Пол Никлен (Paul Nicklen) — канадский фотограф, кинорежиссёр и морской биолог, вот уже более двадцати лет документирует красоту и бедственное положение нашей планеты. За свою активную деятельность он также получил признание природоохранного сообщества и был награждён премией Совета по защите природных ресурсов BioGems Visionary Award. Совсем недавно Никлену была присвоена почётная степень доктора философии в Университете Виктории за влияние, которое его фотографии оказали на проблему изменения климата.
Помимо того, что Никлен является одним из самых известных в мире фотографов природы, он также востребованный оратор, автор и стипендиат National Geographic, который рассказал о своих приключениях в нескольких передачах TED Talks. За последние два десятилетия Пол сотрудничал с учёными, кинематографистами, защитниками природы и исследователями, чтобы привлечь внимание общественности и вдохновить на активные действия по решению глобальных проблем, таких как изменение климата.
Работы Никлена позволяют зрителям окунуться в подводное царство, которое мало кто видел. Его чуткие и выразительные снимки получили более 30 самых престижных наград для фотографов в своей области, включая «Фотограф года дикой природы» по версии BBC, и престижную премию World Press Photo за фотожурналистику.
Встреча с медведем
В 2010 году Никлен писал статью о медведях Кермоде для National Geographic, фотографии для статьи впоследствии стали обложкой журнала. Медведи Кермода — это чёрные медведи, но некоторые из них имеют редкий ген и в итоге кажутся белоснежными. Внешне они похожи на белого медведя, идущего через гигантские вековые кедровые леса Британской Колумбии.
В графике съёмок у Никлена было 80 дней, но в распоряжении было всего несколько хороших съёмочных дней, поскольку здесь почти каждый день идёт дождь, отсюда и название Great Bear Rainforest. После целого месяца съёмок у него не было ни одного стоящего снимка, и фотограф стал переживать, что провалил предложенный ему проект, поскольку «они публикуют фотографии, а не оправдания».
Как-то раз он пошёл за огромным медведем в лес и наблюдал, как тот ест только что пойманного лосося. Вдруг медведь встал и начал пробираться к ручью.
«Я понял, что в этой бухте есть только один маленький вход», — рассказывает Никлен изданию PetaPixel. «И я загораживал ему выход, поэтому я отошёл в сторону, а он вернулся назад, спустился к реке и поймал ещё одну рыбу. Я нахожусь в трёх футах от этого медведя и фотографирую его на 16-миллиметровый объектив, вот где мастерство!»
Медведь неоднократно проходил мимо журналиста и даже в какой-то момент наткнулся на камеру. Большинство фотографий для трёхмесячного репортажа Никлен сделал почти за полтора дня.
«Животные диктуют условия встречи», — добавляет фотограф. «Вы никогда не давите на животное, вы никогда не заставляете его что-то делать. Я спокойно наблюдал, а медведь подходил ко мне и пытался пройти мимо меня, направляясь к реке за лососем, он даже сидел и ел прямо рядом со мной, иногда в футе или двух от меня».
«В тот день я начал съёмку с объектива 100-400 мм, затем перешёл на 24-70 мм, и, наконец, 16-35 мм. Не успеешь оглянуться и ты уже снимаешь на 16 мм, чтобы сфотографировать медведя в его естественной среде, и это — высший пилотаж». Но это было после восьми недель ожидания, ожидания и ещё раз ожидания. Животное, вероятно, наблюдало за мной, чувствовало мой запах, слышало щелчки моей камеры, что не так уж и удивительно».
«Животные очень последовательны в своём поведении, и, как правило, они очень доверчивы. За свою жизнь я видел около 3 000 белых медведей, 2 000 медведей гризли и 1 000 чёрных медведей, и мне ни разу не пришлось стрелять в медведя или использовать перцовый баллончик.
Когда я беру людей в Антарктиду, и они спрашивают, что я могу им посоветовать, я часто отвечаю так: «Отложите камеру и посмотрите на это место своим разумом и глазами, дайте пищу своей душе на некоторое время, а затем фотографируйте». Не будьте просто рабом находящегося перед вами фотоаппарата».
Любимое животное
У Никлена нет какого-то одного любимого животного, которое он предпочитает снимать на камеру.
«Я фотографирую то, что даёт мне возможность в тот момент больше всего высказаться в защиту окружающей среды, которая находится под угрозой. Это могут быть белые медведи и нарвалы в Арктике, леопардовые тюлени в Антарктике или кашалоты у берегов Доминики, не путать с Доминиканской Республикой. И если мне удаётся рассказать историю, используя их голос и их личность, значит, это и есть моё любимое животное».
«Белый медведь — это животное, с которым я провёл больше всего времени. Полярных медведей я видел и фотографировал, наверное, тысячу раз в день, то есть три года своей жизни».
Пугающие ситуации
Никлен говорит, что за свою жизнь и карьеру у него было несколько страшных встреч, но только с людьми, а не с животными.
«Я врезался на самолёте в арктическое озеро и оказался в ловушке под водой буквально находясь вверх ногами. Это был очень близкий случай со смертельным исходом 99%, так что было страшно», — вспоминает он.
«Почти в любой страшной ситуации я виноват сам — провалился под морской лёд, вывихнул плечо, кончился воздух во время погружения, потерялся во время морских погружений, но редко у меня была страшная встреча с диким животным».
Если ему суждено было умереть, он хотел, чтобы это произошло круто, погрузившись в съёмку природы, а не в результате автомобильной аварии в бетонных джунглях — он говорит, что предпочёл бы уйти из жизни во время погружения с аквалангом.
Пейзажи и фотография животных
Никлен любит сочетать животных и пейзажи, а не фотографировать горы, аврору бореалис или ливень.
«Я хочу, чтобы всё было в контексте, и чтобы окружающая среда была многослойной», — говорит бывший профессиональный биолог. «Я хочу, чтобы на снимке были и аврора, и горы, и пейзаж, и белый медведь, идущий по морскому льду, гризли или чёрный медведь, небольшой водоём с нарвалами и всё это снято с воздуха. Я люблю чтобы мои работы были максимально детализированы. В них есть всё, но главное на них есть животные, которые придают сюжету и пейзажу контекст, а не просто пустая местность».
В 2014 году Никлен снял важный пейзаж «Ледяной водопад» на Шпицбергене, Норвегия. Арктический водопад бьёт из ледяной шапки Нордаустландет, выплёскивая большие объёмы талой воды — поразительное напоминание о хрупкости этой ледяной экосистемы. Хотя этот снимок был сделан всего в 600 милях от Северного полюса, температура воздуха держалась на уровне 60 градусов по Фаренгейту. Благодаря изменению климата в ближайшие 10-20 лет Арктика может быть полностью лишена морского льда в летние месяцы.
Бывший вице-президент и защитник окружающей среды Эл Гор неоднократно использовал фотографию ледяного водопада в своих выступлениях и экологических проектах.
«Вот почему я снимаю такие сюжеты», — говорит канадский фотограф с острова Ванкувер.
«Большинство людей, после того как они сделают хороший снимок, для них всё заканчивается. Для меня же наступает время, когда снимок должен работать и продолжать общаться с миром. Мне понравилось, когда Pearl Jam поместили мою фотографию на обложку своего альбома Gigaton».
«В 2011 году я выступал с докладом на TED на главной сцене в Лонг-Бич, Калифорния, и Эл Гор встретил меня в конце моего выступления и попросил присоединиться к нему в его поездках. Он всегда был просто очаровательным, страстным защитником планеты».
Любимые фотографии
«Наверное, больше всего я горжусь «Полярными отражениями», — говорит Никлен. «Изображение белого медведя зеркально отражается на поверхности воды, когда он ныряет под лёд. Этот кадр можно увидеть на Apple TV и компьютерах Apple».
«Когда я выступаю с публичными лекциями, люди в аудитории начинают меня осуждать. Среди слушателей была моя жена Кристина, и некоторые люди говорили ей, что моё фото — это подделка и Photoshop, потому что они думали, что никто не мог снять такое».
