Z7, то здесь не было заметно никаких особенностей, все работает стандартно, как и на зеркальных камерах без переходника.

Nikon Z7 + Tokina atx-i 11-16mm F2.8 CF. Параметры: 11мм, f/8, 1/200, ISO100. © Павле Молчанов / Photar.ru

Как и у любого объектива, здесь наблюдаются свои минусы, вы никогда не сможете найти идеальный инструмент, подходящий под все задачи. Но в направлении пейзажной, архитектурной, интерьерной, стрит фотографии, и даже модельной съемки это объектив показал себя как отличный инструмент. При недостаточном освещении спасает высокая светосила и это актуально не только для фото, но и для видеозаписи. Есть недостатки в виде шумного мотора автофокуса, но они решаются использованием выносного внешнего микрофона. Минимальное вдыхание фокуса делает это объектив отличным инструментом для использования в видеосъемке. А невысокая стоимость дает дополнительный довод в сторону покупки этого объектива.

comments powered by HyperComments