Бангладешский фотожурналист GMB Akash — новаторский фотограф, чья работа выявляет то, что многие предпочитают игнорировать. Его работы были представлены в более чем 100 международных публикациях, от National Geographic до Newsweek, и он провел более 20 лет, создавая репутацию одного из лучших профессиональных фотографов в своей стране.
Сосредоточив свою работу на социальных вопросах, он дает голос беженцам, работникам секс-бизнеса, работающим детям и другим, часто игнорируемым группам благодаря своей фотографии. Как профессионал, который не только ценит свою собственную работу, но и хочет обогатить жизнь других, он постоянно стремится делать то, что может, для своих моделей. Это происходит не только в форме рассказа их историй, но и помогает им найти возможности для бизнеса. Акаш даже основал некоммерческий Первый световой институт фотографии, чтобы предоставить качественное образование детям, которые не могут себе это позволить в Бангладеш.
Его снимки, хотя на них не всегда легко смотреть, всегда вдумчивы и уважительны к тем, кого он изображает. Фотографии Акаша излучают сочувствие и понимание без приукрашивания грубой правды о жизни многих людей в его собственной стране и за ее пределами.
В частности, Акаш провел более десяти лет, документируя тяжелое положение детей-рабочих в Бангладеш. Давая представление об этой проблеме, он заставляет общественность взглянуть на человеческие жертвы слишком распространенного явления. Эти дети, которым поручена непосильная, опасная работа, поддерживают себя и всю свою семью, начиная с 5 лет. Для жадных владельцев фабрики, которые предпочитают платить ребенку эквивалент от 4 до 8 долларов (400-700 така) в месяц, в отличие от 60 долларов (5000 така), которые будет зарабатывать взрослый, выбор очевиден. Раскрывая эту отвратительную практику, Акаш надеется проложить новый путь для работающих детей не только в Бангладеш, но и во всем мире.
Акаш рассказал о своей жизни в качестве фотожурналиста и о том, почему он продолжает посвящать себя этой важной работе.
Как начался ваш интерес к искусству и карьера в фотографии?
Двадцать лет назад мальчик из Бангладеш мечтал о жизни, которой он действительно хотел бы жить — жизни, которой стоит жить, о которой стоит мечтать. Люди вокруг меня понятия не имели о фотожурналистике. В то время родители поддерживали вас, даже если вы хотели стать художником, иллюстратором или актером/певцом. Но «фотожурналист» не существовал в кругах, в которых я воспитывался. Меня критиковали за мою мечту каждый день. Когда я работал с сообществом геев, люди называли меня геем; когда я документировал секс работников, люди указывали на мой характер; когда я документировал работу детей, люди говорили, что я продаю бедность. Я только слушал то, что говорило мне мое сердце, которое должно было раскрыть правду в свете.
Как фотожурналист, я часто сталкиваюсь с одним вопросом, который задают люди: что я сделал для людей, которых я сфотографировал? В начале своей карьеры я увидел, что жизни людей, чьи фотографии я сделал, были такими же, как и спустя годы. Это был момент, который вдохновил меня взглянуть на мою книгу «Выжившие» , самоизданную фотокнигу, изображающую непобедимость человеческого духа, чтобы выжить, несмотря ни на что. Затем я начал пытаться найти людей, которых я сфотографировал в этой публикации, и сделать что-то конкретное, чтобы изменить их жизнь. Я делал это с помощью фотожурналистики, и благодаря своим изображениям и историям я смог повысить осведомленность, что позволило бедным людям найти работу в других отраслях.
Я создал индивидуальный малый бизнес для каждой из 65 семей, которые я нашел в своей книге, чтобы помочь им стать самодостаточными. Это не микрокредит, а подарок от меня, который я продолжаю дарить этим семьям и другим людям с помощью своих доходов от фотографий, семинаров, специальных проектов, публикаций и сбора средств.
Что привело вас к выбору документальной фотографии?
Честно говоря, документальная фотография — это не прибыльная сфера. Сейчас это очень тяжело, и в 1996 году, когда я начинал, мне было еще тяжелее. Моя мама говорила: «Когда у тебя не будет ни копейки в кармане, твоя любовь к фотографии вылетит в окно». Эта любовь была и остается.
Мой отец сказал мне: «выбирай одно: деньги или мечты». Я ответил: «И мечты, и деньги». Теперь у меня достаточно денег, чтобы жить своей жизнью и жить своей мечтой. Это не пришло в мгновение ока. Вам нужно время, чтобы создать свое имя, свою репутацию и доказать свою преданность. Если вы хотите водить Ferrari и жить в роскошном дуплексе, документальная фотография не для вас. Я стараюсь быть честным по отношению к своей профессии, к своей работе и к своим клиентам. Это мое простое правило, которому я следую, чтобы занять свою нишу. У меня нет желания быть жадным, потому что я узнал из своей фотографии, что люди, живущие с очень небольшим количеством денег, могут быть счастливы, тогда как многие другие с большим богатством не обязательно счастливы вообще.
Вы действительно пионер фотографии в Бангладеш. С какими самыми большими проблемами вы столкнулись, начав свою карьеру там?
Это было очень сложное путешествие в Бангладеш, хотя это моя родная страна. В такой развивающейся стране очень сложно работать фотографом-фрилансером. Просто выживание является критической проблемой. В большинстве случаев отсутствие работы было самым большим препятствием для дальнейшего развития творчества. Это все еще актуально и сегодня. В настоящее время многие бангладешцы выбрали фотографию как карьеру, поэтому существует всего несколько конкурентов. Кроме того, многие готовы работать за очень небольшие деньги, а некоторые новички бесплатно передают свои фотографии в журналы, что подрывает ценность деятельности внутри страны и ее репутацию за рубежом.
В дополнение к конкурентоспособности в этой области в Бангладеш, многие международные журналы и другие организации посылают своих собственных фотографов в Бангладеш, несмотря на наличие местных фотографов.
Непотизм в отрасли все время остается одним из величайших барьеров для таких художников, как я. У меня никогда не было учителя в этой отрасли. Я буквально выжил вопреки всему. Я искренне верил, что если я буду верен своей работе, то моя работа останется верной мне.
Все стало возможным только благодаря моей усердной работе и любви к фотографии. Я побывал в более чем пятидесяти странах, но самое главное, я прошел по тысячам безымянных улиц. Я поднялся на другой уровень в этой области и занял позицию, несмотря на то, что пришел из ниоткуда. Доказательством моей преданности и усердной работы является получение сотен наград за фотографии, публикаций во всех основных средствах массовой информации и возможность выставлять свои изображения в некоторых из лучших музеев и галерей мира.
В 2013 году вы открыли Первый институт фотографии . Какова миссия школы и что вдохновило вас на создание института?
Я основал «Первый институт фотографии», некоммерческую организацию, в качестве платформы для обучения непривилегированных студентов, которые никогда не могли позволить себе получить какую-либо форму образования. Я начал предлагать доступные курсы и семинары по фотографии для сотен начинающих студентов. Позже я создал мастер-класс «Один на один», который предназначен для взрослых студентов со всего мира, приезжающих в Дакку. Доходы от этих уроков и семинаров по фотографии возвращаются в школу для поддержки бесплатного образования для молодых обедневших детей и старших школьников, обычно проживающих в сельской местности, которые не имеют ресурсов для продолжения образования из-за нехватки средств.
Три года назад я организовал отделение для обучения непривилегированных детей под деревом с 30 юными учениками. Затем я построил школьное здание и сейчас строю пристройку для учащихся, поскольку в настоящее время 160 детей из бедных семей получают бесплатное образование до 5 класса. Работают 10 учителей, которые получают ежемесячную заработную плату и обучение. Студенты приезжают из восьми различных деревень, в которых полностью необразованное взрослое население работает поденщиками и мелкими ремесленниками. Эти дети станут первым поколением, получившим образование в этом регионе.
Кроме того, я лично наблюдаю за образованием 500 непривилегированных детей, которые продолжают свое образование благодаря моим стипендиям. Создание Первого института фотографии привело меня ко многим другим идеям в фотографии и гуманитарным проектам, которые все еще развиваются.
Вы замечательный рассказчик, как в фотографии, так и в беседе. Как вы находите истории, на которых хотите сосредоточиться?
С каждым снимком вы попадаете в пространство, неизвестное вам как фотографу. Вначале это похоже на запретную территорию, место, в которое вы не должны входить, в окружении границ частной жизни, которые вы не должны пересекать. Вы, фотограф, находитесь там, на фабрике, в доме престарелых или в борделе с вашей простой черной сумкой, свисающей с плеча, и смотрите на все вокруг, как на вас смотрят люди.
Первые дни после этих вторжений я никогда не фотографирую, потому что снимки не будут хорошими. Я не знал бы людей, которых я встретил; Я бы не поняла место, в которое я только что вошёл, поэтому моя фотография была бы бессмысленной, но всегда есть момент, когда кажется вполне естественным открыть свою сумку. Тем не менее, нет никакого способа сказать, почему это происходит. Вдруг у меня дружеская беседа, или дневной свет заставляет всех вокруг меня расслабиться и успокоиться, или кто-то смотрит на меня доверчивым взглядом.
Затем я достаю свой фотоаппарат, и для меня и всех, кто меня окружает, это самое естественное, что можно сделать. Есть согласие. Люди не обвиняют меня, не отвергают и не позируют неестественно. Они просто там, делают то, что обычно делают. Затем я щелкаю, и это похоже на разговор, разговор между мной и людьми, между мной и местом, между мной и светом, между мной и душами, которые оживляют это место. В такие моменты снимок становится пейзажем души.
После этого жизнь, в которой я работаю, снова становится тривиальной, и на следующий день все просят показать им фотографии. Нет разницы, являются ли модели девушками из публичного дома, детьми, которые работают на фабрике, или фермерами из сельской местности. Но эти небольшие обмены приближают нас друг к другу, и связи между нами, которые начались с разговоров и разговоров и продолжились с первых фотографий, которые я сделал, станут более глубокими и значимыми, как и фотографии, которые я делаю.
Чем ближе я к ним и чем глубже наша дружба, тем проще становится моя фотография. Я больше не ищу особых ракурсов или художественных решений; Я просто открываю себя этим людям, внимательно смотрю за происходящим, кадрирую и жду подходящего момента. Когда я иду домой, все моменты, которые я упустил, в моей голове, и они станут моим источником вдохновения в ближайшие дни.
Я был особенно тронут вашей серией снимков «Рожденные для работы» о детях. Эти дети жили такой сложной жизнью. Как вы смогли заставить их рассказать вам о своих ситуациях?
Типичный вопрос работающего ребенка ко мне: «Не могли бы вы обменяться со мной на один день за 1 доллар? Если вы не можете, пожалуйста, сделайте что-нибудь для нас».
Часто сталкиваясь с этими вопросами от маленьких детей, которых с самого раннего возраста принуждают к невообразимым условиям труда в Бангладеш, я был вынужден задокументировать эту ситуацию с детским трудом в серии фотографий под названием «Рожденные для работы». Я начал документировать жизни этих работающих детей 15 лет назад как фотожурналист.
На этих смертельных фабриках слово «детство» исчезает уже в пятилетнем возрасте. Быстрая зрелость — это все, что поможет им выжить. Их тихие крики отражаются эхом от стены к стене в этом аду, который считается благословенным местом для них, де они могут зарабатывать на хлеб.
Опасность и трудности одинаковы на текстильных заводах, кирпичных заводах, кожевенных заводах, заводах по производству воздушных шаров, заводов по производству рикш, заводов по производству автомобильных деталей, заводов по производству зеркал, угольных заводов, сигаретных заводов и свалок. Не существует работы, где невозможно найти работающего ребенка. Для многих из них джинсы с рваной рубашкой — повседневная одежда, а банан с хлебом — вкусная еда.
Можете ли вы поделиться одной или двумя наиболее значимыми историями, которые вам рассказали как фотографу?
«Я вчера ничего не ел. Я спал голодным. Но сегодня мне повезло, мне дали гнилой хлеб. Моя обувь, одежда и еда — все это со свалки. Я родился в этом месте. Кто-то оставил меня здесь после моего рождения, поэтому запах этого места заставляет меня чувствовать себя как дома. Это мой дом, а эти собаки и птицы — моя семья». — Абу (10 лет)
«Нет, я не хожу в школу. Мне пришлось выбирать между школой и едой, чтобы кормить маму и младших братьев. Мой отец умер в прошлом году на этом же заводе от теплового удара, когда он плавил железо. В такой невыносимой жаре никто не может работать, если он к ней не привык. Он был очень сильным человеком и привык работать в жару. Он много работал для нас. Никто не верил, что он может умереть здесь от этой жары».
«После смерти отца я получил его работу здесь. Я использую тот же молот и ту же машину, но я не чувствую себя сильным, как он. Я чувствую себя очень усталым, сонным и голодным. Я скучаю по школе; Я скучаю по игре с моими друзьями; Я скучаю по плаванию в соседней реке. Мой отец покупал мне разноцветное мороженое, когда нам было жарко. Я скучаю по мороженому каждую минуту сейчас, когда здесь жарко, как в аду. У меня есть один дядя, который иногда покупает мне мороженое и помогает мне в работе, когда я ничего не могу сделать. Я хочу стать таким, как он. Я хочу уменьшить страдания людей, потому что мой дядя всегда говорит: «Мы нужны друг другу». Рони
С человеческой точки зрения, некоторые ситуации, свидетелями которых вы были, нелегко воспринимать. Как вы готовитесь к тому, увидеть такие ситуации?
Мое самое глубокое личное беспокойство состоит в том, чтобы добраться до корня ситуации, какой бы она ни была. Я продолжаю работать с надеждой, что смогу внести возможные изменения. Я вложил свою бесконечную страсть в эти душераздирающие истории. Получить доступ ко всем этим историям и правдиво изобразить их жизнь — самая трудная часть. Построить доверительные отношения с этими людьми очень сложно.
Иногда молчание говорит громче, чем слова. У меня не было слов, когда я слушал опыт жертв изнасилования, работающих детей, беженцев из рохингья, работников секс-бизнеса и многих других. Выслушивание их историй вызывает у меня душевную боль. Я часто чувствую невыносимую боль, которая заставляет меня затаить дыхание.
Самая трудная часть работы — удерживать эти эмоции и продолжать документировать жизнь, о которой мир ничего не знает.
Иногда моя реакция замораживает палец, предотвращая контакт с кнопкой спуска затвора. Но даже все эти печальные истории сопровождаются улыбками. Тогда эти смелые дети толкают меня на преодоление всех барьеров, и затем моя камера щелкает без остановки.
Сила шестилетнего ребенка позволяет кормить свою больную мать или мужество бабушки-беженки, которая пересекла океан на резиновой лодке в поисках своего внука — это мое вдохновение. Душа, которая никогда не теряет надежду не уязвима, она дает силу моему путешествию. Улыбка, которая переживает боль, — это холст моей работы.
Этот опыт заставляет меня чувствовать, что самая большая радость жизни — это маленькие моменты чудес, когда вы можете смеяться от всего сердца, отдавать, ничего не требуя взамен, и жить, зная, что смерть может наступить в любой момент.
Почему для вас, как фотографа, важно сосредоточиться на социальных проблемах и выявить их?
Для меня фотография — это мой язык для общения. Так меня могут услышать.
Как фотограф, я считаю своей задачей показать миру эти невидимые реальности и пролить свет на то, что большинство из нас никогда не видят своими глазами. Я хочу показать вещи, которых просто не должно быть.
Разумеется, рассказывать истории — моя основная работа, но все же год за годом я наблюдаю, что ситуация не меняется. Из-за этого я чувствовал себя подавленным. Я простой фотограф, но того, чего я достиг, мне было недостаточно. Я пообещал себе изменить хотя бы несколько жизней, и я сделал это. Я начал помогать беспризорным детям, работающим детям, бездомным, обездоленным семьям, пожилым гражданам и беженцам в труднодоступных общинах.
В течение многих лет я работаю над проблемой детского труда. Однажды 8-летний производитель воздушных шаров сказал мне: «Я взял несколько поврежденных воздушных шаров для моей младшей сестры; У меня нет времени играть. У меня есть только время, чтобы поддержать своих родителей». В тот момент я понял, что мне следует обратить свой взгляд на такие жизни, как его.
Наша простая работа может стать нашим величайшим вдохновением для того, чтобы каждый день становиться лучше. Прилагая некоторые усилия в нашей работе по изменению мира, даже если он немного изменится к лучшему, мы можем найти путь к любви и альтруизму. Хелен Келлер вдохновила меня этой цитатой:
«Я не могу сделать все, но, тем не менее, я могу сделать что-то; и потому что я не могу сделать все, я не откажусь сделать то, что я могу сделать».
В течение последних двадцати лет у каждого, кого я встречал, была история, которую он мог рассказать. Я стараюсь запечатлеть красоту людей и их душ. Хотя реальные обстоятельства некоторых людей, которых я изображаю, могут быть довольно мрачными, все они сильные люди. Я как фотограф и художник обязан указать на все аспекты существования в обществе.
Где вы видите себя в ближайшие пять лет с точки зрения фотографии?
Я стремлюсь сделать много вещей. В настоящее время я работаю над своим девятилетним проектом «Герои жизни» в форме книги с реальными историями и изображениями людей, которые сильно пострадали, но у которых была решимость и смелость изменить свою жизнь.
Я хотел бы изменить жизнь каждого человека, который будет изображен в этой предстоящей книге. Я продолжаю работать над своими долгосрочными проектами, в том числе над созданием расширения сельской школы First Light Photography Institute.
Мое самое большое удовольствие — это улыбаться. Моя книга «Выжившие» все еще распространяет счастье среди семей выживших, поскольку я продолжаю давать им возможность улучшить свою жизнь. 65 семей, которые я нашел и которые изображены в книге, теперь счастливо работают в компаниях, которые я для них создал в качестве подарка. Мое желание — дать больше. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы уничтожил слезы всех страдальцев. Но поскольку у меня нет такой вещи, я все же постараюсь продолжать утирать слезы людей. Помимо этих целей, мое бесконечное фотографическое путешествие всегда ведет меня по пути к большему количеству страдающих душ, которые могут найти убежище в моей работе, зная, что их истории слышат.
Я считаю, что мой долг как фотографа – направлять мой объектив в самые печальные глаза, а также протянуть руку помощи людям, которые умрут без посторонней помощи. Это лучшая награда, которую я получаю от фотографии, которая открывает мое сердце и позволяет мне дарить любовь так же, как и любые ресурсы, которые у меня есть. Единственный грех для фотографа — это отвести взгляд. Я буду продолжать изливать свое сердце и душу, чтобы изобразить этих невероятных людей и написать рассказ об их жизненном опыте; Я буду продолжать писать и фотографировать красоту людей и их душ.
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram