Марк Борисович Марков-Гринберг был выдающимся советским фотографом, фотохудожником и фотокорреспондентом, чьи работы до сих пор остаются незабываемыми свидетельствами истории. Он родился в Ростове-на-Дону 7 ноября 1907 года, а в 1926 году переехал в Москву, чтобы начать работу в журнале «Смена».
Здесь он начал свою карьеру, фотографируя успехи социалистического строительства и первые колхозы, а также известных людей и обычных трудящихся. В 1938 году он был приглашён в ТАСС, где продолжил свою работу.
Но Марков-Гринберг сделал наиболее значимые работы во время Великой Отечественной войны. С первых дней войны он был на фронте в качестве рядового, и с 1943 года работал фотокорреспондентом газеты «Слово бойца». Его работы, которые отражали жестокую и суровую реальность войны, оставались в памяти многих людей.
После войны Марков-Гринберг продолжал работать в качестве капитана фотокорреспондента в газете «Красноармейская иллюстрированная газета» и затем в издательстве ВДНХ. Его работы продолжали привлекать внимание не только в СССР, но и за его пределами. Они были представлены на многих фотовыставках в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.
Марк Борисович Марков-Гринберг был почётным членом Союза фотохудожников России и считается одним из величайших фотокорреспондентов прошедшей эпохи. Он не дожил до своего столетия всего на год, но его работы по сей день продолжают вдохновлять и впечатлять людей со всего мира.
Первые годы Советского Союза были периодом значительных перемен. В то время фотографы не только стремились запечатлеть реальность, но и видели в ней зародыши будущего, которые могли никогда не реализоваться. Фотографы того времени превращали обыденную жизнь в героическую эпопею, создавая неповторимую атмосферу и преображая реальность.
Одним из таких фотографов был Марков-Гринберг. Его работы обладали уникальным даром убеждения и позволяли зрителям увидеть величие советской реальности. Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг и другие фотокорреспонденты того времени не замечали трансформации реальности в своих работах, утверждая, что их цель — верность «реализму».
В начале советская фотография, а точнее реальность на ней фильтровалась, и обрабатывалась в соответствии с заданными параметрами. Но в то время цензура присутствовала у всех государств. Это были велики времена для советской фотожурналистики. Кадрам тех эпох верили миллионы людей, чего в эпоху цифровых технологий даже представить трудно. Ведь сегодня «реальность» буквально можно сгенерировать в нейросетях.
Марков-Гринберг славился своими фотографиями той эпохи и особенно творчеством в военный период. Он участвовал в боях в качестве связиста и одновременно фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха. В июле 1943 года он был направлен политотделом армии в качестве фотокорреспондента в армейскую газету «Слово бойца».
Фотограф вспоминал, что однажды он снимал звезду на башне, для этого он был вынужден забираться на примитивную конструкцию без средств техники безопасности. Но несмотря на все трудности, он все равно сделал фото, объединив два кадра в панораму, чтобы вместить звезду в кадр.
Таким образом, творчество Маркова-Гринберга и других фотографов того времени оставило неизгладимый след в истории не только советской фотографии, но и России в целом.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube