Приветствую читателей Photar.ru! На фотографическом рынке съёмка на смартфоны уже давно перестала быть чем-то удивительным и нестандартным. Мобильная съёмка вышла далеко за рамки бытовой фотографии. Доказательством тому является большое количество крупных мировых конкурсов и галерей современного искусства использующих материалы, снятые на телефон. А что уж говорить о крупных печатных изданиях, которые всё чаще публикуют работы, сделанные на смартфоны. Также съёмка на телефон стала очень распространённой в коммерческом смысле для рекламы товаров в Инстаграм и других социальных сетях.
Всё это приводит к развитию рынка и появлению новых (на сегодняшний день уникальных) технологий, позволяющих поднять качество снимков на новый уровень. В этой статье я хочу поделиться своим опытом от использования профессионального студийного мобильного импульсного света при съёмке на телефон.

В сентябре 2019 года были представлены первые в мире вспышки, предназначенные для работы с камерой смартфона – Profoto C1 и С1 Plus. И с этого момента, как заявил генеральный директор Profoto Андерс Хедебарк, в компании «кое-что изменилось». Теперь в Profoto ориентируются абсолютно на всех фотографов, независимо от того какой камерой они снимают, будь то профессиональный фотоаппарат или смартфон. Эта новая идея вскоре получила продолжение – совсем недавно была представлена технология AirX, которая позволила синхронизировать камеру смартфона с профессиональными мобильными вспышками Profoto B10 и B10 Plus.

Целью этой съёмки было проверить, насколько сильно различие между съёмкой с естественным светом и съёмкой с использованием профессионального импульсного света. Я выбрал три сюжета, которые часто востребованы в коммерческих съемках. А теперь давайте по порядку.
![Коммерческая предметная фотография на iPhone. Это реально? [#ProСвет №11]](https://assets.photar.ru/2020/08/DSC3024_ISO720_speed1-25_F6.3_24-scaled.jpg)
Предметная съёмка на iPhone
Первый сюжет
Первый сюжет, это классическая предметная съёмка стандартного объекта. Под стандартным я подразумеваю небольшой (но и не маленький) объект, без глянцевых и блестящих поверхностей, с незамысловатой фактурой, который не меняется в процессе съёмки (что часто происходит с напитками и едой). Прежде чем снимать, у меня в голове уже сложилась примерная световая схема, которую я собирался использовать. Единственным отклонением стало то, что стол, на котором располагался туфель оказался слишком низким, и это не дало возможность подсветить объект под задуманными изначально углами.
Теперь давайте по порядку объясню весь сетап. Справа от объекта я расположил контровой источник света, им выступил Profoto B10 с надетым снутом системы OCF II. Этот источник отвечал за прорисовку фактуры кожи и частично подошвы. Находился он примерно под 160 градусов от камеры и чуть выше объекта. Повторюсь, что подобный подход позволяет очень хорошо подчеркнуть фактуру. Однако стоит быть осторожным с интенсивностью этого света, так как очень легко “выбить” важные элементы.

После более аккуратной подстройки мощности и угла я установил второй контровой источник, который освещал заднюю часть туфли, и отрисовывал фактурный элемент на центральной части объекта. Вторым прибором был также выбран Profoto B10 и 20-градусная сота. Его я положил на тот же стол, где стоял объект, но почти по линии как стоял туфель. Также было необходимо отрегулировать мощность и подкорректировать угол, чтобы свет попадал чётко туда, куда нужно. В данном случае было бы здорово светить чуть с более высокой точки для дополнительной прорисовки верхней части туфли, но увы, я по глупости не взял с собой низких стоек…

После того как были выставлены оба контровых источника, подчёркивающих небольшие детали, пришла пора для основного света. И на этом моменте я хочу остановиться поподробнее. Достаточно часто начинающие (и не только начинающие) фотографы в качестве основного освещения используют готовые насадки мягкого света, дополнительно не модифицируя их свет.
Второй сюжет
Второй сюжет был более сложным. В нём я снимал очень маленькие объекты, да ещё и с выраженной отражающей поверхностью! В таких ситуациях я немного меняю порядок выставления приборов и начинаю сразу с основного света. Для того чтобы блики на запонках получились красивыми и плавными, в качестве основного света я использовал все тот же рассеиватель Lastolight, в который направил жёсткий свет от Profoto B10 Plus с надетыми на него шторками. Шторками я ограничил световой поток, для того чтобы получить более выраженную центральную часть блика.

Как вы видите по снимку, правильно выставленный один источник света уже даёт отличный результат! Но иногда хочется поэкспериментировать и разнообразить освещение. В этот раз я добавил второй прибор Profoto B10 с 20-градусной сотовой решёткой, который находился сбоку, но светил чуть больше от камеры (то есть не являлся контровым). Сделал я это для того, чтобы получить жёсткий яркий блик на коробочке.

В первом варианте он показался мне слишком акцентированным и грубым, поэтому дальше я его отключил. Добавление в кадр жёсткого света от камеры очень часто позволяет проработать не только тени объекта, но и подчеркнуть фактуру, а в гранёных камушках создать ещё и красивый блик. Но стоит быть осторожнее с этим типом света, так как вы можете получить нежелательные отбрасываемые тени от объектов.

Для более равномерной проработки фона я добавил Profoto B10 со снутом справа от коробочки с запонками и направил его также в рассеиватель. Это позволило выровнять свет по всему полю кадра (это художественный замысел, нежели строгое правило).

И уже после этого я добавил жёсткий свет на фронтальную часть коробочки. Сделал я это для того, чтобы за счёт яркого блика привлечь больше внимания к главному объекту, поскольку весь остальной свет в сцене достаточно равномерный.

В финальном снимке я всё же решил убрать фронтальный жёсткий свет, переместить этот прибор справа от объекта и использовать в качестве контрового, добавив лёгкий блик на правую часть коробки, что придало снимку законченный вид и прекрасный объём!

Как видите, результат отличается довольно сильно.
Третий сюжет

Третий сюжет будет интересен тем, кто занимается одеждой. С одной стороны, он проще из-за того, что снимаемый объект большой и не глянцевый, но с другой стороны, есть множество мелких деталей, таких как складки и фурнитура, которые нужно правильно передать. В качестве рисующего источника света я использовал Profoto B10 Plus, так как мне нужна была большая мощность, а этот прибор способен выдавать 500 Дж. Большая мощность нужна для того, чтобы осветить бОльшую площадь. По-прежнему я использовал жёсткий свет, направленный в рассеиватель Lastolight для получения более плавного светотеневого перехода.

Рассеиватель, как источник света находился достаточно близко к манекену (около 0.7 метра), подобное расположение позволило достичь контрастного света. Угол я выбрал такой, чтобы примерно 3/4 фронтальной части манекена были в свету. Сделал я это специально для того, чтобы на теневую сторону положить потом контровой свет. Подобный подход всегда позволяет получить интересную и объёмную картинку.

Для контровой подсветки я использовал Profoto B10 с насадкой снут серии OCF II. Важно отметить, что по лучу, я светил не в спину манекену, а выше и чуть вскользь по тому рукаву, который подсвечивал. Это позволило получить чуть более визуально приятный, растушёванный блик. Для наглядной оценки новых источников в схеме я рекомендую отключать все другие источники света, которые могут внести неразбериху, особенно для фотографов с небольшим опытом в работе со светом.

Включив основной свет, я увидел, что интенсивность контрового освещения выше, чем у рисующего, и это, чаще всего смотрится странно (если только не является взвешенным художественным приёмом).

Я уменьшил мощность до такого значения, при котором освещение по своей интенсивности стали выглядеть гармонично. Обратите внимание, что речь идёт именно о интенсивности света на объекте, а мощность в данном случае второстепенна. Так как интенсивность зависит от расстояния и используемой насадки. То есть одна и та же мощность с разного расстояния и через разные насадки даёт разную интенсивность!

Третьим прибором я осветил фон, чтобы создать иллюзию более натурального освещения. Для этого я использовал Profoto B10 с 30-градусной сотой. Это позволило мне направить свет только туда, где он был мне нужен. Я не обратил внимание на то, что полированное дерево даёт очень сильное отражение, отвлекая на себя внимание, поэтому пришлось достаточно долго перемещать свет и работать с мощностью прибора, чтобы максимально избавиться от этого эффекта. Несмотря на все ухищрения, света на фоне всё же не хватало. И я решил добавить ещё один источник, им стал ультракомпактный прибор Profoto C1 Plus, который на полной мощности внёс свою важную лепту в общую картинку! Ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, какие плавные и красивые блики получились на пуговицах благодаря использованию рассеивателя.
Для создания снимков выше, iPhone 8 был установлен на штатив. Это помогает не только для расстановки света, так как камера всегда находится в фиксированном положении, но и делает снимки резкими, поскольку, как вы могли наблюдать, выдержка довольно длинная. Ниже серия снимков деталей пиджака. На этот раз съемка производилась с рук.
При съемке модели с сумкой, как я и говорил в видео, световая схема не поменялась, за исключением перемещения Profoto C1 Plus с фонового освещения на контровой свет на сумку. На мой взгляд, выраженный контровой свет прекрасно подчеркнул форму сумки.


Как я писал выше, для получения классной картинки необязательно использовать 3-5 источников света, а можно вполне обойтись грамотно выставленным одним. И в подтверждение этому посмотрите, как используя один прибор и рассеиватель можно красиво снять абсолютно разные по фактуре и размерам объекты! В этой схеме самым важным является то, что свет находится под углом более 90 градусов к камере, то есть становится рисующим, но контровым. Подобный подход отлично подчёркивает атмосферу на снимках!

Здесь использовался прибор Profoto B10 Plus с надетым и на него шторками OCF II, а в качестве рассеиватель использовался всё тот же Lastolight.

Заключение
В заключение хочу сказать, что использование компактного аккумуляторного света открывает новые и колоссальные возможности для фотографов! На мой взгляд, его по достоинству оценят те, кто занимаются созданием контента для электронной коммерции, но не хотят особенно разбираться с настройками камеры. Ведь чаще всего создателям контента на телефон приходится работать только с доступным здесь и сейчас освещением, которое далеко не всегда позволяет получить максимально классный результат, а приборы Profoto B10/B10 Plus и C1/С1Plus позволят создать абсолютно любое освещение в любых условиях!
В следующих материалах мы расскажем и покажем в каких еще съемках можно использовать эти вспышки. Спасибо что дочитали статью до конца, оставляйте свои вопросы в комментариях, с радостью на них ответим! Всем пока!