Пол Никлен: «Фотография помогает сохранить природу»

Фото: Paul Nicklen

Пол Никлен (Paul Nicklen) — канадский фотограф, кинорежиссёр и морской биолог, вот уже более двадцати лет документирует красоту и бедственное положение нашей планеты. За свою активную деятельность он также получил признание природоохранного сообщества и был награждён премией Совета по защите природных ресурсов BioGems Visionary Award. Совсем недавно Никлену была присвоена почётная степень доктора философии в Университете Виктории за влияние, которое его фотографии оказали на проблему изменения климата.

Автопортрет: Paul Nicklen

Помимо того, что Никлен является одним из самых известных в мире фотографов природы, он также востребованный оратор, автор и стипендиат National Geographic, который рассказал о своих приключениях в нескольких передачах TED Talks. За последние два десятилетия Пол сотрудничал с учёными, кинематографистами, защитниками природы и исследователями, чтобы привлечь внимание общественности и вдохновить на активные действия по решению глобальных проблем, таких как изменение климата.

Фото: Paul Nicklen

Работы Никлена позволяют зрителям окунуться в подводное царство, которое мало кто видел. Его чуткие и выразительные снимки получили более 30 самых престижных наград для фотографов в своей области, включая «Фотограф года дикой природы» по версии BBC, и престижную премию World Press Photo за фотожурналистику.

Фото: Paul Nicklen

Встреча с медведем

В 2010 году Никлен писал статью о медведях Кермоде для National Geographic, фотографии для статьи впоследствии стали обложкой журнала. Медведи Кермода — это чёрные медведи, но некоторые из них имеют редкий ген и в итоге кажутся белоснежными. Внешне они похожи на белого медведя, идущего через гигантские вековые кедровые леса Британской Колумбии.

Фото: Paul Nicklen

В графике съёмок у Никлена было 80 дней, но в распоряжении было всего несколько хороших съёмочных дней, поскольку здесь почти каждый день идёт дождь, отсюда и название Great Bear Rainforest. После целого месяца съёмок у него не было ни одного стоящего снимка, и фотограф стал переживать, что провалил предложенный ему проект, поскольку «они публикуют фотографии, а не оправдания».

Как-то раз он пошёл за огромным медведем в лес и наблюдал, как тот ест только что пойманного лосося. Вдруг медведь встал и начал пробираться к ручью.

Фото: Paul Nicklen

«Я понял, что в этой бухте есть только один маленький вход», — рассказывает Никлен изданию PetaPixel. «И я загораживал ему выход, поэтому я отошёл в сторону, а он вернулся назад, спустился к реке и поймал ещё одну рыбу. Я нахожусь в трёх футах от этого медведя и фотографирую его на 16-миллиметровый объектив, вот где мастерство!»

Медведь неоднократно проходил мимо журналиста и даже в какой-то момент наткнулся на камеру. Большинство фотографий для трёхмесячного репортажа Никлен сделал почти за полтора дня.

Фото: Paul Nicklen

«Животные диктуют условия встречи», — добавляет фотограф. «Вы никогда не давите на животное, вы никогда не заставляете его что-то делать. Я спокойно наблюдал, а медведь подходил ко мне и пытался пройти мимо меня, направляясь к реке за лососем, он даже сидел и ел прямо рядом со мной, иногда в футе или двух от меня».

«В тот день я начал съёмку с объектива 100-400 мм, затем перешёл на 24-70 мм, и, наконец, 16-35 мм. Не успеешь оглянуться и ты уже снимаешь на 16 мм, чтобы сфотографировать медведя в его естественной среде, и это — высший пилотаж». Но это было после восьми недель ожидания, ожидания и ещё раз ожидания. Животное, вероятно, наблюдало за мной, чувствовало мой запах, слышало щелчки моей камеры, что не так уж и удивительно».

Фото: Paul Nicklen

«Животные очень последовательны в своём поведении, и, как правило, они очень доверчивы. За свою жизнь я видел около 3 000 белых медведей, 2 000 медведей гризли и 1 000 чёрных медведей, и мне ни разу не пришлось стрелять в медведя или использовать перцовый баллончик.

Когда я беру людей в Антарктиду, и они спрашивают, что я могу им посоветовать, я часто отвечаю так: «Отложите камеру и посмотрите на это место своим разумом и глазами, дайте пищу своей душе на некоторое время, а затем фотографируйте». Не будьте просто рабом находящегося перед вами фотоаппарата».

Фото: Paul Nicklen

Любимое животное

У Никлена нет какого-то одного любимого животного, которое он предпочитает снимать на камеру.

«Я фотографирую то, что даёт мне возможность в тот момент больше всего высказаться в защиту окружающей среды, которая находится под угрозой. Это могут быть белые медведи и нарвалы в Арктике, леопардовые тюлени в Антарктике или кашалоты у берегов Доминики, не путать с Доминиканской Республикой. И если мне удаётся рассказать историю, используя их голос и их личность, значит, это и есть моё любимое животное».

Фото: Paul Nicklen

«Белый медведь — это животное, с которым я провёл больше всего времени. Полярных медведей я видел и фотографировал, наверное, тысячу раз в день, то есть три года своей жизни».

Фото: Paul Nicklen

Пугающие ситуации

Никлен говорит, что за свою жизнь и карьеру у него было несколько страшных встреч, но только с людьми, а не с животными.

«Я врезался на самолёте в арктическое озеро и оказался в ловушке под водой буквально находясь вверх ногами. Это был очень близкий случай со смертельным исходом 99%, так что было страшно», — вспоминает он.

Фото: Paul Nicklen

«Почти в любой страшной ситуации я виноват сам — провалился под морской лёд, вывихнул плечо, кончился воздух во время погружения, потерялся во время морских погружений, но редко у меня была страшная встреча с диким животным».

Фото: Paul Nicklen

Если ему суждено было умереть, он хотел, чтобы это произошло круто, погрузившись в съёмку природы, а не в результате автомобильной аварии в бетонных джунглях — он говорит, что предпочёл бы уйти из жизни во время погружения с аквалангом.

Фото: Paul Nicklen

Пейзажи и фотография животных

Никлен любит сочетать животных и пейзажи, а не фотографировать горы, аврору бореалис или ливень.

«Я хочу, чтобы всё было в контексте, и чтобы окружающая среда была многослойной», — говорит бывший профессиональный биолог. «Я хочу, чтобы на снимке были и аврора, и горы, и пейзаж, и белый медведь, идущий по морскому льду, гризли или чёрный медведь, небольшой водоём с нарвалами и всё это снято с воздуха. Я люблю чтобы мои работы были максимально детализированы. В них есть всё, но главное на них есть животные, которые придают сюжету и пейзажу контекст, а не просто пустая местность».

Фото: Paul Nicklen

В 2014 году Никлен снял важный пейзаж «Ледяной водопад» на Шпицбергене, Норвегия. Арктический водопад бьёт из ледяной шапки Нордаустландет, выплёскивая большие объёмы талой воды — поразительное напоминание о хрупкости этой ледяной экосистемы. Хотя этот снимок был сделан всего в 600 милях от Северного полюса, температура воздуха держалась на уровне 60 градусов по Фаренгейту. Благодаря изменению климата в ближайшие 10-20 лет Арктика может быть полностью лишена морского льда в летние месяцы.

Фото: Paul Nicklen

Бывший вице-президент и защитник окружающей среды Эл Гор неоднократно использовал фотографию ледяного водопада в своих выступлениях и экологических проектах.

«Вот почему я снимаю такие сюжеты», — говорит канадский фотограф с острова Ванкувер.

«Большинство людей, после того как они сделают хороший снимок, для них всё заканчивается. Для меня же наступает время, когда снимок должен работать и продолжать общаться с миром. Мне понравилось, когда Pearl Jam поместили мою фотографию на обложку своего альбома Gigaton».

Фото: Paul Nicklen

«В 2011 году я выступал с докладом на TED на главной сцене в Лонг-Бич, Калифорния, и Эл Гор встретил меня в конце моего выступления и попросил присоединиться к нему в его поездках. Он всегда был просто очаровательным, страстным защитником планеты».

Фото: Paul Nicklen

Любимые фотографии

«Наверное, больше всего я горжусь «Полярными отражениями», — говорит Никлен. «Изображение белого медведя зеркально отражается на поверхности воды, когда он ныряет под лёд. Этот кадр можно увидеть на Apple TV и компьютерах Apple».

«Когда я выступаю с публичными лекциями, люди в аудитории начинают меня осуждать. Среди слушателей была моя жена Кристина, и некоторые люди говорили ей, что моё фото — это подделка и Photoshop, потому что они думали, что никто не мог снять такое».

Фото: Paul Nicklen

«Мне нравится эта фотография, которая находится на пересечении искусства, науки и охраны природы. Она была снята на плёнку 400 ISO, и я даже не знал, есть ли у меня этот снимок. Я получил фотографию по почте через месяц после того, как сделал её. Все фотографии были ужасны, кроме этой единственной. В верхней части кадра есть небольшой кусочек льда, и там говорится об изменении климата и влиянии на белых медведей, которые могут исчезнуть без льда».

Фото: Paul Nicklen

«Ледяной водопад» — мой бестселлер среди пяти любимых фотографий. Я обожаю это изображение. Я никогда не вешал фотографии на стену, так как в этом случае я бы просто начал критиковать свои работы. Но это единственная работа, которую я собираюсь повесить в своём новом офисе через пару недель.

Фото: Paul Nicklen

Сила видео в охране природы

«В прошлом я снимал исключительно фото. Четыре года назад я начал снимать видео в соотношении 60/40 по сравнению с фотографиями. Sony a1 с 8K-видео — отличная камера. Некоторое время я использовал видеокамеры RED. Теперь я снимаю на Sony и для фото, и это здорово, поскольку у меня есть и 8K-видео, и фотокамера в одном подводном корпусе. Мне не нужно носить с собой две камеры». Я снимаю на FX9 для более серьёзных проектов, но также иногда приходится снимать на Venice II».

Фото: Paul Nicklen

По словам Никлена, он побывал не во многих странах, в отличие от его супруги Кристины, которая посетила более ста стран.  National Geographic летает с ним в основном в Арктику или Антарктику, но всё же он посетил около 60 стран.

Фото: Paul Nicklen

«Я стараюсь летать как можно реже, поскольку не хочу оставлять большой углеродный след. Мне нравится бывать там подолгу, чтобы погрузиться в атмосферу животных и окружающей среды», — говорит Никлен.

Фото: Paul Nicklen

Больше, чем конкурсные награды и почётные докторские степени, он ценит полученный недавно Орден Канады.

«Это означает, что вы принесли пользу этой планете, что вы выполняете миссию, у вас есть цель, вы боретесь за свои убеждения и верования, для меня это значит больше всего на свете», — говорит Никлен.

Фото: Paul Nicklen

Являясь соучредителем некоммерческой организации SeaLegacy, Никлен открывает новую, прогрессивную главу в истории сохранения океана. С помощью визуальных историй SeaLegacy вдохновляет миллионы людей встать и высказаться в защиту девственных уголков, которым угрожает изменение климата.

Фото: Paul Nicklen

«Речь идёт об использовании силы визуального повествования для создания глобального движения, для побед в области охраны природы, и у нас было много побед», — говорит Никлен.

«Я невероятно горжусь нашей командой, редакторами, работой. Я невероятно горжусь тем, что работаю рядом с моей женой Кристиной Миттермайер, которая основала Международную лигу природоохранных фотографов (ILCP)]».

Фото: Paul Nicklen

Взросление в Арктике

Никлен вырос в Арктике среди инуитов — коренных жителей севера Канады, и в четыре года стал одержим дикой природой и явлениями природы. Затем его семья переехала на Баффинов остров (крайний север Канады напротив Гренландии).

В качестве домашних животных у него были не собаки и кошки, а местные — дикие.

Фото: Paul Nicklen

«У меня был детёныш кольчатой нерпы, которого нам подарили инуиты», — вспоминает фотограф. «А ещё у меня была домашняя чайка по имени Сэмми, у которой было сломано крыло, и я заботился о ней, и это были два моих любимых питомца».

Автопортрет: Paul Nicklen

«Я так влюбился в арктические пейзажи, что единственная работа, которая имела для меня смысл, — это стать биологом. Итак, я получил степень бакалавра по морской биологии в Университете Виктории и вернулся на север. Я начал чувствовать себя деморализованным из-за того, что свожу красоту животных, которых я так люблю, к набору данных. Поэтому я ушёл с должности биолога и стал фотографом. После семи лет голодания, безденежья, попыток добиться внимания, делая всё неправильно и совершая множество ошибок, в конце концов получил своё первое задание для журнала National Geographic о лососе в 2003 году».

Автопортрет: Paul Nicklen

Сегодня Пол Никлен — один из величайших фотографов дикой природы, который не просто документирует животных и природу, но и активно борется за её сохранность в первозданном виде.

Фото: Paul Nicklen
Фото: Paul Nicklen
Фото: Paul Nicklen
Фото: Paul Nicklen
Фото: Paul Nicklen
Фото: Paul Nicklen

Ещё больше работ: paulnicklen.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь