Знакомьтесь: коммерческий аэрофотограф и дизайнер Том Хеген (Tom Hegen) из Мюнхена, Германия. Он профессионально занимается аэрофотосъемкой, а в своих фотографиях старается показывать не только природу — великолепные пейзажи, но и непосредственное присутствие в ней человека. Для того чтобы привлечь внимание зрителя к тем местам, где природа соприкасается с человеком, обращая внимание на необычные силы, влияющие на нашу окружающую среду.
«Я не осуждаю места, которые фотографирую», — говорит аэрофотограф Том Хеген. И добавляет: «Я считаю себя скорее наблюдателем, который документирует эти места, дает обзор и понимание наших отношений с природой».
Его работа сосредоточена на связях между людьми и природой, особенно на влиянии человеческого вмешательства на ландшафты. В своей серии «Устричная ферма» Том рассказывает о том, как люди выращивают пищу даже в самых невероятных местах, которые только можно себе представить.
Мы, вероятно, находимся на рекордно высоком уровне, учитывая нагрузку, которую человечество возлагает на ресурсы Земли. Постоянно растущий спрос на морепродукты привел к появлению некоторых из самых нетрадиционных методов производства продуктов питания, которые мы когда-либо видели. Поскольку мировое потребление морепродуктов с 1980-х годов увеличилось более чем вдвое, в настоящее время рыбоводство производит больше метрических тонн морепродуктов, чем те, которые выловлены тралением в море. Может ли такая практика помочь поддержать популяцию рыб в океанах? Том Хеген исследует влияние человечества и его методов ведения сельского хозяйства на нашу планету.
Расскажи немного о себе, о том, как вы пришли в фотографию.
Том Хеген: около 10 лет назад я начал свою карьеру с классической пейзажной фотографии, но вскоре понял, что эти приукрашенные снимки не отражают их реальное окружение. Я начал сомневаться в термине «пейзаж», известном из «пейзажной фотографии». «Земля» — слово германского происхождения, и корни суффикса «-пейзаж» немецкого «-schaffen» относятся к глаголу «формирование». Таким образом, ландшафт в смысле озеленения относится к деятельности, которая изменяет видимые особенности местности. Как следствие, сейчас я сосредотачиваюсь на пейзажах, которые показывают влияние человеческого присутствия на Земле. Это по-прежнему вид пейзажной фотографии, но с более концептуальным подходом и документальным характером.
Вы снимали все эти изображения во время своего полета или вы использовали дрон для фотосъемки? Пожалуйста, расскажите нам подробнее об используемом при этой съемке снаряжении.
Том Хеген: Основная серия, представленная в этой статье, была снята с помощью тяжелого дрона. К дрону прикреплена камера среднего формата на 100 мегапикселей, и я могу управлять дроном и камерой с помощью пульта дистанционного управления с земли. Я также получаю видеосигнал на планшете, чтобы увидеть, что видит камера. Я использую различные инструменты для создания своих проектов; иногда это дроны, иногда вертолеты или небольшие самолеты.
Что такого особенного в используемом вами снаряжении, которое, по вашему мнению, помогает вам получать желаемые фотографии?
Том Хеген: для меня все эти вещи, такие как дроны или вертолеты, — всего лишь инструменты, которые дают мне возможность настроить камеру в правильном ракурсе. Но дело не в технике, которую я использую, а только в результатах. Я даже снимал проекты, стоя на мосту, глядя вниз. В наши дни камеры очень эффективны, и вы можете сделать плохой снимок с помощью лучшей камеры в мире, но также и отличный снимок с помощью смартфона. Для меня важны результат, концепция и история.
Какие меры по охране здоровья и безопасности необходимо учитывать аэрофотографу перед съемкой?
Том Хеген: это действительно зависит от того, что вы делаете. Но стоит упомянуть, что аэрофотосъемка — это не то же самое, что стоять со штативом на земле в ожидании подходящего момента. Требуется гораздо больше планирования и подготовки. Я трачу много времени на поиск пилотов в тех местах, которые хочу сфотографировать, или инструктирую их о том, чего я хочу достичь. Вы также должны принять определенные меры предосторожности, например, надеть ремень или убедиться, что все, что вы берете с собой в полет, каким-то образом прикреплено к летательному аппарату, чтобы на самом деле ничто не могло упасть. Морская болезнь также может быть проблемой, когда вы летите со скоростью 100 миль в час, кружите над объектом и смотрите в видоискатель на 120 мм. Это может сильно отвлекать и [это может закончить] съемку раньше, чем ожидалось. Что касается фотосъемки, рекомендуется использовать как можно более короткую выдержку, чтобы получить резкие изображения. Это игра между съемкой на открытой диафрагме, правильной настройкой ISO и устойчивостью камеры.
Что вдохновило вас на создание сериала об устричных фермах?
Том Хеген: Меня интересует концепция антропоцена. Это термин, используемый учеными, которые предполагают, что люди в последние столетия стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на биологические, геологические и атмосферные процессы на Земле. Некоторые из наиболее значительных изменений в антропоцене включают изменение климата, озоновую дыру в Антарктике, быстрое повышение уровня моря и изменения ландшафта, вызванные смещением рек или деградацией сырья. В своих фотографиях я исследую происхождение и масштаб этой идеи, чтобы понять масштабы вмешательства человека в естественные пространства и обратить внимание на то, как люди могут брать на себя ответственность. Аэрофотосъемка — отличный способ задокументировать эти вмешательства, потому что она делает видимыми масштабы человеческих сил на Земле. Серия «Устричные фермы» — впечатляющий пример того, как мы, наш вид, можем выращивать пищу даже в непроходимой местности. В своей серии фотографий я стараюсь полностью взглянуть на цепочку потребления.
Все ли из этих фотографий были сняты в одном конкретном месте или съемка проходила на нескольких таких фермах?
Том Хеген: фотосерия «Устричная ферма» снималась в разных местах на северо-западе французского атлантического побережья. Это район с одной из самых широких приливных зон в мире. Когда прилив уносит воду с берега, на пляжах появляются ряды устриц. Сочетание мягкого летнего климата и свежей морской воды, которую несколько раз в день обновляет прилив, делает его идеальным питомником.
Сколько времени ушло на то, чтобы сфотографировать всю серию, и с какими трудностями вы при этом столкнулись?
Том Хеген: Я был в этом районе около двух недель. Одной из самых больших проблем для этого проекта было определение времени с учетом погоды, света и приливов. Устричные фермы видны только во время отлива, который длится около трех часов в день. Я снимал этот проект зимой 2020 года, в много ненастных и дождливых дней. Из-за этого было еще труднее найти нужный промежуток для съемки этих локаций. Было много ожидания подходящего момента, как и в фотографии!
Время суток имело решающее значение для того, чтобы вы могли фотографировать фермы без значительных отражающих помех. Было ли это связано с большим количеством проб и ошибок?
Том Хеген: да, как упоминалось ранее, этот проект было очень сложно снимать, особенно если учесть короткие временные рамки каждого дня и погодные условия, с которыми мне приходилось сталкиваться. Но в целом для съемок своих проектов я предпочитаю яркое пасмурное небо. Оно создает очень мягкий контраст на земле и уменьшает отражение солнца в воде.
Большинство строк на ваших изображениях расположены близко друг к другу парами. Какое значение имеет такое расположение и сколько устриц вмещает каждый ряд?
Том Хеген: после того, как молодые устрицы созреют в маленьких стручках, фермеры помещают их в сетчатые мешки и размещают на мелководье. Прилив постоянно приносит ракушкам пресную воду, что помогает им расти. Я не могу сказать вам, сколько устриц в одной сумке, но они кладутся туда вручную и кажутся довольно тяжелыми. Я предполагаю, что в сумке содержится около 100-200 устриц.
У вас тоже была возможность сфотографировать фермы на уровне глаз? Как далеко в океане расположены эти фермы?
Том Хеген: Я видел эти устричные банки также с уровня земли, но не делал никаких снимков с этой точки, так как хотел показать их с более высокой, более абстрактной точки зрения.
На многих изображениях показано сухое, бесплодное морское дно, а на других — зеленые равнины с тракторами среди рядов. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Том Хеген: Клетки, полные ракушек, доставляют на устричные фермы, расположенные в четырех-пяти километрах от моря, складывают в стеллажи и оставляют на два года, пока устрицы не вырастут. Пакеты встряхивают и периодически переворачивают, чтобы устрицы не слипались. Фермеры используют лодки и тракторы, чтобы добраться до устриц во время отлива.
В последнее время рыбоводство стало незамеченным из-за нерациональной практики многих хозяйств по всему миру. Чтобы вы сказали тем, кто считает, что разведение устриц — тоже часть той же проблемы?
Том Хеген: Устричные фермы — это просто еще один [пример] того, как мы, люди, нашли другой способ добывать еду и получать прибыль за счет ресурсов, которые может предложить наша планета. Насколько я могу судить, я не думаю, что такая практика является неустойчивой, поскольку раковины являются средой обитания для других видов. Но в то же время это животное, которое живет только для потребления, а устричные клумбы оказывают влияние на прибрежные воды. Я не сужу места, которые фотографирую, я вижу себя скорее наблюдателем, который документирует эти места, дает обзор и понимание наших взаимоотношений с природой.
Сколько времени занимает весь процесс, прежде чем устрицы будут готовы к продаже? Будут ли в будущих сериях представлены дополнительные этапы выращивания устриц?
Том Хеген: Устрицам примерно от двух до четырех лет к тому времени, когда они готовы к употреблению. На данный момент этот проект для меня завершен.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/tomhegen.de], [tomhegen.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube