Приветствую читателей Photar.ru! На фотографическом рынке съёмка на смартфоны уже давно перестала быть чем-то удивительным и нестандартным. Мобильная съёмка вышла далеко за рамки бытовой фотографии. Доказательством тому является большое количество крупных мировых конкурсов и галерей современного искусства использующих материалы, снятые на телефон. А что уж говорить о крупных печатных изданиях, которые всё чаще публикуют работы, сделанные на смартфоны. Также съёмка на телефон стала очень распространённой в коммерческом смысле для рекламы товаров в Инстаграм и других социальных сетях.
Всё это приводит к развитию рынка и появлению новых (на сегодняшний день уникальных) технологий, позволяющих поднять качество снимков на новый уровень. В этой статье я хочу поделиться своим опытом от использования профессионального студийного мобильного импульсного света при съёмке на телефон.
В сентябре 2019 года были представлены первые в мире вспышки, предназначенные для работы с камерой смартфона – Profoto C1 и С1 Plus. И с этого момента, как заявил генеральный директор Profoto Андерс Хедебарк, в компании «кое-что изменилось». Теперь в Profoto ориентируются абсолютно на всех фотографов, независимо от того какой камерой они снимают, будь то профессиональный фотоаппарат или смартфон. Эта новая идея вскоре получила продолжение – совсем недавно была представлена технология AirX, которая позволила синхронизировать камеру смартфона с профессиональными мобильными вспышками Profoto B10 и B10 Plus.
Синхронизация происходит через фирменное приложение Profoto. Что касается моделей iPhone, с которыми полноценно работает приложение, то это модели старше iPhone 7, что, на мой взгляд, очень демократично. Таким образом для получения классного результата вам не нужна последняя модель iPhone.
Кстати, все снимки, представленные в этом материале, сделаны на iPhone 8 Plus (а ведь и не скажешь!!!).
Целью этой съёмки было проверить, насколько сильно различие между съёмкой с естественным светом и съёмкой с использованием профессионального импульсного света. Я выбрал три сюжета, которые часто востребованы в коммерческих съемках. А теперь давайте по порядку.
В этой съёмке я буду использовать два прибора Profoto B10, один B10 Plus. А также в некоторых сюжетах я добавлю один Profoto C1 Plus, чтобы подсветить детали. Для рассеивания света будет применён складной рассеиватель Lastolight 180х120. Помимо этого, у нас были шторки, снут и соты из серии насадок Profoto OCF II, с которыми вы можете подробно познакомиться в нашем предыдущем материале.
Предметная съёмка на iPhone
Первый сюжет
Первый сюжет, это классическая предметная съёмка стандартного объекта. Под стандартным я подразумеваю небольшой (но и не маленький) объект, без глянцевых и блестящих поверхностей, с незамысловатой фактурой, который не меняется в процессе съёмки (что часто происходит с напитками и едой). Прежде чем снимать, у меня в голове уже сложилась примерная световая схема, которую я собирался использовать. Единственным отклонением стало то, что стол, на котором располагался туфель оказался слишком низким, и это не дало возможность подсветить объект под задуманными изначально углами.
Теперь давайте по порядку объясню весь сетап. Справа от объекта я расположил контровой источник света, им выступил Profoto B10 с надетым снутом системы OCF II. Этот источник отвечал за прорисовку фактуры кожи и частично подошвы. Находился он примерно под 160 градусов от камеры и чуть выше объекта. Повторюсь, что подобный подход позволяет очень хорошо подчеркнуть фактуру. Однако стоит быть осторожным с интенсивностью этого света, так как очень легко “выбить” важные элементы.
После более аккуратной подстройки мощности и угла я установил второй контровой источник, который освещал заднюю часть туфли, и отрисовывал фактурный элемент на центральной части объекта. Вторым прибором был также выбран Profoto B10 и 20-градусная сота. Его я положил на тот же стол, где стоял объект, но почти по линии как стоял туфель. Также было необходимо отрегулировать мощность и подкорректировать угол, чтобы свет попадал чётко туда, куда нужно. В данном случае было бы здорово светить чуть с более высокой точки для дополнительной прорисовки верхней части туфли, но увы, я по глупости не взял с собой низких стоек…
После того как были выставлены оба контровых источника, подчёркивающих небольшие детали, пришла пора для основного света. И на этом моменте я хочу остановиться поподробнее. Достаточно часто начинающие (и не только начинающие) фотографы в качестве основного освещения используют готовые насадки мягкого света, дополнительно не модифицируя их свет.
Я рекомендую использовать насади жёсткого света, но работать ими через рассеиватель, в моём случае это был Lastolight 180х120 LR7231. Такой подход позволяет вам менять размер, форму и интенсивность блика, что особенно красиво будет смотреться на глянцевых и полуглянцевых поверхностях. Для того чтобы изменить форму блика, размер и интенсивность необходимо направлять свет в рассеиватель под разными углами, выбирая тот, который подойдёт вашему объекту наилучшим образом.
В качестве основного источника выступил Profoto B10 Plus с надетыми шторками системы OCF II. Первое положение, в которое я выставил прибор, дало очень интенсивное отражение в поверхности стола, что отвлекало от главного объекта. Я скорректировал угол, чуть подняв прибор вверх по штативу и направив чуть выше по лучу. Таким образом, отражение в поверхности стола сместилось за края кадра. Далее я отрегулировал мощность, чтобы получить более выраженный переход от света к теням.
Как видите по результату, сказать, что это снято на iPhone нельзя! Благодаря работе со светом можно достаточно просто добиться качественной коммерческой картинки, снимая на мобильный телефон!
Второй сюжет
Второй сюжет был более сложным. В нём я снимал очень маленькие объекты, да ещё и с выраженной отражающей поверхностью! В таких ситуациях я немного меняю порядок выставления приборов и начинаю сразу с основного света. Для того чтобы блики на запонках получились красивыми и плавными, в качестве основного света я использовал все тот же рассеиватель Lastolight, в который направил жёсткий свет от Profoto B10 Plus с надетыми на него шторками. Шторками я ограничил световой поток, для того чтобы получить более выраженную центральную часть блика.
Как вы видите по снимку, правильно выставленный один источник света уже даёт отличный результат! Но иногда хочется поэкспериментировать и разнообразить освещение. В этот раз я добавил второй прибор Profoto B10 с 20-градусной сотовой решёткой, который находился сбоку, но светил чуть больше от камеры (то есть не являлся контровым). Сделал я это для того, чтобы получить жёсткий яркий блик на коробочке.
В первом варианте он показался мне слишком акцентированным и грубым, поэтому дальше я его отключил. Добавление в кадр жёсткого света от камеры очень часто позволяет проработать не только тени объекта, но и подчеркнуть фактуру, а в гранёных камушках создать ещё и красивый блик. Но стоит быть осторожнее с этим типом света, так как вы можете получить нежелательные отбрасываемые тени от объектов.
Для более равномерной проработки фона я добавил Profoto B10 со снутом справа от коробочки с запонками и направил его также в рассеиватель. Это позволило выровнять свет по всему полю кадра (это художественный замысел, нежели строгое правило).
И уже после этого я добавил жёсткий свет на фронтальную часть коробочки. Сделал я это для того, чтобы за счёт яркого блика привлечь больше внимания к главному объекту, поскольку весь остальной свет в сцене достаточно равномерный.
В финальном снимке я всё же решил убрать фронтальный жёсткий свет, переместить этот прибор справа от объекта и использовать в качестве контрового, добавив лёгкий блик на правую часть коробки, что придало снимку законченный вид и прекрасный объём!
А теперь, небольшой эксперимент. Ниже снимок, сделаный без использования студийных вспышек Profoto.
Как видите, результат отличается довольно сильно.
Третий сюжет
Третий сюжет будет интересен тем, кто занимается одеждой. С одной стороны, он проще из-за того, что снимаемый объект большой и не глянцевый, но с другой стороны, есть множество мелких деталей, таких как складки и фурнитура, которые нужно правильно передать. В качестве рисующего источника света я использовал Profoto B10 Plus, так как мне нужна была большая мощность, а этот прибор способен выдавать 500 Дж. Большая мощность нужна для того, чтобы осветить бОльшую площадь. По-прежнему я использовал жёсткий свет, направленный в рассеиватель Lastolight для получения более плавного светотеневого перехода.
Рассеиватель, как источник света находился достаточно близко к манекену (около 0.7 метра), подобное расположение позволило достичь контрастного света. Угол я выбрал такой, чтобы примерно 3/4 фронтальной части манекена были в свету. Сделал я это специально для того, чтобы на теневую сторону положить потом контровой свет. Подобный подход всегда позволяет получить интересную и объёмную картинку.
Для контровой подсветки я использовал Profoto B10 с насадкой снут серии OCF II. Важно отметить, что по лучу, я светил не в спину манекену, а выше и чуть вскользь по тому рукаву, который подсвечивал. Это позволило получить чуть более визуально приятный, растушёванный блик. Для наглядной оценки новых источников в схеме я рекомендую отключать все другие источники света, которые могут внести неразбериху, особенно для фотографов с небольшим опытом в работе со светом.
Включив основной свет, я увидел, что интенсивность контрового освещения выше, чем у рисующего, и это, чаще всего смотрится странно (если только не является взвешенным художественным приёмом).
Я уменьшил мощность до такого значения, при котором освещение по своей интенсивности стали выглядеть гармонично. Обратите внимание, что речь идёт именно о интенсивности света на объекте, а мощность в данном случае второстепенна. Так как интенсивность зависит от расстояния и используемой насадки. То есть одна и та же мощность с разного расстояния и через разные насадки даёт разную интенсивность!
Третьим прибором я осветил фон, чтобы создать иллюзию более натурального освещения. Для этого я использовал Profoto B10 с 30-градусной сотой. Это позволило мне направить свет только туда, где он был мне нужен. Я не обратил внимание на то, что полированное дерево даёт очень сильное отражение, отвлекая на себя внимание, поэтому пришлось достаточно долго перемещать свет и работать с мощностью прибора, чтобы максимально избавиться от этого эффекта. Несмотря на все ухищрения, света на фоне всё же не хватало. И я решил добавить ещё один источник, им стал ультракомпактный прибор Profoto C1 Plus, который на полной мощности внёс свою важную лепту в общую картинку! Ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, какие плавные и красивые блики получились на пуговицах благодаря использованию рассеивателя.
Для создания снимков выше, iPhone 8 был установлен на штатив. Это помогает не только для расстановки света, так как камера всегда находится в фиксированном положении, но и делает снимки резкими, поскольку, как вы могли наблюдать, выдержка довольно длинная. Ниже серия снимков деталей пиджака. На этот раз съемка производилась с рук.
При съемке модели с сумкой, как я и говорил в видео, световая схема не поменялась, за исключением перемещения Profoto C1 Plus с фонового освещения на контровой свет на сумку. На мой взгляд, выраженный контровой свет прекрасно подчеркнул форму сумки.
Как я писал выше, для получения классной картинки необязательно использовать 3-5 источников света, а можно вполне обойтись грамотно выставленным одним. И в подтверждение этому посмотрите, как используя один прибор и рассеиватель можно красиво снять абсолютно разные по фактуре и размерам объекты! В этой схеме самым важным является то, что свет находится под углом более 90 градусов к камере, то есть становится рисующим, но контровым. Подобный подход отлично подчёркивает атмосферу на снимках!
Здесь использовался прибор Profoto B10 Plus с надетым и на него шторками OCF II, а в качестве рассеиватель использовался всё тот же Lastolight.
Заключение
В заключение хочу сказать, что использование компактного аккумуляторного света открывает новые и колоссальные возможности для фотографов! На мой взгляд, его по достоинству оценят те, кто занимаются созданием контента для электронной коммерции, но не хотят особенно разбираться с настройками камеры. Ведь чаще всего создателям контента на телефон приходится работать только с доступным здесь и сейчас освещением, которое далеко не всегда позволяет получить максимально классный результат, а приборы Profoto B10/B10 Plus и C1/С1Plus позволят создать абсолютно любое освещение в любых условиях!
В следующих материалах мы расскажем и покажем в каких еще съемках можно использовать эти вспышки. Спасибо что дочитали статью до конца, оставляйте свои вопросы в комментариях, с радостью на них ответим! Всем пока!