Обзор Nikon Z7 II — почти получилось?

Мир высококлассных беззеркальных камер с высоким разрешением становится больше. Уже сейчас не хватит пальцев двух рук, чтобы перечислить все модели. Это направление далеко от потребительского сегмента, тем не менее новые камеры стабильно появляются, разрешение растёт, а угроза со стороны смартфонов таким фотоаппаратам совершенно не грозит. Nikon Z7 первой версии получилась весьма удачной (наш обзор), а благодаря приходящим обновлениям прошивки становилась ещё лучше и привлекательнее. В этом обзоре мы подробно протестируем наследника – Nikon Z7 II. Сможет ли новое поколение повторить успех первой версии? Что в камере нового, а что осталось прежним? Разбираемся!

Итак, главное, что изменилось в камере и повлекло за собой ряд изменений – это два процессора Expeed 6. Некоторые связывают римскую цифру II в названии камеры именно с количеством процессоров, но эту теорию мы оставим для размышления «конспирологам». Увеличенная вычислительная мощность сделала автофокус более чувствительным на целых две ступени, серийная съёмка стала быстрее на 1 кадр, а также появилось столь вожделенное видео 4К со скоростью 60 кадров в секунду почти с полного кадра. Но это далеко не все внутренние изменения, произошедшие во второй версии Nikon Z7 II. 

Система автофокуса стала не только быстрее (как заявляет производитель), появился новый режим широкой зоны L с детекцией лиц и глаз. Этот режим делает съёмку более эффективной в определённых сценариях работы. Помимо этого, теперь режим автофокуса с детекцией работает отдельно от автоматического режима. То есть теперь мы можем включить полностью автоматический режим без детекции, режим с детекцией лиц и глаз и отдельный режим с определением морд и глаз животных. То же самое и с широкой зоной L. Набор режимов работы автофокуса можно изменять в меню. И на радость операторам – детекция глаз человека, морд и глаз животных работает теперь во время съёмки видео.

Nikon Z7 II получил два слота для карт памяти – CFExpress (с поддержкой XQD) и SD. В связи с этим крышка отсека стала немного больше. Ещё одним долгожданным обновлением, стала возможность питания от внешнего источника во время работы. Кстати, в комплектации с камерой, в отличие от Z6, идёт отдельный USB Type-C адаптер. Тогда как другие производители и вовсе отказываются от комплектации зарядным устройством, компания Nikon оставила не только отдельное зарядное устройство, но и сетевой USB адаптер с кабелем, а также отдельный кабель USB Type-C для подключения к компьютеру. За комплектацию 10 баллов!

В связи с тем что камера получила возможность питания во время работы здесь установлен новый аккумулятор EN-EL15c с увеличенным ресурсом, по сравнению с первой версией Z7. А также в отсеке батареи расположилась контактная группа для подключения новой батарейной рукоятки MB-N11 для съёмки в портретной ориентации с возможностью управления. 

Экстерьер камеры остался практически полностью неизменным. Как уже указывал выше изменился размер крышки, под дисплеем появилась выемка для удобства откидывания, а также блок с видоискателем получил незначительное изменение формы. В первой версии многим не нравилась форма блока, якобы она сильно выпирала, что портило общее впечатление о дизайне. Теперь этот блок выглядит менее «выдающимся» хотя высота камеры осталась аналогичной. Nikon Z7 II стала толще на два миллиметра, а вес увеличился на 40 грамм — эти изменения совершенно не ощущаются.

Это были главные изменения, которые произошли в новом поколении камеры Z7. А теперь давайте посмотрим сводную таблицу основных технических характеристик и сравним с первым поколением.

Технические характеристики Nikon Z7 II


Nikon Z7 IINikon Z7
МатрицаКМОП, 35,9 мм x 23,9 мм, 45,7 МпКМОП, 35,9 мм x 23,9 мм, 45,7 Мп
Процессор2x EXPEED 6EXPEED 6
СтабилизацияМатричная, смещение по пяти осям. Дополнительная оптическая при наличии в объективеМатричная, смещение по пяти осям. Дополнительная оптическая при наличии в объективе
Серийная съемка10 к/с 12 бит, 8 к/с 14 бит9 к/с 12 бит, 8 к/с 14 бит
Выдержка30-1/8000, 900 секунд в режиме M30-1/8000, 30 секунд
ISO64-25 600 (расширенный 32-102 400)64-25 600 (расширенный 32-102 400)
Видео3840 x 2160 (4K UHD)/ 60fps, 1920 x 1080/120fps3840 x 2160 (4K UHD)/30fps, 1920 x 1080/120fps
Доп. возможности видеоВывод на HDMI рекордер N-log, HLG, 10bit. ProResRAW, Blackmagic RAW на рекордер после платной активации прошивкиВывод на HDMI рекордер N-log 10bit, ProResRAW и Blackmagic RAW на рекордер после платной активации прошивки
АвтофокусГибридный, 493 точки. Определение лиц, глаз, морд животных в фото и видео.Гибридный, 493 точки. Определение лиц, глаз, морд животных в фото. Детекция лиц в видео.
Чувствительность автофокусаОт -3 до +19 EV (от -4 до +19 EV с АФ при слабой освещенности)От -1 до +19 EV (от -4 до +19 EV с АФ при слабой освещенности)
ВидоискательOLED, 3690 тыс. точек, 0.8хOLED, 3690 тыс. точек, 0.8х
МониторОтклоняемый, разрешение  2,1 МпОтклоняемый, разрешение  2,1 Мп
РазъемыHDMI Type C, USB Type C, микрофонный вход, выход на наушники, управляющий портHDMI Type C, USB Type C, микрофонный вход, выход на наушники, управляющий порт
Карты памятиCFexpress (тип B), XQD + SD, SDHC, SDXC (с поддержкой UHS-II)1 карта XQD
БатареяEN-EL15c с возможностью питания во время работы, порт совместим с EN-EL15b/EN-EL15a/EN-EL15EN-EL15b с возможностью зарядки через USB Type-C при выключенном состоянии, порт совместим с EN-EL15a/EN-EL15
Ресурс батареиCIPA 420CIPA 330
Батарейный блокMB-N11 и MB-N10MB-N10
Максимальная выходная мощность Wi-Fi (беспроводной локальной сети)5,2 дБм (2,4 ГГц), 8,3 дБм (5 ГГц)7,0 дБм (2,4 ГГц), 12,1 дБм (5 ГГц)
BluetoothBluetooth 4.2, мощность 0,3 —1,8 дБмBluetooth 4.2, мощность 1,9 — 0,4 дБм
РазмерыПрибл. 134 x 100,5 x 69,5 ммПрибл. 134 x 100,5 x 67,5 мм
ВесПрибл. 705 гПрибл. 675 г

Переходим к тестированию

Тестирование Nikon Z7 II

Здесь я поделюсь техническими исследованиями и тестами Nikon Z7 II. Если пропустили наш большой видеообзор, где мы подробно рассказываем про камеру и тестируем её как в студийных условиях, так и на улице, то смотрите его в начале публикации или на нашем YouTube-канале PhotarTV.

ISO

Nikon Z7 II обладает диапазоном светочувствительности ISO64-25600 и расширенным ISO31-102400. Для начала давайте посмотрим на результат синтетического теста шумности матрицы в сравнении с первой версией Z7. 

Как видите, на графике никаких отличий нет, что свидетельствует об абсолютно одинаковых матрицах в первом и втором поколении Z7.

Для интереса я сравнил результаты синтетического теста с камерами Sony A7r IV и Leica SL2. 

В сравнении с оппонентом от компании Sony можно наблюдать его незначительное преимущество начиная с ISO2500. Следует отметить, что на реальной картинке разница не будет заметна. А вот в сравнении с камерой родом из Германии, наш герой обладает лучшими показателями начиная уже с минимальных значений. 

Но синтетика синтетикой, давайте посмотрим на то, как шумит матрица на реальной картинке. Поскольку синтетика нам доказала, что здесь такая же матрица как и в первой версии, сравнивать оба поколения Z7 мы не будим и проанализируем картинку только нашего героя.

31
39
50
64
80
100
125
160
200
250
320
400

Первые мелкие шумы появляются приблизительно на ISO400. Более заметными они становятся начиная с ISO1000.

500
640
800
1000
1250
1600
2000
2500
3200

Пожалуй, пороговым значением можно назвать ISO3200 – цифровой шум уже вносит свои коррективы в детализацию картинки. После этого значения картинка малоприменима для крупноформатной печати, однако при тщательной обработке даже значение ISO6400 может оказаться приемлемым.

4000
5000
6400

Дальнейшие значения уже подойдут лишь для публикации в сети. Начиная со значения ISO25600 картинка уже неприменима на практике. 

8000
10000
12800
16000
20000
25600
Hi0.3
Hi0.7
Hi1.0
Hi2.0

[Исходники теста ISO]

И несколько примеров из реальной жизни:

Теперь проанализируем картинку, выдаваемую при записи видео.

