Продолжаем знакомить вас с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза в рубрике #Нашилюди. И в сегодняшнем эксклюзивном интервью для Photar.ru мы пообщались с российским фотографом — Сергеем Кузнецовым.
Приветствую вас Сергей. Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажи о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Всем доброго дня. Звать меня Сергей и, фотографией я, действительно, занимаюсь давно и постоянно. В настоящий момент это монетизированное хобби, но в первую очередь отдушина, любимое дело, приносящее немного денег.
Как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Это было в детстве. У моей мамы есть родной брат, который регулярно приезжал к нам с фотоаппаратом. Это был ФЭД-3. Этот мой дядя постоянно нас фотографировал и привозил или присылал фотографии, в письмах или в посылках. Да, люди раньше друг другу посылки слали. Могли яблок прислать, вкусняшек каких-нибудь. Эти посылки развозил по домам маленький трёхколёсный мотороллер. Ну, это я отвлёкся.
А я всегда просил у дяди эту камеру подержать в руках, рассказать, как она работает, куда нажимать надо, чтобы сфотографировать. И в очередной свой приезд он дал мне эту камеру в руки и сказал: «Держи, она твоя. Я наигрался». Это был королевский подарок. Жили мы в то время совсем небогато и позволить себе такую роскошь как фотокамера не могли. Учился я, тогда кажется, в пятом классе, значит было мне приблизительно 12 -13 лет, а на дворе стоял 1986-87 год.
Потом был фотокружок в доме пионеров, где я научился заряжать плёнку в кассету, потом накручивать её на барабан для проявки, та ещё медитация! Там же преподаватель научил меня ретушировать кистью готовые большие фотоотпечатки, предназначенные для выставки. Учил как во время экспонирования негатива на фотобумагу уменьшать избыточную яркость различных участков фотографии. Но однажды фотокружок перестал работать.
Я благодарен родителям, за то что они смогли приобрести для меня фотоувеличитель для печати и все остальные аксессуары. Я уже занимался проявкой плёнок и печатью самостоятельно. А как я решил, какое место фотография займёт в моей жизни? Да никак. Это нельзя решить от ума. Если какое-либо дело тебе по душе, если оно наполняет твою жизнь смыслом, то будешь заниматься им при любых обстоятельствах, найдёшь и время, и силы, и мотивацию.
Сергей, на какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
В настоящий момент основная камера у меня – это Canon 6D. Резервная Canon Mark II с удалённой голубой стекляхой, то есть адаптированный для астрофотографии. В обычной фотографии им так же можно снимать, используя ручные установки баланса белого. Какого-то умысла не было при выборе съёмочной техники.
До 2010 года я снимал на плёночный Canon. Ну вот интуитивно Canon больше понравился при выборе плёночной камеры после ФЭДа. Соответственно и при переходе на цифру вопрос уже не стоял о выборе бренда. С софтом не мудрю. Для сортировки и пакетной обработки использую ACDSee pro, а для «штучной» обработки Ps CC и встроенный в него камера RAW.
На мой взгляд это вполне функциональный и интуитивно понятный софт, решающий практически все задачи в обработке и оставляющий место для нестандартных решений. Для обработки астрофотографий список софта шире, но это уже другое кино.
Сергей, кто или что вдохновил вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора? Возможно, это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссёры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
В своё время меня сильно пропитало творчество писателя Карлоса Кастанеды. Сейчас уже говорят, что это он всё сочинил. Ну, тогда, наверное, и Библию сочинили. Это даже более вероятно. Через его произведения я стал чувствовать Природу и Мир живыми, мылящими. Мыслящими, не как человек, человеку до них далеко. Процесс познания Мира для меня всегда будет мистическим, загадочным, с лёгким привкусом психоделического экстаза.
По работе с людьми и с импульсным светом очень нравится подход Михаила Гринберга. Я даже брал у него курсы, когда осознал, что являюсь полным болваном в этом направлении. Он же хорошо обозначил основные принципы позирования людей, а также раскрыл теорию смысловой наполненности в процессе позирования и построения композиции.
Есть такой фильм документальный, «Соль земли» называется. Я думаю, что его нужно посмотреть всем начинающим фотографам. Я не буду расписывать, о ком он снят. Знать путь и пройти его – не одно и тоже.
Сергей, как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Ну вот это, наверное, не мне решать. Это со стороны виднее. Сам регулярно узнаю работы некоторых авторов по манере исполнения. Узнаёт ли кто мои работы, я не знаю. Стоит ли к этому стремиться? Думаю, что нет.
В моём понимании любой стиль – это в первую очередь рамки, ограничивающие как творчество, так и качество жизни в целом. У кого-то они шире, у кого-то уже. Просто мы льстим себе и другим, называя подобное явление стилем. По факту — это просто границы нашего искусства жить и творить. Об этом мало кто задумывается. Неприятно осознавать, что вершина твоих навыков является твоим забором, клеткой. Клетки нужно ломать, иначе не взлетишь.
Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой?
Начинающему фотографу такая камера не нужна. Он не поймёт, не оценит и не будет использовать заложенный в ней функционал. Лучше вложиться в образование. Я видел очень много шикарных фотографий, снятых на какой-нибудь Canon 550 + старый совдеповский Гелиос или Юпитер.
Сергей, изучая ваше портфолио я заметил, что у вас в преобладают цветные фотографии. Сергей, всё-таки цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Мне больше нравится цвет. Вот представьте, что ваше зрение вдруг перестало бы воспринимать цвет и, всё стало бы чёрно-белым. Каково? А потом всё вернулось бы опять к цвету. Уже веселее? Цвет несёт дополнительную информативность. Иногда излишнюю. Тогда его следует убирать. Но фото не станет лучше от того, если его просто сделать чёрно-белым. Есть мастера именно черно-белой фотографии и, это прекрасно. Мне ближе цвет.
Плёнка или цифра, почему?
Для меня цифра. Потому что удобнее, нагляднее, мобильнее. Больше возможностей.
Сейчас плёнку часто рекомендуют на стадии обучения фотографии, чтобы заставить новичка строить кадр и выбирать момент съёмки вместо того, чтобы бездумно строчить, щёлкая затвором. Наверное, в этом есть смысл, но я его не улавливаю.
Трудно научить человека творчеству, устанавливая дополнительные рамки. Считаю, что человек гораздо быстрее научиться исправлять свои ошибки, если будет чаще их видеть. А плёнку пока проявишь, отсканируешь, всё уже станет неактуальным. Лучше это время потратить на изучение функционала цифровой камеры, который очень многими используется далеко не полностью.
Есть те, кто снимают исключительно на плёнку. Ну почему бы и нет. Главное, что им нравится.
Я понимаю, что пейзажный фотограф снимает с естественным светом, но все же вы ведь используете иногда дополнительные источники если речь идёт о ночной фотографии?
Это зависит от композиции. В ряде случаев я использую подсветку фонариком статичных объектов. Если же в кадре присутствует человек, то предпочитаю импульсный свет.
Сергей, расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Запомнилась история одного фото, сделанного на Шавлинском озере в Горном Алтае. Встречаются такие люди, в которых присутствует какая-то мистическая наполненность и привлекательность.
И вот в нашей группе была такая молодая женщина. Подошла она ко мне и сказала, что хочет пофоткаться и что она что-то там придумала. Я согласился. Снимаю, то, что она хотела и понимаю, что не то. Такое себе получается. И предложил ей попробовать мой вариант, так как я её вижу. Я просто позволил ей быть такой, какая она есть. Это был момент удивительного соответствия внутреннего мира человека и окружающей природы.
Многие фотографы не умеют зарабатывать на своём творчестве. Вы могли бы дать какие-нибудь советы, которые могут помочь фотографам зарабатывать деньги?
Совет здесь может дать только тот, кто научился зарабатывать фотографией. Я к таким людям не отношусь. Монетизация увлечения ещё не является заработком. Да и заработок заработку рознь. Кто-то живёт сам для себя, без детей, в подаренной родителями квартире. Сегодня получилось заработать, а завтра нет – да и ладно, как говориться, мне хватит. В крайнем случае родители помогут или состоятельный бойфренд.
А у кого-то дети, заботы по дому, родители престарелые — особо никуда не уедешь для заработка. В этом случае вариант «месяц заработал месяц – нет» не прокатывает. В любом случае, тем, кто хочет продавать свои фотографии нужно понимать, что снимать придётся то, что продаётся, а не то, что хочется. К сожалению, широким спросом пользуются работы, которые поддерживают общепринятые стереотипы. Потому, что они понятны потребителю. Творческие порывы и высший пилотаж очень мало кто ценит. Вот готовы они с этим мириться, делать из любимого дела работу?
Как проходит ваш обычный съёмочный день?
Как таковых съёмочных дней нет. Есть задуманный сюжет, нахожу время и снимаю. Это может занять всего час, а может быть и полдня или ночи.
Как вы считаете, ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Она всё-таки художественная. Даже при репортажной съёмке я стараюсь вносить художественные элементы в композицию, которые создают настроение, передают эмоциональность происходящего, отражают моё восприятие событий. Мне нравится наполнять фотографию смыслом, чтобы потом она наполняла смыслом мою жизнь.
Сергей, что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Понимание того, что я что-то упускаю безвозвратно. Не было случая, чтобы я жалел о снятом материале, но бывало, что кусал локти, пойдя на поводу своей лени.
Сергей, почему именно пейзаж, тревэл фотография?
Я бы так не сказал. Пейзаж и трэвел фотографию я больше всего показываю. Поэтому складывается такое впечатление, узконаправленной специализации. Просто данный жанр наиболее понятен людям. А вообще я снимаю макро, астрофото, люблю работать с людьми. Пейзажей и трэвел-фотографии ещё и потому больше, что в походах больше времени можно уделять съёмке, чем находясь в обычных условиях.
Как выбираете что именно станет сюжетом для тревэл или пейзажной фотографии?
Интуитивно. Часто очень трудно адекватно оценить приоритет той или другой композиции. Поэтому просто снимаю максимально возможное количество вариаций, а дома уже разбираюсь.
Поделитесь как проходит подготовка ваших съёмок? Вы посещаете заранее место будущей съёмки?
Перед походом сложно что-то спланировать, особенно если идёшь в незнакомые места. Единственно я смотрю в программе Google-Earth возможное расположение локаций. Помогает иногда спланировать вечерню и ночную съёмку. Уже знаешь куда и сколько идти.
Если планируется съёмка с моделью, тем более если планируется определённая работа по созданию образа, то место для съёмки придирчиво выбирается и даже составляется план съёмок, этакий скелет, программа, на случай творческого ступора. А вот на основе этого плана начинает вырастать импровизация.
Мне понравилось выражение молодой невесты, у которой я был фотографом на свадьбе: «Самая лучшая импровизация – это спланированная».
Могли бы вы дать какие-то советы для тех, кто хочет привезти из путешествий хорошие кадры?
Держите камеру наготове. Всегда. И не ленитесь. Есть прямая зависимость количества удачных кадров от количества отснятого материала и пройдённых километров. И свою камеру вы должны знать лучше, чем какое сегодня число. То есть нужно уметь пользоваться функционалом камеры. Нужно уметь снимать в любых условиях и делать это, не задумываясь о том, какие выставить настройки.
У вас есть свой подход к поиску сюжета и последующей обработке?
Сюжет должен вызывать внутри эмоцию. Неважно какую, главное, чтобы был отклик, обратная связь. А при обработке я просто стараюсь вспомнить внутреннее состояние и показать его, правильно расставив акценты.
Расскажите, как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Окружающая обстановка стала более нервозная. Запугали людей не по делу. Но я в таких местах не снимаю. Сам же как жил так живу. Я даже не знаю, болел этой дрянью или нет. Ну что поделать — живу в лесу, молюсь колесу.
Могли бы вы дать совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Идите и снимайте. Хватит сидеть на диване и читать про то, как снимают другие. Больше доверяйте своей интуиции. В ней есть все правила фотографии и даже больше. Верьте в себя. Если ваше творчество не будет нужно вам, то и другим оно не будет нужно и подавно.
Сергей, можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
С созерцания красоты природы. Если разговор о пейзажной фотографии. Если окружающая природа не вызывает эмоций, то вряд ли вы сделаете хорошее фото. Оно может быть технически правильно выполнено, «по правилам», но в ней не будет жизни. А вот когда научитесь видеть красоту окружающего мира, тогда и следует применять правила построения композиции, ловить свет и т.д. Все правила живописи и фотографии находились в процессе творчества. Никто не писал Самый Первый Учебник.
Расскажите, как вы находите места, которые планируете снимать? Как долго планируете поездку? Расскажите подробнее об этом.
Для тревел фотографии я читаю описание маршрута, просматриваю космические снимки этих мест. Хотя потом, в реале, всё выглядит или не совсем так, или совсем не так. Обычно гораздо более захватывающе, чем на ознакомительных изображениях. Маршрут обычно выбираю задолго до начала поездки.
Я предпочитаю простые пешие походы. Я не принимаю участие в фототурах. Подавляющее большинство из них являются автомобильными. А это, во-первых, дороже, а, во-вторых, все эти маршруты избиты и излазаны. Да и целью организаторов таких туров является прибыль, а не красивые фото. И получается, что из простой пешки привозишь более интересные фото чем из так называемых специализированных фототуров.
Да, пешка труднее, приходится тащить на себе дополнительно 6 кг основной и вспомогательной фототехники. И, поверьте, это далеко не предел. Приходится держать себя в хорошей физической форме. Но это того стоит. Место в походе нужно бронировать заранее, иначе можно остаться дома. Обязательно выбираю сроки похода в новолуние, чтобы была возможность поснимать ночной пейзаж с Млечным Путём.
Сергей, хотите ещё чем-то поделиться?
Есть такое понятие, как зрелая фотография. Если коротко, то чем более разносторонне развит человек, чем он опытнее и глубже его внутренний мир, тем сильнее его фотографии наполнены смыслом и эмоциями. Тем они глубже.
Поэтому мало просто вызубрить основы фотографии. Без личностного роста не будет глубокого творчества. И этот принцип работает в отношении любого вида искусства. Возьмите свою фотографию, которую считаете удачной, распечатайте и повесьте на стену. Так, чтобы всегда её видеть. И вот если она начнёт вас бесить и, вам захочется её снять – это значит вы немного выросли. А может быть и не начнёт бесить. Тогда или вы не растёте, или это и вправду хорошее фото!
Ещё больше работ автора в социальных сетях и на сайте:
- ВКонтакте: vk.com/id151648705
- 35Photo: @kuznetsovsergey
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube