Каждый, кто занимается фотографией, независимо от степени увлечённости или профессионализма, безусловно, держит в голове список имён фотографов, с которыми на одной «волне» и чьи работы вдохновляют на творчество.
А ещё, существуют линии, иногда едва уловимые и незаметные, а иногда более явные и очевидные, которые связывают работу великого художника со зрителем. Это авторы, которые из уважения и сдержанности никогда не пытались подражать другим. Работы таких художников всегда остаются в памяти.
Одним из таких фотографов безусловно является Майкл Кенна (Michael Kenna).
Его великолепные чёрно-белые фотографии, созданные в тишине, неторопливости, медитации, представляют из себя сложную, но минималистичную композицию. Его работы свободны от бесполезных излишеств постпродакшна, и именно за это они так ценны.
Майкл Кенна — известный английский фотограф, наиболее прославленный своими потрясающими чёрно-белыми пейзажами со всего мира. Он, безусловно, является одним из самых влиятельных пейзажных фотографов своего поколения.
Его снимки сосредоточены на взаимодействии между атмосферой естественного ландшафта и созданными человеком структурами, и скульптурными массами. Примерно с 1986 года он в основном использует среднеформатные плёночные камеры Hasselblad и Holga, что объясняет квадратный формат большинства его снимков.
Майкл, многие восхищаются вашей фотографией. Однако мы также знаем о ваших увлечениях искусством и о вашей мечте — вероятной карьеры художника. Думали ли вы когда-нибудь о том, какой была бы ваша жизнь в качестве художника?
Я уверен, что жизнь была бы чрезвычайно увлекательной, если бы я проводил своё время, будучи художником, или музыкантом, или поэтом, или буддийским монахом, или занимался многими другими вещами. Я часто мечтаю о том, что у меня есть несколько своих клонов, чтобы я мог испытать другие грани бесчисленных возможностей этого мира.
Для того чтобы стать искусным фотографом, требуются годы сосредоточенного изучения и практики. Безусловно, то же самое верно и в живописи. Я бы с удовольствием исследовал этот путь творческого самовыражения. Может быть, ещё есть время. Картье Брессон много лет своей жизни посвятил рисованию. Но, как писал семь веков назад Джеффри Чосер: «Время и прилив никогда не ждут». Я очень сомневаюсь, что я стану исключением!
В наше время, когда все используют цифровые технологии, фотография иногда становится ближе к живописи. На наш взгляд, некоторые из ваших работ обладают таким свойством. В них есть мечтательный взгляд, напоминающий некоторые изысканные краски прошлого. Но, с другой стороны, иногда такие фотографии заставляют зрителя думать, что это просто снимки. Что вы думаете по этому поводу? Считаете ли вы, что между живописью и фотографией существует фундаментальная разница? Какова граница между ними?
У меня нет ответов на этот вопрос, только мысли. Я полагаю, что фундаментальная граница раньше заключалась в том, что фотография была привязана к реальности. В общем, то, что было сфотографировано, реально существовало, поэтому у нас была естественная тенденция верить тому, что мы видели. Конечно, цифровая революция всё это изменила. На мой взгляд, сейчас границы размыты до такой степени, что зачастую невозможно определить, является ли произведение искусства картиной или фотографией. Поэтому мы можем задаться вопросом, имеет ли это значение. Ведь красота, в конце концов, находится в голове (и сердце, и душе) смотрящего.
Лично я обнаружил, что фотография, сделанная за долю секунды, может тронуть меня больше, чем картина, написанная в течение нескольких дней и недель. И всё же, если сравнивать, например, картину Микеланджело с серебряно-желатиновым отпечатком, то это кажется бесполезным занятием. Я считаю, что человек должен относиться и реагировать на произведения искусства, исходя из того, что каждое произведение уникально. Я не думаю, что нам нужно устанавливать общие правила.
Все великие фотографы, как и многие выдающиеся представители других направлений, отличаются приверженностью к своей работе и непоколебимой верой в то, что они делают. Тем не менее это может проявляться только в периоды вдохновения. Можете ли вы рассказать нам, откуда берётся ваше вдохновение? Что вдохновляет Майкла Кенну?
Жизнь и постоянное осознание того, что она может закончиться в мгновение ока, вдохновляет меня. Проще говоря, я хочу сполна насладиться каждой секундой своего существования. Я не претендую на то, чтобы понять, в чём смысл этой жизни. Существует бесчисленное множество философий и идеологий, всевозможных точек зрения и убеждений, которые я мог бы изучать и исследовать, если бы решил.
Однако чем дольше я живу и чем дальше путешествую, тем больше я прихожу к некоторым основным выводам. Я считаю, что мы все несём простую (и иногда невероятно сложную) ответственность за то, чтобы жить в соответствии с нашим наивысшим потенциалом. Я привношу это убеждение в свою фотографию (как и во всё остальное, что я делаю), и это гарантирует, что редко наступает момент, когда я не чувствую вдохновения и страсти. За исключением, пожалуй, момента, когда я заполняю свои налоговые декларации за предыдущий год…
Многие из ваших работ сделаны в таких известных местах, как Англия, Франция и Италия. Считаете ли вы, что известные места дают преимущество фотографиям?
Я фотографирую всегда и везде, где только можно. Вы совершенно правы в том, что некоторые фотографии сделаны в известных местах из известных мест. Узнаваемость места, безусловно, помогает снимкам. Однако если место хорошо известно, возможно, оно не так уж и интересным для зрителей. Если место легкодоступно, возможно, оно также было хорошо сфотографировано другими. Есть преимущества и недостатки фотографирования известных объектов. Мой вывод таков: не стоит беспокоиться об этом.
Майкл, эта работа, сделанная вами в Абруццо, Италия, заслуживает нашего восхищения. Средневековые руины, древние деревни и сельская местность оживают во всех ваших снимках. Можете ли вы рассказать нам о своих впечатлениях от этого прекрасного места? Рассмотрели бы вы ещё один проект в Италии?
Я фотографировал в Италии много раз в течение многих лет и планирую продолжать фотографировать и путешествовать там в течение ещё многих лет. Мой первый визит в Абруццо состоялся в ноябре 2015 года. Я был настолько впечатлён, что вернулся ещё три раза, каждый из которых длился около недели. По сравнению со многими другими местами, которые я посетил в Италии, Абруццо кажется относительно неизвестным. Он не переполнен туристами, что очень помогает мне делать подобные фотографии без людей, которые я предпочитаю создавать. Ландшафт Абруццо невероятно разнообразен.
Примо Леви метко описал этот регион как «Forte e gentile» (сильный и нежный). В некоторых местах земля чрезвычайно дикая и гористая, в то время как в других — уютная и живописная. Здесь множество холмистых городов, замков и церквей. Виноградники и оливковые рощи встречаются повсеместно. Восемьдесят миль береговой линии Адриатического моря обеспечивают бесконечное количество точек обзора. На мой взгляд, самая сложная часть фотосъёмки Абруццо — это выбор из огромного количества богатых и разнообразных объектов. Нужно набраться терпения, чтобы насладиться множеством граней этого великолепного места.
Фотографии часто содержат множество историй, эмоций и чувств. Вы когда-нибудь задумывались о том, как бы выглядел мир, если бы он был похож на фотографию?
Полагаю, что большую часть своего времени я провожу, представляя себе мир как фотографию. Не так просто, а может быть, даже невозможно, определить границы, когда человек является фотографом, а когда нет. Часть моего сознания постоянно помещает мир в прямоугольники, сводит его к чёрно-белой гамме и представляет его в двух измерениях. Я полагаю, что музыкант должен постоянно слушать и сочинять, поэт — постоянно играть со словами и предложениями. Как сообщил нам древнегреческий философ некоторое время назад: «Мы есть то, что мы постоянно делаем». Значит, совершенство — это не действие, а привычка».
Меня восхищает изысканный уровень детализации в ваших работах. Какую технику фотографии вы предпочитаете или с какой вам удобнее работать? Насколько важно оборудование?
Камеры среднего формата всегда были моим избранным средством фотографического выражения в течение последних тридцати лет. Мне приходится работать с серебряным материалом, с плёночными камерами и самостоятельно печатать в тёмной комнате. Я не использую цифровые технологии. Возможно, для некоторых из ваших читателей нижеследующее будет немного странным с технической точки зрения, но я попытаюсь объяснить мою обычную рабочую схему для типичной фотографической вылазки.
Обычно я беру с собой два фотоаппарата, два видоискателя (пентапризменный и поясной), два плёночных задника, пять объективов, ручной измеритель (в основном для ночных экспозиций), лёгкий графитовый штатив с шаровой головкой и много тросиков (так как я часто теряю их в темноте). В среднем я снимаю 10-15 рулонов плёнки в день. Всё должно помещаться в рюкзак (кроме штатива), так как во время съёмки я хожу пешком, часто часами, и должен иметь возможность работать в любых условиях, не беспокоясь об оборудовании.
Для меня эти камеры стали давними друзьями, знакомыми и простыми в обращении. Они полностью ручные, без всяких наворотов и свистелок. Они могут работать в экстремальных погодных условиях и в целом надёжны. Я получаю приличные негативы среднего размера, которые можно печатать целиком или кадрировать по мере необходимости.
Иногда я также использую пластиковые камеры Holga, которые снимают на ту же плёнку. Они сравнительно лёгкие и недорогие. Они также причудливы, капризны и непредсказуемы — это лишь несколько из многих причин, по которым я их люблю. Я часто приятно удивляюсь неожиданным результатам, которые получаю, а иногда и разочаровываюсь. По моему опыту, Holgas имеют привычку заставлять вас постоянно гадать — неожиданность и спонтанность являются отличительными чертами этих камер.
В конечном счёте, я считаю, что тип оборудования, которое выбирает фотограф, относительно неважен по сравнению с видением и точкой зрения. Если мы снова сравним фотографию с живописью, это будет похоже на вопрос художника о том, какие краски, кисти и холсты он использует.
Добиться такого количества экспозиции — всё равно что сделать ожившую фотографию. Как вы готовитесь к таким съёмкам? Требуют ли они длительной подготовки?
Когда я фотографирую, я ищу какой-то резонанс, связь, искру узнаваемость. Я стараюсь не принимать сознательных решений о том, что я ищу. Мне нравится, что Гарри Виногранд, замечательный фотограф, однажды написал: «Фотографирую, чтобы увидеть, как что-то выглядит сфотографированным». Я не делаю никакой тщательной подготовки перед тем, как отправиться на то или иное место. По сути, я хожу, исследую и фотографирую.
Я никогда не знаю, пробуду ли я в том или ином месте несколько минут, часов или дней. Я не знаю заранее, будет ли экспозиция длиться доли секунды, несколько минут или много часов. Подход к объекту съёмки для меня сродни знакомству с человеком и началу разговора. Как можно заранее узнать, к чему это приведёт, какова будет тема разговора, насколько интимным он будет и как долго продлятся потенциальные отношения?
Конечно, чувство любопытства и готовность быть терпеливым, чтобы позволить предмету съёмки раскрыться, являются важными элементами в этом процессе. Решения об экспозиции принимаются, когда объект вовлечён в процесс. Следует отметить, что было много случаев, когда интересные снимки появлялись из мест, которые я считал неинтересными. Обратное было не менее верно и уместно. Нужно полностью принять тот факт, что иногда случаются неожиданности, и контроль над результатом не всегда необходим или даже желателен.
Есть ли у вас совет для тех, кто только начинает работать в мире искусства. Что, по-вашему, важнее: учёба или приобретение опыта? Считаете ли Вы, что существуют определённые академические степени, необходимые для того, чтобы стать успешным в этой области?
Я думаю, что дипломы об академическом образовании нужны, если человек хочет преподавать или работать в академических кругах. Лично я не обнаружил, что какие-либо буквы после моего имени повлияли на мою карьеру. С другой стороны, я считаю, что опыт жизненно важен. Я не решаюсь давать какие-либо советы другим.
Фотография — это очень широкая область. Я нашёл свой путь, но я бы не советовал другим следовать ему. Техника и практика фотографии стали намного доступнее в нашу цифровую эпоху. Каждый день на рынке появляется всё больше фотоаппаратов, телефонов, компьютеров и других цифровых записывающих устройств, которые помогают нам создавать изображения. Теперь все стали фотографами. Конкуренция высока как никогда.
Так что же отличает одного фотографа от другого? Почему один музыкант отличается от другого? Почему одному писателю есть что сказать и у него есть уникальная история? Что выделяет танцора среди других? Никто толком не знает, и у меня мало мудрых советов для нового поколения, кроме общих.
Я бы посоветовал любому человеку, приходящему в фотографию, быть увлечённым ею и работать в полную силу. Практика и упорный труд ничем не заменимы. Будьте позитивными и открытыми. Не пытайтесь быть похожим на кого-то другого, на другого фотографа, только ради этого. Во что бы то ни стало учитесь у других фотографов, но думайте о том, что вам нравится, и соединяйте это с тем, что делает вас индивидуальностью. Следуйте за своей музой, найдите своё собственное видение и голос, и получайте удовольствие от процесса. Время быстротечно, жизнь закончится раньше, чем вы успеете это понять. Цените каждую секунду этого удивительного существования, ведь мы, вероятно, не получим второго шанса.
Ещё больше работ автора на сайте: michaelkenna.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube