ДомойFeaturedMainОбзор Sony a7 IV. Герой нового времени?

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?

Эту камеру ждали давно, ждали как фотографы, так и видеооператоры. Предшественник, именуемый третьим поколением, вышел более трёх лет назад. На момент анонса a7M3 компания Sony была безоговорочным лидером среди полнокадровых беззеркальных камер. Однако, сейчас мы наблюдаем сильнейшее развитие беззеркальных систем у компаний-конкурентов, мир уже не такой, как прежде. Сможет ли новая камера Sony a7 IV повторить успех своего предшественника, покорив пользователей своим функционалом, и не оставить шансов у оппонентов? Разбираемся в обзоре. Поехали!

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Павел Молчанов / Photar.ru

От редактора. Обзор состоит из двух частей — текст и видео. В видео раскрыта практическая часть работы с камерой, в текстовой части вы можете узнать более подробно о технических характеристиках, изучить лабораторные тесты, а также скачать исходники фотографий, показанных в видео. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Итак, давайте начнём с внешних особенностей Sony a7 IV. На самом деле здесь ничего нового. Камера имеет классический корпус, никаких уникальных решений здесь нет. Тем не менее спустя три года после анонса предшественника, компания Sony несколько доработала расположение органов управления и это развитие есть в новинке. Самое первое, на что обращаешь внимание – это три диска управления. Их и раньше было три, но один из них отвечал исключительно за компенсацию экспозиции. Теперь же этот диск можно перепрограммировать на нужную функцию.  Второе –  кнопки C1 и старт записи видео поменялись местами, что является удачным решением. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Из совершенно нового – переключатель режимов фото/видео/S&Q. Переключатель оснащён блокиратором, что исключает случайное смещение. 

Из неочевидных изменений — джойстик управления положением точки фокуса теперь не так выступает, управлять стало удобнее. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

По размерам корпус стал больше, хват увеличился, но на весе по сравнению с предшественником это не сказалось, разница всего в 8 грамм. С камерой  стало работать комфортнее, кисть не устаёт. Если сравнивать хват с A7R IV, то он немного меньше. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Отсек карт памяти оснащён замком, который нужно сдвинуть, чтобы открыть крышку.  Под крышкой расположились два слота: SD и совмещённый SD c CFexpress Type-A. Оба SD слота поддерживают скоростной интерфейс UHS-II.

Защите от пыли и влаги уделено особое внимание. Помимо того, что в целом защита корпуса усилена, появилась дополнительная функция, которую оценят многие фотографы. При выключенной камере сенсор закрывается затвором, что полезно при смене объективов. Теперь пыль на матрицу не попадёт. Однако, очень важно отметить, что матрица закрывается именно затвором, а не специальными отдельными шторками. Поэтому всё равно стоит быть аккуратным, чтобы теперь не повредить затвор. Функцию защиты матрицы можно отключить в меню. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Ну и, конечно же, главным нововведением стал поворотный экран. Я не стану бить в колокола, говорить, что это круто и здорово. У поворотного экрана есть как плюсы, так и минусы. Однако, у поклонников камеры сложилось преимущественное мнение в том, что нужен именно поворотный экран. Получите, распишитесь. Разрешение дисплея стало выше 1.04 Mп против 0.92 Мп. Это TFT-матрица диагональю 3 дюйма. Разрешение, надо сказать, для современных камер не выдающееся, но для комфортной работы в целом этого достаточно.

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Видоискатель также получил большее разрешение – 3.69 Мп, а был 2.36 Мп. Отмечу, что как видоискатель, так и дисплей могут работать на частоте 120 к/с, что действительно положительно сказывается на комфорте работы. 

На левой грани, как принято, расположились разъёмы. Меня особенно порадовало, что все разъёмы по логике разнесены под отдельные заглушки. Отдельно можно открыть вход микрофона, отдельно выход на наушники. Под отдельной заглушкой USB Type-C и мультифункциональный интерфейс. Также отдельно HDMI, который теперь стал полноразмерным. 

Несмотря на то что здесь установлен тот же аккумулятор NP-FZ100, что и в a7M3, появилась поддержка Power Delivery. Камера умеет питаться во время работы, что особенно оценят фотографы, снимающие при подключении к компьютеру. Отмечу, для того чтобы работало питание во время съёмки в компьютер, следует использовать кабель, поддерживающий эту функцию. Такие кабели стоят недёшево.  

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Ресурс аккумулятора по измерениям CIPA сократился на 130 кадров и теперь на одном заряде можно отснять до 580 кадров. Не стоит расстраиваться, ведь на практике вы, скорее всего, сможете снять значительно больше кадров. Измерения CIPA имеют свой алгоритм действий, которые не всегда совпадают с практикой. К примеру, если вы будете работать сериями на максимальной скорости, то вероятнее всего сможете отснять несколько тысяч кадров на одном заряде. Ну а если снимать в компьютер с питающим USB-кабелем, то ресурс аккумулятора вообще будет бесконечным. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Особое внимание хотел бы уделить кастомизации кнопок и в целом меню. Ничего подобного ни у одного производителя нет. Из всех кнопок, которые присутствуют на корпусе, нельзя переназначить функцию только для Menu, FN (вызывает быстрое меню), Play и спусковой кнопки. Даже кнопку старта записи видео можно переназначить, ведь в режиме видео запустить запись можно нажатием как на эту кнопку, так и на кнопку спуска. Опять же, старт записи видео при нажатии на кнопку спуска можно отключить в меню.

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Итого мы имеем целых 17 программируемых кнопок и целых 4 управляющих диска! О трёх я уже говорил, четвёртый – это навипад, функцию которого можно переназначить. Более того, работу с дисками можно отдельно настроить для режима M и для остальных режимов. Функционал всех органов управления можно назначить отдельно для видео, фото и даже для режима просмотра.

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Помимо прочего, быстрое меню FN также можно настроить под себя, отдельно для фото и отдельно для видео. В основном меню также есть вкладка, в которую можно добавить необходимые пункты для быстрого доступа. 

Широчайшие возможности настроек камеры неизбежно привели к усложнению меню. Разобраться будет довольно непросто. Однако, практически к любому пункту меню есть пояснения, которые вызываются нажатием на кнопку с пиктограммой «корзина». Это действительно упрощает процесс настройки камеры.

Технические характеристики Sony a7 IV

Улучшения есть практически по всем аспектам. Sony a7 IV получила абсолютно новую матрицу Exmor R с обратной засветкой и разрешением 33 Мп. Напомню, у предшественника матрица была 24,2 Мп – увеличение разрешения на 9 Мп сложно недооценить! Но вместе с увеличением разрешения повышается риск микросмаза. И здесь новинке также есть чем ответить. Матричная стабилизация по сравнению с предшественником стала эффективнее на полступени и теперь составляет 5,5 ступеней по измерениям CIPA. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Диапазон светочувствительности матрицы остался на прежнем уровне – стандартный ISO100-51200, расширяемый ISO50–204 800. Однако, мы имеем дело с более высоким разрешением и насколько матрица шумит больше или меньше, поговорим в тестах ниже.

Автофокус стал совершеннее. Теперь система умеет распознавать лица, глаза, морды животных и даже глаза птиц. Автофокус имеет 759 фазовых точек и 425 контрастных.

Максимальная скорость серийной съёмки осталась на прежнем уровне – это 10 кадров секунду. Следует не забывать, что теперь мы имеем дело с бо́льшим разрешением и, более того, буфер стал значительно вместительнее. Скорость зависит от типа файла. К слову, камера теперь умеет сохранять в формате HEIF 4.2.2 10 bit. В тестах всё проверим. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Диапазон выдержек стандартный для профессиональных беззеркальных камер – от 30с до 1/8000. А вот для синхронизации со вспышками приятная новость – теперь это 1/250 для полного кадра и 1/320 для APS-C режима. Кaк заявляет производитель, такая скорость синхронизации механического затвора будет работать при подключении совместимой внешней вспышки от Sony. Мы тестировали с импульсным светом Profoto и все работает идеально. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Новая матрица позволяет записывать видео 4К 10 бит 4.2.2 до 60 кадров в секунду, причём без ограничения по времени. Также есть формат HD 10 бит 4.2.2 до 120 к/с с работой автофокуса. О видеовозможностях более подробно поговорим в тестах. 

Работу всех этих впечатляющих характеристик обеспечивает процессор BIONZ XR, который установлен в топовых камерах Sony a1, a7S III и FX3.

Но довольно разговоров о сухих технических характеристиках, давайте переходить к тестам. 

Тестирование Sony a7 IV

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Начнём с теста динамического диапазона. По заявлению компании (страница камеры на оф. сайте Sony) матрица способна обеспечить до 15 ступеней ДД. Для тестирования будем использовать цветовую шкалу Datacolor. Кадры были намеренно недоэкспонированы и переэкспонированы, и далее восстановлены на соответствующее значение EV в RAW-конвертере. Помимо этого, дополнительно были сброшены все «улучшайзеры» в виде подавлений шумов и тд, чтобы получить максимально честную картинку. 

Самое интересное это запас в светах. Современные камеры способны обеспечить запас 1-1.5 ступени. Смотрим:

+1EV

С переэкспонированием в одну ступень матрица справляется без каких-либо проблем. Картинка восстанавливается полностью. 

+2EV

Две ступени – удивительно, но для камеры это также не проблема. Все цвета и детали проявляются. 

+3EV

Три ступени дают незначительную потерю полутонов, но это все равно впечатляет! 

+4EV

Дальнейшее вытягивание не даёт положительных результатов.

В тенях, как правило, все камеры дают хороший запас. Давайте посмотрим, на что способен наш герой:

-1EV

-2EV

Вытягивание 2 ступеней не дают абсолютно никакого шума.

-4EV

Вытягивание четырёх ступеней можно считать пороговым уровнем. Шум становится крупным и влияет на характер картинки. Тем не менее четыре ступени – это абсолютно рабочий запас. Но мы пойдём еще дальше:

-5EV

Пять ступеней – сильный цветной шум, другого здесь и не ожидаешь, но цвета и крупные детали прекрасно восстанавливаются. На такое способна уже не каждая полнокадровая матрица.

Ну и совсем экстрим:

-6EV

-7EV

Исходники теста ДД

Безусловно, это нельзя применять на практике, шум очень крупный, детализация страдает, некоторые цвета деградируют, но для демонстрации возможностей матрицы это впечатляет, согласитесь! 

ISO 

Для начала проведём небольшое синтетическое сравнение матриц. 

© Photar.ru

По сравнению с предшественником, a7M4 шумит чуть больше. Однако, это синтетический тест и разница настолько минимальна, что на практике разницы не будет. И, опять же, сто́ит вспомнить, что мы имеем дело с матрицей большего разрешения. А если сравнивать со старшей камерой a7RM4, обладающей матрицей 60 Мп, то наш герой менее шумный. Важно отметить, что разница в синтетическом тесте становится заметна на высоких значениях ISO, а на минимальных и, как правило, чаще используемых на практике ISO100-3200, разница отсутствует. 

© Photar.ru

Среди конкурентов в классе ближайшей по разрешению матрицей можно назвать EOS R и она шумит заметно сильнее. Что касается других конкурентов, то у Nikon Z6 практически идентичное поведение, а вот Z7 II обладает наиболее шумной картинкой в синтетических тестах. Учитывая разрешение в 33 Мп, Sony A7 IV можно назвать лидером в этом сравнительном тесте. 

Теперь посмотрим на реальную картинку. Примеры были открыты в программе RawDigger, чтобы сбросить все возможные внутрикамерные надстройки. 

   50
  100
 200
 400
  800
 1600
 3200
  6400
 12800
 25600
 51200
 102400
 204800

Исходники теста ISO

Минимально-заметный шум можно наблюдать на значении ISO400. На ISO1600 шум становится крупнее, появляются цветные зёрна, но это всё ещё абсолютно рабочие значения. ISO6400 можно назвать пороговым значением в профессиональной съёмке для крупноформатной печати, шум заметен, но не влияет на детализацию и цветопередачу.

Дальнейшее увеличение ISO приводит к увеличению зерна шума, детализация начинает страдать. Однако, это заметно лишь при увеличении, для публикации в интернете картинка вполне приемлемая. ISO51200 и выше являются нерабочими значениями. 

Стабилизация

По измерениям CIPA матричная стабилизация стала эффективнее на полступени. Предполагаю, что замеры производились с объективом оснащённым оптической стабилизацией. К слову, если объектив имеет оптическую стабилизацию, то нельзя отдельно отключить только матричную или только оптическую систему. Если вы отключаете стабилизатор, он отключается полностью. Давайте посмотрим на тест системы стабилизации с объективом SEL70200GM первого поколения, который имеет оптическую стабилизацию. 

© Photar.ru

По нашим измерениям эффективность составляет заявленные 5,5 ступеней. Теперь посмотрим график эффективности с объективом SEL135F18GM, у которого нет оптической стабилизации: 

© Photar.ru

В этом случае эффективность составляет 4,3-4,5 ступени. На практике, с этим объективом мы смогли снять портрет на выдержках 1/15 и 1/25, что является отличным показателем.

Серийная съёмка

Как я уже писал выше, камера способна снимать до 10 кадров секунду, но здесь есть некоторые нюансы. Указанная скорость будет работать только при съёмке в JPEG или HEIF. Как только, вы решите снимать в RAW или RAW+JPEG/HEIF, скорость упадёт приблизительно до 6.3 к/с. Для «RAW сжатый» скорость остаётся на максимальном уровне 10к/с, но в этом случае буфер будет иметь ограниченный объём. Ниже таблица с нашими измерениями буфера и скорости серийной съёмки.

CFexpress AUHS-II
JPEG X.FINE 10к/с, бесконечный буфер10к/с, бесконечный буфер
HEIF 4.2.0 X.FINE 10к/с, бесконечный буфер10к/с, бесконечный буфер
HEIF 4.2.2 X.FINE 10к/с, бесконечный буфер10к/с, бесконечный буфер
RAW несжатый + JPEG X.FINE 6.3к/с, 697 кадров6.3к/с, 15 кадров
RAW несжатый6.3к/с, 728 кадров6.3к/с, 20 кадров
RAW сжатый б/потерь6.3к/с, бесконечный буфер6.3к/с, 231 кадр (останавливается на одном кадре и потом скорость продолжается приблизительно 20 кадров, потом опять пауза и так почти до бесконечности)
RAW сжатый10к/с, 840 кадров10к/с, 58 кадров

JPEG и HEIF в максимальном качестве дают скорость 10к/с и бесконечный буфер, поэтому в дальнейших измерениях со сжатием нет смысла. При съёмке JPEG или HEIF файлы грузятся просто моментально – как только палец убирается со спусковой кнопки, статусный светодиод сразу же перестаёт мигать. Причём независимо от того на какую карту ведётся сохранение. 

Что касается RAW и сохранения на SD-карту (в тесте у нас была максимальная скоростная карта 300мб/с), то буфер имеет довольно серьёзные ограничения. Таким образом, если для вас важна серийная съёмка в RAW, то лучше позаботиться о более современной карте CFexpress A. 

Во время серийной съёмки в режиме автофокуса AF-C с приоритетом спуска по фокусу наблюдается замедление скорости съёмки в момент когда камера перефокусируется. Как только фокус определён, скорость восстанавливается. Замедление происходит в том случае, если объекты фокусировки находятся на большом расстоянии между друг другом, когда объекты рядом, замедления серийной съёмки не наблюдается.

Во время теста серийной съёмки мы столкнулись с нагревом камеры. Где-то спустя половину тестов из таблицы выше, на дисплее появился значок нагрева, но через некоторое время он пропал. Тем не менее после всех тестов, приведённых в таблице, которые были сделаны один за одним, камера сообщила, что ей нужно остыть и отключилась. Но это абсолютно нереальный на практике сценарий, так что здесь переживать не стоит. 

И немного о JPEG и HEIF. Сохранение в формате HEIF довольно нетипичное решение, но, на мой взгляд, перспективное. Файлы HEIF обладают глубиной цвета 10 бит, в отличие от 8 бит JPEG, при этом вес нового формата 33 мегапиксельного снимка приблизительно 8.1 Мб против 19,4, а это довольно ощутимая разница. С одной стороны, выбор очевиден, с другой, мы сталкиваемся с проблемой – файлы не открываются в стандартных программах Photoshop, Lightroom и Capture One. В стандартном просмотрщике Mac OS проблем с открытием нет, а вот для Windows, вероятно, придётся скачать какой-то драйвер. Но если с просмотром решаемо, то как быть с редактированием? Здесь на помощь приходит фирменный редактор Sony Imaging Edge – файлы можно редактировать прямо в этой программе либо конвертировать в распространённый формат и переходить уже в привычные программы. В общем, пока это выглядит не совсем практично. Но, уверен, очень скоро популярные редакторы и конверторы научатся работать с файлами формата HEIF и тогда это преимущество будет раскрыто действительно полноценно.

Про видео Sony a7 IV

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Многое о чём я поведал в тестах выше, безусловно касается и видео съёмки, но давайте теперь более подробно поговорим о видеовозможностях Sony A7 IV. Новинка полностью соответствует возможностям камер своего класса и во многом превосходит их. Появился режим съёмки 4K со скоростью 60 кадров в секунду, но что самое главное, видео пишется с цветовой субдескритезацией 4.2.2 и глубиной цвета 10 бит на карту памяти. Однако, 4k 60fps можно писать только в кроп-режиме Super 35. Никаких новомодных 6К или 8К здесь нет. 

Для оператора доступны два формата видеосжатия H.265 и H.264. Максимальный битрейт видео получается в кодеке H.264 – для 4К 60fps это до 600 Мбит, а для 4K 30fps до 300 Мбит. Такой битрейт вносит некоторые ограничения по выбору карты памяти. Если с CFexpress A никаких ограничений нет, то для SD запись возможна только на карту V90. 

Видео 4K 60fps пишется в результате полнопиксельного считывания, а 4K 30fps создаётся в результате передискретизации 7K. Таким образом, максимально качество изображения можно получить именно в 30fps (в том числе 25 и 24fps).

Для тех, кому важен высококачественный звук, камера умеет записывать сигнал с глубиной 24 бит на карту памяти через мультиинтерфейс с аксессуаров, поддерживающих вывод 24 бит, например, при помощи фирменного адаптера Sony XLR-K3M.

Порадовало, что никаких ограничений по работе автофокуса нет ни в одном из режимов записи. Даже в Full HD 120fps автофокус определяет как глаза, так и лица, морды животных и глаза птиц. Автофокус работает очень эффективно. Я намеренно упустил тест автофокуса в фото. Во-первых, этот тест есть в видеочасти обзора. Во-вторых, в примерах видео автофокус показывает себя во всей красе. Мы снимали довольно динамичный сюжет и никаких проблем в работе автофокуса не обнаружено. Камера отлично следит за главным героем, когда лицо хоть немного становится заметно, система моментально цепляется за него и при возможности определяет глаза. 

Full HD 120fps 4.2.2 10 бит почему-то работает только в режиме S&Q, что накладывает некоторые ограничения. В настройках можно указать замедлять видео или нет, но в S&Q не пишется звук. Запись Full HD 120fps в стандартном режиме со звуком доступна только в 8 бит 4.2.0. С чем связано такое ограничение сложно предположить, возможно, это просто баг прошивки и в будущем это будет исправлено.

Видео пишется без ограничения по времени. Однако, оператор может столкнуться с другими ограничениями, которые не позволят писать достаточно длинные видео. В нашем распоряжении была карта CFexpress A объёмом 80Gb – на эту карту помещается всего 16 минут 4k 60fps 4.2.2 10 бит или 33 минуты 4k 30fps 4.2.2 10 бит, или 41 минута 4k 24fps 4.2.2 10 бит. Конечно, можно использовать объёмную SD-карту V90, но в таком случае появляется другое ограничение — перегрев. Видео 4k 30fps можно писать непрерывно на протяжении 40 минут или 20 минут 4k 60fps, после этого камера отключается. Но в камере есть настройка температуры автоматического выключения питания. Если поставить этот параметр в положение «высокий», то в режиме 4k 60fps получится записать больше часа. И есть еще одно неочевидное решение, которое позволяет значительно увеличить (до 2-храз) время работы без перегрева – авиарежим. При отключении всех сетевых интерфейсов камера меньше нагревается и вместе с тем потребляет меньше энергии, что увеличивает еще и время работы на одном заряде. Что же касается ресурса аккумулятора, то на одном заряде не в авиарежиме у нас получилось записать 2,5 часа 4К 30fps. Напомню, что камера умеет питаться от внешнего источника, так что это ограничение условное.

Роллинг шатер максимально проявляется в 4K 30fps и, надо сказать, довольно серьёзный. 

При 4K 60fps эффект есть, но практически незаметен.

В Full HD эффект уже проявляется минимально.

Sony A7 IV имеет довольно углублённые настройки съёмки видео. Доступны S-Cintone, S-Log2, S-Log3, четыре режима Cine, четыре режима HLG. Помимо прочего, каждую гамму можно подстроить под себя – выбрать цветовой режим, установить насыщенность, точку чёрного, детализацию, фазу цвета, глубину цвета и т. д. Предусмотрено 11 слотов, в которые можно сохранить свои настройки для быстрого доступа. Программная часть продумана великолепно. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Из интересных программных нововведений следует отметить карту фокусировки, которая визуализирует глубину резкости, что позволяет ориентироваться оператору на маленьком экране гораздо эффективнее, нежели используя фокус пикниг.

Появилась красная рамка, которая включается во время записи. Это также упрощает работу оператора при визировании на меленьком кране и исключает вероятные ошибки. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

И конечно же, самое интересное – компенсация дыхания фокуса. На текущий момент работает не со всеми объективами. Мы тестировали эту функцию с 24/1.4 GM. 

Компенсация дыхания фокуса выключена:

Компенсация дыхания фокуса включена:

Как видите, работает идеально, однако, при включении компенсации получается небольшой кроп 5% и вероятно снижение качества изображения, что может быть критичным в некоторых сценариях съёмки.  

Галерея Sony a7 IV

Исходники для личного ознакомления

Заключение 

Камера Sony A7 IV вышла действительно очень удачной и удачной во всех аспектах. Пожалуй, больше всего порадовал автофокус, его работа в сложнейших условиях вне всяких похвал. Динамический диапазон радует запасом в светах, чем не смогут похвастаться многие современные полнокадровые камеры, ну и честно говоря даже не все среднеформатные камеры смогут обеспечить такой запас. Работа на высоких ISO, серийная съёмка, стабилизация, всё это соответствует камерам своего класса. Однако, не будем забывать, что наш герой обладает разрешением 33 Мп, когда как конкуренты в классе имеют разрешение 24 Мп. Что же касается видео, то здесь камеру можно считать лидером, среди одноклассников. 

Обзор Sony a7 IV. Герой нового времени?
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Ну что, Sony a7 IV действительно можно назвать героем нового времени. Ждём ответа конкурентов?

Всем спасибо за внимание. Напомню, что вверху той публикации большой практический обзор камеры. Также этот обзор можно посмотреть на нашем YouTube-канале PhotarTV.

1 КОММЕНТАРИЙ