Apple сняла высокобюджетный короткометражный фильм о попытке спасения с тонущей подводной лодки специально для просмотра на платформе Apple Vision Pro. То есть в AR/VR-очках, которые продаются в России по цене от 250 тысяч рублей. Конечно, такой ценник обрекает новую постановку на просмотры исключительно со стороны узкой аудитории — по самым оптимистичным подсчетам, Apple удалось всего продать около 200 тысяч гарнитур на начало 2024 года. Однако появление первого иммерсивного кино, снятого на камеру с двумя сенсорами 8К, может ознаменовать первую ступень к популяризации формата в дальнейшем. Photar.ru разбирался как снят «Под водой» и в чем его техническая новация.
Режиссером фильма «Под водой» (Submerged) стал Эдвард Бергер. Он получил премию «Оскар» за фильм «На Западном фронте без перемен» 2022 года, снятому по роману Эриха Марии Ремарка.
Сценарий же фильма от Apple отсылает зрителя к событиям Второй мировой войны. Подводная лодка подвергается атаке и начинает тонуть. Несмотря на то, что общий хронометраж картины составляет всего 15 минут, для него была построена полномасштабная 23-тонная подводная лодка.
Она была создана специально по образцу судов того времени. Ее части сделаны таким образом, чтобы обеспечить полное погружение под воду во время съемок.
Все это было сделано для того, чтобы зритель одевший очки виртуальной реальности фактически ощутил присутствие внутри узких давящих пространств подводной лодки, вместе с ее экипажем. Что ж, звучит, как не самый приятный, но вне всяких сомнений сильный по эмоциональному накалу опыт. Apple называет картинку, вызывающей глубокое чувство погружения, которое до Vision Pro было просто невозможно.
Apple заявляет, что в производстве использовались «камеры-ловушки и специальные эффекты, которые были специально установлены, чтобы подвергать камеры Apple Immersive Video воздействию искр, пара, воды и огня, не нарушая при этом ощущения погружения зрителей«.
Камера нового поколения для Apple Vision Pro
Apple заявляет, что фильм был снят с использованием «камер Apple Immersive Video, которые оснащены двумя объективами для записи 8K 3D-видео». Других подробностей озвучено не было, однако в сети есть несколько изображений кинокамер системы Apple.
Внешне эта кинокамера напоминает недавно анонсированную Blackmagic Ursa Cine Immersive. Photar.ru ранее выпускал большой материал посвященный этой инновационной кинокамере для контента будущего.
Однако, несмотря на ряд схожих элементов (особенно в передней части), полностью кинокамеры идентичными назвать нельзя.
Более того — в интервью одному из зарубежных изданий режиссер фильма Эдвард Бергер заявил, что речь идет о совершенно новой кинокамере, специально разработанной компанией Apple.
«Это специально разработанная стереоскопическая камера с микрофонами, которые также, в некотором роде, многонаправленные. Не цитируйте меня, но я думаю, что это 64 направления или около того, которые вы смешиваете, поэтому вам нужно записывать пространственное аудио», — заявил режиссер в репортаже Collider.
Бергер говорит, что кинокамера захватывает 180 градусов из-за чего встает ряд технических вопросов: где установить свет? Где установить микрофоны, штативы, на котором стоит камера?
Система микрофонов, по словам режисера, позволяла захватывать все направления звучания: сверху, снизу, сзади, поскольку пространственный звук очень важен в иммерсивном контенте.
Любопытно как выглядит съемка, с одного из двух сенсоров камеры, выведенная на просмотровый монитор:
Сам же режиссер, судя по бекстейджу, опубликованном на официальном YouTube, контролировал съемочный процесс в очках Vision Pro.
Компания не раскрывает бюджет постановки, но, судя по всему, в первый специализированный фильм для гарнитуры Vision Pro компания решила вложиться по максимуму. Основная задача — изучить, насколько сложными могут быть подобные съемки иммерсивного кино, а также вдохновить независимых режиссеров к созданию нового формата картин.
«Apple Immersive Video позволяет пользователям Apple Vision Pro по всему миру наслаждаться следующим поколением спортивных состязаний, документальных фильмов и музыкальных выступлений. С Submerged, захватывающим фильмом от визионерского режиссера Эдварда Бергера, мы рады представить новое поколение повествовательного кинопроизводства», — говорит вице-президент Apple по маркетинговым коммуникациям Тор Майрен.
Проблемы иммерсивного кино Vision Pro
Несмотря на новаторский подход у системы Vision Pro есть ряд проблем. Во-первых, низкая популярность системы Apple Vision Pro. Гарнитура хоть и представляет собой новый высокотехнологичный подход к AR/VR-системам — однако все-таки все-еще недостаточно удобна/компактна/приемлема по ценнику для того чтобы стать массовым устройством.
Но это только верхушка айсберга. Второй момент представляется наиболее важным. Несмотря на невероятный опыт, который может предоставить система — она подразумевает просмотр иммерсивных фильмов в одиночку. Полноценно разделить этот опыт просмотра совместно с друзьями и семьей пока не представляется возможности.
«Единственные люди, с которыми мне удалось пообщаться об этом опыте, были сотрудники Apple и сам Бергер. Теперь, когда фильм доступен, мне придется подождать, пока два человека, которых я знаю в реальной жизни с Vision Pro, выкроят время в своем графике, чтобы посмотреть его», пишет журналист издания The Verge.
Бергер признался Сонгу, что не каждый фильм можно или нужно будет смотреть на Vision Pro, как «Под водой», заявив, что это не обязательно и будет «пустой тратой ресурсов и времени».
В дальнейшем компания Apple может выпустить более бюджетную версию системы Vision Pro. Компания и сама понимает, что не дотянула эту разработку.
Глава разработки очков смешанной реальности Apple Vision Pro Дэн Риччио уйдет в отставку, сообщил Bloomberg 10 октября со ссылкой на осведомленные источники. В Apple Риччио проработал более 26 лет, он покидает компанию в должности вице-президента. При участии Риччио Apple выпустила наушники AirPods, планшет iPad Pro и первые iPhone.
Тем не менее, у кинематографистов остается возможность рассказывать истории по-другому. Ряд профильных компаний уже понимают будущие тенденции — например, австралийская Blackmagic Design, которая разработала специализированную кинокамеру Blackmagic Ursa Cine Immersive для съемки контента Apple Vision Pro. Разрешение составит 8160×7200 на каждый из модулей, динамический диапазон — 16 ступеней. Конечным результатом станет стереоскопическое видео с эффектом присутствия и скоростью 90 кадров в секунду.
Компания Canon уже представила несколько специализированных двойных объективов для камер Canon RF, позволяющих снимать 3D. Один из последних — Canon RF-S 3.9mm F/3.5 STM Dual Fisheye. Каждая линза захватывает изображение с несколько разной точки зрения, создавая два отдельных изображения, соответствующих взгляду левого и правого глаза. Этот стереоскопический эффект обеспечивает восприятие глубины в виртуальной реальности.