«Мне нравится эта фотография, которая находится на пересечении искусства, науки и охраны природы. Она была снята на плёнку 400 ISO, и я даже не знал, есть ли у меня этот снимок. Я получил фотографию по почте через месяц после того, как сделал её. Все фотографии были ужасны, кроме этой единственной. В верхней части кадра есть небольшой кусочек льда, и там говорится об изменении климата и влиянии на белых медведей, которые могут исчезнуть без льда».
«Ледяной водопад» — мой бестселлер среди пяти любимых фотографий. Я обожаю это изображение. Я никогда не вешал фотографии на стену, так как в этом случае я бы просто начал критиковать свои работы. Но это единственная работа, которую я собираюсь повесить в своём новом офисе через пару недель.
Сила видео в охране природы
«В прошлом я снимал исключительно фото. Четыре года назад я начал снимать видео в соотношении 60/40 по сравнению с фотографиями. Sony a1 с 8K-видео — отличная камера. Некоторое время я использовал видеокамеры RED. Теперь я снимаю на Sony и для фото, и это здорово, поскольку у меня есть и 8K-видео, и фотокамера в одном подводном корпусе. Мне не нужно носить с собой две камеры». Я снимаю на FX9 для более серьёзных проектов, но также иногда приходится снимать на Venice II».
По словам Никлена, он побывал не во многих странах, в отличие от его супруги Кристины, которая посетила более ста стран. National Geographic летает с ним в основном в Арктику или Антарктику, но всё же он посетил около 60 стран.
«Я стараюсь летать как можно реже, поскольку не хочу оставлять большой углеродный след. Мне нравится бывать там подолгу, чтобы погрузиться в атмосферу животных и окружающей среды», — говорит Никлен.
Больше, чем конкурсные награды и почётные докторские степени, он ценит полученный недавно Орден Канады.
«Это означает, что вы принесли пользу этой планете, что вы выполняете миссию, у вас есть цель, вы боретесь за свои убеждения и верования, для меня это значит больше всего на свете», — говорит Никлен.
Являясь соучредителем некоммерческой организации SeaLegacy, Никлен открывает новую, прогрессивную главу в истории сохранения океана. С помощью визуальных историй SeaLegacy вдохновляет миллионы людей встать и высказаться в защиту девственных уголков, которым угрожает изменение климата.
«Речь идёт об использовании силы визуального повествования для создания глобального движения, для побед в области охраны природы, и у нас было много побед», — говорит Никлен.
«Я невероятно горжусь нашей командой, редакторами, работой. Я невероятно горжусь тем, что работаю рядом с моей женой Кристиной Миттермайер, которая основала Международную лигу природоохранных фотографов (ILCP)]».
Взросление в Арктике
Никлен вырос в Арктике среди инуитов — коренных жителей севера Канады, и в четыре года стал одержим дикой природой и явлениями природы. Затем его семья переехала на Баффинов остров (крайний север Канады напротив Гренландии).
В качестве домашних животных у него были не собаки и кошки, а местные — дикие.
«У меня был детёныш кольчатой нерпы, которого нам подарили инуиты», — вспоминает фотограф. «А ещё у меня была домашняя чайка по имени Сэмми, у которой было сломано крыло, и я заботился о ней, и это были два моих любимых питомца».
«Я так влюбился в арктические пейзажи, что единственная работа, которая имела для меня смысл, — это стать биологом. Итак, я получил степень бакалавра по морской биологии в Университете Виктории и вернулся на север. Я начал чувствовать себя деморализованным из-за того, что свожу красоту животных, которых я так люблю, к набору данных. Поэтому я ушёл с должности биолога и стал фотографом. После семи лет голодания, безденежья, попыток добиться внимания, делая всё неправильно и совершая множество ошибок, в конце концов получил своё первое задание для журнала National Geographic о лососе в 2003 году».
Сегодня Пол Никлен — один из величайших фотографов дикой природы, который не просто документирует животных и природу, но и активно борется за её сохранность в первозданном виде.
Ещё больше работ: paulnicklen.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube