С момента открытия своей студии в Нью-Йорке в 1983 году фотограф Стивен Уилкс (Stephen Wilkes) создал беспрецедентное количество работ и репутацию одного из самых знаковых фотографов Америки. Уилкс широко известен своими работами в области изобразительного искусства, редакционной и коммерческой фотографии.
Работы Уилкса, посвящённые материковому Китаю, калифорнийскому шоссе номер один и импрессионистским «Сожжённым объектам», задали тон целой серии определяющих карьеру проектов, которые вознесли его на вершину фотографического небосклона.
Проект «От дня к ночи», самый значимый проект Уилкса, начался в 2009 году. Эти эпические городские пейзажи и ландшафты, снятые с фиксированного угла камеры в течение 30 часов, запечатлели мимолётные моменты человечества, когда свет проходит перед его объективом в течение целого дня. На то, чтобы соединить эти изображения в одну фотографию, уходят месяцы.
Кроме того, Стивен снял документальный фильм «От дня к ночи», который был показан в программе «Воскресное утро» на канале CBS, а также в десятках других известных СМИ. Благодаря гранту Национального географического общества серия недавно была расширена за счёт национальных парков Америки в честь их столетнего юбилея и миграции птиц в рамках Года птиц в 2018 году.
Фотографии Уилкса находятся в коллекциях Музея Джорджа Истмена, художественного музея Джеймса А. Миченера, Музея изобразительных искусств Хьюстона, коллекции Доу Джонса, Художественного фонда Карла и Мэрилинн Тома, Еврейского музея Нью-Йорка, библиотеки Конгресса, музея искусств Снита, исторической коллекции Нового Орлеана, музея города Нью-Йорка, Мемориального музея 9/11 и многочисленных частных коллекций. Его редакторские работы появлялись в ведущих изданиях и на их обложках. Среди них журналы New York Times, Vanity Fair, Time, Fortune, National Geographic, Sports Illustrated и многие другие.
Среди многочисленных наград и премий автора — премия Альфреда Айзенштедта за лучшую журнальную фотографию, премия «Фотограф года» журнала Adweek, премия «Фотограф года в области изобразительного искусства» 2004 года Lucie Award, премия журнала TIME за 10 лучших фотографий 2012 года, премия Sony World Photography Professional Award 2012, премия Adobe Breakthrough Photography Award 2012 и премия Prix Pictet, Consumption 2014.
В этой статье г-н Пизани пообщался с талантливым фотохудожником для журнала Holdenluntz.
Фотографы Эдвард Мюбридж и Гьон Мили использовали движение как часть своей эстетики, считаете ли вы, что их творчество как-то повлияло на вас, как на художника?
Многие годы меня интересовало то, как сам процесс фотографирования и эволюция самой фотографии постоянно меняются благодаря инновациям. Я люблю говорить, что когда вы внедряете инновации, это происходит потому, что вы действительно глубоко понимаете историю и глубоко цените новые технологии, и это то, что я делаю.
Мне кажется, что моя работа находится в этой средней области, где она является глубоким восприятием истории медиума. Тем не менее я всегда очарован и дотошный к новым технологиям и новинкам, которые помогают мне рассказывать истории.
За всю историю существования фотографии, фотографы, которыми я восхищаюсь больше всего и которые вдохновляли меня, это Дагер, Генри Фокс Тальбот, Эадвард Мюбридж, Эгертон и, конечно же, Гьон Мили. Все — от Штайхена до Штиглица и Анселя Адамса, я думаю, все эти фотографы были новаторами в своём роде. Они создавали и использовали медиум, внедряли инновации, используя технологии для усиления своего видения — это то, что мне интересно делать.
Я хочу создавать фотографии, которые дают людям возможность ощутить то, что я вижу.
Ещё одна вещь, которая оказывает на меня большое влияние, — это художники, меня привлекает история живописи. Меня привлекает мир Питера Брейгеля Старшего. Он определённо создал очень многое, отчего я почерпнул идеи для проекта «От дня к ночи».
Также меня вдохновляет Иероним Босх — влияние его ранней живописи. А с годами я глубоко погрузился в творчество художников школы реки Гудзон, в частности, Альберта Бьерстадта. И если уж перечислять источники вдохновения, то, безусловно, мой наставник Джей Мейзел был большим вдохновителем.
В ваших работах прослеживается подход к искусству. Существует особый процесс создания фотографий, которые стремятся к инновациям с помощью технологий. Каковы ваши отношения с наукой, и как она повлияла на вашу работу?
Мне всегда нравилось говорить, что «От дня к ночи» — это объединение науки и искусства. Часть того, чем я занимаюсь, — это размышления о концепции времени и нашем отношении ко времени. И даже на научном уровне, размышляя о том, как Эйнштейн описывает пространственно-временной континуум.
Когда я начал изучать эту тему, я понял, что могу, используя новую технологию Photoshop (тогда создание панорам только появилось в редакторе), начать объединять не только одно изображение, но и сотни изображений вместе, и чтобы эти изображения рассказывали историю, которая не только относилась к тому, что я наблюдал в определённом месте в определённый момент времени, но и захватывала различное количество времени в течение дня и ночи.
Так что это стало стимулом для создания этой работы, основанной на увлечении тем, что у нас произошёл этот огромный технический сдвиг, когда была изобретена цифровая фотография. Мне всегда хотелось попробовать свои силы, если появлялось что-то новое.
Я всегда говорю, что мне выпало счастье учиться аналоговой фотографии и осваивать съёмку на широкоформатную транспарентную плёнку. Когда я делал серию «Остров Эллис», я разработал систему прозрачных зон для создания этих фотографий. Я думаю, что никогда не смог бы создать «От дня к ночи», не имея такого уровня владения аналоговой фотографией для этой серии.
По вашим описаниям, ваш процесс съёмки иногда включает в себя нахождение на высоте 40 футов в воздухе на кране в течение 24-36 часов. Как вы справляетесь с физическими трудностями, необходимыми для создания ваших снимков?
Одна из особенностей этой работы заключается в том, что я должен обладать максимальной физической силой, чтобы простоять от 24 до 36 часов, а также умственной энергией, чтобы оставаться сосредоточенным в течение этого периода времени. Я бы сравнил это с формой глубокой медитации. Когда вы сидите и смотрите на какое-то место в течение 24-36 часов, вы начинаете изолировать всё вокруг себя. Ваш фокус становится настолько узким, в смысле того, на что именно вы смотрите.
Одна из особенностей этой работы — моя способность не только видеть то, что передо мной, реагировать на то, что происходит перед объективом, но в то же время думать о головоломке, которая происходит в моей голове.
Таким образом, я работаю почти на двух разных уровнях. На одном уровне я документирую, пытаясь запечатлеть конкретные моменты, которые происходят по мере того, как время движется через кадр, и в то же время думаю о том, как время здесь переходит? Правильное ли у меня облако в этой части кадра? Что произойдёт, когда скопление людей разойдётся? Будет ли у меня такой момент, когда я не смогу снова переместить время? Таким образом, это головоломка в реальном времени, которая происходит в моём сознании.
Отчасти я живу с этим образом, который возникает у меня в голове. Мною движет желание сделать это реальностью того, что я вижу. Этот акт визуализации — то, что приходит с десятилетиями фотографирования. Ансель Адамс описал это лучше всего: вы достигаете точки, когда изображение находится в вашем сознании. Когда вы видите изображение в своём воображении, а затем думаете: как мне воплотить его в фотоотпечатке? Если достаточно долго фотографировать и смотреть на мир в течение длительного времени и довольно глубоко, то начинает возникать такая связь, когда вы видите что-то в своём сознании, и это становится способом передачи опыта.
Ваш метод работы предполагает отбор значительного количества различных снимков для создания одной составной фотографии — панорамы, если конечно это так можно назвать. Как вы выбираете и редактируете моменты, которые вы включите в серию из сотен отдельных кадров, которые вы запечатлели?
Когда я фотографирую, мой взгляд движется, как движется время. Затем, в процессе съёмки, я замечаю очень специфические моменты и отмечаю их. У меня есть очень чёткая система цветовых кодов и цифр, которыми я отмечаю определенные кадры в зависимости от того, что я считаю важным в том, как я видел различные вещи в течение дня и ночи. Затем я возвращаюсь в свою студию и провожу около месяца, редактируя эти фотографии. В среднем я снимаю от 1200 до 2200 отдельных снимков.
Мне приходится возвращаться, потому что мой взгляд был сфокусирован на одном участке, но я мог упустить что-то. Опять же, поскольку моя работа имеет такой размах и масштаб, в ней часто происходит множество вещей, и глаз может сфокусироваться на стольких вещах в один момент. Поэтому часть моего процесса как фотографа заключается в том, чтобы заново открывать свои работы в процессе редактирования, и именно поэтому на редактирование одной фотографии «От дня к ночи» уходит около месяца.
Ваши фотографии, в которых собраны самые волнующие моменты дня, сжимают время в один кадр. Композиция деталей может казаться случайной, как образы, которые мы видим во сне, вспоминая наши лучшие воспоминания и воспроизводя их, чтобы мы могли пережить их снова. Чувствуете ли вы, что ваши работы связаны со снами или, возможно, с альтернативной реальностью?
Я не думаю, что мои работы связаны со снами, скорее с памятью. Я думаю, что мои работы действительно связаны с памятью, в некотором смысле, потому что я пытаюсь исследовать память на двух уровнях. Во-первых, меня всегда тянет к местам, которые я называю знаковыми. Вещи, которые являются частью нашей коллективной памяти, так что при взгляде на одну из моих фотографий возникает интуитивное ощущение родства. Она кажется знакомой, но в то же время совершенно не похожа на то, что вы когда-либо видели. И если я делаю это хорошо, то эта узнаваемость даёт мне возможность проникнуть в душу. Это практически бессознательное знакомство с местностью.
Затем я начинаю исследовать идею о том, что, если посмотреть на время, все мы были связаны с каким-то местом. Возможно, вы видели его, возможно, вы гуляли там во время снежной бури. И вдруг, когда вы видите мою картину серии «День к ночи», она начинает говорить с вами.
Обычно фотографы говорят: «О, я не хочу снимать это, потому что это уже заезженная тема». Я принимаю это. По-моему, это делает её частью нашей коллективной памяти. Если все это видели, значит, это уже стало частью нашей коллективной памяти, и именно с этого я начинаю. В каком-то смысле это большой вызов.
В одном из своих интервью вы упомянули, что в колледже вам удалось побывать в Китае и во время поездки заниматься фотографией. Как вы думаете, путешествие через весь мир, из Нью-Йорка в Китай так рано в вашей карьере повлияло на то, каким фотографом вы стали?
Работа в Китае положила начало моей способности фокусироваться на том, что я назвал совокупностью работ. Будучи молодым фотографом, я понял, что нужно определить своё видение, чтобы люди заметили тебя. Это такая естественная вещь, как и у любого художника. Вы хотите иметь возможность сказать: «Вот кто я такой, вот что я делаю».
И в какой-то степени, чтобы люди, глядя на ваши работы, говорили, что это Стивен Уилкс или кто бы он там ни был. Вы хотите, чтобы ваши работы говорили о том, кто вы есть как художник. Будучи молодым фотографом в колледже, я чувствовал, что с тех пор, как я начал заниматься фотографией в возрасте 12 лет, к 19 годам я был достаточно опытен. Я знал, что занимаюсь этим уже долгое время.
Поэтому я знал, что сейчас для меня наступил тот самый момент в карьере. Я почувствовал, что хочу создать серию работ, которые мог бы начать показывать людям, потому что я хотел зарабатывать этим на жизнь. Тогда появился проект «Китай», и я думаю, что он в какой-то мере определил моё видение.
Но для меня, молодого фотографа, поехать туда было просто визуальным пиршеством. Я просто нырнул туда с головой, никогда не оглядывался назад, и помню, как вернулся с теми фотографиями. И даже сейчас я смотрю на них и всё ещё думаю, что они и сегодня имеют вес. Так что, даже будучи 19-летним фотографом, работа, которую я сделал тогда, всё ещё очень качественная и я горжусь этими снимками. Поэтому я регулярно показываю их на выставках.
Ещё больше работ автора в социальных сетях: stephenwilkes.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube