Марк Эдвард Харрис и его прекрасные портреты орангутангов

Марк Эдвард Харрис (Mark Edward Harris) — фотограф документалист. После окончания Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе со степенью магистра искусств в области истории изобразительного и документального искусства Марк начал свою профессиональную карьеру фотографа, снимая кадры для шоу Мерва Гриффина и различных теле и кинокомпаний. После завершения съёмок для шоу он отправился в четырёхмесячное путешествие через Тихий океан по Юго-Восточной Азии, Китаю и Японии, а по пути всё это документировал.

Фото: Mark Edward Harris

Снимки, сделанные во время этой поездки, привлекли внимание к его персоне и к его документальной фотографии. С тех пор фотограф побывал в более чем в 100 странах. Его редакционные работы появлялись в таких изданиях, как Vanity Fair, LIFE, GEO, Time, Newsweek, Wallpaper, Stern, Conde Nast Traveler, National Geographic Traveler, Forbes, The New York Times, The Washington Post. Фотографии Марка находятся в коллекциях по всему миру — от Музея искусств Лос-Анджелеса и Музея фотографических искусств до Шанхайской национальной библиотеки, Музея Джорджа Истмена и коллекции сэра Элтона Джона.

На Борнео и Суматре, островах, расположенных в Юго-Восточной Азии, вырубка лесов является реальной проблемой. В течение последних трёх десятилетий острова потеряли более половины своих лесов. Но ещё хуже то, что эти прекрасные места являются домом для одних из самых красивых и находящихся под угрозой исчезновения животных, включая орангутангов. Работа Харриса показывает истинную красоту этих диких мест и животных. Это мощное послание о том, что мы все должны сделать всё возможное, чтобы защитить другие виды животных, которые делят с нами землю.

Фото: Mark Edward Harris

Для начала расскажите нам, как началась эта серия портретов орангутангов?

В 2014 году я был в Индианаполисе, где работал над статьёй о путешествии, и так получилось, что мой визит совпал с открытием Международного центра орангутангов в местном заповеднике. Я сделал пару портретов с использованием накамерной вспышки и был несколько удивлён результатами. Ещё больше меня поразила осведомлённость орангутанов о том, что я делаю. Несколько лет спустя я вернулся в сюда и привёз с собой несколько фотоаппаратов. Тогда я «официально» начал проект.

Фото: Mark Edward Harris

Здоровье и безопасность — менее обсуждаемые аспекты фотографии. Как при выполнении работы вы обеспечиваете безопасность?

Я всегда перед поездкой покупаю страховку. Во время моей последней поездки на Борнео мы чуть не споткнулись об кобру в долине Данум, а в домике в тот же день на кухне мы встретились с питоном.

Что же касается животных, то когда я делаю портреты орангутангов в зоопарках или спасательных центрах по всему миру, они находятся либо за стеклом, либо за сетчатым ограждением, либо с ними работают смотрители зоопарка, в зависимости от того, где я нахожусь. Если они не хотят фотографироваться, мы не будем пытаться провести с ними сессию. Но это бывает крайне редко. Кажется, что им интересен сам процесс.

Что касается дикой природы, то орангутаны обычно держатся на расстоянии от людей и, будучи дендроидными существами, большую часть времени проводят на деревьях. Перед началом репортажной съёмки для этой организации мне пришлось пройти тщательный медицинский осмотр. Это нужно, чтобы исключить угрозу для животных. Они не должны заразится от меня чем-то, поскольку я буду работать в непосредственной близости от них.

Фото: Mark Edward Harris

Как вам удалось поддерживать общение с этими животными. И как вы объясняли им, что нужно позировать?

Мы много общались с животными перед съёмкой. В таких местах, как Международный центр орангутанов в Индианаполисе, Сингапурский зоопарк и зоопарк Тама в Японии, орангутаны привыкли к присутствию камер. В Центре человекообразных обезьян во Флориде некоторые орангутанги работали в кинобизнесе или в придорожных цирках — некоторые в ужасных условиях — и очень привыкли к камере. Поскольку я нахожусь в закрытой для публики части этих мест и использую свет, они гораздо более любопытны к тому, что я делаю, и, похоже, достаточно заинтересованы, чтобы посидеть минуту или две перед камерой, прежде чем уйти по своим делам.

Чтобы получить нужный ракурс, я держу основной источник света на моноподе и перемещаюсь, пока не добьюсь зрительного контакта или интересного взгляда. Если у меня есть второй свет, я ставлю его на стойку с сеткой сбоку и сзади. В другой руке я держу камеру и настраиваю фокус большим пальцем.

Фото: Mark Edward Harris

Что сложнее фотографировать — орангутанга или напряжённого человека?

Несмотря на то, что напряжённый человек может быть более неприятным для съёмки, его, скорее всего, будет легче снять, чем орангутанга. Орангутаны не беспокоятся о том, как они выглядят на фотографии, в то время как люди чувствуют, что они в какой-то степени заинтересованы в результате портретной сессии. Орангутаны смотрят куда, хотят и когда хотят и вам остаётся только ловить нужный момент.

Фото: Mark Edward Harris

Что было самым сложным при работе с этой серией?

Получить разрешение на работу в такой близости от орангутангов нелегко, но по мере развития серии и по мере того, как люди, к которым я обращаюсь, понимали, что я делаю и каковы мои цели в этом проекте, это определённо становилось легче. Некоторые технические аспекты самой съёмки не так уж просты.

Вы побывали более чем в 100 странах и сделали впечатляющее количество фотографий. Из всего, что вы уже сделали, на каком месте эта серия?

Отличный вопрос. По образованию я историк, магистр истории изобразительного/документального искусства, так что я всегда был очарован всемирными событиями и различными культурами. Поэтому мои работы по Северной Корее, Ирану и Ираку занимают первое место в списке. Но и данная серия фотографий останется в моём сердце на долгие годы.

Фото: Mark Edward Harris

Есть ли у сериала определённая конечная цель? Если нет, то как вы предполагаете закончить историю?

Цель — увидеть серию в виде книги с передвижной выставкой. Сейчас выставка работ под названием «Глаза — окно в душу» проходит в Совете по мировым делам в Сан-Франциско. Чем больше я смогу помочь привлечь внимание к кризису, с которым сталкиваются эти разумные и чувствительные собратья человекообразных обезьян в дикой природе, тем лучше. Плантации пальмового масла оказывают разрушительное воздействие на их естественную среду обитания. Но решение заключается не просто в прекращении производства пальмового масла, чего не произойдёт, а в поиске путей сосуществования людей и животных. Границы национальных парков и охраняемых территорий должны соблюдаться и, в некоторых случаях, расширяться.

Фото: Mark Edward Harris

И наконец, что вы любите больше всего фотографировать?

Определённо это люди, и благодаря тому, что я спец в портретной фотографии людей, у меня вышли интересные кадры и с орангутангами. Все эти обитатели леса интересны для фотографирования, как и все люди. Это уникальный опыт. Я не могу сказать точно, что мне нравится больше всего снимать. Я отвечу так: я просто люблю фотографию.

Фото: Mark Edward Harris

Ещё больше работ: markedwardharris.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь