Всем привет! Рад снова приветствовать читателей PHOTAR.RU и в этой статье речь пойдёт о новом и очень интересном продукте от компании Profoto. В прошлых наших статьях мы уже рассказывали о том, что эта шведская компания разработала технологию AirX, благодаря которой появилась возможность синхронизации импульсного света со смартфоном, то есть вспышки с камерой iPhone. Приборы, о которых мы говорили ранее, относятся к мобильному студийному освещению – это Profoto B10 и B10 Plus. А сегодня мы поговорим о новейшей выносной вспышке Profoto A10.
Технически эта модель является продолжением линейки Profoto A1/A1x и унаследовала множество функций этих, уже зарекомендовавших себя, приборов. Мощность вспышки составляет 76 Дж, и указано это не ведущим числом, которое очень сложно перенести на эквивалент в Джоулях, а именно в Джоулях. Скорость перезарядки на полной мощности порядка 1 секунды, полного заряда батареи, по заявлению производителя, хватает на 450 вспышек на полной мощности (что очень неплохой показатель сам по себе).
Profoto A10 — знакомство
А теперь давайте поподробнее. К конструктиву никаких претензий нет, прибор собран очень качественно, никакого люфта и поскрипываний не обнаружилось. Пластик тактильно очень приятный, все кнопки прорезинены, имеют удобный размер, мультиселектор вращается плавно, с тактильно разделённой градацией, фиксатор на горячий башмак имеет чёткие положения и надёжный удобный замок.
Кольцо зуммирования светового потока вращается влево и вправо без ограничений. На корпусе есть подпись, в какую сторону вращать для увеличения или уменьшения зума вспышки. К слову сказать, процесс зуммирования моторизированный, очень плавный и бесшумный. Когда достигается любое крайнее положение зума, вспышка издает звуковой сигнал.
Вспышка A10, как и предыдущие модели A1/A1x обладает довольно мощным светодиодным пилотный светом, который располагается непосредственно в головной части вспышки. При зуммировании форма пятна пилотного света также изменяется, что позволяет оценить как будет распространяться свет от вспышки.
На лицевой стороне вспышки установлено магнитное крепление для дополнительных насадок. В комплекте идёт куполообразный рассеиватель и небольшой белый отражатель.
Помимо этого, вспышка поставляется в комплекте с удобным мягким чехлом. Чехол обладает двумя кармашками – для куполообразного рассеивателя и подставки для установки вспышки на ровную поверхность или штатив, которая также идёт в комплекте.
А также в коробке можно найти ремень, usb-кабель для обновления прошивки и, конечно же, зарядное устройство.
Отдельно можно докупить 12 цветных фильтров, соты (с углом потока 10 и 20 градусов), широкоугольный рассеиватель и мягкий отражатель. Однако, Profoto A10 не ограничивается перечисленными насадками. Благодаря фирменному адаптеру Profoto RFi Speedlight Speedring со вспышкой можно использовать весь ассортимент насадок Profoto RFi. В этом материале практически во всех сюжетах мы будем использовать cофтбокс Octa RFi 3′ (90 см).
Стоит отметить большой экран вспышки и удобное, интуитивно понятное меню настроек (которое повторяет меню вспышек Profoto B10 и B10 Plus). Информацию на экране отлично видно и при ярком солнце и, само собой, вечером. Причём информация на дисплее читается даже на большом расстоянии. Тем не менее, если вспышка установлена высоко на стойке, информацию о текущих настройках благодаря Bluetooth можно считывать на экране смартфона через приложение Profoto и, само собой, управлять вспышкой.
Все часто используемые функции выведены на кнопки. Это такие функции, как мощность или коррекция экспозиции (причём отдельно для каждой из 4 групп), коррекция экспозиции стандартная +/- 2 ступени для TTL режима. Можно отдельно для каждой группы выбирать настройки вспышки ручные либо автоматические (да ещё и с коррекцией экспозиции) либо отключать вовсе. Отдельно вынесена кнопка включения/отключения пилотного света, что также очень удобно и переключатель TTL и ручного режима. Ну и, конечно же, кнопка меню.
В меню, как я писал ранее, всё так же легко и интуитивно понятно. Там вы можете настроить группы, каналы, синхронизацию с системой Profoto Air, синхронизацию по первой или второй шторке, работу с зумом, мощность пилотного света (целых четыре варианта: минимальная, максимальная, пропорциональная и немерцающая «фликер фри» ), подсветка автофокуса, звуковые сигналы, яркость дисплея и время перехода в спящий режим и, самое главное… включить Bluetooth, который позволяет подключить ваш iPhone к вспышке и использовать его как полноценную камеру (пока синхронизация работает только с телефонами Apple старше iPhone 7).
Приложение Profoto Camera
Для подключения необходимо установить приложение Profoto (важно отметить, что оно бесплатное). С ним разобраться тоже никакого труда не составит. При включении вспышки появляется окно с запросом на подключение. Ваше согласие и всё работает. В меню вспышки устанавливается мощность прибора, отдельная кнопка отвечает за включение и отключение пилотного света. Далее расположены меню настройки экспозиции, баланса белого, зума и таймера. Что касается настроек камеры, то есть ряд важных особенностей.
Первое, на момент написания статьи (и съёмки видео), фотографирование в автоматическом режиме TTL не поддерживалось, так что настройки экспозиции придётся устанавливать вручную. Но это не так страшно, как кажется. Благо есть только две регулировки: выдержка и ISO, да и результат настройки сразу виден на экране.
Второй момент как раз таки касается отображения настроек экспозиции, в некоторых случаях (после необходимой настройки всех параметров) удобнее отключать показ экспозиции в реальном времени, чтобы лучше ориентироваться в композиции снимаемой сцены. Для этого в меню настройки экспозиции нужно нажать на иконку “Глаз”.
Третья особенность – у телефонов с двумя и более объективами, при изменении зума меняется и диафрагма, это стоит учитывать другими настройками (и для этого лучше снова включить отображение экспозиции).
Что касается баланса белого, то всё так же легко: есть автоматический ББ, ручной, то есть более точная (или авторская) настройка температуры и оттенка (от 2000К до 10 000К, оттенок от -150 до +150). Также есть возможность снимать на фронтальную камеру. Ну, и, конечно же, присутствует библиотека снимков, которые можно напрямую экспортировать в нужные вам программы (облако, Air Drop, сообщения, почта, инстаграм, мессенджеры, заметки и т.д.). В библиотеке можно отмечать понравившиеся снимки и сортировать их отдельно. Но главное что приложение позволяет снимать в RAW формате и напрямую отправлять снимки в мобильную версию Adobe Lightroom на самом телефоне! О достоинствах этой функции, уверен, объяснять не надо. Кнопка управления зумом и таймер никаких скрытых и сложных функций не несут.
Особенности работы Profoto A10 и iPhone
А теперь еще ряд важных особенностей при работе со смартфоном. Первое, включение в настройках iPhone таких функций как True tone, Night shift, слабая яркость экрана могут существенно исказить ваше представление о получаемых снимках, так что лучше при съёмке эти параметры выключить.
И второе, камеры iPhone обладают электронным затвором, высокоскоростная синхронизация которого начинается с 1/30-1/50 секунды (в зависимости от модели iPhone), что накладывает некие ограничения на работу смартфона со вспышкой (отмечу, что вспышка полноценно поддерживает HSS с фотоаппаратами). В ситуациях яркого естественного света лучше ставить ISO на минимум (ISO 20), а выдержку не поднимать до значений HSS, это позволит получить более интересный результат при съёмке.
Третья особенность также касается внутренних (скорее всего программных) особенностей iPhone, и заключается в задержке срабатывания затвора. То есть после нажатия на спуск происходит задержка примерно на 1/3-1/2 секунды. Что может внести свои коррективы при съёмке динамичных сюжетов.
Практическая съемка с Profoto A10
Ну что же, давайте приступим к съёмкам!
Первая локация
Первая наша локация мне понравилась своей перспективой и простотой фона. Хотелось создать иллюзию, что освещение на модели также естественное. Поскольку локация была залита светом достаточно равномерно, я решил использовать широкое поле света, используя в качестве световой насадки трёхфутовый октабокс Octa RFi 3′ (90 см).
Важно отметить, что этот октабокс относится к стандартным насадкам Profoto RFi, а не к специализированным для работы с накамернными вспышками серии A. Установлен он был через специальный кронштейн Profoto RFi Speedlight Speedring, позволяющий работать с очень большим ассортиментом насадок. Ещё из важных деталей стоит отметить то, что я установил широкоугольный рассеиватель на вспышку, предварительно увеличив угол её зума до 35 мм. Сделал я это для того, чтобы максимально осветить площадь насадки изнутри и получить широкое однородное пятно света. Совсем забыл сказать в начале статьи о том, что у Profoto A10 (впрочем как и у всей A серии) световое пятно, даже без использования модификаторов имеет круглую форму! Что полностью повторяет свет от студийных приборов и играет на руку его естественности.
Вторая локация
На второй нашей локации меня привлёк отражающий материал, из которого был изготовлен фасад здания. Его я решил использовать в качестве фона.
Здесь по-прежнему использовался трёхфутовый софтбокс в качестве рисующего света. Несмотря на небольшой размер для студийных насадок, он позволил мне осветить модель в рост достаточно равномерно. Плюс также помог рассеиватель для вспышки, о котором я писал выше.
Далее я решил сделать свет чуть более интересным и добавил контровой источник. В его роли также выступила вспышка Profoto A10, но уже без насадок. На контровом источнике я установил зум порядка 50 мм, что позволило мне получить средний по сфокусированности пучок света, напоминающий работу с 30-градусной сотой.
Кроме контрового света на модели, этот прибор дал интересное освещение на отражающей панели здания. А потом началась магия…
Я думаю, что многие из вас слышали про технику смешанного освещения, которая заключается в балансе постоянного и импульсного света. Причём для получения интересного эффекта используются относительно длинные выдержки, которые позволяют получить контролируемые смазы от постоянного света, а вот импульсный свет уже фиксирует те участки, на которые попадает. А теперь представьте, что вы можете это делать используя iPhone и всего один прибор Profoto A10! Несколько минут экспериментов дали мне достаточно много интересного материала, который вы сейчас и видите.
Что касается настроек экспозиции, то я снимал примерно на 1/10 секунды. В момент снимка я достаточно активно тряс смартфон, что прекрасно показано на видео. Особенно интересными, на мой взгляд, получились кадры, снятые на 1/5 секунды. В этой сцене я использовал синхронизацию по первой шторке, чтобы лучше контролировать итоговое положение модели в кадре. При использовании синхронизации по второй шторке (а такая возможность есть), кадры были бы не менее интересными, но финальную композицию было бы предугадать сложно. Стоит отметить, что укоротив выдержку до 1/40 секунды я получил бы абсолютно такую же экспозицию на модели, но уже без смазов и более тёмном окружении. Это обусловлено тем, что основной свет на модели это как раз таки импульсный, который зависит от ISO, мощности прибора, и диафрагмы (это если все сильно упростить).
Получив необычные кадры со смазом, я решил вернуть выдержку на более короткое значение и окрасить контровой свет в розовый оттенок. Для этого я использовал цветной фильтр Profoto Clic Gel, который очень удобно крепится на магнитное крепление А10.
Третья локация
Третий сюжет, в котором я тестировал Profoto A10, стала съёмка модели в кафе. Естественного света было очень мало, а ведь так часто хочется получить хорошо освещённый кадр в интересном месте. Итак, что касается работы со светом, здесь я использовал белый зонт на отражение Profoto Umbrella Deep White M (105cm/41″). Эта насадка кажется многим весьма банальной, однако при этом обладает рядом важных полезных характеристик. Самые основные, на мой взгляд, это невероятная компактность, но в то же время возможность получить мягкое равномерное освещение на модели.
Итак, сначала я выставил настройку экспозиции по естественному свету, уведя его в тень примерно на -1 ступень, а далее включил вспышку и осветил её светом модель. Как вы можете наблюдать на видео, мы снимали в достаточно небольшом пространстве, где свет вспышки сильно переотражался, давая слабоконтрастное изображение. Для того чтобы сделать свет на модели более выразительным, я светил на нее сбоку, располагая прибор достаточно близко. Такой подход дал мне более выраженный контраст и тень, которые подчеркнули черты лица модели.
Во второй части съёмки в этой локации я сместил модель так, чтобы за ней было видно менее освещённое пространство зала. Подобный ход придал снимку более выраженную тональную перспективу и позволил отодвинуть модель чуть дальше от стены, что дало ещё более выраженную тень на левой стороне лица.
Финальным штрихом стало использование ещё одной вспышки Profoto A10 с надетым на неё цветным фильтром, который также позволил отделить модель от фона и добавил в кадр атмосферы.
Совсем забыл упомянуть, что часть снимков в этой локации модель сделала сама на фронтальную камеру смартфона, используя всю ту же вспышку с зонтом!
Четвертая локация
В четвёртой локации я хотел использовать ярко освещённое здание за моделью для получения более яркой и светлой картинки. При съёмке без дополнительного света модель была бы освещена достаточно тускло и необъёмно, так как отражённый свет со всех сторон сгладил бы все тени, да и контролировать подобное освещение невозможно, а подстраиваться не всегда выходит… Так что использовать вспышку в такой ситуации самое правильное решение!
Насадка рисующего света осталась прежней, да и вообще, как оказалось, она отлично подходит для выездных сессий. Съемка с одним источником оказалась достаточно простой технически и позволила получить весьма эффектные кадры. Но для создания более натурального освещения я решил опять же добавить в сцену контровой свет (второй прибор Profoto A10 без насадки), который создал связь между ярким фоном и ярко освещённой моделью. Конечно было бы хорошо окрасить его в такой же оттенок жёлтого, что и фон (для этого подошел бы фильтр Profoto Clic Gel FullCTO или HalfCTO), но, к сожалению, компенсационных фильтров у меня с собой не было.
Пятая локация
Пятая локация таила в себе самые интересные технические и световые приёмы! Я заранее увидел, что часть “потолка” в этом месте сделана из отражающего рифлёного материала, такого же, каким было облицовано здание на третьей локации. И мне пришла в голову идея направить свет в потолок, благодаря чему получить интересные отражения на полу под моделью. Добиться падения света туда, куда я хочу было бы очень сложно, если бы не пилотный свет вспышки, который позволил без труда расположить световые пятна в нужных мне местах.
Начал я выстраивать эту схему как раз таки со света на полу и одновременно контрового для модели. Подобрав нужную мощность и зум на вспышке (он был порядка 50 мм в эквиваленте) я уже добавил в сцену рисующий свет на модель. Причём рисующий свет, я расположил поближе к модели, чтобы получить перепад яркости к ногам. Сделано это было для того, чтоб не сильно засвечивать красивые отблески на полу, ведь при более ярком свете их не было бы видно.
Финальным штрихом стало использование цветного бирюзового фильтра Profoto Clic Gel Peacock Blue на вспышке, создающей отражения.
В заключительной части съёмки я решил протестировать работу вспышки в репортажном режиме, снимая двигающуюся модель. Для этого я убрал вспышку со стойки, чтобы получить большую мобильность. Важно отметить, что вспышка была установлена в фирменный кронштейн Profoto для накамерных вспышек, а он оказался не самым лёгким… Так что теперь я знаю, в таких стилях съёмки лучше использовать более лёгкие компактные крепления и насадки (кстати, у компании Lastolite есть отличные решения). В целом, как вы видите по результату, всё прошло отлично, вспышка перезаряжалась моментально и имела большой запас по мощности.
Заключение
В заключение хочу сказать, что хоть во всём сегодняшнем материале и не прозвучало ни одного слова про фотоаппараты, но такой инструмент как Profoto A10 существенно расширяет творческие возможности фотографов. И, как мне кажется, станет прекрасным помощником не только в портретной, но и в репортажной фотографии. Особенно здорово, что для получения крутой профессиональной картинки не всегда теперь нужно брать с собой камеру, а хватит одной вспышки и смартфона. Да и поделиться этими снимками можно через секунду после их создания, тем более что их можно сразу же обработать! По представленным в этой статье картинкам сложно представить, что они сняты на уже давно не топовый iPhone 8 Plus, но это так! Свет, который меняет все!
—
Модель — @zoyapanishcheva