Об авторе:
Ники Бэй (Nicky Bay) занимается макрофотографией, живет в Сингапуре. Больше о его работах можно найти на его сайте и в Flickr.
Недавно компания Venus Optics прислала мне первый предпроизводственный экземпляр широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f/4 1:1 – первый в мире ультра-широкий макрообъектив, способный вести съемку в масштабе 1:1. Прошедшую неделю посвятил его тестированию и теперь делюсь своими первоначальными выводами об этом, в своем роде единственным, объективе.
Широкоугольная макрофотография является тем жанром макросъемки, к которому не так уж и часто обращаются, в основном из-за отсутствия легкодоступного оборудования и приборов, позволяющих близко фокусироваться с широкоугольным объективом. Это — нелегко поддающийся дрессировке зверь в виду чересчур короткого рабочего расстояния. Композиция и освещение могут сильно отличаться от обычной макросъемки, но после того, как вы освоитесь, полученные картинки могут быть просто умопомрачительными и стоящими ваших усилий.
Laowa 15mm f/4. Пробные фото
И вот, взяв объектив, я отправился на короткую утреннюю прогулку. Мне удалось сделать пару снимков с хорошей передачей движения, хотя передача цвета оставляла желать лучшего. Все снимки несжатые, с однократной экспозицией, сделаны на Nikon D800 при помощи вспышки SB400 Speedlite и самодельного рассеивателя, если не указано иначе, и без использования фильтра и бленды.
“Гигантские” грибы. Снимок с нижнего угла поймал задний план во всей полноте, его четкость дает ощущение масштабности гриба (которые на самом деле чуть ниже 2 дюймов). Ручная съемка, 1/50s, f/22, ISO500, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
“Гигантские” грибы. Снято с еще более низкого угла, дает зрителю взгляд с положения букашки под грибами. Ручная съемка, 1/10s, f/22, ISO800, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
Улитка на фоне гостиницы Marina Bay Sands. Ручная съемка, 1/10s, f/22, ISO800, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
Орнаментальный паук (Herennia sp.) на стволе дерева. Ручная съемка, 1/25s, f/22, ISO800, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
Зеленый кузнечик (Tettigoniidae). Ручная съемка, 1/25s, f/22, ISO400, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
Красный двухвостый паук (Cyrtophora unicolor). Ручная съемка, 1/13s, f/32, ISO400, однократно заполняющая вспышка (смотреть фото на Flickr).
Гостиница Marina Bay Sands. Коррекция перспективы сдвигов объектива. Нет ничего нового в коррекции перспективы путем сдвига объектива, но для архитектурной фотографии — это самое оно. Очень приятный бонус, учитывая, что любой объектив с такой возможностью сдвига будет стоить на порядок больше чем этот! (смотреть фото на Flickr)
Жилое здание в Сингапуре. Коррекция перспективы сдвигом объектива. Еще один пример контроля перспективы снятой с высокой точки.
Строение Объектива Laowa 15mm f/4
При весе около 410 г, объектив представляет из себя этакого компактного крепыша в твердом металле. Есть бленда, но она обычно не используется при съемках крупным планом.
Плавное фокусирующее кольцо с амортизированным эффектом, в отличие от кольца управления диафрагмой, хотя тоже плавным, но без остановок.
К механизму сдвига нужно приноровиться – невозможно зафиксировать сдвиг в четком положении, кроме как на 0mm и на крайних значениях. Но попрактиковавшись, это уже не проблема.
Производительность Laowa 15mm f/4
На полноразмерной матрице качество изображения отличное в середине картинки, но ухудшается к углам. Следующие контрольные снимки были сделаны на примере хорошо разлинованной бумаги (приблизительно 2.4 клетки на mm), подсвеченной сзади.
Качество изображения и отклонение
При 1:1, качество изображения в центре картинки прекрасное. Очень хорошо контролируемая дифракция, небольшое деформирование на f/22 и явное качественное ухудшение на f/32. Оптимальная установка диафрагмы для получения наилучшего качества картинки и наиболее детального заднего плана — f/16 и f/22.
Искажения
Явные искажения на близких расстояниях, но это легко поправить при постобработке.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации (CA) не так явственны на расстояниях фокусировки, не относящихся к макросъемке, но начинают четко проявляться по мере приближения к объекту. CA – типичная и вполне предсказуемая проблема широкоугольных объективов при фокусировке на близких расстояниях. Постобработка имеет специальные техники устранения CA.
Заключение
Плюсы
- Возможность фокусироваться от 1:1 до бесконечности без применения удлинителей
- Великолепное качество изображения
- Хорошо управляемая дифракция до f/22
- Небольшой и легкий для ультра-широкого угла
- Сдвиг объектива для предметов выше уровня глаз
- Доступная цена
Минусы
- Отсутствие автоматической настройки диафрагмы
- Хроматические аберрации по углам
- Большой диаметр объектива, трудности с подходом и освещением предметов
- Явные бочкообразные искажения
Широкоугольный объектив Venus Optics Laowa 15mm f/4 1:1 вполне отвечает обещанному требованию по фотографированию малых предметов с очень широкой глубиной поля. Увеличение в 1:1 именно для широкоугольной полевой съемки является непрактичным из-за короткого рабочего расстояния в 4.7mm, но становится более удобоуправляемым при увеличении в 1:2 и шире.
Будучи объективом с ручной фокусировкой, фокусирование через диафрагмированные отверстия представляет определенные трудности. Но это является проблемой любого широкоугольного макро-решения, решить которую можно или через визирование по экрану или ручным уменьшением отверстия диафрагмы после фокусирования при максимально открытой диафрагме.
Несмотря на определенную ограниченную применимость, закономерную для любого современного широкоугольного макро-устройства, данный объектив превзошел мои ожидания и нашел свое постоянное место в моей фотосумке.
Рыночная цена этого объектива от $479, включая международную доставку. Можно также воспользоваться кодом SGMACRO для получения 5% скидки при покупке на сайте Venus.