Друзья, этим интервью специально для Photar.ru хочу познакомить вас с настоящим мастером своего дела рязанским – фотографом Сергеевым Сергеем. Данное интервью продолжает знакомство с рубрикой #Нашилюди, в которой я общаюсь с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза.
Сергей увлекается фотографией относительно недавно и при знакомстве с ним, изначально я думал, что он пейзажный фотограф, но при общении, как оказалось, основное его направление – это портрет, а точнее женский портрет. Нет, конечно я не ошибся, и Сергей снимает и пейзажную фотографию, но она не основное его направление хотя и о ней он нам сегодня расскажет.
Сергей, расскажите нашим читателям о себе. Откуда вы, как и когда познакомились с фотографией. Что подтолкнуло вас заняться этим видом искусства, а также что для вас фотография в целом. Расскажите, фотография — это ваша основная работа или вы чем-то ещё занимаетесь помимо съёмок.
Приветствую всех читателей, меня зовут Сергеев Сергей. Родился, живу и работаю в глубинке рязанской области, в районе с населением около 7 тысяч. Фотографировать мне нравилось с детства. Сколько себя помню, у меня всегда были какие-то плёночные мыльницы.
Творческой фотографией увлёкся 8 лет назад, после покупки первой зеркальной камеры. Фотография открывает свободу самовыражения, она удивляет и вдохновляет, останавливает время и хранит впечатления. Для меня фотография является хобби и не связана с моей профессиональной деятельностью.
Листая вашу страницу, заметил, что в вашем портфолио преобладают женщины. Как вы думаете мужчины просто не любят фотографироваться или вы непосредственно специализируетесь на женском портрете?
Вы верно заметили, меня вдохновляет красота женщины, её тонкие и мягкие черты, плавные линии, лёгкость и нежность. Мне нравится фотографировать женщин, раскрывать их привлекательность и влюблять в неё зрителя. Не удивительно, что среди моих работ преобладают женские портреты, так как это мой основной жанр в фотографии.
Что касается мужчин, я уверен, они любят фотографироваться и у них это прекрасно получается. Мужской портрет для меня представляет безусловный интерес. Сильные образы и характеры, непринуждённость и естественность – то, чем привлекательна мужская фотография.
Сергей, в вашем портфолио есть пейзажные работы. Расскажите об одной из самых любимых фотографий в этом жанре, как она была снята и что за история стоит за ней?
Пейзажная фотография отличается от портретной в первую очередь своей медитативностью. Она помогает мне черпать творческую энергию из новых источников, дарит вдохновение и освобождает сознание. Технически пейзажная фотография, особенно ночная, более сложна, нежели портретная.
Снимая пейзажи, учишься новым приёмам в фотографии, новым методам в обработке изображения. Это позволяет не застаиваться на месте и даёт импульс к развитию в смежных жанрах фотографии. Мне нравится снимать классический дневной пейзаж с помощью камеры и штатива, люблю фотографировать с дрона, но особенно меня привлекает съемка ночного пейзажа.
Об одной из таких фотографий и расскажу.
В ту ночь я впервые увидел ночное небо в горах. Мы с друзьями запланировали сходить в поход в горы. Решили взойти на вершину горы Пеус (ред. другое название Большое Псеушхо) к закату, переночевать там, а утром, встретив рассвет, отправиться в обратный путь. Камера и штатив у меня были с собой, только объектив был темный, и я даже не планировал снимать пейзаж с ночным небом, так как подобные съемки требуют существенной подготовки: разведки местности, анализа засветки атмосферы, фазы луны и прогноза погоды.
Поднимались мы медленно и к закату солнца не успели. Друзья расположились на ночевку, а я решил немного прогуляться и оглядеться. В сумерках ничего снять не удалось, быстро наступила кромешная темнота, в которой еле проглядывался силуэт вершины горы Пеус, освещённый тусклым светом млечного пути.
Широкий угол объектива позволил снимать на длинной выдержке, но даже 17 мм оказалось мало, чтобы охватить всю сцену. Пришлось в полной темноте перекадрировать камеру для съёмки панорамы с большим наложением кадров. Было сделано 10 кадров, и все они благополучно сшились в панораму, которую вы сейчас видите.
Расскажите об этом портрете подробнее. Какой свет был, как создавали такой ровный световой рисунок.
Для меня это особенная фотография.
Она непохожа на большинство моих работ. В данном портрете я решил сделать явный фокус на шикарных губах модели. Рисующий свет акцентировано освещает губы, остальное лицо закрыто шляпой и находиться в сильной тени. Только еле уловимым контровым светом слегка освещена левая серьга модели, чтобы создать симметрию и уравновешенность в кадре. Эта фотография представлена в ежегодном каталоге 35awards.
Поднимем тему ню фотографии. Расскажите подробнее об этом кадре. Как вы искали модель, смогли ли вы сразу донести идею до неё. Что служило референсом или идея кадра полностью ваше детище?
Ню для меня самый простой жанр в фотографии. В нем женщина раскрывается по-новому. В большинстве случаев она раскрепощается и расцветает, получив свободу, заложенную в ней природой. В таком случае съёмка становится непринуждённой и результат оправдывает все ожидания. Именно так и произошло на этой съемке.
С этой девушкой мы уже неоднократно организовывали совместные проекты, но это была её первая ню съёмка. Как и в любой другой съемке, мы обговариваем с моделью идею на этапе подготовки. Также было и в этот раз. Обменялись референсами, обсудили наши возможности и приняли решение. Этот кадр один из целой серии фотографий, снятой в тот день. Подобные кадры встречаются и у других авторов, так что идею съемки можно назвать заимствованной.
Кто вдохновил вас на ваше искусство? Есть ли фотографы российские или зарубежные чьи работы так или иначе повлияли на ваше творчество?
Я продолжаю вдохновляться практически каждый день. Это постоянный процесс, без которого любое искусство перестанет существовать. Помню, в детстве меня восхищали портреты родных мне людей, сделанные в советских фотоателье и некоторые карточки с плёночных фотоаппаратов «зенит».
Сейчас век цифровой фотографии. Интернет наполнен огромным количеством замечательных фотографий разных авторов. Это могут быть работы, как знаменитых мастеров, так и малоизвестных любителей. Меня всегда вдохновляла именно фотография, а не ее автор. Считаю, что вдохновение не нужно ждать, его нужно черпать самому в доступных источниках. Живопись, музыка, литература, кинематограф, общение с коллегами, путешествия, тематические журналы и сайты, участие в конкурсах и выставках являются прекрасными источниками вдохновения.
Сергей, расскажите о том, как проходит ваш стандартный съёмочный день. Есть ли у вас помощники на съёмочной площадке или вы справляетесь сами.
Сам съемочный день является всего лишь малой частью в деле создания фотографий. Обычно ему предшествует этап подготовки, который длится чаще дольше самой съемки. Если говорить о портретной фотографии, то, прежде чем начать фотографировать, я стараюсь определить съемочную идею, подбираю под нее модель. С моделью мы обговариваем будущие образы и саму идею.
Далее идёт работа по подготовке образов и поиску нужной локации. Когда все готово можно начинать снимать. Если с моделью работаю впервые, то стараюсь потратить некоторое время на ее изучение, делаю тестовые кадры, ищу лучшие ракурсы, больше общаюсь, чем снимаю. То же самое касается и локации. Требуется несколько минут для определения характера освещения, его направления, особенностей взаимодействия с окружением локации.
В случае использования дополнительного освещения часть времени уходит на его установку и настройку. На самой съемке предпочитаю работать с помощником. Использование ассистента позволяет экономить время и работать оперативно. Он и отражатель подержит и прическу модели поправит и, если надо, предметы на локации переставит. Иногда приходится работать без помощника, в этом нет большой сложности, просто процесс идет чуть медленнее.
Вы предпочитаете искусственный или естественный свет, импульс или постоянные источники освещения?
Я люблю красивый свет, будь он естественным или искусственным. Предпочитаю мягкое, направленное, средне контрастное освещение с верхнебоковым источником рисующего света. Если естественное освещение отвечает моим потребностям, снимаю именно с ним.
Если требуется внести коррективы в характер освещения, могу использовать рефлекторы, либо дополнительные импульсные источники и снимать уже со смешанным освещением. В съемке портретов на фоне для меня важен полный контроль над светом, поэтому применяю импульсные источники света.
Я заметил, что на многих ваших портретах часто один и тот же фон, вы снимаете в студии? Эта студия у вас дома (ваша) или вы арендуете?
Большинство портретных работ я делаю в своей домашней студии. В ней все настроено под меня, в том числе и фон, хотя он конечно не один. Но вы, верно, заметили, что большая часть моих фотографий сделана на одном красно-коричневом фоне. Это действительно мой любимый фон. Он фактурный, с приятным градиентом, достаточно темный и позволяет мне работать в любимом низком ключе. Портреты на этом фоне не нуждаются в его дополнительной постобработке.
На какую камеру вы снимаете свои фотографии? Почему выбрали этот бренд? Вы являетесь амбассадором бренда или просто нравятся камеры этого производителя? Если вы амбассадор скажите, на вас как-то давит такая ответственность?
Все эти годы я снимаю на камеры компании Canon, хотя и не являюсь её амбассадором. Моя первая зеркальная камера была именно этого производителя EOS 650D. На момент ее покупки выбор бренда в большой степени был случайным. Потом начал увеличиваться парк объективов. Когда у вас несколько объективов одного производителя рационально оставаться в рамках бренда.
Сейчас у меня две зеркальные камеры: EOS 7DMII и 6DMII и одна беззеркальная EOS R и несколько объективов. В портретной фотографии мне нравятся естественные пропорции и компрессия перспективы, поэтому предпочтение отдаю длиннофокусным объективам: 70-200 mm 2.8 IS ii и 85 mm 1.4 IS. В зависимости от условий снимаю и на 35 мм, но поклонником этого фокусного не являюсь.
Сергей, можете поделиться с нашими читателями как проходит ваш процесс постпродакшна? Т.е. вот вы загрузили фотографии на ваш ПК, что дальше?
В первую очередь я сохраняю резервную копию фотографий на внешний диск. Сортировку и проявку raw файлов делаю в программе Lightroom. В случае необходимости тут же делаю HDR сборку и склейку простых панорам. Сложные панорамы собираю в Autopano Giga. Объединение дублей ночных фотографий делаю с помощью Seguator. Окончательную доводку любой фотографии провожу в программе Photoshop.
Работаю с 16-и битными tiff файлами, использую стандартные техники частотного разложения на 3 частоты и Dodge and Burn. В портретной фотографии стараюсь делать минимальную ретушь и сохранять индивидуальность модели. Иногда приходится пользоваться инструментом пластика, хотя считаю, что лучше сразу снимать так, чтобы ее не пришлось делать.
В завершение провожу работу над контрастом изображения, выставляю точки черного и белого, сохраняю фотографию в большом разрешении для возможной печати и делаю вторую копию меньшего разрешения для публикации в цифровом виде.
Моё отношение к постобработке фотографий значительно изменилось в последние годы. Если раньше я придавал ей большое значение, то сейчас предпочитаю основательно готовиться к съемке и снимать сразу готовые кадры. Хорошо если есть возможность создать все требуемые условия на этапе подготовки к съемке, начиная с подбора цветовых гамм и заканчивая световыми решениями, но так бывает не всегда. Тогда в помощь идут редакторы.
Ретушь хороша в меру, лучше, если ее сделает визажист до съемки. Пластику можно делать правильно подобранным объективом, ракурсом модели и постановкой света. Огромное значение на результат оказывает удачно подобранный образ модели.
Расскажите о ваших достижениях в фотографии. Есть ли у вас какие-либо премии, награды? Какие были или ожидаются публикации в журналах? Насколько вообще это важно для вас и насколько должно быть важным для начинающих фотографов?
Любая фотография живет, пока у нее есть зритель. Участие в конкурсах и публикации в журналах расширяют аудиторию. Я неоднократно участвовал в конкурсах и занимал высокие места. Победа в одном международном фотоконкурсе принесла мне публикацию в журнале Photography Week. Еще одна победа в фотоконкурсе «Magazine Worthy Shot!», спонсором которого является The Guild of Photographers, позволила быть представленным в галерее журнала Creative Light.
Моя фотография становилась лауреатом конкурса черно-белой ню фотографии, проводимого 35awards. На последней годовой премии 7th 35awards вошёл в топ 35 фотографов в номинации «женский портрет». В номинации «ню» серийная работа Light and form попала в число 35 лучших серийных работ в жанре, также она вошла в топ 50 лучших «ню» работ года и в топ 100 лучших работ авторов из России. Но сам я считаю своим главным достижением в фотографии приобретённую способность видеть красоту этого мира, выделять что-то прекрасное в обыденном.
Сергей, вы бы могли дать какой-либо совет по фотографии нашим читателям, для тех, кто только начинает познавать азы этого искусства и для тех, кто уже считает себя профессионалом?
И новичкам и тем, кто уже достиг некоторого мастерства, могу пожелать всегда двигаться вперед, учиться новым приемам и техникам, экспериментировать, мечтать и не переставать удивляться всему прекрасному в нашем мире.
Хотите что-то сказать напоследок?
Приходится иногда сталкиваться с мнением, что модель для мастера это всего лишь материал для его творчества, вроде камня для скульптора или глины для гончарного мастера. Это очень опасная мысль, модель – это человек, именно тот человек, который по идее, нас вдохновляет на творчество, благодаря которому мы берем камеру в руки. А материалом являются свет, цвет, образы и ракурсы, но не сама модель. Мы должны влюбляться в модель и влюблять зрителя именно в модель, а не в свой фотографический талант.
Ещё больше работ автора в социальных сетях:
- ВКонтакте: sergeysergeevphoto
- 500px: 500px.com
- 35photo: 35photo.pro
- YouTube: sergeysergeevphotography
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, дзен, telegram и youtube