Моменты вечности: жизнь и творчество Долорес Марат

фото: Dolorès Marat

Фотографии Долорес Марат (Dolorès Marat) можно назвать произведениями искусства. Неопределённые контуры в пространстве, будто явь или мираж. Одинокие клоуны, птицы, грустные маленькие собачки, случайные прохожие – они словно проводят нас по лабиринту сознания. Долорес является фотографом-медиумом, а её работы можно сравнить с хрустальным шаром, в котором каждый находит что-то своё. Снимки «просвечивают» другое измерение, реальность, доступную только детям, животным и людям, чей взгляд направлен чуть дальше привычного обывателю мира.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

«Делая снимок, я стараюсь запечатлеть эмоцию, которая заставляет меня вспомнить о себе, когда я была маленькой», — говорит Долорес Марат в одном из своих интервью. Её работы как бы искренне передают эту эмоцию. Ключ к её творчеству заключается в этой фразе. Вспомнить себя ребёнком, почувствовать, как ребёнок, застыть, как ребёнок, испугаться, восхититься, поразиться.

Родившаяся в Париже в 1944 году послевоенная девочка, Долорес в 15 лет устроилась работать в швейную мастерскую. Её нормой было шить десять пар брюк и два жилета в неделю. Мать была простой женщиной, отец бросил семью, и Долорес никогда не искала связи с ним, чтобы не причинять боль матери. В их доме не было журналов, не было книг, ей почти не довелось учиться в школе, о чём она сожалеет. Но красота всегда жила в её сердце. Слушая музыку на старом домашнем радио, она мечтала стать дирижёром или певицей.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

«Но однажды, лет в четырнадцать, на уроке географии я подумала: хочу стать фотографом! Это слово пришло ко мне из глубины души. Я даже не знала толком, что это значит, но повторяла без умолку. Мать же сказала: нет, деточка, ты будешь швеёй».

Долорес была послушной и замкнутой. Она никогда не осмелилась бы пойти против матери, но судьба сама решила за неё. В соседней деревне местный фотограф Фруассар, владелец магазина и фотоателье, искал горничную. У Долорес был двухнедельный отпуск, и она сказала матери, что не может отказать работать в свободные выходные. Своей энергией девочка поразила фотографа настолько, что через несколько недель он приехал к матери и предложил Долорес работу в фотоателье. «Ваша дочь создана для фотографии, у неё это в крови!» — сказал он.

«Благодаря фотографии, я была счастлива с пятнадцати лет!» — повторяет Марат неустанно.

На вопрос о том, изменился ли её стиль с пятнадцати лет, она отвечает: нет! Как и в молодости, она восторгается красотой природы.

«У меня истерика, когда идёт снег. Это так красиво! Я молюсь, чтобы пошёл снег. Вижу себя, выходящей на холод, посреди ночи».

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Долорес — уникальный творец. Каждое её изображение существует в единственном экземпляре. Это всегда один снимок. Никаких нескольких попыток, ретуши, цветокоррекции, даже кадрирования. Долорес нажимает на спусковой затвор в тот момент, когда виденный ею момент вызывает эмоцию. Многие её снимки смазаны, так как снимаются на ходу. Остановиться, прицелиться — значит упустить этот момент. Её фотографии больше не о том, что она видит, а о том, что чувствует; в них полно «электричества». Французский писатель Жан Жене описал этот быстрый взгляд в своём эссе «Мастерская Альберто Джакометти» — перед таким взглядом люди и вещи словно обнажаются, предстают в своём первозданном виде, полные одиночества.

Марат настолько погружена в свой мир красоты и иллюзий, что даже ночью держит фотоаппарат под кроватью. Часто она видит кошмары, что упускает что-то прекрасное, что в её фотоаппарате закончилась плёнка.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Не слишком разговорчива, застенчива и даже аутичная в молодости, она говорит: фотография — это история, которую она хотела бы рассказать миру. Свой изобразительный язык она искала всю жизнь, собирала опыт и знания, пока не стала Долорес-художником. В девятнадцать лет замужество, рождение детей, затем работа в фотолаборатории журнала. Долорес проводила там дни и ночи, печатая снимки знаменитых фотографов, мечтая, что когда-нибудь сама будет снимать. Однажды случай привёл в её лабораторию знакомого фотографа, предложившего ей взглянуть на обложку, которую он сделал.

«Это было как электрошок, впервые я увидела ту самую печать Фрессона. Поклялась себе, что если когда-нибудь сделаю фотографии, они будут напечатаны только у Фрессона».

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Мастерская Фрессона представляет собой уникальное семейное ателье, использующее запатентованный старинный метод фотопечати, разработанный в конце девятнадцатого века Теодором-Анри Фрессоном и продолженный его сыновьями и внуком. Процесс чрезвычайно сложен, каждый отпечаток создаётся вручную.

Образы на фотографиях, к которым «прикасаются» мастера Фрессона, больше напоминают живопись, чем обычную фотографию. Крупное зерно, пыльные цвета превращают фотографии в полотна пуантилистов. Они словно шипят и пенятся, трансформируются на глазах. Эти снимки вневременные в прямом и переносном смысле, поскольку годы не оказывают влияния на тонкую профессиональную работу. Такие фотографии не выцветают даже на солнце, наоборот, приобретают благородные тона.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Только спустя десять лет Долорес решилась представить три своих кадра в легендарной мастерской.

«Я вошла и показала три своих слайда. Господин из магазина сказал: ‘Это слишком паршиво, мистер Фрессон никогда не захочет печатать вам это’. Но я настаивала, что всё равно хочу их напечатать, чего бы это ни стоило, и они были напечатаны».

Первой фотографией, напечатанной у Фрессона, была женщина, идущая по тротуару. Это уже было только её творчество, собственный способ рассказать историю.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Когда Долорес было около сорока лет, она оставила все свои работы и подработки, дождалась, пока взрослые дети ушли из дома, и посвятила себя полностью фотографии. Друзья и близкие не могли понять этот шаг в неизвестность. Более года она просто пыталась разобраться, каким именно она хочет стать фотографом, что снимать, что показывать миру.

«Я никогда не путешествовала, не покидала Парижа. Поняла, что меня интересует то, что происходит вокруг меня. Мне интересно одиночество людей в городах. Вот он – безумный мир в метро или где-то ещё, и вдруг появляется человек, и я могу как бы изолировать его в некоем пузыре».

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Долорес трогательно рассказывает о том, как мечтала о самой лучшей фототехнике и каждый месяц откладывала небольшую сумму на фотоаппарат, но смогла накопить на заветную Leica только спустя десять лет. Её первой камерой стала Minolta с объективом 35-мм. Leica появились позже, и Долорес смешно рассказывает, как раскладывает фотоаппараты на кровати и устраивает для них выставки. Это делает её самым счастливым человеком.

Камера стала для неё спасением в трудные времена, о которых она упоминает в интервью лишь мельком. После аварии, последовавшей за инсультом, руки Долорес совсем не поддавались контролю: она не могла застегнуть на себе жилет, даже открыть маленькую бутылку минеральной воды. Долорес изо всех сил стремилась к восстановлению. Медсёстры в клинике говорили ей: «Нам трудно наблюдать за тем, насколько вам тяжело, как вы сдерживаеитесь. Но хорошо, что у вас есть столько сил, чтобы подняться».

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Карьера Марат начала подниматься после выставок в Европе, Франции и Америке. Долорес влюблена в Нью-Йорк. Город ей нравится за возможность внезапных сюрпризов за каждым углом. Более семи лет она ежегодно летала туда к подругам, обеспечивавшим ей бесплатное проживание. Отель и перелёт были бы для Марат непосильны. Она вспоминает, что денег хватало только на плёнки и билеты туда и обратно.

Ещё одной большой любовью для неё является мифический «старый мир»: Тунис, Сирия, Иордания, Египет, Греция, Сицилия, Кипр, Алжир, Турция. Своими снимками Долорес умудряется проникнуть сквозь толщу времени и представить эти древние места в их первозданной красоте. Её путешествие в Иорданию кажется той самой настоящей дорогой в Эдемский Сад, полумесяц луны на чёрном небе – тем загадочным светилом, перед которым кланялись жрецы.

фото: Dolorès Marat
фото: Dolorès Marat

Долорес любит издавать книги. Она считает, что таким образом делает свою работу доступной тем, кто не может себе позволить покупать оригинальные фотографии. У неё уже вышло семь книг, одна из которых посвящена парижскому метро, которую она просто обожает. В книге собрано около тридцати художественных снимков, разделённых на три главы по цвету: голубизна раннего утра, медные зимние солнце, предчувствие одиноких ночей. Герои её фотографий напоминают персонажей из кино, и ей нравится эта не постановочная кинематографичность, которую часто сравнивают с фильмами Хичкока.

фото: Dolorès Marat

На семинарах Долорес рассказывает студентам в первую очередь историю своей жизни. Она делает это, чтобы каждый осознал: смелость и настойчивость — одни из самых важных качеств для фотографа. «Говорю, что в моём случае ничего не предвещало того, что я окажусь в мире фотографии, но, когда вы чего-то искренне желаете, когда верите в это глубоко, вы обязательно добьётесь этого, даже если придётся подождать немного».

фото: Dolorès Marat

Ещё больше работ по ссылке: Dolorès Marat

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь