Обзор Nikon Z f. Ретростиль на максималках

Создавая APS-C камеру Nikon Z fc, компании удалось практически полностью скопировать внешний вид и, что важно, габариты легендарной плёночной камеры Nikon FM2. Выпуск полнокадровой беззеркалки в ретростиле был вопросом времени, но получилось, по моему мнению, несколько спорно. В нехарактерно большом для ретрокамер корпусе с неудобной эргономикой уместились великолепный дизайн Nikon и достойные характеристики, которые неожиданно удивляют. Но давайте обо всём по порядку.

Благодарим магазин GetLens, который предоставил Nikon Z f на обзор!
Магазин профессиональной фототехники GetLens — это доставка по всей России, гарантия, справедливый Trade-In, шоурум в Москве, где к тому же еще и бесплатно почистят матрицу. А герой этого обзора Nikon Z f сейчас продается в GetLens по одной из самых низких цен в России. 

В камере Nikon Z f невероятные усилия вложены в детали: здесь и звук механического затвора, и щелчки дисков управления экспозицией – всё неуклонно напоминает о плёночном характере камеры. Хотелось бы написать, что и корпус полностью из металла, но увы, как и в младшей Z fc, нижняя панель из пластика. Вероятно, этому есть оправдания и, скорее всего, или я даже надеюсь, они не связаны с желанием удешевить процесс производства корпуса. Только посмотрите на эти «прекрасные» царапины и потёртости на пластике от штативной площадки: 

Обзор Nikon Z f

Притом что на месте для крепления площадки предусмотрена небольшая металлическая вставка, это всё равно не спасает от царапин. Конечно, это ни в коем случае не влияет на возможности, но мы говорим о камере, которая создана не только снимать, но и вдохновлять своим внешним видом. Здесь все детали важны.

Обзор Nikon Z f

На верхней панели камеры расположились классические диски выбора светочувствительности, выдержки и компенсации экспозиции. Все три диска обладают невероятно приятным тактильным откликом. Однако современный норов этой камеры выдают переключатель режимов съёмки, кнопка записи видео и, к слову, очень удобный переключатель Фото/Видео/B&W под диском выбора выдержки. Также на верхней панели расположился маленький экранчик с отображением текущего значения диафрагмы.

Обзор Nikon Z f

Решение создать отдельный режим для съёмки только в ЧБ для камеры в ретростиле очень здравое, однако реализация выглядит довольно спорной. По факту, это не отдельный режим, где есть какие-либо тонкие настройки для интерпретации ЧБ.

В камере добавили два уникальных профиля Picture Control – Flat Monochrome и Deep Tone Monochrome, в дополнение к стандартному Monochrome, которые доступны в любом режиме работы, в том числе и в видео. Однако, когда переключатель переведён в положение W&B, то камера снимает только в этих трех профилях, а другие пресеты попросту неактивны, при этом всё равно отображаются в меню.

Обзор Nikon Z f

На мой взгляд, было бы куда интереснее создать отдельный режим, в котором есть только монохромные профили и вообще никаких настроек и  лишних неактивных пунктов. Чтобы ничего не отвлекало от наслаждения процессом фотографии. Тем более что здесь есть возможность закрыть дисплей и снимать только через видоискатель – почти как с плёночной камерой. 

Обзор Nikon Z f

Кстати, разрешение и размеры видоискателя и дисплея здесь такие же, как у Z6 II. Мы ещё часто будем вспоминать про Z6 II (наш обзор), ведь наш герой во многом повторяет функционал этой камеры. Однако дисплей здесь поворотный (не отклоняемый) – что явно оценят блогеры. Мне же более близок наклонный механизм – с ним работать комфортнее, да и конструкция занимает меньше места, нежели шарнирное решение.

Обзор Nikon Z f

Сам экран яркий, большой, с отличной детализацией. 

Обзор Nikon Z f

Видоискатель также яркий и с достойным разрешением в 3690 тыс. точек. Работать с ним очень комфортно. Наглазник съёмный с надёжным  и удобным механизмом фиксации. 

Обзор Nikon Z f

На задней панели расположение органов несколько иное, нежели у Z6/Z7. Отсутствует джойстик для управления точкой фокуса, переключатель режима съёмки теперь на верхней панели, кнопка DISP «переехала» вниз. Взамен отсутствующего джойстика предусмотрена возможность перемещения точки фокуса с помощью сенсорного экрана камеры при съёмке через видоискатель.

Обзор Nikon Z f

В целом управление логичное, и даже если вы первый раз берёте камеру Nikon в руки разобраться и привыкнуть не составит труда. 

Обзор Nikon Z f

В отличие от удачной, на мой взгляд, камеры Nikon Z fc, здесь корпус получился очень габаритный – удерживать камеру одной рукой весьма неудобно. Маленький выступ на передней панели не позволяет работать с камерой одной рукой, кисть постоянно напрягается. Красота требует жертв, наверно этим руководствовались инженеры, создавая корпус Z f. При работе двумя руками уже никаких проблем. 

Обзор Nikon Z f

Слоты для карт памяти расположились в отсеке для аккумулятора – из-за отсутствия большого хвата, как у Z6/Z7, другого места попросту не нашлось. При этом сюда можно установить одновременно две карты памяти: SD и Micro SD. Дополнительный слот Micro SD выглядит довольно странным решением. Но давайте подойдём к этому вопросу с другой стороны – здесь мог быть всего один порт SD. В этом случае наличие дополнительного слота, пусть и Micro SD, это действительно здорово. 

Обзор Nikon Z f

Сам слот для Micro SD расположился в небольшом углублении так, что нет никакой возможности вставить и вытащить карту памяти одновременно с установленным аккумулятором. 

Обзор Nikon Z f

Аккумулятор стандартный – EN-EL15. Есть поддержка питания и зарядки батареи внутри камеры, но в этом случае модель аккумулятора должна быть не ниже EN-EL15c (с EN-EL15b будет работать только зарядка и только при выключенной камере). Кстати, камера теперь отказывает работать со сторонними аккумуляторами, не оснащёнными специальным чипом, так что будьте внимательны. По нашим тестам, одного заряда фирменного аккумулятора хватает на 85 минут записи видео 4k 60fps (для 4K 30fps показатель будет заметно выше). Заявленный ресурс батареи по CIPA составляет 380 кадров, что меньше на 30 кадров по сравнению c Z6 II. 

Обзор Nikon Z f

На левой грани две заглушки, здесь: USB-C, Micro HDMI, разъёмы для подключения наушников и внешнего микрофона. Хочу отметить, что качество самих заглушек заметно лучше, чем у Z6/Z7 – они прилегают плотно, надёжно защищают интерфейсы и не требуют усилий, чтобы их установить обратно.

Характеристики Nikon Z f

Обзор Nikon Z f
Nikon ZfNikon Z6 II
МатрицаКМОП-матрица, 35.9×23.9 мм, 24.5МпКМОП-матрица, 35.9×23.9 мм, 24.5Мп
ПроцессорEXPEED 72x EXPEED 6
СтабилизацияМатричная до 8 стоповФункция Multi-ShotМатричная до 5 стопов
Серийная съемка30 к/с (электронный затвор)
14 к/с (механический затвор)
функция Pre-Release
14 к/с 12 бит, 10 к/с 14 бит
Выдержка30-1/8000, 900 секунд в режиме M30-1/8000, 900 секунд в режиме M
ISO100-64 000 (расширенный 50-204 800)100-51 200 (расширенный 50-204 800)
Видео4K 60fps (кроп 1,54K)
4K 30fps
UHD 30fps
FHD до 120p
4K 60fps (кроп 1,54K)
4K 30fps
UHD 30fps
FHD до 120p
Доп. возможности видеоHLG, 10bit, 4:2:2, N-Log на карту памяти 
Запись звука 24 Бит
Waveform
Вывод через HDMI на рекордер N-log, HLG, 10bit. ProResRAW, Blackmagic RAW на рекордер после платной активации прошивки
АвтофокусГибридный, 273 точки. Определение людей, собак, кошек, птиц, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, поездов и самолетов. Функция 3D-трекингГибридный, 273 точки. Определение лиц, глаз, морд животных.
Чувствительность автофокусаОт -10 to +19 EVОт –6 до +19 EV
ВидоискательOLED, 3690 тыс. точек, 0.8хOLED, 3690 тыс. точек, 0.8х
МониторПоворотный, 3.2 дюйма, разрешение 2,1 МпОтклоняемый, разрешение  2,1 Мп
РазъемыHDMI Type D, USB Type C, микрофонный вход, выход на наушникиHDMI Type C, USB Type C, микрофонный вход, выход на наушники, управляющий порт
Беспородные интерфейсыWi-Fi 5, Bluetooth 5.0Wi-Fi 5, Bluetooth 4.2
Карты памяти1x UHS-II SD, 1x UHS-I Micro SDCFexpress (тип B), XQD + SD, SDHC, SDXC (с поддержкой UHS-II)
БатареяEN-EL15c с возможностью питания во время работы, порт совместим с EN-EL15b/EN-EL15a/EN-EL15EN-EL15c с возможностью питания во время работы, порт совместим с EN-EL15b/EN-EL15a/EN-EL15
Ресурс батареиCIPA 380CIPA 410
Батарейный блокнетMB-N11 и MB-N10
РазмерыПрибл. 144 x 103 x 49 mmПрибл. 134 x 100,5 x 69,5 мм
ВесПрибл 710 гПрибл. 705 г

Тестирование Nikon Z f

Обзор Nikon Z f

Как вы могли увидеть из таблицы характеристик выше, Nikon Z f немногим отличается от Z6 II. Однако наш герой оснащён топовым процессором EXPEED 7 (такой же установлен в Z9, Z8 и новом Z6 III) и во многом именно благодаря ему мы имеем преимущества Z f перед Z6 II. Давайте начнём с анализа работы камеры на различных значениях ISO.

ISO

Компания Nikon не скрывает, что здесь установлена та же самая матрица, как и в Z6 II – это 24,5 мегапиксельный сенсор с обратной засветкой и классическим фильтром Байера, никаких новомодных многослойных технологий. Однако каким-то абсолютно волшебным образом максимальное базовое значение ISO у Z f увеличилось на 1/3 ступени до ISO64000. Но если сравнивать RAW-файл на ISO 64000 с двух камер, то количество шумов абсолютно идентично:

А если посмотреть на результаты синтетического теста, то и вовсе можно убедиться, что матрицы здесь абсолютно одинаковые и количество шумов также идентично на всех значениях:

Здесь суть в другом. В камере Z f применяется интеллектуальный алгоритм шумоподавления, который анализируя картинку, способен снизить шумы, не теряя в детализации. На участках изображения, где отсутствуют детали шумоподавление, воздействует интенсивнее, чем на участках, где такие детали присутствуют. Этот алгоритм работает в JPEG либо при конвертировании RAW-файлов в фирменном редакторе NX Studio.

Давайте посмотрим на файлы без воздействия алгоритмов шумоподавления:

 100
 200
 400
 800
 1600
 3200
 6400
 12800
25600
51200
64000

Первый минимальный шум можно заметить на ISO 800 – он не сказывается на детализации и цветопередаче. ISO3200 показывает первые цветные шумы на тёмных участках кадра, зерно становится крупнее. На ISO6400 цветной шум проявляется уже на светлых участках, что сказывается на детализации, но совершенно незначительно. Даже ISO12800 можно использовать для крупноформатной печати, немного помудрив в редакторе с шумоподавлением. Дальнейшие ISO показывают заметно снижение детализации, страдает цветопередача – значения нерабочие (ссылка на исходники в конце раздела).

А теперь посмотрите на то, как отрабатывает интеллектуальное шумоподавление в камере: 

6400
12800
25600
51200
64000

Тогда как при анализе RAW-файлов ISO25600 я назвал нерабочим, на JPEG мы видим относительно чистую картинку без каких-либо цветных шумов и достаточно неплохой детализацией. Действительно здорово! 

Динамический диапазон

Поскольку выше мы уже убедились, что имеем дело с той же матрицей Z6 II, ожидать чудес относительно динамического диапазона не следует. Но всё же давайте проанализируем. Наш классический тест: кадры недоэкспонированные/переэкспонированные и далее восстановлены в редакторе на соответствующее количество ступеней (исходники в конце раздела). Смотрим:

0EV
+1EV
+2EV
+3EV
+4EV

Неожиданные результаты! Да, запас невелик – две ступени максимум, далее потеря полутонов. Но в этом же тесте Nikon Z6 II показал запас чуть более одной ступени. Преимущество почти на одну ступень в светах это серьёзная заявка. И в целом для этого класса камер две ступени в светах это рекордные показатели. К слову, приблизительно такой же результат мы получили при тестировании среднеформатной камеры Fujifilm GFX100 II.

Посмотрим тени:

0EV
-1EV
-2EV
-3EV
-4EV
-5EV

Удивительно, но и здесь камера показывает лучшие результаты. При восстановлении картинки из теней на 3 ступени никакого шума и проблем с детализацией. При экстремальном вытягивании 5 ступеней крупный цветной шум появляется лишь на тёмных участках кадра и влияет на детализацию незначительно, при этом цветопередача остаётся неизменна. 

Похоже, что Nikon удалось улучшить показатели динамического диапазона только благодаря новому процессору, и это впечатляет! Камера даёт действительно очень гибкий RAW файл с широкими возможностями на постредактировании. 

Серийная съёмка и автофокус

1/500, ISO200, f/1.8 [Nikkor Z 85/1.8]

Nikon Z f в сравнении с Z6 II получил более продвинутые возможности серийной съёмки и автофокуса. Благодаря топовому процессору по характеристикам возможности автофокуса не уступают Z8. Здесь появилось распознавание множества типов объектов, 3D-трекинг и в целом чувствительность системы серьёзно возросла.

Детекция объектов работает даже в ручном режиме фокуса MF как помощник: фотограф может вручную управлять дистанцией фокусировки, но в нужный момент нажать кнопку AF-ON и система быстро сфокусируется на выбранном объекте – это удобно. 

Скорость серийной съёмки достигает 30 кадров в секунду с электронным затором и сохранением файлов в сжатом JPEG. Подобных возможностей нет в Z6 II. По нашим тестам скорость полностью подтвердилась, а буфер составил 744 кадра, то есть более 24 секунд непрерывной съёмки. Отмечу, что здесь важна скорость карты памяти, в нашем тесте мы использовали UHS-II с заявленной производителем скоростью записи до 250 Мб/с. 

[Параметры: 1/5000, f/1.8, ISO100. Объектив Nikkor Z 85/1.8]

В тесте выше серия состоит из 296 кадров, 63 из которых с заметным браком по фокусу. Камера всегда отслеживала главного героя (использовался режим 3D-трекинг), выделяя рамочкой лицо/голову, а когда глаза хоть немного поворачивались в кадр, то рамочкой отмечался ближайший глаз. Однако система периодически сбивалась на задний план на несколько кадров и после снова возвращалась на спортсмена. Результат в целом очень достойный для столь скоростной съёмки, всё-таки мы имеем дело c камерой, не предназначенной для репортажной или спортивной съёмки. Также хочу отметить, что во время съёмки нет блэкаута и фотограф может прекрасно контролировать процесс, это очень важно. При съёмке с электронным затвором есть риск проявления эффекта роллинг-шаттер, но в нашем сюжете такой проблемы замечено не было. 

Максимальная скорость серийной съёмки с механическим затвором составляет 14 к/с при сохранении JPEG и 12 к/с при сохранении RAW-файлов. Интересно, что в Z6 II есть RAW-съёмка со скоростью 14к/с с механическим затвором, но файлы сохраняются с глубиной 12 бит, а это существенно сказывается на возможностях при постобработке. А 14-битный RAW Nikon Z6 II умеет сохранять только при скорости 10 к/с и ниже. Наш герой при съёмке 12к/с сохраняет 14-битный RAW-файл, при этом буфер составляет 129 кадров при настройке «сжатие без потерь», далее съёмка замедляется. При съёмке JPEG 14 к/с буфер составляет максимальные 200 кадров, после чего серия останавливается. Независимо от типа сохраняемого файла блэкаут отсутствует. Блэкаут появляется при съёмке 7к/с, но преимущество съёмки при такой скорости – бесконечный буфер. 

Нельзя сказать, что автофокус Nikon Z f идеально справляется со своей задачей, но условия съёмки достаточно непростые. Контрастный фон и яркий контровой свет, серийная съёмка, большая скорость движения вейкбордиста – с такой задачей справится далеко не каждая камера. При съёмке единичных кадров будь то портретная фотография, стрит или пейзаж камера ни разу не подвела. 

Ещё одна полезная функция, которая отсутствует в Z6 II – Pre-Release (предварительная съёмка). Функция работает исключительно с электронным затвором, а длительность предварительной серии можно настроить в специальном меню. 

Стабилизация

Nikon Z f получил ряд уникальных решений для камер производителя, связанных с работой матричной стабилизации. 

В компании заявляют об эффективности стабилизации на уровне 8 ступеней, что является абсолютно рекордным значением. При этом в характеристиках говорится о том, что измерение эффективности стабилизатора производилось с объективом NIKKOR Z 24-120mm f/4 S, который, как мы знаем, не оснащён оптической системой стабилизации. И в этом контексте заявленные 8 ступеней звучат ещё более невероятными. Более того, в компании говорят, что заявленную эффективность можно получить даже на старых объективах с байонетом F-mount. 

Но если посмотреть на результаты нашего синтетического тестирования ниже, то картина не выглядит столь радужно:

Исходя из теста эффективность составляет чуть более 4 ступеней. Такие же результаты мы получили во время тестирования Z6 II. Создаётся впечатление, что производитель лукавит, но, вероятно, при тестировании использовались стабилизация на основе точки фокусировки.

Это новая технология, которая впервые появилась в Nikon Z f. Суть заключается в следующем. Классический пятиосевой стабилизатор компенсирует движения с приоритетом по центру кадра, с новой стабилизацией по точке фокуса, приоритет отдаётся той области изображения, где точка фокуса в данный момент находится. Функция работает только в режиме фото. 

Впервые (наконец-то!) в камерах Nikon появилась функция Pixel Shift, основанная на сдвиге матрицы. Здесь есть четыре режима. Съёмка четырёх или восьми кадров со сдвигом в один пиксель – в результате получается кадр разрешением 24 мегапикселя, но с более высокой детализацией, лучшей цветопередачей и меньшим количеством шумов.

При съёмке 16 или 32 кадров происходит сдвиг на 0.5 пикселя, в результате чего получаются кадры с разрешением 96 мегапикселей. При объединении 8 или 32 снимков достигается максимально точная цветопередача. 

Функция Pixel Shift подходит для съёмки только неподвижных объектов в идеальных и желательно студийных условиях, а объединение кадров делается вручную в утилите NX Studio. Как съёмка, так и объединение кадров происходят очень быстро. 

Видео

Nikon Z f даёт более широкие возможности съёмки видео на карту памяти, нежели Z6 II, при этом не умеет писать RAW-видео через HDMI на внешние рекорды. Напомню, в Z6 II такая возможность не доступна «из коробки» и требует платного обновления, что на текущий момент в России фактически невозможно. 

В отличие от Z6 II, на карту памяти наш герой пишет 10 бит 4:2:2 с возможностью включения логарифмического профиля HLG или N-log. Особенно хочется отметить довольно широкие настройки HLG – ни у одного производителя я не встречал таких возможностей. 

Для более точного контроля экспозиции помимо стандартной гистограммы можно включить незаменимый инструмент Waveform.

Относительно нагрева здесь небольшое разочарование – спустя 20 минут записи 4K 60fps на камере можно жарить пирожки (область за экраном практически обжигает), а ещё через 17 минут камера отключается от перегрева. При работе с 4k 30fps фотоаппарат сможет проработать около 80 минут (Nikon Z6 II мог писать, пока не сядет батарея – а это около 140 минут). Вероятно, причина тому более высокий битрейт видео. Для 4K 30fps битрейт составляет около 190 Мбит/с, а для 4K 60fps в среднем 330 Мбит/с – не самые высокие цифры в этом классе камер, но и не самые низкие.

Детализация 4K 30fps на высоком уровне, есть запас в светах и тенях для постредактирования, особенно это касается N-log и HLG. При проявке HLG 4K 60fps в Davinci Resolve я столкнулся с довольно явным снижением детализации и проявлением шумов. В целом это ожидаемо: 60fps пишутся с кропом 1,54K, а 30fps со всей площади матрицы путём оверсемплинга из 6K.

При съёмке в логарифме минимальное ISO становится выше: для HLG это ISO400, а для N-Log – ISO800. 

Как и в режиме фото, здесь доступен весь диапазон возможностей автофокуса. Отлично работает матричный стабилизатор. В примерах выше заметна дрожь, но проблема не в стабе, а с достаточно сложных условиях – съемка велась на объектив Nikkor Z 85/1.8 c кропом 1.54х. С учетом всех составляющих и моих не особо «стабилизированных» рук для съъки с рук на фокусное расстояние 135мм довольно неплохой результат. Для более плавных кадров доступен достаточно эффективный электронный стабилизатор, но тогда придётся мириться с кропом 1.25х и риском эффекта «желе» по краям кадра. 

Эффект роллинг-шаттер при съёмке 4K здесь достаточно серьёзный как в 60fps, так и 30fps. В целом для этого класса камер такое поведение является нормой. 

При съёмке FHD 120-60fps роллинг-шаттер практически отсутствует. 

Галерея Nikon Z f

Заключение 

Nikon Z f это стильная камера для тех, кого вдохновляет ретродизайн, но идти на компромисс в размерах сенсора не готов. Из-за большой матрицы инженерам просто не удалось сохранить компактность музы в лице Nikon FM2, но взамен новинка получила очень достойные возможности, превосходящие Z6 II. И несмотря на довольно старую матрицу, топовый процессор обеспечил камере хороший задел на будущее.  

Обзор Nikon Z f

Производительный автофокус от Z8, широкий динамический диапазон, интеллектуальное шумоподавление, Pixel Shift, предварительная съёмка, видео 10 бит 4:2:2 на карту памяти – всё это действительно впечатляет! На мой взгляд, для камеры с упором на дизайн как дань истории легендарной компании даже перебор.

Но цифровых беззеркальных камер в ретро стиле много, а полнокадровая одна – это Nikon Z f.

Благодарим магазин GetLens, который предоставил Nikon Z f на обзор!
Магазин профессиональной фототехники GetLens — это доставка по всей России, гарантия, справедливый Trade-In, шоурум в Москве, где к тому же еще и бесплатно почистят матрицу. А герой этого обзора Nikon Z f сейчас продается в GetLens по одной из самых низких цен в России. 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень нравится фотоаппарат по функционалу, но!

    1. На дпревью в тестовых ночных сценах после обработки raw качество на всех iso существенно хуже, чем у z6II (что очень странно) и даже хуже, чем у z5 (что странно вдвойне)
    2. У Вас написано «Но сравнивать RAW-файл на ISO 64000 с двух камер, то количество шумов абсолютно идентично» — вот только на этом же снимке прекрасно видно, что у Zf гораздо больше шумов, а цвета темнее.

    И абсолютно непонятно — почему так??

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь