Пол Алмаши (Paul Almasy), был выдающимся фотожурналистом 1930-х годов и активным участником агентства AKG images. Наследие, оставленное им, обладает одновременно визуальным, художественным, историческим и социологическим значением.
Происхождение его видения уходит в далёкий 1906 год, тогда и родился Пол Алмаши в Будапеште в семье матери-аристократки и отца-еврея. Образование в области политологии в Мюнхене и Вене стало основой его пути, а затем, в 1938 году, он перебрался во Францию в период разгара Второй мировой войны. Париж стал его новым домом, и там Пол Алмаши последовал по стопам других талантливых венгерских фотографов, таких как Брассай, Люсьен Эрве, Андре Кертеш и Франсуа Коллар.
В начале 1930-х годов Пол Алмаши сменил дипломатическую карьеру на фотожурналистику. Его первые задания в качестве корреспондента привели его в Марокко и затем в Южную Америку. Он фотографировал ранние события Второй мировой войны в Германии, а также подготовку спортсменов к Олимпийским играм в Берлине в 1936 году.
Отличительной чертой этого внимательного фотографа был его подход к конфликтам, который основывался на социально-экономической реальности. В его работах отражался реалистический взгляд на мир, проникнутый чувствительностью. Например, в 1965 году он опубликовал всеобъемлющий отчёт о дефиците воды во всем мире под названием «Мир хочет пить» («Le monde a soif»), который стал предвестником наших современных проблем. Казалось, Пол Алмаши видел настоящее и будущее через объектив своей камеры.
В течение своей карьеры Пол Алмаши стал одним из наиболее ценных свидетелей своего времени в области социальной и документальной фотографии, не забывая также создавать светлые сюжеты и портреты. Его известные снимки, привезённые со всех уголков мира, иллюстрировали прогресс в сфере здравоохранения, образования и урбанизации, а также отражали бурлящую художественную жизнь того времени. В его портретах Андре Бретона, Марка Шагала, Мана Рэя и Альберто Джакометти прослеживается открытость к идее и образу, формировавшимся веком.
Фотографии Поля Алмаши были обогащены репортажами, а его интервью с ключевыми фигурами двадцатого века, такими как генерал де Голль, Конрад Аденауэр и Бенито Муссолини, также привлекали внимание читателей. Однако лучше всего он умел запечатлеть повседневную жизнь. Его фотографии, сделанные во Франции между 1950 и 1970 годами, честно отражают эти тридцать прекрасных лет.
Просматривая его снимки Парижа 1950-х годов, вспоминается город, который уже исчез, город, по улицам которого мы гуляем и с ностальгией наблюдаем за его жителями. В его работах всплывают воспоминания о Робере Дуано и Вилли Ронисе.
От Монако до Ирана, от Бродвея до Южной Африки, Полу Алмаши удалось запечатлеть реальность каждого места. Его портфолио включает в себя фотографии матери с ребёнком, скрытых под вуалью в Иране, элегантных женщин на парижских террасах, призрачных фигур, идущих по высохшему руслу реки в Пакистане, а также гордых взглядов молодых курдских женщин в традиционной одежде. Все эти изображения являются проявлением его гуманистической, внимательной и никогда не вуайеристской фотографии.
Помимо своей репортажной работы, Пол Алмаши активно сотрудничал с международными организациями, такими как ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Начиная с 1973 года, он также преподавал фотожурналистику, видя в этой деятельности ещё один способ распространения информации.
Пол Алмаши был неизменным источником вдохновения и сведений о двадцатом веке. Его творчество оставило неизгладимый след в истории фотографии и представляет собой уникальное сочетание визуального искусства, исторической значимости и социологического осмысления.
Загадочный Афганистан, утонувший в потоках времени, приоткрывает завесу прошлого благодаря непревзойдённому взгляду фотографа Пола Алмаши. Своими путешествиями в эту загадочную страну в период с 1963 по 1971 год он привёз обратно не только бесценные фотографии, но и проникновенные истории, которые недавно засияли на фотофестивале La Gacilly в 2022 году. Выставка «Путешествие в просвещённое царство» удивляет зрителей, затрагивая их души своими образами последних мгновений этих раскрывающихся горизонтов.
На снимках Пола Алмаши мы видим девочек с распущенными волосами и внимательных мальчиков, их первые неуклюжие объятия на скамейках школьного двора, запечатлённые его объективом. Но что стало с этими маленькими детьми, которые жаждали надежды и свободы, и с их дочерями и внучками спустя годы после первого визита фотографа в Афганистан в начале 1960-х годов? Этот вопрос остаётся без ответа, и только наши сердца и воображение могут догадаться об их судьбе.
Пол Алмаши был одним из первых, кто заметил впечатляющий рост учащихся в афганских школах, усилия по борьбе с неграмотностью и продвижение женской эмансипации в этой стране. Он тщательно документировал эти достижения, которые были поощряемы королём Мохаммадом Захер-шахом и новой конституцией, установившей парламентскую монархию в 1964 году. В его книге «Афганистан — народ в школе» отразились эти преобразования, великие шаги, предпринятые страной на пути к модернизации.
Тонкое замечание и умение наблюдать, которыми Пол Алмаши делится с нами на своих фотографиях, не уступают важности самих снимков, иллюстрирующих эту историю прогресса. От маленьких первоклассников до амбициозных студентов научных факультетов, от кабульской музыкальной школы до кампаний по вакцинации: черно-белые фотографии Пола Алмаши запечатлели эти судьбы, формировавшие новую нацию.
Путешествуя по Афганистану, Пол Алмаши наблюдал, как современность вступает в борьбу с традиционными и консервативными ценностями этой страны. Он чутко ощущал и передавал нам впечатление от разрыва между западным стилем зданий и современными практиками, сосуществующими рядом с барами и вековыми афганскими обычаями. Каждое фотографическое полотно пронизано историческими слоями и иллюстрирует непростое сочетание прогресса и сохранения идентичности.
Научное сообщество отметило Пола Алмаши в 1978 году, присвоив ему звание Мастера фотографии. Это была заслуженная награда за его гуманистическую приверженность и техническое мастерство. Его талант был отражён в четырёх монографиях, посвящённых его творчеству.
На черно-белых снимках, сделанных его верной камерой Rolleiflex, мерцает свет надежды, даже в самых стихийно пострадавших районах или в местах глубочайшей нищеты. Движение, оживлённость момента, застывшие в кадре моменты — все это отличительные черты аккуратного и осмотрительного фотографа, который никогда не обманывал и не создавал иллюзий.
В 97-летнем возрасте, в 2003 году, Пол Алмаши ушёл из жизни, оставив нам огромное наследие в виде его фотографий, которыми управляет немецкая компания AKG Images. Его произведения до сих пор путешествуют по миру, украшая международные выставки, организуемые агентством. Этот уникальный фотограф, который, по его собственным словам, побывал в каждой стране мира, кроме Монголии, продолжает трогать души зрителей и преодолевать границы своим искусством.
Поднимая завесу над Афганистаном, Пол Алмаши позволяет нам заглянуть в прошлое и почувствовать пульс этой удивительной страны. Его фотографии становятся окном в историю и источником вдохновения для нового поколения. Они воплощают надежду, силу и преодоление, а также учат нас ценить и сохранять культурное наследие.
И теперь, благодаря выставке «Путешествие в просвещённое царство», мы можем поднять завесу над Афганистаном и увидеть, как страна прогрессировала и совершала великие шаги на пути к модернизации. Через объектив Пола Алмаши мы ощущаем эмоции, которые запечатлены на его фотографиях, и погружаемся в жизнь афганского народа.
Мастер фотографии Пол Алмаши оставил нам наследие, которое продолжает восхищать и вдохновлять. Его работы, полные глубокого смысла и искренности, продолжают пересекать границы и объединять нас, поднимая завесу над миром, о котором мы мало знаем.
Благодаря работам автора мы можем глубже понять Афганистан и его народ. Его фотографии не только предлагают нам путешествие в прошлое, но и заставляют задуматься о настоящем и будущем этой страны. Они напоминают нам о важности сохранения истории и культуры, а также о силе искусства в преодолении границ и объединении людей.
Подняв завесу над Афганистаном, мы обнаруживаем уникальность этой страны и её народа. Мы видим, как история искусства и фотографии могут раскрыть нам новые горизонты, преодолевая языковые и культурные барьеры. Благодаря фотографиям Пола Алмаши, зритель лучше начинает понимать и ценить богатство этой удивительной страны и её людей.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube