Год 2021 рискует стать поворотным для сферы фотоиндустрии. В этот год свои самые передовые разработки представили сразу все производители фотоаппаратов. Одним из таких анонсов стала бззеркальная камера Nikon Z9, которая, надо сказать, произвела на нас невероятные первые впечатления, о которых мы поделились в предварительном обзоре. Сегодня настало время поделиться нашим полноценным тестом новинки. Итак, встречайте – Nikon Z9!
От редактора: Обзор состоит из двух частей. Текстовая часть содержит углублённые лабораторные тесты и исходники. Видеочасть – это подробный практический обзор камеры, который вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале PhotarTV или вверху данной публикации. Съемки видео проходили в скейтпарке Рампстрой Хаус с участием BMX-спортсмена @tigrbanger.
Внешний вид и органы управления Nikon Z9
Nikon Z9 не первая камера в индустрии, которая обладает интегрированным вертикальным хватом, но это первая беззеркальная камера такого формата для Nikon. И в этом обзоре вы ещё много раз услышите слово «первая». Во многом форм-фактор и принцип управления унаследован от успешной Nikon D6. Пожалуй, я не буду здесь рассказывать по каждой кнопочке отдельно, для этого есть инструкция, но коснёмся самого интересного.
На диске слева изменился набор кнопок, здесь брекетинг, вспышка, режим съёмки и появилась четвёртая – серийная съёмка. Кнопка серийной съёмки в некотором смысле дублирует и дополняет диск режимов спуска. В случае если диск установлен в положение серийной съёмки H/L удержанием этой кнопки и поворотом функционального заднего или переднего колеса можно установить количество кадров в секунду. Если выбрано положение задержки спуска, то соответственно диском можно установить время задержки. А вот если выбрать положение серийной съёмки S (последнее на диске), то задним диском мы можем выбрать режим спуска, а передним необходимое значение. Кстати, передний и задний диск (как для горизонтального, так и для вертикального хвата) имеют резиновое покрытие, что повышает цепкость, напомню, что у Z6/Z7 первого и второго поколения эти диски были пластиковыми.
Камера лишилась отдельной кнопки экспозамера, но этот функционал можно назначить на любую из шести программируемых кнопок.
К слову, о программируемых кнопках. Количество назначаемых функций очень широкое, но, на мой взгляд, было бы здорово, если производитель сделал еще возможность одновременно назначать одну функцию для короткого нажатия и вторую функцию для зажатия и регулировки колёсам. Сейчас можно назначить только одну функцию, либо для нажатия, либо для зажатия кнопки и регулировкой колесами.
На задней панели теперь нет кнопок слева от дисплея, сейчас они располагаются под навипадом. Может показаться, что это неудобно, особенно тем, кто привык к D6, но это всего лишь дело привычки. Переключатель фото/видео переехал в более привычное место для беззеркалки.
На скошенной левой грани фотоаппарата кнопка настройки режима АФ – при её зажатии выбор режима и зоны осуществляется передним и задним дисками. Ранее подобная кнопка у зеркальных камер была у байонета, теперь её расположение, на мой взгляд, более эргономичное.
Наконец – основной экран. Впервые у Nikon мы получили наклонный дисплей в двух плоскостях. Таким образом, теперь съёмка удобна и в горизонтальной, и в портретной ориентации. Конструкция надёжная, ничего не болтается, ход в меру тугой, самопроизвольно ничего не раскладывается и не складывается.
Разрешение и диагональ нельзя назвать рекордными в индустрии — 2.1 Мп и 3,2 дюйма, но этого вполне достаточно для комфортной работы. Фактически характеристики матрицы дисплея соответствуют таковой в камерах Z6/Z7 первого и второго поколения.
Важно отметить, конструкция реализована таким образом, что при откидывании дисплея в портретной или горизонтальной ориентации он остаётся на оптической оси, это позволяет проще ориентироваться во время кадрирования.
Видоискатель также не получил каких-то выдающихся характеристик. Тип, размер и разрешение такой же, как у Z6/Z7 в обоих поколениях – OLED с разрешением 3,6 Мп. Однако яркость видоискателя стала выше и достигает 3000 нит, что является рекордным показателем. Для ручной регулировки яркости доступно 16 уровней. Как у других производителей здесь нет имитации оптического видоискателя, когда показывается картинка, напоминающая HDR. Однако, в настройках можно скорректировать режим просмотра в Live View.
Здесь можно указать отображать ли баланс белого, Picture Control и даже повысить яркость в тенях, что в некотором роде как раз поможет приблизиться к изображению оптического видоискателя.
Верхний статусный экран стал больше, теперь на нём помещается больше информации в сравнении с Z6/Z7 двух поколений. Дисплей имеет подсветку, которая включается стандартно рычагом под кнопкой спуска, вместе с ним включается и подсветка кнопок. Помимо подсветки кнопок и информационного дисплея, появился интересный режим тёплых тонов для главного экрана. В этом режиме дисплей переводится в черно-красную гамму, в результате чего он не ослепляет глаза, но позволяет визировать картинку и контролировать параметры съёмки. Есть два режима работы – отображение в тёплых тонах только меню и информацию, во втором режиме всё отображается в тёплых тонах, включая изображение.
Для дисплея есть ещё одно долгожданное нововведение – теперь мы можем полностью отключить всю служебную информацию и наблюдать на экране только изображение без наложения каких-либо надписей и иконок. Ну и в целом наконец-то пользователю доступно настройка информации на экране, мы можем выбрать, что показывать и не показывать, и сколько режимов отображения доступно при нажатии на кнопку DISP. Причём отдельно можно настроить отображение для режима фото и отдельно для режима видео. Тоже самое можно настроить и для видоискателя. Очень надеюсь, что подобную возможность добавят в новых прошивках для Z6/Z7/Z5/Z50.
Появился новый тип виртуального горизонта, который будет более привычен для фотографов, переходящих с зеркальных камер.
Меню камеры значительно переработали, хотя его структура и принцип остались прежними. Меню стало более современным с визуальной точки зрения. Пункты, которые содержат два значения да/нет, теперь имеют визуально понятный переключатель.
Помимо настройки отображения дисплея, здесь много расширенных настроек, что позволяет полностью подстроить камеру под себя. Как и прежде меню «i» можно полностью кастомизировать отдельно как для видео, так и для фото. Порадовало наличие второй кнопки «i» для вертикального хвата.
Также появилась отдельное меню для настроек сетевых подключений и тут есть чем похвастаться. Wi-Fi с поддержкой стандартов IEEE 802.11b/g/n/a/ac, Bluetooth 5.0, стандартный LAN-интерфейс, а также геолокация GPS/GLONASS/QZSS. Помимо прочего, камеру можно подключить к смартфону по кабелю, чтобы использовать 4G/5G модем для передачи изображений и управления камерой удалённо. Подключение приложения SnapВridge к камере посредством Wi-Fi и Bluetooth стало работать заметно быстрее и стабильнее. Изображения в приложении подгружаются очень быстро.
Среди разъёмов есть пару приятных моментов – это USB-C с поддержкой Power Delivery и питанием во время работы, а также полноразмерный HDMI-порт. Помимо прочего, стандартный LAN-порт, выход на наушники и микрофонный вход с поддержкой фантомного питания. Теперь камера способна писать звук с битрейтом 24 бит. На передней панели под отдельными заглушками синхроконтакт и 10-контактный фирменный разъём дистанционного пульта.
На правой грани под заглушкой замок Кенсингтон. Крышка отсека для карт памяти оснащена защёлкой, предотвращающей случайное открытие.
Корпус, как и полагается камере такого класса, полностью защищён от проникновения влаги и пыли. Если сравнивать габариты и вес с D6, то новинка стала значительно компактнее и легче, но вместе с этим работать с ней так же комфортно. Единственный момент, к которому следует привыкнуть, кнопка спуска на вертикальном хвате случайно нажимается ладонью при работе с горизонтальным хватом. Для отключения кнопок вертикального хвата необходимо сдвинуть рычажок под кнопкой спуска влево, это следует довести до автоматизма.
Материал покрытия корпуса ничем не отличается от такового у Z6/Z7 обоих поколений. Будем надеяться, что в компании учли недостатки и исправили их, и в процессе эксплуатации фотограф не столкнётся с известными проблемами.
Ещё одно отличное решение, которые впервые используется в камерах Nikon – механические шторки матрицы. При выключении камеры шторки закрывают матрицу, что предотвращает сенсор от засорения и даже повреждения во время смены объектива в плохих условиях работы (дождь, снег, пыль и тд). Шторки можно отключить в меню.
Кстати, при первом включении камеры, шторки в меню как раз таки отключены, поэтому я рекомендую их сразу активировать.
Характеристики Nikon Z9
Теперь немного о характеристиках, про которые мы уже довольно много рассказывали в других материалах, но всё же. Итак, это первая камера, в которой отсутствует механический затвор, и это является абсолютно уникальным решением для репортажных камер такого класса. Ещё одной уникальной технологией для такого класса камер является матричный стабилизатор. Внутри камеры установлен многослойный сенсор 45.7 Мп с памятью и без обратной засветки. Многослойная структура обеспечивает высокую скорость считывания, что собственно и позволило избавиться от механического затвора. При этом синхронизация со вспышкой осталась на стандартном значении 1/200 секунды и, более того, есть полноценная поддержка высокоскоростной синхронизации. Как в режиме фото, так в режиме видео доступна минимальная выдержка 1/32000.
В паре с новым датчиком изображения работает мощный процессор EXPEED 7. Благодаря такой связке, мы получаем просто невероятные возможности – скорость серийной съёмки до 120 к/с JPEG 11 Мп и 30 к/с JPEG в полном разрешении, 8K до 30fps, 4K до 60к/с в Apple ProRes 10 бит и 4K до 120к/с 10 бит H.265. В будущем обновлении мы получим 8K до 60fps и запись на карту памяти в формате N-RAW.
Автофокус гибридный, имеет 493 точки, столько же было и в Nikon Z7 I/II, но теперь он стал значительно быстрее и способен распознавать различные объекты, помимо лиц/глаз человека и морд/глаз животных. Также серьезно переработаны алгоритмы автоматического баланса белого и, забегая вперед, авто ББ действительно очень хорош, практически все кадры в этом обзоре сделаны в автоматическом режиме! Но довольно сухих характеристик, переходим к тестированию.
Тестирование Nikon Z9
Для начала о дисплее и видоискателе. Как я уже писал выше, их характеристики такие же, как у Z6/Z7 обоих поколений, к сожалению, частота обновления осталась прежней 60 Герц, но это не мешает камере снимать без блэкаута даже на 120 к/с.
Дисплей, серия 120к/с:
Видоискатель, серия 120к/с:
Единственный блэкаут, который мы можем получить, возникает в результате использования длительных выдержек начиная с 1/6 секунды.
Главное преимущество оптического видоискателя над электронным – отсутствие задержки передачи изображения. В видоискателе Nikon Z9 задержка составляет всего 0,02 секунды в режиме фото и 0.10 c. в режиме видео, а также 0.14 с. в режиме видео во время записи. Что же касается дисплея, то тут показатели схожие: 0,02 секунды в режиме фото, и 0.12/0.17 с. для режима видео в режиме просмотра и записи соответственно. Показатели для режима фото на высоте, эту задержку практически невозможно заметить даже при съёмке быстротекущих событий, например, спорта. Для видео задержка более заметна, однако здесь она уже не так критична. Отмечу, что показатели задержки для видео отличаются от разрешения видео. Приведённые характерны для режима записи 8K 30fps, если, например, переключится в 4K 60fps ProRes, то задержка уже будет на уровне 0.08 секунды для записи и просмотра.
Динамический диапазон Nikon Z9
Как пишется на официальной странице камеры на сайте Nikon, компания внесла некоторые изменения в формат RAW, но никаких пояснений, что и как нет. На практике мы заметили значительно меньший вес: «Сжатие без потерь» 65 мб, «Высокое качество ★» 35 мб и «высокое качество» 18.9 мб. Показатели не первый взгляд впечатляют, ведь мы имеем дело с файлом разрешением 45,7 Мп, но если разобраться внимательнее, то в камере попросту убрали возможность сохранения RAW без сжатия, как, например, это реализовано во всех поколениях Z6/Z7, собственно как и в других камерах. Почему компания решила внедрить такое принудительное ограничение мне не совсем ясно.
Также камера теперь не умеет снимать в формате TIFF. Могу предположить, что сделано это для увеличения количества кадров в буфере и скорости записи на карту, но как мне кажется это не совсем честный ход. Однако если мы проанализируем кадры RAW на предмет динамического диапазона, то даже в режиме сохранения «Сжатие без потерь» мы получаем довольно неплохие результаты.
На момент написания обзора «RAW Сжатие без потерь» открывался как Capture One, так и Lightroom в последних версиях, но «RAW Высокое качество ★» и ниже уже не открывались, причём не открывались даже в специализированных просмотрщиках, таких как RawDigger. Тем не менее в фирменном конвертере NX Studio файлы открываются без проблем. Отмечу, что при первом включении или сбросе камеры до заводских настроек, камера начинает снимать в «RAW Высокое качество ★», а значит эти файлы не будут открываться в сторонних RAW-конвертерах, поэтому рекомендую сразу установить «RAW Сжатие без потерь». Уверен, что в в скором времени Capture One, так и Lightroom получат обновления и с чтением файлов проблем не будет.
Итак, начнём с анализа светов, ведь это, как правило, самое слабое место для всех цифровых фотокамер. Обычно запас составляет 1-1.5 ступени.
+1EV
Одна ступень – не проблема для этой камеры, можно вытянуть даже полутона.
+2EV
Две ступени – уже можно заметить незначительную потерю в полутонах, но в целом это всё ещё рабочий запас.
+3EV
Три ступени – уже сильная потеря в полутонах, но большинство основных цветов ещё можно спасти. Пересвет в четыре ступени становится критичным:
+4EV
Теперь посмотрим на запас в тенях.
-1EV
-2EV
При вытягивании 1-2 ступени не появляется шум, всё детализировано, для камеры это не составляет какой-либо проблемы.
-3EV
При вытягивании трёх ступеней появляется слабый цветной шум, который не влияет на детализацию.
-4EV
Четыре ступени – зерно шума становится чуть крупнее, но это всё ещё совершенно некритично и не влияет на качество изображения.
-5EV
Пять ступеней! Здесь уже шум значительно влияет на структуру изображения, но снижение детализации будет заметно только при большом увеличении. Запас в тенях поражает! Если применить шумоподавление, то мы получаем практически идеальную картинку.
Далее экстрим. Вытянуть больше пяти ступеней вам не позволит ни один RAW-конвертер, поэтому будем работать с ползунками Shadow и Black.
-6EV
-7EV
-8EV
Даже при недостатке в 8 ступеней(!!!) камера всё ещё видит цвета. Нельзя сказать, что получаются рабочие картинки, но для демонстрации возможностей новой матрицы, это очень впечатляющие результаты!
- Исходники теста динамического диапазона здесь
ISO
Диапазон светочувствительности матрицы Nikon Z9 ISO64-25600, расширенный ISO34-10240. Поскольку матрица не обладает технологией обратной засветки, у многих возникло предположение, что камера плохо справляется с высокими значениями ISO. Но давайте сравним результаты синтетического теста c камерой Nikon Z7 II, которая обладает таким же разрешениям матрицы, но с обратной засветкой.
Как видите, на высоких ISO Z9 показывает даже превосходящие результаты, но следует отметить, что на итоговой картинке разницы не будет. Так что переживать за отсутствие обратной засветки точно не стоит. Теперь давайте посмотрим на реальную картинку.
32 | |
64 | |
100 | |
200 | |
400 | |
800 | |
1600 | |
3200 | |
6400 | |
12800 | |
25600 | |
32000 | |
40000 | |
51200 | |
102400 |
Появление минимального шума можно заметить на ISO800, с каждым новым значением зерно увеличивается и начиная приблизительно с ISO6400 шум становится достаточно крупным, чтобы внести коррективы в характер картинки. Тем не менее даже на ISO12800 мы можем наблюдать вполне рабочую картинку, без крупного цветного шума. ISO25600, что является максимальным основным значением светочувствительности, показывает впечатляющие результаты – картинка без проблем читается, цвета не искажаются. Конечно, страдает детализация, но не будем забывать, что мы говорим об экстремальном значении. И даже ISO32000 можно использовать в работе, хотя тут и придётся существенно поработать с шумоподавлением, картинку для публикации в интернете всё ещё можно получить и опять же условия съёмки абсолютно исключительные. Дальнейшие значения неприменимы на практике.
- Исходники теста ISO здесь
Автофокус и серийная съёмка
Nikon Z9 оснащён гибридной автофокусировкой. Датчики фазовой автофокусировки расположены прямо на матрице, а многослойная структура позволила добиться большей скорости автофокуса по сравнению c Z7. По заявлению компании, камера способна передавать до 120 сигналов автофокуса в секунду.
Система обучена распознавать людей, животных и транспортные средства. В отличие от интеллектуальных систем автофокуса других производителей, в Z9 не нужно указывать конкретно, какой тип объекта мы собираемся отслеживать, камера сама анализирует сцену и определяет объект. Тем не менее в настройках мы можем указать, какой из объектов отслеживать или не отслеживать. Например, если вы снимаете только людей, то вам не нужно, чтобы камера искала в кадре животных и транспортные средства, таким образом, можно добиться ещё большей скорости работы системы. Также впервые в беззеркальных камерах появился долгожданный 3D Tracking, унаследованный от зеркальных собратьев.
Мы тестировали автофокус в автоматическом режиме, предоставив камере самой определять на чём фокусироваться. Во всех тестах мы не получили ни одного промаха, притом что это были не одиночные кадры, а серийная съёмка до невероятных 120 кадров секунду. И даже на максимальной скорости серийной съёмки 120 к/с мы видим идеальную работу системы автофокуса. Тесты проводились как при недостатке освещения, так и с использованием импульсного света со скоростью 20к/с.
Когда в кадре есть лицо, камера мгновенно цепляется и точно фокусируется на нем, а также при возможности цепляется за ближайший глаз. Когда велосипедист проезжал и лицо пропадало из кадра, то есть он оказывался к нам спиной, камера точно определяла силуэт и выделяла множеством зон в виде квадратов. К слову, в отличие от зеркального D6, зоны автофокуса покрывают практически всё поле кадра, и когда лицо героя оказывается почти у края кадра, камера всё ещё способна его распознать и точно сфокусироваться.
По заявлению производителя камера способна снимать с частотой до 120 кадров в секунду, это звучит весьма впечатляюще. Но тут есть «сноска»: 120к/с доступны для 11 мегапиксельного jpeg, то есть когда вы выбираете этот режим, камера автоматически включает разрешение 11 Мп, а также выдержку не длиннее 1/125. По нашим тестам скорость 120к/с полностью соответствует заявленной, а буфер составляет около 738 кадров, то есть серия длительностью чуть более 6 секунд. Важно отметить, что размер буфера не зависит от типа карты – мы тестировали как с CFexpress, так и XQD. Более того, скорость высвобождения буфера также одинаковая и составляет 17 секунд. То есть чтобы начать новую полноценную серию после того, как вы отпустили кнопку, необходимо подождать 17 секунд, пока не погаснет статусный светодиод.
Следующий режим 30к/с, в нём камера снимает в полноценном разрешении JPEG L. И по нашим тестам скорость даже выше заявленной и составляет 32к/с. Буфер при такой скорости около 198 кадров. Скорость и буфер также не зависят от типа используемой карты памяти.
Что касается полноценной съёмки не ограниченной разрешением и типом формата, то здесь доступна скорость 20к/с. Однако, во время тестов было выявлено, что для достижения заявленной скорости выдержка должна быть не длиннее 1/250, если длиннее, то скорость падает до 15 кадров в секунду. Об этой проблеме уже знают в Nikon и обещают исправить в ближайшем обновлении прошивки.
Как и следовало ожидать, буфер при съёмке 20к/с зависит от формата и режима сохранения. Ниже таблица объёма буфера, для различных форматов и карт памяти, после указанного числа кадров скорость серийной съёмки снижается. В тестах мы использовали CFexpress Type B от Delkin Devices Black, которая обеспечивает скорость записи 1400Мб/с и чтения 1645 Мб/с, карту CFexpress Type B от Transcend со скоростью записи/чтения 1300/700 МБ/с и XQD от Sony со скоростью 400/440 Мб/с для записи и чтения соответственно.
CFexpress Type B Delkin Devices Black | CFexpress Type B Transcend | XQD Sony | |
RAW сжатие без потерь | 46 | 40 | 35 |
RAW Высокое качество ★ | 134 | 108 | 69 |
RAW Высокое качество | Не ограничен | 295 | 202 |
JPEG высокое качество ★ | Не ограничен | 235 | 124 |
RAW сжатие без потерь + JPEG высокое качество ★ | 67 | 42 | 39 |
Если разница буфера между XQD и CFexpress вполне ожидаема, ведь скорость записи отличается более чем в три раза, то разница между производителями карт CFexpress поучительна. Так что подходите к выбору карты памяти осознанно.
Также Nikon Z9 умеет сохранять кадры в режиме резервирования, раскидывать разные форматы на разные карты, а также JPEG в различном разрешении на разные карты. При сохранении в режиме резервирования «RAW сжатие без потерь» буфер составляет 35 кадров, что меньше, чем при последовательной записи. При сохранении RAW на одну карту и JPEG на другую буфер составляет около 44 кадров, далее скорость снижается.
Стабилизация
Nikon Z9 это первая беззеркальная камера такого класса, оснащённая матричной стабилизацией. Как пишет производитель, система способна компенсировать до 6 ступеней с использованием объективов с оптической стабилизацией, что является достаточно смелым заявлением. Мы провели своё внутреннее тестирование и вот что получили:
График выше вы можете наблюдать сравнение изображения с использованием матричного стабилизатора и без. Тест проводился с объективом Nikkor Z 24-70/2.8 на фокусном расстоянии 70 мм, который не оснащён оптической стабилизацией. Критической отметкой в графике выше считается 70%, то есть в 70 процентах случаев изображение получается резким, всё что ниже, это брак. Максимально допустимой выдержкой для фокусного расстояния 70 мм на полном кадре является значение 1/80 секунды. Если брать это значение за начальное, то мы можем наблюдать эффективность до 5,5 ступеней и это с учётом объектива без оптической стабилизации. Действительно, работа матричной стабилизации на высоте! Пожалуй, это одна из самых эффективных матричных стабилизаций, с которой мне приходилось иметь дело.
Роллинг-шаттер
Роллинг-шаттер это больная тема для всех производителей, и касается она не только видео, но и фото. В следующих тестах давайте посмотрим, как проявляется этот эффект при различной скорости серийной съёмки на выдержке 1/2000 секунды:
120к/с:
30к/с:
20к/с:
Нельзя сказать, что роллинг-шаттер полностью отсутствует, но этого никто и не обещал. Однако, искажения настолько минимальны, что в 99 процентах сюжетов (а может и больше) вы не заметите никаких проблем.
Теперь сравним скриншоты из видео при различном разрешении и скорости кадров:
4k ProRes 60fps | |
4k ProRes 30fps | |
8K 30fps | |
4K H.265 120fps | |
FHD H.265 120fps | |
FHD H.265 60fps | |
FHD H.265 300fps |
4K 60fps – эффект есть, но абсолютно незначительный. Наибольшее проявление при 4K 30fps и в некоторых случаях может быть критичным. Но если вы столкнулись с такими условиями, то можно увеличить количество кадров и минимизировать эффект. В 8K проявление эффекта на том же уровне, что и 4K 30 fps, поскольку 4K 30/25/24 fps в результате оверсемплинга из 8K. В остальных форматах, как и в 4K 60 fps, проявление минимальное. На самом деле показатели очень хорошие.
Nikon Z9 для видео
Собственно мы уже перешли к видео в тестах роллинг-шаттера, где камера достаточно неплохо себя показала. Nikon Z9 можно назвать просто невероятным прорывном для компании. За столь короткий срок, со времени анонса первых камер серии Z, компания провела очень большую работу. Z9 это первая камера, которая может снимать 8K видео, длительностью до 125 минут. А если разработчики поторопиться с прошивкой, то в будущем это станет самая первая камера, которая сможет писать ProRes RAW 4K 60fps на карту памяти. А ещё нас ждёт новый формат N-RAW для 8К 60fps также на карту памяти, который по заявлению производителя будет весить в два раза меньше, по сравнению с ProRes RAW. В общем надеемся, что нас ждёт удивительный мир видео Nikon;)
Ну а пока нам доступны 8K 30fps и 4K 120fps 422 10 бит с кодеком H.265, с поддержкой N-Log и HLG на карту памяти. При съёмке в N-log минимальное ISO800, при HLG ISO400. Во время съёмки N-log не работает Picture control, d-lighting и подавление шума, а в HLG не работает Picture control и d-lighting, но шумоподавление активно.
Наиболее высокое качество мы получаем в ProRes 422 HQ 10 бит, здесь также доступен N-Log, но нет HLG. В ProRes 422 HQ разрешение ограничено 4К и скоростью 60fps. При 4K 60fps ProRes 422 HQ мы получаем просто гигантский битрейт 1,82 Гбит/с!!! То есть на карту памяти объёмом 256 Гб помещается всего 16,33 минуты. Если говорить о других форматах в отношении карты объёмом 256 Гб, то мы можем записать 33,05м ProRes 4K 30fps, 1ч,25м 4K 120fps или 8K 30fps, 1ч 24м 4K 60 H.265 10 бит и 2ч 05м для 4K 30fps H.265 10 бит. Отмечу, что любой формат, даже самый тяжёлый ProRes HQ может записываться как на CFexpress, так и значительно более медленную XQD без каких-либо ограничений.
Ниже подробная таблица доступных форматов записи, соответствующий битрейт и работа некоторых функций.
Битрейт | N-Log | HLG | Электронный VR | Кроп-режим | |
ProRes HQ 422 10 бит | |||||
4к 60fps | 1,82 Гбит/с | Да | Нет | Да | Да |
4к 50fps | 1,52 Гбит/с | Да | Нет | Да | Да |
4k 30fps | 911,03 Мбит/с | Да | Нет | Да | Да |
4k 25fps | 760,04 Мбит/с | Да | Нет | Да | Да |
4k 24fps | 728,86 Мбит/с | Да | Нет | Да | Да |
1080 120fps | 340,84 Мбит/с | Да | Нет | Нет | Да |
1080 100fps | 756,20 Мбит/с | Да | Нет | Нет | Да |
1080 60fps | 453,25 Мбит/с | Да | Нет | Да | Да |
1080 50fps | 378,15 Мбит/с | Да | Нет | Да | Да |
H.265 422 10 бит | |||||
8K 30fps | 399,94 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
8K 25fps | 389,73 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
8K 24fps | 392,60 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
4к 120fps | 140,84 Мбит/с | Да | Да | Нет | Да |
4к 100fps | 392,60 Мбит/с | Да | Да | Нет | Да |
4к 60fps | 329,97 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4к 50fps | 336,48 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 30fps | 187,57 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 25fps | 184,48 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 24fps | 192,74 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 120fps | 69,24 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 100fps | 188,27 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 60fps | 94,17 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 50fps | 95,03 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 30fps | 46,52 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 25fps | 45,23 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 24fps | 46,36 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
H.265 8 бит | |||||
8K 30fps | 355,99 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
8K 25fps | 347,26 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
8K 24fps | 351,02 Мбит/с | Да | Да | Нет | Нет |
4к 120fps | 130,68 Мбит/с | Да | Да | Нет | Да |
4к 100fps | 353,10 Мбит/с | Да | Да | Нет | Да |
4к 60fps | 290,94 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4к 50fps | 301,76 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 30fps | 151,20 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 25fps | 152,32 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
4k 24fps | 147,49 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 120fps | 53,29 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 100fps | 148,74 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 60fps | 75,42 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 50fps | 73,04 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 30fps | 36,15 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 25fps | 36,89 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 24fps | 37,39 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
H.264 8 бит | |||||
1080 60fps | 46,10 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 50fps | 46,80 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 30fps | 23,38 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 25fps | 23,04 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
1080 24fps | 23,43 Мбит/с | Да | Да | Да | Да |
Интересная закономерность: битрейт видео с частотой 120к/с независимо от разрешения меньше более чем в три раза(!!!), чем у видео с частотой 100к/с. С чем это связано, мне довольно сложно прокомментировать.
Увеличенные фрагменты 4K ProRes HQ 60fps и 30fps
Несмотря на то что битрейт 4K ProRes 60fps ровно в два раз выше, чем у 4K ProRes 30Fps, детализация всё же выше у 30fps, хотя судя по битрейту качество должно быть одинаковым. Происходит это потому, что 30fps получаются оверсемплингом из 8K. К слову, в компании обещают добавить оверсемплинг 4K 60fps из 8K обновлением прошивки в 2022 году, и вот тогда мы получим максимальное качество 4K 60fps.
Nikon Z9 не поддерживает резервирование видео на обе карты памяти. Если место на карте памяти закончится во время записи, при этом вторая карта полностью свободна, запись остановится и чтобы её возобновить, необходимо в меню выбрать второй слот или физически поменять карты в слотах.
На мой взгляд, следовало бы сделать последовательную запись, или как в фоторежиме это называется «переполнение». И ещё один нюанс – не поддерживается горячая смена карты памяти, то есть если во время записи извлечь или вставить карту во второй слот, то запись останавливается.
Во время записи видео доступны помощники в виде зебры и фокуспикинга, но как и прежде работать одновременно они не могут. Если включить фокуспикинг, зебра отключается.
Перегрев? Его нет! Я писал 8K 30fps на протяжении почти трёх часов, пока не сел аккумулятор. Корпус камеры нагревается равномерно, особо горячих точек нет, система отвода тепла продумана очень хорошо. Сильнее всего нагрелся не сам корпус камеры, а карта памяти, о чём сигнализировал значок HOT Card на экране, который появился приблизительно через полтора часа съёмки и через некоторое время исчез.
Значок после этого появлялся и исчезал ещё много раз. Но камера не отключилась, карта не отказала в работе, всё продолжалось до момента, пока не села батарея. Отмечу, что запись шла непрерывно, а этот сценарий работы далёк от реальности. Вероятнее всего, на практике вы даже не получите значок о нагреве карты памяти.
Батарея
По измерениям CIPA аккумулятор Z9 может обеспечить съёмку 740 кадров, но это при определённых условиях. У меня нет точных показателей касательно количества кадров, но после съёмки видеообзора с 23 вечера до 7 утра, где было сделано около 3 тысяч кадров, камера использовалась в тестах и было сделано ещё около 5 тысяч кадров. Большинство из них, конечно, были сделаны в режиме серийной съёмке, одиночных кадров было не так много. Я к тому, что в реальной съёмке заявленные 740 кадров от CIPA не означают, что, сделав один кадр, аккумулятор садится на 1/740 часть.
Более точные цифры относительно ресурса батареи я уже назвал для видео – это два часа 55 минут 8K, что является очень и очень хорошим показателем. Тем не менее время записи можно увеличить, подключив внешнее питание по USB-C, к слову, адаптер питания идёт в комплекте. Заряжать аккумулятор во время записи видео таким образом не получится, но благодаря питанию по USB-C время работы на одном заряде может увеличиться более чем в 10 раз. То же самое относится и к фото, если вы снимаете напрямую в Capture One или Lightroom, кабель может поддерживать заряд камеры, главное, использовать правильный кабель, далеко не каждый USB-C поддерживает питание.
И ещё следует разъяснить функцию экономии батареи в режиме фото. Этот пункт в меню появился начиная с камер Z6/Z7 второго поколения. При активации функции, через несколько секунд отсутствия действий дисплей и видоискатель переходит в режим пониженной яркости и сниженной герцовки. В результате увеличивается задержка передачи изображения до 0,15 секунды, но всё моментально возвращается на круги своя при нажатии на любую кнопку, включая кнопку спуска.
Галерея Nikon Z9
Заключение
Это будет коротко.
Z9 самая амбициозная камера компании Nikon и она вселяет уверенность, что у новой линейки Nikon Z есть большое и перспективное будущее!
—
На этом все. Спасибо за внимание. Напомню, что практический видеообзор можно посмотреть на нашем канале или вверху этой публикации. Будем рады вашим вопросам и комментариям! Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube, Facebook, Вконтакте, Telegram, Instagram.
Добрый вечер,спасибо за обзор…В основном приходится получать информацию с ютуба от наших «друзей».У россиян таких обзоров мало…У меня возникла неожиданная проблема с Z9,помогите пожалуйста разобраться. В марте месяце,находясь в Японии я приобрел две карты памяти CFexpress на 2ТВ для съемки видео в ProRes , так как файлы тяжелые… В поездке карты отработали и при съемке фото и видео нормально.Но вот на днях я обновил прошивку 3.1 и 1.0 и аппарат перестал принимать эти карты.Появляется текст — эта карта памяти недоступна.вставьте другую карту.Подскажите пожалуйста,в чем проблема…С уважением, Н.В.Мозгунов
Вершина в линейке, это уж точно. Для большего экранчика свержу явное есть место и применить его не для принта с названием думаю можно было.
Здравствуйте, спасибо за обзор!
Исходники на ISO и на ДД мне выдает одинаковую ссылку — на ДД. Если можно, то ISO хочется посмотреть. Спасибо!
Поправили. Исходники доступны по ссылке https://disk.yandex.ru/d/wbVr0r2vgnmSGg
Благодарю!
Херня…
Вы ею уже успели поснимать?