4K 60fps

4K 24fps

Максимальными значениями для записи видео можно считать ISO3200-4000. Причём это будет верно как для 4k 24 кадра в секунду, так и 60 кадров.

Итак, для фото рабочими максимальными значениями ISO как для фото, так и для видео можно считать ISO3200-4000. Отличный показатель для матрицы со столь высоким разрешением. 

Динамический диапазон Nikon Z7 II

Для теста динамического диапазона по классике я использовал цветную мишень Datacolor SpyderCheckr 24. Были созданы снимки недоэкспонированные и переэкспонированные на определённое количество ступеней, а после, в RAW-конвертере каждый снимок был скомпенсирован на соответствующее количество ступеней. Смотрим.

-1 EV

-2 EV

Вытягивание из теней 1-2 ступени не приводит к появлению шумов. 

-3 EV

3 ступени – появляются шумы в светлых участках кадра 

-4 EV

При вытягивании 4 ступеней шумы заметны уже и на тёмных участках.

-5 EV

5 ступеней показывают шумы уже по всему полю кадра, тем не менее это вполне рабочий запас. 

+1 EV

В светах при вытягивании одной ступени никакой потери в цветах не наблюдается. 

+2 EV

2 ступени это лишь незначительная потеря полутонов. 

+3 EV

А вот вытягивание трёх ступеней не приводит к появлению новых деталей, а также наблюдается значительная потеря в цветах. Дальнейшее вытягивание 4-5 ступеней не применимо на практике. 

+4 EV

+5 EV

[Исходники теста Динамического диапазона]

При сравнении с первой версией Z7 никаких отличий/улучшений в направлении динамического диапазона я не обнаружил. Таким образом, Nikon Z7 II обладает рабочим запасом в тенях до 4-5 ступеней, и 2 ступени в светах. Если показатель в светах довольно стандартный, то вот в тенях, камера показывает выдающиеся результаты.

Автофокус Nikon Z7 II

Автофокус Nikon Z7 II имеет 493 точки, которые покрывают 90 процентов поля кадра. Камера умеет определять лица и глаза в кадре, а также морды и глаза животных. Детекция теперь доступна и в видео, но об этом позже. Как и в Z6 II появилась новая широкая зона L с детекцией для удобства съёмки в определённых сценариях. Ниже серия кадров, снятая на объектив Nikkor F 70-200/2.8 VR.

В этой серии использовалась серийная съёмка 10 кадров в секунду, съёмка велась в JPEG, дабы увеличить буфер. В момент съёмки модель двигалась на камеру, а фокусное расстояние менялось от 200мм до 70мм. Из всей серии мы не получили ни одного промаха, который можно было бы считать браком. Есть лишь незначительный фронт/бэкфокус. 

И ещё одна серия снимков, снятая на объектив Nikkor Z 85/1.8:

Из этой серии снимков 5 из 35 кадров оказались с незначительным фронт/бэкфокусом, но, опять же, ни одного снимка с сильным промахом. Автофокус Nikon Z7 II на практике показывает себя очень классно.  

Я проверял работу детекции по лицу и глазам при недостаточном освещении до -4х ступеней. Кстати, во время теста я заметил некоторую разницу в работе экспонометра — при идентичных настройках Z7 II показывает пересвет в 1/3-2/3 ступени. В чём причина разобраться я так и не смог. 

Но вернёмся к тесту автофокуса. По заявлению производителя эффективность автофокуса увеличилась на две ступени, однако в направлении детекции лиц и глаз улучшений незаметно. Обе камеры работают одинаково хорошо, однако в Z7 II теперь рамочка, которой выделяется лицо или глаза, подсвечивается красным, когда автофокус не наведён.

Проблемы с точностью фокусировки судя по красной рамочке начинаются при недостатке освещения -3 ступени. Тем не менее детекция как лиц, так и глаз работает отлично даже при недостатке света в -4 ступени.

Серийная съёмка Nikon Z7 II

Серийная съёмка Nikon Z7 II стала быстрее на один кадр. Заявлена скорость 10 кадров для RAW 12 бит и 9 кадров в 14 бит (было 9 и 8 кадров соответственно). При тестировании скорость полностью подтвердилась, причём для этого не нужно было отключать внутрикамерные корректировки и матричную стабилизацию, как это было при тестировании Nikon Z6 II. 10 кадров в секунду мы также получаем и при съёмке в JPG. Независимо от того на какую карту идёт запись, скорость серийной съёмки одинаковая, но размер буфера уже для SD-карты незначительно меньше. Тест проходил с картой SD UHS-II со скоростью 300Mb/s.

Я измерил буфер камеры и также сравнил его с первой версией — 20 кадров RAW 14 бит в первой версии и 43 кадра во второй версии. Наблюдается прирост более чем в два раза! Детальные показатели скорости серийной съёмки и объёма буфера Nikon Z7 II:


XQDSD UHS-II
RAW 14 bit + JPEG9 к/с, 37 кадров9 к/с, 34 кадра
RAW 14 bit9 к/с, 43 кадра9 к/с, 41 кадра
RAW 14 bit (стаб выкл, корректировки выкл)9 к/с, 43 кадра
RAW 14 bit (стаб вкл, корректировки выкл)9 к/с, 43 кадра
RAW 12 bit 10 к/с, 49 кадров10 к/с, 46 кадров
RAW 12 bit (стаб выкл, корректировки выкл)10 к/с, 49 кадров
RAW 12 bit (стаб вкл, корректировки выкл)10 к/с, 49 кадров
JPEG10 к/с, 128 кадров10к/с, 122 кадра

Поскольку камера оснащена двумя слотами для карт памяти, то доступны три сценария сохранения: последовательная запись, резервирование и раздельное сохранение по форматам. В случае резервирования или разбивки скорость серийной съёмки не уменьшается, а вот буфер уменьшается приблизительно на 25 процентов. 

Резервирование  RAW 14bit+JPG9к/с 34 кадра
Резервирование  RAW 14bit9к/с 31 кадр
Раздельное сохранение RAW 14bit(XQD)+JPG(SD)9 к/с 35 кадров

Nikon Z7 II для видео

Как известно, новое поколение полнокадровых камер Nikon получили усовершенствованные возможности в видео. Однако если в Z6 II пока не доступно видео 4K 60 fps, то в Z7 оно уже есть. Поэтому именно на этой камере мы можем воочию наблюдать тот самый скачок в видео. В отличие от младшего брата, Z7 пишет 4K 60 кадров почти с полного кадра, а в Z6 II, напомню, будет с кропа. Если мы посмотрим в меню выбора разрешения видео Z7 II, то заметим, что рядом с 4K 24/25/30 кадров в секунду есть звёздочка, которая говорит о высоком качестве. А вот напротив 4K 50/60 кадров, такой звёздочки уже нет. Как заявляет компания Nikon, качество 4K видео 60 кадров в секунду на Z6 будет выше. Но дождёмся обновления и потом уже протестируем.

Как и прежде, камера поддерживает вывод N-Log, 10 бит, 4.2.2 на внешний рекордер. К сожалению, как и прежде ничего из этого недоступно на карту памяти. А также поддерживается вывод ProRes RAW. Напомню, активация этого функционала платная. Следует отметить, что ProRes RAW пишется с кропа как в первой версии Z7, так и в новом поколении, а 4K 60 кадров для вывода недоступно. Появилось видео HLG (HDR) на внешний рекордер, а также Blackmagic RAW. 

И кстати, Blackmagic RAW не требует платной активации, однако прошивка ставится только по верх активированной прошивки Apple ProRes RAW, которая платная. То есть для вывода RAW на рекордер заплатить придётся в любом случае.  И, как мы сообщали ранее, Blackmagic RAW также доступен и на первых версиях Z6/Z7.  

Первым что мне было интересно протестировать в плане видео — смогли ли разработчики справится с перегревом при записи 4K 60fps. При комнатной температуре, фактически в стандартных условиях съёмки, камера продержалась 52 минуты 34 секунды и после этого выключилась от перегрева. Я ей дал отдохнуть приблизительно 5 минут и после продолжил запись — камера продержалась ещё 50 минут и снова выключилась, но уже из-за севшего аккумулятора.

Тестировал с автофокусом по лицу и глазам, а также с работающим матричным стабилизатором. При тех же условиях на одном заряде можно записать 140 минут 4К 30fps видео, что является очень хорошим показателем и, кстати, он полностью идентичен Z6 II. 

4K 50fps, Picture Control FLAT [Исходник]

4К 60 кадров в секунду пишется с битрейтом 301 Мбит/с, таким образом, его можно писать даже на SD карту. К слову, о размерах файлов – на карту объёмом 128 гб вмещается всего 47 минут видео. Кстати, при выборе карты памяти, очень удобно отображается время для каждой карты памяти, которое доступно в текущем режиме записи.

Время видео как для 60 так и для 30 кадров ограничено 30 минутами. 

Следует отметить, что для 4K 60 кадров не недоступна съёмка фото во время записи видео, а также недоступна электронная стабилизация.

4K 24fps, Picture Control FLAT [Исходник]

Порадовало относительно минимальное проявление роллинг шаттера при записи 4K 60fps. Тогда как для 4K 30fps шаттер довольно заметный. Причём улучшений по сравнению с первой версией нет ни в 4K 30fps у ни в Full HD.

4K 60fps

4K 30fps

Full HD 120fps

Full HD 24fps

Кстати, если говорить о задержке передачи изображения на дисплей камеры, то здесь также без изменений. Около 0,2 секунды в режиме видео и во время записи.

А вот в режиме фото задержка всего 0,03 сотых. что в целом приемлемо!

Главное нововведение, о котором мы говорили в предыдущем обзоре Z6 II – это автофокус по глазам человека и мордам животных во время видеосъёмки. И так же как и в Z6 здесь появилась широкая зона L. Все режимы автофокуса работают в 4K 60 кадров в секунду, никаких ограниченней нет. Определение лиц и глаз в любом режиме записи видео работает отлично. Я тестировал даже при недостатке освещения в 4 ступени и система автофокуса видела лица и глаза.

Следует отметить, что в режиме видео при детекции лиц и глаз рамочка не подсвечивается красным, как это теперь происходит в режиме фото, когда фокус не наведен.

Nikon Z7 II теперь поддерживает питание во время работы, что особенно ценно для операторов. Можно исполосовать повербанк или, к примеру, питать от стедикама. Как я уже писал выше, Z7 II комплектуется отдельным сетевым блоком питания EH-7P. Время зарядки аккумулятора в камере от EH-7P составляет 2,5 часа.

FHD 100fps, Picture Control FLAT, 4-кратное замедление, цветокор DaVinci Resolve [Исходник]

Появилась новая фишка, как и в Z6, при изменении угла дисплея автоматическое переключение на видоискатель теперь не происходит. Это удобно при работе опять же на стедикаме, теперь датчик не реагирует при приближении к оси. Плюс ко всему это экономия энергии. 

Галерея Nikon Z7 II

[Исходники для личного ознакомления]

Заключение

Nikon Z7 II это не революция, а ожидаемая эволюция. Камера не получила каких-либо кардинальных изменений и улучшений. Характеристики Z7 II полностью соответствуют современным требованиям для профессиональных камер. Однако камера не предлагает каких-либо недоработанных или сверхсовременных возможностей, к которым ещё не готовы современные технологии, как и в принципе сами фотографы. Согласитесь, ведь даже 4К 60 кадров в секунду нужны лишь единицам. Тем не менее режим здесь реализован практически идеально, если не учитывать перегрев камеры спустя 50 минут записи. И опять же – кто будет писать в таком разрешении и скорости кадров 50 минут без остановки…

Второе поколение Nikon Z7 обладает великолепным динамическим диапазоном, очен шустрым автофокусом. Причём автофокус отлично работает не только с родными линзами Nikkor Z, но и Nikkor F через перечни FTZ. Хотя работа на высоких ISO не самая выдающаяся на фоне некоторых конкурентов, тем не менее камера снимает вполне достойно ещё на ISO3200 и даже ISO6400. И это всё тот же прекрасный корпус, удобная эргономика, отличный дисплей и великолепный видоискатель. И ещё порадовала комплектация с отдельным блоком питания.

Возможно, мы бы хотели увидеть во втором поколении другую матрицу с более высоким разрешением, но это повлекло бы увеличение стоимости. К слову, второе поколение камер Z стоит в рублях на старте продаж столько же, сколько стоило первое поколение и это с текущими курсами выглядит просто удивительно. А если сравнить с одноклассниками, с камерами высочайшего разрешения, то Z7 II обладает наименьшей стоимостью. 

Таким образом, если вы выбираете между Z7 и Z7 II, то выбор очевиден. А если вы обладатель первой версии Z7, то переход на новинку вряд ли будет выглядеть целесообразным. Хотя для единиц профессионалов, возможность сохранения на две карты памяти, новый батарейный блок, более скоростной автофокус и в целом увеличенные скоростные характеристики могут стать решающим фактором.

Всем спасибо за внимание! Напомню, что на нашем YouTube-канале и вначале этой публикации есть видеообзор Nikon Z7 II, где мы также подробно рассказываем о камере и тестируем её в полевых условиях.

Модели, принимавшие участие в съемках:

  • Александра Влади (на улице) — @Sanya_vladi
  • Модель Лада Купленко (в студии) — @kuplenkolada

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь