Мы все чаще и чаще говорим о съемке видео на фотокамеры, некоторые, наверно, даже и не помнят то время, когда фотоаппараты не умели снимать видео. Да, теперь фотоаппарат — это универсальный инструмент, способный снимать не только статические картинки (фотографии), но и создать высококачественное видео, пригодное не только для Ютуба, но даже для телевидения. Однако, красота картинки зависит не только от фотоаппарата и рук фотографа, здесь немаловажным является еще и освещение. Возможности постобработки у видео очень ограничены, поэтому необходимо создавать материал максимально возможного качества, не требующего глубокого вмешательства при цветокоррекции. В недавнем обзоре я тестировал совместно с камерой Nikon Z6 интересный инструмент Rotolight, который помимо осветителя включает еще и микрофон-пушку — Rotolight RL48 «Sound and Light Kit». Сегодня мы поднимемся на ступень выше по модельном ряду Rotolight и познакомимся с более мощным, но тем не менее компактным, источником света британского производителя — Rotolight NEO II.
В отличие от RL48, NEO II это непростой источник постоянного света. Он также имеет форму круга, что положительно сказывается на светотеневом рисунке. Однако здесь есть одна очень занятная функция, которая неприменима в видеографии, но очень полезна для фотографии — это высокоскоростная HSS-синхронизация. У многих в этом месте происходит не состыковка мыслей и начинают думать, что это какая-то ошибка: как может быть у постоянного LED-источника высокоскоростная синхронизация? Все очень просто. Прибор NEO II умеет кратковременно повышать мощность света на 500%, фактически, таким образом, мы получаем фотовспышку, причем здесь абсолютно не требуется время для перезарядки. Более того, можно устанавливать температуру импульса, чего не могут предложить накамерные вспышки. Максимальная скорость импульса составляет 1/8000 секунды. Для синхронизации здесь предусмотрен 3,5мм синхропорт и встроенный приемник Elinchrom Skyport с частотой 2,4 ГГц. Для подключения к NEO II можно использовать специальный беспроводной пускатель Elinchrom или синхронизатор другого производителя, но совместимость лучше протестировать перед покупкой.
Все же, использование в качестве вспышки это дополнительная возможность, да и не сможет NEO II заменить даже самую простую накамерную вспышку, это так скажем бонус. Основное же задача нашего героя — это постоянный свет, о нем мы и будем говорить в этом обзоре.
Как ясно из названия, NEO II это вторая версия прибора. Хотя внешне новинка не сильно отличается от предшественника, NEO II имеет тот же размер, но стала на 85% мощнее и в связи с этим в корпусе появились отверстия для охлаждения.
Rotolight NEO II поставляется в небольшой красочной коробке. Внутри которой есть все необходимое для начала работы. Помимо самого прибора NEO II, здесь есть блок питания от сети, что очень круто, ведь у других производителей, выпускающих LED-панели, как правило, блок питания отсутствует.
Адаптер для установки прибора на горячий башмак фотокамеры
Держатель для светофильтров и 4 гелевых светофильтра LEE (216, 250, 184, 279)
Удобный чехол, в который поместиться все вышеперечисленное:
Система крепления светофильтров, с одной стороны, очень удобная — она позволяет оперативно установить необходимый фильтр одной рукой, в отличие от RL48, где для смены фильтра нужно приложить серьезные усилия. Но из-за простоты смены фильтра страдает надежность — держатель без фильтра не очень крепко фиксируется, поэтому если не используете фильтр, лучше держатель положить в чехол, баго для этого в чехле есть специальное отделение.
Прибор может питаться не только от сети, но и от 6 батареек типа АА, что очень удобно для выездных съемок. Одного заряда батареек хватает на полтора часа непрерывной работы и на 85 тысяч (!!!) вспышек. Признаюсь честно, количество вспышек я не проверял;) , а вот время работы соответствует заявленному — это я могу подтвердить. Стоит уточнить, что питать прибор лучше всего от литий-ионных или никель-металгидридных батареек. Если вы рассчитываете на использование NEO II в качестве вспышки при работе от батареек, то стоит учесть, что в этом случае мощность света будет повышаться не на 500%, как при питании от сети, а всего на 250%.
Корпус прибора собран из качественного толстого пластика с приятным покрытием Soft Touch. Никаких люфтов и поскрипываний нет. Крышка батарейного отсека имеет надежный замок, который будет сложно сломать даже специально. Сам прибор довольно компактный — диаметр 145 мм, толщина 50 мм. Без установленных батареек вес всего 354 г., а с элементами питания уже приблизительно 500 грамм. При таком весе прибор можно установить даже на башмак беззеркалки среднего размера. Я тестировал свет на беззеркалке Nikon Z6, которую нельзя отнести к среднему размеру, поэтому NEO II на камере устанавливается удобно и пользоваться таким комплектом вполне комфортно.
На гране прибора расположились три стандартных резьбовых крепления ¼. С помощью одного из них можно закрепить прибор на штатив, подсоединить к нему входящий в комплект адаптер для установки на горячий башмак камеры или присоединить к маленькой шаровой головке Rotolight, которая продается отдельно.
Благодаря тому, что здесь таких разъема три, к прибору можно присоединить дополнительные аксессуары или устройства, например, внешний микрофон-пушку. В общем все зависит от задачи и фантазии.
NEO II обладает возможностью плавной регулировки температуры света от 3150K до 6300K. Но это не означает, что при значении 3150K или 6300K работает только половина светодиодов, установленных в приборе. Дело в том, что здесь установлены светодиоды с температурой 2800K и 7000K, таким образом, на любом значении температуры горят все светодиоды.
Однако, максимальная мощность свечения достигается только на температуре 4330K. Когда вы устанавливаете эту температуру рядом со значением на дисплее включается точка — это своего рода такой сигнализатор максимальной мощности света.
Светодиоды спрятаны под несъемным пластиковым прозрачным колпаком. При долгой непрерывной работе светильник греется минимально, но при этом здесь нет активной системы охлаждения, так что никаких шумов прибор не производит, что очень хорошо для видеосъемки.
Для контроля температуры прибора здесь встроен термометр. Текущая температура отображается в специальном разделе меню TECH > TEMP.
На задней панели прибора большую часть занимает крышка батарейного отсека. Слева от нее разъем для подключения синхрокабеля, справа сетевая кнопка и разъем питания под заглушкой.
Прибор не имеет защиты от проникновения влаги, так что под дождем лучше им точно не пользоваться, как бы этого вам не хотелось.
Управление прибором осуществляется двумя дискретными регуляторами, которые также по совместительству являются и кнопками. Вначале такое управление может показаться непривычным, но к нему привыкаешь очень быстро, здесь все логично.
Текущая температура света в кельвинах, сила света в процентах отображается на светодиодном дисплее. Яркость дисплея можно регулировать в специальном разделе меню, что очень удобно.
Левый регулятор управляет мощностью света от 0 до 100% шагом в 1%, при зажатии регулятора шаг изменяется на 10%.
Правый отвечает за температуру — шаг 10K. И также при зажатии регулятора шаг изменяется на 100K.
Для входа в меню необходимо нажать одновременно на два регулятора. Я не буду расписывать здесь все пункты меню, для этого в комплекте есть инструкция. Я хочу отдельно остановиться только на одном пункте меню — SFX.
Дело в том, что наш герой, как и более старшие модели Rotolight, оснащен набором профессиональных спецэффектов Cinetmatic Special Effects. Здесь их большое количество: молния, огонь, стробоскоп, пульсирующий свет, полиция, имитация телевизора и пр. Все эффекты можете посмотреть в демонстрационном видео ниже:
Обычно для создания таких спецэффектов требуется специальные дорогостоящие приборы, здесь же все «в коробке». Более того, каждый эффект имеет возможность индивидуальной настройки. Функцию CineSFX особенно должны оценить творческие видеоблогеры.
Во многом я рассказал о самом приборе и его функциях, но как же о качестве света? Безусловно, это важнейший показатель и не каждый светодиодный осветитель способен обеспечивать правильную цветопередачу. Производителем заявлен индекс цветопередачи CRI => 96. Это очень высокий показатель, все приборы, которые обладают индексом выше 90, это осветители с качественной цветопередачей.
Установленные в прибор светодиоды абсолютно лишены мерцания, заявленный срок службы 100 тыс. часов.
NEO II при максимальной мощности, когда работают все светодиоды, то есть при температуре 4330K обеспечивает освещенность 2000 люкс на расстоянии 90 см. Мощность света 1032 люмена. Показатель не самый высокий, и во многих случаях такой мощности будет мало, но для съемки видео при использовании в качестве накамерного постоянного света, а это его первостепенное назначение, этого вполне достаточно. К тому же если вы используете накамерный свет, то предполагается съемка объекта с близкого расстояния, так что все логично. А более мощные приборы будут намного больше и в горячий башмак камеры их не установишь.
На российском рынке не так просто найти светодиодные панели реального производителя. Что я имею ввиду. В основном то, что продается здесь или на «любимом» в России алиэкспрессе это так называемая OEM-продукция. Производством таких панелей занимается одна компания и штампует на заказ логотипы разных брендов, поэтому можно часто встретить совершенно одинаковые модели, но с разным «шильдиком». Как вы понимаете, за качество этих панелей никто не отвечает. Да, они обычно имеют довольно неплохо собранный корпус (для Китая), они не сразу ломаются и стоят дешево. Но, то что действительно важно — цветовая температура, качество цветопередачи, реальная светоотдача, отсутсвие мерцания — вот с этим там проблемы. А энтузиастам, предпочитающим собирать свой собственный свет из бытовых светодиодных лампочек, я рекомендую еще раз прочитать предыдущее предложение;)
Сборка всех приборов Rotolight, включая даже самые дешевые, происходит непосредственно в Британии, в Pinewood Studios. Поэтому за качество здесь можно не беспокоиться.
Если вы регулируете температуру света, то она соответствует тому, что указано на дисплее. При повышении или уменьшении мощности света не возникает мерцания на любых выдержках, поэтому при использовании такого света при съемке видео необязательно устанавливать выдержку кратную 50. Большинство приборов на рынке предлагают максимально холодную температуру 5600K. К примеру, при съемке в пасмурную погоду свет 5600K может оказаться теплым. У NEO II максимально холодная температура составляет 6300K и это тоже его безусловное преимущество.
Сфера применения этого прибора невероятно широкая, помимо видео, его можно успешно использовать в предметной фотографии, в портретной (особенно здесь будет востребована функция вспышки). Прибор можно использовать как основной источник света, если объект располагается близко, или как дополнительный, чтобы сбалансировать тени и создать красивые блики в глазах. При видеосъемке в помещении, в лучшем случае там будут установлены лампочки одинаковой температуры, а чаще разной, в таких случаях будет незаменима возможность регулировки цветовой температуры. Многие светодиодные приборы такой функции не предлагают. А компактность NEO II и возможность питания всего от 6 стандартных АА-батареек — это еще один неоспоримый плюс. NEO займет совсем немного места в рюкзаке, а дополнительный автономный источник света может спасти съемку при недостатке освещения, а такие ситуации случаются нередко.
У нас Rotolight NEO II поставляется в двух комплектациях: комплект из одного прибора за 31 500 руб. и комплект из трех приборов в жестком кейсе и тремя стойками стоимостью 115 тыс. рублей. Более того, в продаже можно найти даже модификаторы света, которые подойдут к прибору, например, шторки или софтбокс. А если вы захотите воспользоваться NEO 2 в качестве вспышки, то еще придется озаботиться покупкой пускателя, если его у вас еще нет. Рекомендуемый пускатель Elinchrom SkyPort обойдется порядка 20 тыс рублей, но можно попробовать трансмиттеры с частотой 2,4G других производителей, однако, это уже на ваш собственный страх и риск. Как видите, Rotolight NEO II это недешевое удовольствие, но профессиональные инструменты стояли и будут стоить всегда дорого. Если вы профессионально занимаетесь съемками, то эта сумма не будет для вас большой, а если для вас фотография это развлечение или хобби, то скорее всего вам такой прибор и не нужен.
Всем вдохновения и яркого света! Подписываетесь на наш журнал в социальных сетях: Facebook, Вконтакте, Telegram и Instagram 👋