«В результате изучения великих авторов National Geographic и пребывания в дикой природе у меня возникло желание стать одновременно гидом и фотографом», — рассказывает Стив Стокхолл (Steve Stockhall), фотограф дикой природы, натуралист и основатель компании Earth Ark Travel.
У Стива отличное портфолио. Он снимал как принц Гарри занимается борьбой с браконьерством, защищая последних чёрных носорогов. Кроме того, фотографировал шимпанзе в Уганде и горилл в Руанде. Совершенно очевидно, что Стив увлечён путешествиями, которые важны для его творчества.
В этой статье он даёт советы по планированию идеального африканского фотосафари. Сюда входят и то, какое снаряжение нужно взять с собой, и остроумные советы, которые можно применять на практике дома.
Стив руководит фотосафари уже более 20 лет и является членом правления организации «Слоны во имя Африки». Он также является главным редактором ежегодного издания Ботсванской туристической организации «Discover Botswana». Будучи владельцем-фотографом компании Earth Ark Travel, Стив в основном занимается фотосафари. Эти сафари проходят в Ботсване, Намибии и Восточной Африке. Помимо турфирмы, в Мауне находится небольшое производственное предприятие. Earth Ark Productions производит рекламные видеоматериалы для индустрии сафари и некоторых отраслевых сфер.
Расскажите, как вы оказались в Ботсване? С чего началась ваша карьера — с работы егерем или фотографом?
Когда мы были маленькими, родители брали нас на роскошные каникулы в парки и заповедники Южной Африки. Мой отец, который был сотрудником типографии, возвращался домой с потрясающими подарочными книгами со всего мира и подпиской на National Geographic. Именно сочетание учёбы у великих авторов National Geographic и времяпрепровождения в дикой природе привело меня к тому, что я захотел стать и гидом, и фотографом.
Поездка на нашу родину в Зимбабве в 1985 году стала для меня решающим моментом. Я действительно хотел погрузиться во все аспекты сафари и фотографии, и этот выбор привёл меня в Маун, Ботсвана, на краю дельты реки Окованго, где я живу уже 22 года. Здесь я нашёл своё место, где на востоке находится Зимбабве, а на западе — Намибия, и где я мог осуществить все свои мечты.
Скажите, пожалуйста, вы всегда фотографировали животных и дикую природу? Как сочетается коммерческая и природоохранная часть вашей деятельности?
Моим основным принципом всегда была работа в качестве профессионального фотогида. Для меня самой большой наградой было отправиться с фотографами в дикую природу, чтобы исследовать её с помощью наших камер и запечатлеть моменты. Конечно, вы не можете заниматься этой работой, не будучи заинтересованным в сохранении природы. Тогда у людей в Ботсване не было доступа к тому, чего я хотел достичь.
Мы основали организацию Cameras for Conservation, чтобы проводить местные фотоконкурсы, развивать творческое письмо, привлекать молодёжь к поездкам в заповедник и проводить беседы, используя фотографии победителей в качестве платформы для демонстрации красоты Ботсваны. Я также взяла на себя обязательство создать курс по фотогидированию и на сегодняшний день уже обучила более 30 гидов в стране.
Это, безусловно, дало свои результаты, и теперь, будучи редактором Discover Botswana, я могу расширить платформу и коммерческую привлекательность фотографии для местных фотографов и писателей.
Есть ли у вас любимый образ, о котором вы могли бы нам рассказать?
Это сложный вопрос. Конечно, у меня много снимков с сопутствующими историями. Некоторые из моих любимых снимков сделаны во время фотографирования дельты Окаванго с воздуха на вертолёте. Земля многих рек, как её описал Давид Ливингстон, лучше всего просматривается и понимается с воздуха.
Увидеть стада слонов, пересекающих огромные поймы, — это необыкновенно. Ещё одним ярким событием в моей карьере стала неделя, в течение которой я фотографировал принца Гарри во время преследования восьми чёрных носорогов. Это было очень увлекательно: ветеринары, вертолётчики и наземные команды — все они улучшали защиту носорогов. С принцем Гарри было очень приятно проводить время, когда он сам стремился помочь дикой природе Африки».
Расскажите нам о самом страшном моменте, когда вы были на сафари и фотографировали животных. Чему вы научились?
Несомненно, интересно ежедневно оказываться рядом с табуном слонов или рядом с прайдами львов. И такое взаимодействие, как мы привыкли делать, иногда может привести к опасной ситуации. Именно здесь вступает в игру роль гида и фотографа. Мы испытываем глубокое уважение к нашим объектам и должны быть осторожны в том, как близко подходить к ним.
Самым страшным моментом для меня была работа со съёмочной группой из Японии. Речь шла о документальном фильме о львах и буйволах, и два местных льва-самца были крайне агрессивны по отношению к нашему автомобилю с открытым верхом. Они появлялись из ниоткуда, набрасывались на нас и поднимали пыль. От их глубокого рычания по моему позвоночнику пробегали мурашки. Такие случаи довольно редки, и у их поведения была веская причина. Оба были переселены из сельскохозяйственных районов и испытали на себе агрессию фермеров. Они просто не любили людей.
Чего может ожидать от фотосафари начинающий путешественник?
Здесь, в Ботсване, можно ожидать большого разнообразия тем. Птицы, млекопитающие и пейзажи занимают нас целыми днями. Нам нравится путешествовать небольшими группами в нашем частном палаточном лагере, который передвигается вместе с нами. Команда берёт на себя все заботы, оставляя фотографам возможность оптимизировать время общения с дикой природой.
Вы можете рассчитывать на ранние утренние пробуждения и выход с первыми лучами солнца. Я согласен с тем, что ранним утром и поздним вечером освещение лучше всего подходит для фотосъёмки, но также есть достаточно света, чтобы наслаждаться фотографией в течение большей части дня. В процессе обучения есть определённая степень подготовки и редактирования, а также съёмка ночного неба.
Есть ли у вас советы, как получить максимум от фотосафари?
Несколько лет назад мы издали книгу, чтобы расширить возможности для путешествующих фотографов в этой стране. Из 5000 экземпляров, которые были напечатаны, осталось не так много, но у нас есть некоторый запас в Ботсване. Перед поездкой, и это может показаться странным, но время, проведённое за фотографированием домашних кошек и собак, может очень помочь. Эти сценарии помогут вам уверенно следить за бегущими животными в случае с собаками, а также поработать над портретами. Знакомство с функциями камеры и умение быстро менять настройки — ключ к получению снимка. Мне также нравится тратить время на работу с компенсацией экспозиции, поскольку это может привести к гораздо более творческому подходу в полевых условиях.
Вы также ходили в поход за шимпанзе в Уганде. Если бы вы планировали идеальный маршрут по Африке, какие направления вы бы выбрали?
Я был в Уганде, чтобы увидеть шимпанзе и горилл, и совершил поход за гориллами в Руанде. Безусловно, это одно из самых полезных путешествий в дикую природу… Во многих африканских странах можно найти захватывающие места — Восточная Африка с её равнинами Серенгети и Масаи Мара является эпическим местом для начала. Можно также легко добраться до Уганды, чтобы увидеть шимпанзе и горилл.
Я бы выделил по крайней мере две недели на осмотр, но чем больше времени вы можете себе позволить, тем лучше. На юге Африки есть такие жемчужины, как Намибия, где потрясающие пейзажи и культура, дельта Окаванго, река Чобе и Калахари в Ботсване, бассейны Мана и Хванге в Зимбабве — вот лишь некоторые из них. Изучение различных вариантов является ключевым моментом, как и знание лучшего времени года для поездки. Посоветуйтесь с кем-нибудь вроде меня, чтобы узнать, как лучше поступить.
Поделитесь своим мнением о том, как ваша работа помогает людям и животным Ботсваны?
Посетители этих последних оставшихся диких мест вносят значительный вклад в поддержание дикой природы на этой земле. Экономическая жизнеспособность земли постоянно взвешивается различными правительствами, чтобы убедиться, что земля работает на страну. Очевидно, что туризм имеет огромную ценность в этом уравнении с точки зрения получения доходов из-за рубежа, охраны дикой природы и создания рабочих мест. Доходы от дикой природы должны направляться на охрану и защиту природы в идеальной беспроигрышной ситуации. Пока путешественники посещают страну, есть много стимулов для поддержания этой модели и защиты.
Существует ли такое понятие, как «золотой час», когда вы фотографируете в Бушвельде? Что вы посоветуете посетителям при общении с местными жителями и представителями племён? Какого этикета вы придерживаетесь?
Золотой час и голубой свет сразу после заката — потрясающее время для фотосъёмки. Насыщенность и контрастность действительно достигают пика, что делает фотографии великолепными. Что касается людей, то очень важно быть очень вежливым и общаться с людьми, прежде чем фотографировать. Я посетил и сфотографировал несколько групп бушменов в Ботсване, а также народность химба в северной Намибии. Находиться среди этих людей всегда радостно. Показывая людям некоторые из своих снимков, вы и ваш объект съёмки сможете поделиться впечатлениями. Ещё лучше попытаться напечатать и отправить несколько снимков тому, с кем вы провели время.
Есть ли какое-нибудь оборудование, без которого фотографу на сафари не обойтись?
Я бы сказал, что если есть возможность, путешествуйте с двумя камерами — то сделайте это. Это необходимо для того, чтобы на одном был широкоугольный объектив, а на другом — зум. Но это также поможет, если одно из ваших устройств выйдет из строя. Я предпочитаю брать с собой несколько объективов: 16-35 мм, 70-200 мм и 100-400 мм. Эти объективы легко пронести через аэропорт и носить с собой во время путешествия. Также подумайте о средствах резервного копирования снимков во время путешествия, если это возможно. Иногда случаются сбои в работе карт памяти.
Предоставил ли вам Covid-19 дополнительное время для планирования новых специальных проектов?
О да! Этот период жизни безусловно, дал нам время подумать о других проектах и направлениях, освоить новые навыки и сделать много того, на что просто не было времени. Много энергии ушло на оттачивание наших коротких рекламных видеоматериалов, а также на монтаж видео. Это также дало нам возможность редактировать фотографии и думать о том, как лучше фотографировать окружающую среду.
За прошедший год, какой самый счастливый момент вы пережили, фотографируя в дикой природе? Можете ли вы рассказать нам эту историю?
Хотя попытка сделать хороший снимок — непростая задача, моя работа связана с общением с людьми из самых разных слоёв общества. Самые счастливые моменты и награды я получаю, когда вижу, как люди растут как фотографы и радуются, когда им удаётся сделать правильный снимок. Я считаю, что фотография дикой природы — это прекрасное средство самовыражения, но она также несёт в себе послание о сохранении природы. Это прекрасная планета, богатая жизнью во множестве форм и видов. Я должен внести свой вклад, чтобы помочь защитить её ради сына и его поколения.
Ещё больше работ автора: eartharktravel.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube