Пожалуй, у каждого фотографа любителя или профессионала в своем арсенале объективов есть «полтинник». Это по-праву самое популярное фокусное расстояние для полного кадра, которое обладает наиболее правильной и естественной перспективой, близкой к тому, как видит человеческий глаз. Сегодня мы продолжаем цикл обзоров новейших объективов системы Z и у нас на обзоре новенький «полтинник» — Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S.
Во время презентации первых полнокадровых беззеркалок Nikon Z6 и Z7, компания показала сразу три новых объектива, предназначенных для нового байонета NIKKOR Z. Мы увидели стандартный китовый зум-объектив 24-70mm f/4 S (наш обзор), объектив 50mm f/1.8 S и 35mm f/1.8 S (обзор). Не многие фотографы оказались в восторге от того, что компания Nikon оснастила свои беззеркалки новым байонетом. Понять их конечно можно, ведь у обладателей профессиональных полнокадровых зеркальных камер уже есть определенный набор объективов и, надо сказать, не дешевый. Для перехода на безеркальную систему придется либо все продавать, либо использовать старые объективы через адаптер FTZ.
Причины создания нового байонета я довольно подробно разобрал в моем предыдущем обзоре. Если коротко, то создание новых беззеркалок было бы просто невозможным на старом байонете, к тому же мы получили дополнительные технологические плюсы в виде короткого рабочего отрезка и увеличенного диаметра фланца. Минимализировать «шок» от резкого перехода на новые объективы создан переходник FTZ. Объективы Nikkor F с адаптером работают так же быстро, как и на зеркальных камерах, никаких ухудшений пользователь не увидит. В отличие от старых, новые объективы Z обладают самыми современным оптическими технологиями и дополнительными органами управления, такими как программируемое электронное кольцо фокусировки.
Новая линейка объективов имеет название S-line — это свидетельствует о том, что в данных объективах применены все самые передовые технологии объективостроения доступные Nikon на текущий момент. Но давайте перейдем непосредственно к нашему сегодняшнему герою Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S. Встречайте!
Экстерьер и конструкция объектива Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Первые три объектива Nikkor Z очень похожи внешне — виной тому почти одинаковый размер корпуса. Разница визуально незаметна, буквально 2-3мм в диаметре и столько же в длине, в зависимости от модели объектива. Корпус NIKKOR Z 50mm f/1.8 S практически полностью изготовлен из магниевого сплава, таким образом, вес составил целых 415 грамм. Да, это самый тяжелый объектив из выпускаемых Nikon «полтинников». И если продолжать сравнивать с другими «полтинниками» Nikon, то это к тому же самый большой и самый дорогой объектив среди них. Но на этом не стоит зацикливаться и делать какие-либо выводы. Главный показатель — это качество картинки, о нем поговорим чуть позже.
Длина объектива Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S составляет 86,5 мм, а диаметр 76 мм. Фокусировочное кольцо очень широкое, что безусловно удобно в работе. Однако, оно изготовлено также из металла, что создает приятные тактильные ощущения, но при работе на морозе без перчаток (а в них не очень удобно) будут не совсем приятные ощущения «холодка» металла;) Конечно, работа в ручном режиме фокуса или доводки — это все-же не такой частый случай для автофокусного объектива и тем более на морозе.
На объективе присутствует стандартный физический переключатель режима фокуса. Более никаких элементов управления нет. Напомню, что на кольцо фокусировки в меню можно назначить дополнительные функции, например коррекцию экспозиции или изменение значения ISO, что безусловно удобно. Надпись NIKKOR S на корпусе объектива свидетельствует о принадлежности к серии S. Кстати, все объективы этой линейки также имеют отличительную серебристую окантовку.
Ранее, в обзорах некоторых изданий, как российских, так и иностранных, сообщалось, что поскольку кольцо фокусировки электронное, что скорость фокусировки происходит независимо от скорости вращения кольца. На самом деле это не так: управление фокусом полностью зависимо от скорости вращения кольца. Решение сделать кольцо электронным было воспринято не всеми положительно, но к такому способу управления привыкаешь очень быстро. Более того, такое решение положительно сказывается на скорости работы мотора автофокуса, поскольку кольцо физически не связано с оптическими элементами. Кольцо вращается очень плавно и достаточно легко, регулировать фокусировку можно даже одним пальцем.
Конструкция Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S состоит из 12 элементов в 9 группах (включая 2 элемента со сверхнизкой дисперсией, 2 асферических элемента, а также элементы с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal Coat). Диафрагма имеет 9 скругленных лепестков.
Объектив обладает защитой от пыли и влаги — все движущиеся элементы, как утверждает производитель, надежно защищены. Передняя линза имеет фтористое покрытие, что обеспечивает защиту от жира, грязи, пыли и влаги. Такое покрытие, по заявлениям Nikon, гарантирует долговечность и устойчивость к отслаиванию, что позволяет чаще протирать объектив. Диаметр фильтра 62мм.
Новое байонетное крепление оснащено четырьмя пазами для более надежного присоединения к корпусу камеры и 11 контактов электронного сопряжения, в отличие от 8 в F-mount.
Для работы фокуса в NIKKOR Z 50mm f/1.8 S установлен шаговый двигатель, работающий практически бесшумно. Но при записи видео с использованием встроенного микрофона все же будет заметен небольшой шум на аудио-дорожке. В этом плане данный объектив более шумный, нежели 24-70 f/4 S. Фокусировка внутренняя — передняя линза остается неподвижной, что является важным для работы с градиентными или поляризационными фильтрами. Минимальная дистанция фокусировки 0,4 м.
Во время перефокусировки заметено небольшое дыхание фокуса. Оно абсолютно минимально и заметно лишь при перефокусировке с бесконечности на минимальное расстояние. Напомню, для тех кто забыл или не знает, дыхание фокуса — это изменение масштаба объекта, которое происходит при изменении дистанции фокусировки. Отсутствие данного эффекта очень ценится видеографами и фотографами применяющими в своей работе стекинг по фокусу. С учетом этого и минимальной дистанции фокусировки 40см, этот объектив не очень подойдет для предметной или макро-съемки.
Объектив Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S в работе
Никакие технические характеристики на дадут верного представления об объективе. Поэтому давайте подробно рассмотрим все возможности объектива Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S в реальной работе в связке с камерой Nikon Z6.
Боке
Ах боке, боке, куда же без него! Среди новичков «полтинники» являются самыми любимыми фикс-объективами именно благодаря тому, что дают красивую «бокешечку» за относительно небольшие деньги. Среди 50мм фиксов самые дешевые объективы, как правило, со светосилой f/1,8. Наш герой обладает именно такой светосилой, но по стоимости он, как я уже писал, самый дорогой среди себе подобных у Nikon. Вот такой парадокс.
Качество боке — довольно субъективный параметр и о нем можно спорить вечно!;) Но есть боке, которое нравится большинству зрителей — это равномерно залитые диски нерезкости правильной круглой формы, причем желательно без зеленой или фиолетовой окантовки, т.е. без хроматических аберраций.
Нельзя сказать, что NIKKOR Z 50mm f/1.8 S обладает идеальным боке. Диски имеют слегка заметные «луковые кольца», то есть не совсем равномерную заливку. Форма по центру близка к идеальному кругу, напомню, объектив имеет 9 лепестков диафрагмы. В правом вернем углу идеальный круг нарушается — заметны небольшие углы. Диски абсолютно лишены хроматических аберраций, что характерно для очень дорогих объективов.
К краям кадра боке приближается к форме «кошачьего глаза» — данное поведение характерно для всех объективов и связано оно с влиянием геометрического виньетирования. Чем сильнее диски сжимаются, тем выше искажения. Здесь данный эффект выражен не так сильно, как это бывает на других объективах.
Точки на световых дисках — это причина грязной задней линзы и не относится к качеству объектива, так что не забывайте переодически чистить на своих объективах как передние, так и задние линзы!;)
Бликозащита
Объектив Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S имеет не такую хорошую бликозащиту, как тестируемый мной ранее 24-70 f/4, но все равно довольно неплохую. Больше всего блики заметны при прямом попадании яркого источника цвета в объектив, но тут никто не устоит;)
При ярком контровом свете контрастность немного снижается.
На диафрагме f/1,8 одиночные источники света имеют круглую форму и нераспадаются на лучи. При диафрагмировании, начиная буквально с f/2,8 на источниках начинают появляться лучи, при максимально закрытой диафрагме f/16 лучи имеют ярко выраженную форму. Здесь данный эффект более красивый, нежели у 24-70 f/4.
100% кроп. Первый пример f/1.8. Второй пример: f/16
Аберрации
Аберрации — это не только, всем известные хроматические аберрации, существует множество отклонений вызванных недостатками оптических схем и все они появляются по причине отклонения светового луча от идеального направления. Не существует абсолютно идеальных объективов — это просто невозможно.
Хроматические аберрации проявляются в виде фиолетовой и/или зеленой окантовки на краях высококонтрастных объектах, причем не важно в фокусе объект или нет. Обычно это яркий фон и темный объект. Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S имеет слабовыраженный эффект, с которым без труда справится Lightroom без ущерба изображению.
Дисторсия — аберрация, которая проявляется в искажении прямых линий, в результате чего страдает реальная геометрия объекта. Выделяют два вида: подушкообразная и бочкообразная. Для проверки Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S я отключил внутрикамерню коррекцию дисторсии в Nikon Z6.
Как видите, присутствует небольшая бочкообразная дисторсия. Безусловно камера легко справится с коррекицей, но надо учитывать то, что при такой коррекции качество изображения неизбежно ухудшается. Поскольку эффект незначительный, то и ухудшения ближе к периферии кадра будут минимальные.
Виньетирование, знакомое многим искажение, также является разновидностью аберраций. Проявляется в виде затемнения в углах кадра и исправляется диафрагмированием. Больше всего данный эффект заметен на ярких снимках. Для проверки объектива внутрикамерная коррекция виньетирования была отключена. Ниже видео, демонстрирующее поведение объектива на различных диафрагмах.
Значительное снижение эффекта происходит уже на диафрагме f/2.8. Полностью виньетирование исчезает на f/4 — это очень хороший показатель!
Дифракция
Наконец-то мы добрались до важнейшего показателя производительности объектива — резкость по всему полю кадра на различных диафрагмах. Для проверки объектива все внутрикамерные корректировки в Nikon Z6 были отключены, включен бесшумный режим, камера установлена на штатив, а съемка велась удаленно через приложение SnapBridge на iPhone XR. Исходный кадр:
Ниже примеры 100% кроп центра кадра и правого верхнего угла:
Центр | Периферия | |
f/1,8 | ||
f/2 | ||
f/2,2 | ||
f/2,5 | ||
f/2,8 | ||
f/3,2 | ||
f/3,5 | ||
f/4 | ||
f/4,5 | ||
f/5 | ||
f/5,6 | ||
f/6,3 | ||
f/7,1 | ||
f/8 | ||
f/9 | ||
f/10 | ||
f/11 | ||
f/13 | ||
f/14 | ||
f/16 |
Максимальная резкость по центру кадра начинается с f/2 и, в принципе, остается таковой вплоть до значения f/14, на f/16 заметно смягчение резкости. Как ни странно, поведение на периферии кадра абсолютно идентично картинки по центру, но, безусловно, характерно общее ухудшение резкости. Это просто отличный результат для объектива 50мм. То есть, можно сказать, абсолютными рабочими значениями диафрагмы данного объектива являются значения от f/2 до f/14. Но и f/1.8 также является рабочим, будет небольшое смягчение резкости, но зато красивое размытие заднего фона. Если размытие не так важно, то можно смело диафрагму закрывать.
Выше измерения проводились практически на минимальной дистанции фокусировки. Безусловно разрешение объектива зависит от расстояния объекта. Поэтому протестируем NIKKOR Z 50mm f/1.8 S на бесконечности. Все настройки и условия те же. Исходный кадр:
Анализ кропов:
Центр | Периферия | |
f/1,8 | ||
f/2 | ||
f/2,2 | ||
f/2,5 | ||
f/2,8 | ||
f/3,2 | ||
f/3,5 | ||
f/4 | ||
f/4,5 | ||
f/5 | ||
f/5,6 | ||
f/6,3 | ||
f/7,1 | ||
f/8 | ||
f/9 | ||
f/10 | ||
f/11 | ||
f/13 | ||
f/14 | ||
f/16 |
А вот тут уже нельзя уверенно сказать, что f/1,8 и f/2 отличаются по качеству. Можно заметить небольшое ухудшение качества к значениям f/13-f/16, но только если сравнивать с образцами на минимальных значениях диафрагмы.
Заключение
Новые объективы системы Nikon Z не перестают удивлять! Честно скажу, впечатление о NIKKOR Z 50mm f/1.8 S не столь яркие, как от NIKKOR Z 24-70mm f/4 S, но все же объектив поражает своими качествами. Если сразу о минусах: значительный — высокая цена; незначительные минусы — большой размер, вес, немного шумит мотор фокуса (для видео). На этом минусы объектива заканчиваются.
Практически полное отсутствие хроматических аберраций, минимальные искажения геометрии, цепкость автофокуса — во многом это самые главные плюсы. Влияние дифракции заметно только на f/1.8 и f/16, на остальных значениях объектив дает невероятно резкую картинку. Электронное кольцо управления фокусом вначале будет непривычно, но если вы сперва купили китовый комплект с объективом NIKKOR Z 24-70 f/4 S, то никакого дискомфорта это не принесет. Электронное кольцо — это довольно удобное и многофункциональное решение. На открытой диафрагме, если на фоне есть световые точки, можно получить очень красивые световые диски, характерные для дорогих премьер-объективов. Если фон равномерный, то получается очень красивое мягкое размытие без двоений/троений и каких либо других искажений.
Конечно реальную производительность объектива можно понять сравнив визуально картинку двух похожих объективов. К примеру, NIKKOR Z 50mm f/1.8 S и NIKKOR 50mm f/1.4. Это у меня в планах и, я надеюсь, коллеги из Nikon меня поддержат, как и вы, дорогие читатели;) Спасибо за внимание! Не пропустите мой следующий обзор Nikon Nikkor Z 35мм f/1.8 S. Пишите ваши комментарии и подписывайтесь на наш журнал в социальных сетях: Facebook, Вконтакте и Telegram.