Michael Kenna и его черно-белые пейзажи

фото: Michael Kenna

Майкл Кенна – всемирно признанный английский фотограф, наиболее прославленный за счет своих выдающихся черно-белых пейзажей, которые он снимал по всему миру. Он, безусловно, один из самых влиятельных пейзажных фотографов своего поколения. Примерно с 1986 года он в основном использовал среднеформатные камеры Hasselblad и камеры Holga, что и объясняет квадратный формат большинства его фотографий.

фото: Michael Kenna

Я восхищаюсь вашим умением снимать пейзажи и находить невероятные ракурсы и видеть минимализм в кадре. Я знаю, что кроме фотографии вы также имеет достаточный опыт в написании картин. Вы когда-нибудь думали о том, какой стала бы ваша жизнь будучи вы художником, а не фотографом?

Я уверен, что жизнь была бы чрезвычайно увлекательной, если бы я провел свое время, будучи художником, или музыкантом, или поэтом, или буддийским монахом, или многими другими людьми. Мне часто хотелось иметь себя в качестве нескольких клонов, чтобы я мог испытать другие грани несметного числа возможностей в этом мире. Чтобы стать профессиональным фотографом, требуются годы сосредоточенного изучения и практической работы. Конечно, то же самое и в живописи. Я хотел бы исследовать этот путь творческого самовыражения. Может еще есть время.

В настоящее время с использованием цифрового издания фотографии иногда становятся ближе к картинам. Мы полагаем, что некоторые из ваших работ обладают этим свойством. У них мечтательный вид, напоминающий изысканные краски прошлого. С другой стороны, некоторые краски могут заставить зрителя подумать, что это фотографии. Что ты думаешь об этом? Вы верите, что между живописью и фотографией есть принципиальная разница? Какая между ними граница?

Реклама
фото: Michael Kenna

У меня нет ответов на этот вопрос, только мысли. Я полагаю, что когда-то фундаментальной границей была привязка фотографии к реальности. В общем, то, что было сфотографировано, действительно существовало, поэтому у нас была естественная склонность верить в то, что мы видели. Конечно, цифровая революция все изменила. На мой взгляд, границы теперь размыты до такой степени, что часто невозможно узнать, является ли произведение искусства картиной или фотографией. Поэтому мы можем задаться вопросом, имеет ли это значение. В конце концов, красота находится в разуме (а также в сердце и душе …) смотрящего. Лично я обнаружил, что фотография, сделанная за доли секунды, может тронуть меня больше, чем картина, сделанная за несколько дней и недель. Тем не менее, если я подумаю о сравнении, например, картины Микеланджело с серебряно-желатиновой печатью, это покажется бесполезным занятием. Я считаю, что нужно относиться к произведениям искусства и реагировать на них, исходя из того, что каждое произведение уникально. Я не думаю, что нам нужно устанавливать общие правила.

фото: Michael Kenna

Все великие фотографы, как и многие выдающиеся представители других профессий, имеют преданность своему делу выше среднего и непоколебимую веру в то, что они делают. Однако это может происходить только в периоды вдохновения. Вы можете сказать нам, откуда взялось ваше увлечение? Что вдохновляет Майкла Кенна? Откуда вы черпаете силы создавать свои шедевры?

Жизнь и постоянное осознание того, что все может закончиться в мгновение ока, вот что вдохновляет меня. Проще говоря, я хочу полностью охватить каждую секунду своего существования. Я не делаю вид, что понимаю, о чем эта жизнь. Есть бесчисленное множество философий и идеологий, всевозможных точек зрения и убеждений, которые я мог бы изучить и изучать, если бы захотел. Однако, чем дольше я жил и чем дальше путешествовал, тем больше я приходил к некоторым основным выводам. Я считаю, что на всех нас лежит простая (а иногда и невероятно сложная) ответственность — реализовать свой наивысший потенциал.

фото: Michael Kenna

Многие из ваших художественных работ снимаются в известных местах, таких как Англия, Франция и Италия, и это лишь некоторые из них. Считаете ли вы, что известные места дают преимущество фотографиям?

Я фотографирую, когда и где могу. Вы совершенно правы, заметив, что на некоторых фотографиях изображены известные места. Распознавание места, безусловно, помогает изображениям. Однако, если место хорошо известно, возможно, оно не так интересно зрителям. Если место легко доступно, возможно, его также хорошо сфотографировали другие. У фотографирования известных мест есть свои преимущества и недостатки. Мой вывод таков, что не о чем беспокоиться.

фото: Michael Kenna

Фотографии часто содержат несколько историй, эмоций и чувств. Вы когда-нибудь задумывались, как бы выглядел мир, если бы это была фотография?

Полагаю, что большую часть времени я представляю мир как фотографию. Нелегко, а может быть, даже возможно определить границы того, когда человек является фотографом, а когда нет. Часть моего разума постоянно помещает мир в прямоугольники, сокращает его до черного и белого и представляет его в двух измерениях. Я полагаю, что музыкант должен постоянно слушать и сочинять, поэт постоянно играет словами и предложениями. Как некоторое время назад сообщил нам греческий философ: «Мы — то, что мы постоянно делаем. Таким образом, совершенство — это не действие, а привычка».

фото: Michael Kenna

Поделитесь с нами, какую фототехнику вы предпочитаете или с чем вам удобнее работать? Насколько важно оборудование для вашей работы?

Среднеформатные камеры Hasselblad были моими избранными средствами фотографического самовыражения на протяжении последних тридцати лет. Я работаю с серебряными материалами, пленочными фотоаппаратами и печатаю в фотолаборатории. Я не использую цифровой носитель. Нижеследующее может быть немного техническим для некоторых из ваших читателей, но я попытаюсь объяснить мои обычные рабочие установки для типичной фотографической экспедиции. Обычно я беру два корпуса камеры, два видоискателя, две задние пленки, пять линз, ручной измеритель (в основном для ночной съемки), легкий графитовый штатив с шаровой головкой, и многие кабельные релизы (так как я их теряю в темноте). В среднем у меня 10-15 рулонов пленки в день. Все должно поместиться в рюкзак (кроме штатива), поскольку я хожу, часто часами, когда фотографирую, и мне нужно иметь возможность работать в любых условиях, не беспокоясь об оборудовании. Эти камеры стали старыми друзьями, знакомыми и удобными. Они полностью ручные, без наворотов. Они могут работать в экстремальных погодных условиях и в целом надежны. Я получаю приличный негатив среднего размера, который можно распечатать целиком или обрезать по мере необходимости.

фото: Michael Kenna

Иногда я также использую пластиковые камеры Holga, которые снимают на ту же пленку. Они сравнительно легкие и недорогие. Они также причудливы и непредсказуемы — вот лишь некоторые из многих причин, по которым я их люблю. У Hasselblads и Holgas есть свои плюсы и минусы — мне нравится снимать на обе эти камеры.

В конечном счете, я считаю, что тип оборудования, которое выбирает фотограф, относительно не важен по сравнению с видением и точкой зрения. Если мы снова сравним фотографию с живописью, это немного похоже на вопрос художника о том, какие краски, кисти и холсты он использует.

фото: Michael Kenna

Достижение такой степени экспозиции похоже на создание живой фотографии. Как вы готовитесь к таким съемкам? Они требуют долгой подготовки?

Когда я фотографирую, я ищу какой-то резонанс, связь, искру узнаваемость. Я стараюсь не принимать осознанных решений относительно того, что я ищу. Я не готовлюсь серьезно к своим съемкам. По сути, я хожу, исследую и фотографирую. Я никогда не знаю, буду ли я в каком-то месте минуту, часы или дни. Я не знаю заранее, будут ли экспозиции составлять доли секунды, несколько минут или много часов. Приближение к теме для меня немного похоже на встречу с человеком и начало разговора. Как заранее узнать, к чему это приведет, каков будет предмет, насколько интимным он станет, как долго продлятся потенциальные отношения? Конечно, чувство любопытства и готовность проявить терпение, чтобы позволить предмету раскрыть себя, являются важными элементами в этом процессе. Решения о выдержках принимаются, когда субъект занят. Следует отметить, что здесь не раз появлялись интересные изображения из мест, которые я считал неинтересными. Обратное было одинаково верно и актуально. Необходимо полностью принять тот факт, что иногда случаются сюрпризы, а контроль над результатом не всегда необходим или даже желателен.

фото: Michael Kenna

Какая конкретная работа из всего вашего производства вам понравилась больше всего и почему?

На это невозможно ответить. Это немного похоже на вопрос о том, кого из ваших детей вы больше любите! Позвольте мне сказать, что ни один проект не был моим любимым, поэтому вместо этого я расскажу об одном из многих проектов, которые мне очень понравились: Япония. Моя первая поездка туда была в 1987 году, когда я сфотографировал святыни и храмовые районы Киото и Нары. Я возвращался в течение следующих нескольких лет для выставок, автографов и лекций, обычно в Токио или в другие мегаполисы. Однако моей мечтой было исследовать пейзажи Японии на Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Окинаве и Сикоку. Я начал это делать только в 2000 году. Есть что-то загадочное и удивительно манящее на японской земле.

фото: Michael Kenna

Работа и путешествия по этой стране и конкретно по острову Хоккайдо в течение последних пятнадцати лет были удивительным опытом, особенно в зимние месяцы, когда ландшафт трансформируется слоями снега и льда в графическую картину суми-э, визуальное хайку. Простые очертания забора, ведущего вверх по склону холма, музыкальные характеристики снежных преград, расположенные как пустая партитура, ожидающая наших нот, меланхоличная природа подсолнухов, сюрреалистически позирующих в снегу, кружевной узор замерзающего льда окружающий маяк на Охотском море — список изящных явлений, ожидающих нашего взора на этом абстрактном зимнем полотне, можно продолжить. Я почувствовал сильную эмоциональную реакцию на Хоккайдо и черпал огромное творческое вдохновение в свете и атмосфере этого особенного места.

фото: Michael Kenna

Какая из ваших серий фотографий произвела на вас наибольшее впечатление и почему?

Кажется, что в этом нашем мире есть бесконечное количество фотографических возможностей. Решения и выбор должны быть сделаны в отношении того, что является значимым и лично значимым. Я обнаружил, что мой интерес к воспоминаниям, времени и переменам часто определяет, что меня привлекает в фотографии. Иногда мне кажется, что мы выбираем одни проекты, а другие выбирают нас. Наверное, самые запоминающиеся фотографии, которые я сделал, — это нацистские концентрационные лагеря времен Второй мировой войны в Европе. Когда я делал эти фотографии в период с 1988 по 2000 год, я чувствовал, что нахожусь в нужном месте в нужное время с соответствующей подготовкой и видением. У меня был доступ к концентрационным лагерям в Польше, Латвии, Чехословакии, Восточной Германии и т.д., до которых раньше было очень трудно добраться. Эти лагеря были наполнены атмосферой и пережитками прошлого. Я чувствовал, что должен воспользоваться ситуацией и сфотографировать все, что смог найти, прежде чем эти места изменятся или попросту исчезнут.

фото: Michael Kenna

Что вас больше всего интересует в творчестве других фотографов?

На меня повлияли многие фотографы, их слишком много, чтобы перечислить! Я исхожу из европейской традиции, и моими первыми мастерами были Юджин Атже, Билл Брандт, Марио Джакомелли и Йозеф Судек и другие. Эти фотографические гиганты, наряду с американцами: Ансель Адамс, Рут Бернхард, Гарри Каллахан, Альфред Стейглиц и т. д., сильно повлияли на то, как я вижу, и фотографирую. Я полагаю, что все они в душе романтики, особенно европейцы, все озабочены фотографированием чувств, а также документированием внешней реальности. Эжен Атже вдохновил меня сфотографировать сады Нотр в Париже и его окрестностях. Билл Брандт привел меня обратно в промышленные города на северо-западе Англии — он показал мне, что красота всегда в сознании смотрящего. Я бы продолжил фотографировать электростанции и заводские интерьеры. Ощущение мощной двухмерной абстракции и дизайна Марио Джакомелли также сильно повлияло на меня. Вот кто-то, кто использовал толстую маркерную ручку, чтобы закрасить черные линии на фотографии. Мне очень понравилось его освобождение от традиционной «художественной фотографии». Йозеф Судек научил меня, что свет может исходить изнутри предмета, а не только освещать снаружи. Его изображения напомнили мне инфракрасные исследования. Его стремление фотографировать только Прагу было также поучительным.

фото: Michael Kenna

Что было самым большим препятствием на вашем творческом пути? Как вы с этим справились?

Время было и остается самым большим препятствием на моем творческом пути. Его никогда не было достаточно. Я старался быть максимально эффективным, но меня всегда разочаровывает то, что у меня никогда не бывает достаточно времени, чтобы делать все, что я хочу. Отсюда мое желание иметь несколько клонов в помощь себе!

Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.

фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna
фото: Michael Kenna

[michaelkenna.com], [instagram.com/michaelkennaphoto]

Следите за новостями в наших социальных сетях

Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube