«Я люблю деревья. Кошек. И прогулки. Я не верю в реальность. Я никогда не знала чего хочу. В какой-то момент я изучала социологию и психологию, а также германистику и педагогику. Позже работала в супермаркете, писала тексты и фотографировала. И никогда не понимала, для чего я всё это делала. Всегда думал, что я никогда не была нормальной, но иногда мне хотелось быть как все. Мне нравятся люди, хотя я часто нахожу их утомительными или запутанными. Вероятно, это чувство взаимно. А ещё, мне никогда не хватает времени», — делится о себе талантливая фотохудожница из Германии — Наннименш (Nannimensch).
Снимки Наннименш передают настроение и эмоции, которые она испытывает в момент фотографирования. Не ставя перед собой, цель выработать фирменный стиль, она позволяет своим чувствам диктовать направление фотосъёмки на различных открытых площадках.
Наннименш не стремится специально создать концепцию. Однако есть несколько элементов, которые повторяются в некоторых из её работ. Создаётся впечатление, что она погружается в свои фотографии, позволяя своим идеям плавно перетекать в изображения и становиться их частью.
Пожалуйста, расскажите нам о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Фактически, фотография интересовала и увлекала меня всю мою жизнь, но долгое время мне и в голову не приходило, что я могу фотографировать самостоятельно.
Или я просто была слишком труслива и застенчива, чтобы попробовать себя в этом виде искусства. Я не верила, что у меня есть талант в этой области, поэтому я просто смотрела на чужие изображения и наслаждалась ими. Моим собственным способом самовыражения было только письмо. Всё немного изменилось к концу моего обучения в университете.
Тогда я изучала социологию и психологию. В то же время мой близкий друг начал фотографировать, а я купил следом за ним и свой первый фотоаппарат. Мы часто ходили вместе фотографировать. Разумеется, то, чем мы занимались, было далеко от профессиональной фотографии, но это открыло для меня дверь, и я постепенно перестала стесняться и бояться. Всё чаще и чаще я фотографировала в одиночку. Я снимала природу, а также заброшенные здания и достопримечательности.
Я думаю, что всё это усилилось, когда я некоторое время не очень хорошо себя чувствовала, и многое в моей жизни было не очень хорошо. Я много думала, проводила много времени в одиночестве, искала тишину, природу. Тогда я заметила, что фотография облегчает мне принятие того, что мне нужно. Фотографирование было для меня своего рода оправданием того, что я могу найти время, прислушаться к себе, стать сопричастным к своему окружению, но также и к самой себе. Конечно, это был и способ выражения моих мыслей и чувств, открывающий совершенно иные возможности, чем писательство.
Наверное, мне показалось, что в фотографии я нашла то, что искала всю жизнь. Ну, а то, что не ладилось в моей жизни, в конце концов, заставило меня бросить учёбу в университете, и я начал работать на довольно дурацкой должности на полставки. Так что у меня не было много денег, но было много времени. Тогда я стала всё больше и больше убеждалась в том, что хочу использовать это время, чтобы сосредоточиться на себе, искусстве и фотографии.
Пожалуйста, поясните, как ваше оборудование помогает вам реализовать ваше творческое видение.
Мне приходится отвечать на этот вопрос с моей точки зрения. Я не могу объяснить, как определённое оборудование помогает мне реализовать мои идеи в смысле «я использую эту камеру с этим объективом, чтобы достичь этого», но, возможно, я смогу объяснить, почему мой довольно низкий интерес к оборудованию помогает мне достичь того, что важно для меня.
Думаю, сначала нужно ответить, какие у меня есть творческие видения.
Хотя мои предыдущие ответы были довольно общими, в дальнейшем я буду в основном ссылаться на свой проект Jurljin. В связи с этим следует сказать, что Jurljin — это нечто своеобразное: мой подход к этому проекту и мой способ работы в этом проекте иногда сильно отличаются от других моих методов работы, то есть то, что применимо к нему, не обязательно применимо ко всем моим работам.
В то же время Jurljin нельзя отделить от других моих работ. Это скорее своего рода резюме и объединение вещей и тем, над которыми я работала до сих пор. И в то же время это попытка преодолеть их, расширить их. Это попытка найти путь назад к моим истокам в фотографии. И в то же время дальнейшее развитие. Это попытка ограничить себя в некоторых аспектах, чтобы получить больше пространства в других областях. Это попытка оставаться в состоянии чистого ощущения и думать как можно меньше. Речь идёт о моментах. Отпускать. Быть свободным от любых ожиданий.
Но что именно это значит? Когда я только начинала фотографировать, принцип «думать как можно меньше» был для меня очень важен. Больше всего я стремилась запечатлеть то, что скрывается за мышлением, за рациональностью и интеллектом, за их склонностью искажать и изгибать вещи. Для меня было важно не техническое совершенство, а улавливание искренних моментов и настроений. Конечно, я понимала, что полезно иметь некоторые базовые знания и уверенно обращаться с камерой — но я была убеждена, что не смогу сделать хорошую фотографию, если не смогу почувствовать её, и что чувство, а также умение войти в это без страха и контроля — самое важное.
Поэтому, прежде всего, я практиковалась слушать, наблюдать и отпускать, всегда ища то, что является настоящим и оригинальным. Неискажённое. Любые технические знания о фотографии я получила совершенно случайно. Однако чем дольше я фотографировала, тем чаще у меня возникали сомнения в том, соответствую ли я этому первоначальному требованию. Были ли мои фотографии по-прежнему честными? Попадало ли в центр внимания то, что должно было быть неважным? Позволяю ли я своим мыслям захватывать все пространство?
Позволяю ли я слишком много заниматься постановкой, планированием, колебаниями, предвидением, корректировкой? Иногда я чувствовала себя запертой во всех накопленных за эти годы возможностях, а также запертой в ожидании, что-то, что я делаю, должно быть хорошим. Поэтому «Jurljin» был попыткой сознательно и целенаправленно вернуться к своему намерению не давать рациональному мышлению никакого пространства. Просто отпустить себя с тем, что есть и довериться своей чистой интуиции.
Я использую только свою камеру, свои чувства и заданный сюжет. Я не думаю, что я делаю или как я это делаю. Я просто смотрю (на своё окружение или на себя), наблюдаю, вовлекаюсь, следую за тем, что нахожу, не зная цели, и нажимаю на кнопку затвора камеры, когда чувствую какую-то внутреннюю связь, и это кажется правильным. Множество технических вещей или предварительное планирование только помешают мне и отвлекут меня от главного или даже сделают невозможным найти то, что является для меня приоритетным в этом проекте.
Почему вы решили развивать более тёмный, мрачный стиль фотографии?
Меня всегда немного удивляет, когда люди говорят, что мои фотографии мрачные. Я никогда не задумывалась о том, какой у меня стиль или что я хочу развить. Я всегда делала то, что казалось мне правильным, что хотело выйти из меня. У меня никогда не было плана или конкретной цели. Я просто хотела быть собой. Может быть, я мрачный человек? Я не знаю, я так себя не чувствую. Но задумчивый человек, возможно. Иногда немного меланхоличный. Вечеринки и светские беседы никогда не были моей стихией.
Развивался ли ваш стиль с момента его зарождения? В каком направлении, по вашему мнению, он будет развиваться в ближайшие годы?
Я никогда не задумывалась о том, есть ли у меня определённый стиль. Но то, что картины и их выражение как-то меняются и развиваются с течением времени, наверное, нормально и вряд ли можно избежать этого. Когда я смотрю не только на «Jurljin», но и на все свои работы, я вижу явные изменения, развитие или даже фазы, но нет непрерывного развития в определённом направлении.
Я также не вижу конкретного развития в будущем. Чаще всего я работаю над несколькими идеями и проектами одновременно, и многие вещи возникают спонтанно. У меня в голове также много мыслей, вопросов и тем, которые я хотела бы разобрать более подробно. Но я не знаю, к чему всё это приведёт в итоге.
Многие из этих работ имеют призрачный характер. В них есть намеренное размытие движения. Какое чувство стоит за этим решением?
Трудно описать или объяснить это чувство, потому что это несознательное решение. Это скорее чувство, что данный способ фотографирования лучше всего соответствует тем чувствам или настроению, которые присутствуют в данный момент, и передаёт их лучше всего. Почему это так, я могу только догадываться.
Я думаю, что очень часто размытость подчёркивает мимолётность момента. Фотография пытается запечатлеть то, что не зафиксировано, но проходит мимо или, возможно, уже прошло в момент съёмки. Она также даёт понять, что речь идёт не о человеке, пейзаже или объекте, изображённом на фотографии, а о чём-то, что стоит за ними.
В то же время, эффект размытости не позволяет взгляду зацепиться за что-то одно — это мягкий проходящий ветерок, за который нельзя ухватиться, но который можно почувствовать. Который, возможно, также можно проследить по улицам, по лесу. Это настроение, которое не привязано к определённому месту, но витает в воздухе. Это шёпот, ничто не кричит и не толкает вперёд, он тихий, мягкий, без начала и конца, без определённого контура, его нельзя уловить, но он есть.
Эмоциональная связь, которую вы имеете с природой, вполне очевидна. Расскажите нам об этом подробнее.
Я чувствую себя как дома в лесу и на природе. Это место, где можно быть полностью самим собой, чувствовать себя в безопасности и защищённости. Когда я долго не бываю на природе, я как будто теряю часть себя. Важную часть. Что-то очень фундаментальное. В моей жизни было несколько случаев, когда я пыталась игнорировать это — но ничего не получалось. Это ломает меня. Мне нужно на природу. Деревья и их шёпот меня успокаивают.
Так что да, существует большая связь, которая играет большую роль, особенно в проекте «Jurljin» — но мне самой пока не удалось объяснить это значение более подробно или понять его полностью. Я думаю, что одним из аспектов, безусловно, является уже упомянутое обращение к необходимому, оригинальному.
Ваши фотографии — это что-то среднее между монохромом и сепией, но почему вы решили сделать эту серию без цвета?
Это тоже не было сознательным решением, скорее, это было чувство, интуиция, которая показалась мне правильной, даже если я не могла этого объяснить. Я уже упоминала, что «Jurljin» — это попытка ограничить себя в некоторых аспектах, чтобы получить больше пространства в других аспектах — я думаю, что отказ от использования цвета является таким ограничением.
Обычно мне нравится работать с цветом и использовать его, чтобы подчеркнуть или усилить настроение отдельных картин, в «Jurljin» я этого не делаю. Что я получаю от этого, так это, например, связь между изображениями, общий основной тон, что также является важной особенностью проекта — фотографии не стоят отдельно, а сливаются друг с другом, являются отдельными и в то же время едиными и приобретают свой полный смысл только через другие фотографии.
Здесь также нет ни чёткого начала, ни конца, ни фокуса, ни осязаемой формы. Лишь моменты, которые сливаются, влияют друг на друга и снова образуют новые моменты — повторение того, что я уже сказала в отношении размытия движения.
Как правило, вы снимаете эти сюжеты в определённое время года, это верно?
Нет, совсем нет. Природа, погода, свет, времена года, возникающее настроение оказывают большое влияние на снимки, но нет такого сезона, который я предпочитаю или нахожу особенно подходящим для моих снимков.
Влияет ли ваша поэзия на образы, или образы вдохновляют вас на написание стихов?
Не то и не другое. Мои эмоции и чувства вдохновляют меня писать. Мои эмоции и чувства вдохновляют меня на создание изображений. Чем дольше и интенсивнее мне удаётся погрузиться в какое-то чувство и оставаться в нём, тем больше вероятность того, что в моём сознании появятся образы и слова, которые я затем попытаюсь запечатлеть.
Писать и фотографировать — это просто две разные формы самовыражения, которые могут дополнять или завершать друг друга, но обычно не влияют друг на друга. Однако поскольку в последние годы я пишу довольно мало, «Jurljin» — это также попытка открыть себя в этом направлении, чтобы снова уделить этому больше времени, к сожалению, я часто бываю слишком нетерпеливой.
Ещё больше работ: nannimensch.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube