Взгляд на мир чёрно-белой фотографии Флор Гардуньо (Flor Garduño) раскрывается перед нами как многогранный и лирический, пропитанный мифами и легендами. Насыщенность его отражает дух мексиканского сюрреализма, насыщенного мистическими элементами, которые, словно универсальные архетипы, становятся символами для всего человечества.
Мексиканская реальность сама по себе обладает интригующим колоритом, не требующим дополнительных нарядов и фантазий. Сюрреалистические образы, переплетаясь с повседневностью, размывают границу между магией и реальностью настолько, что для фотографа достаточно запечатлеть те детали, которые, несмотря на свою обыденность, внушают удивление человеку из другого культурного контекста. Сальвадор Дали заявил, что он не вернётся в Мексику, потому что она является более сюрреалистичной, чем его собственные полотна.
Зафиксировав мексиканский мир, Гардуньо создаёт не просто антропологические снимки, а своеобразные документы, подчёркивающие влияние магии на реальность. Флор Гардуньо, как классик мексиканской фотографии, находит эту магию везде: будь то Боливия, Гватемала, США или Швейцария.
«Мексиканская культура древняя и насыщенная», подчёркивает сама Гардуньо. «Её воздействие на мексиканцев колоссально. Она становится неотъемлемой частью нашей жизни, формируя наше восприятие окружающего мира. Назвать мою работу ‘мексиканской’ нелегко, ведь я выросла здесь, и этот контекст – часть меня. Я считаю, что она может поразить людей, не знакомых с этой культурой и традициями. В ней они могут обнаружить нечто особенное, что относится к мексиканскому наследию».
«Моё увлечение рисованием всегда существовало», вспоминает она. «Мечтала стать художницей». Однако её жизнь кардинально изменилась в 1977 году, когда во время учёбы в Академии Сан-Карлос она встретила мастера фотографии Кати Хорна. Венгерский военный фотограф, также увлекавшийся сюрреализмом, феминизмом и социальной борьбой в Мексике, Хорна стала для неё наставником, вдохновив её исследовать социальные аспекты фотографии.
Ещё одним решающим моментом в её карьере стало знакомство с мэтром латиноамериканской фотографии Мануэлем Альваресом Браво в то же период студенчества. Гардуньо оставила учёбу в академии и два года проработала ассистентом у него, сравнимым с обучением живописи у Пикассо или фортепиано у Гленна Гульда.
В 1980-х годах она трудилась в мексиканской сельской местности, создавая серию снимков для иллюстрации учебников. В это время её стиль совершенствовался, и одним из её выдающихся произведений стал снимок человека, ведущего быка на верёвке, а на спине животного сидит коза.
Маски животных, старые гравюры, разноцветные стеклянные глаза, человеческие зубы, деревянные руки, разнообразные манекены, фрукты, овощи, ракушки, птичьи гнёзда, фарфор, пуговицы – все эти предметы словно подобраны из музейного собрания редкостей. И в определённый момент они становятся неотъемлемой частью каждого кадра Флор Гардуньо.
Мировую известность ей принесла книга «Свидетели времени», созданная в результате путешествий по Мексике, Гватемале, Перу, Боливии и Эквадору. Сборник был выпущен на пяти языках и включал в себя фотографии, сделанные в отдалённых уголках Центральной и Южной Америки, где коренные народы, следуя тысячелетним традициям, продолжают соблюдать древние ритуалы.
Женская фигура часто становится сюжетом в творчестве Гардуньо. Однако интерес автора не ограничивается простым изображением красоты форм тела, скорее, женственность и материнство становятся глобальными темами, которыми она занимается. Если ранние работы можно было определить как сборник фотографий из дневников путешествий по двум Америкам, то «Внутренний свет» представляет собой своего рода дневник внутреннего и личного ландшафта автора.
Изображения, созданные в её домах в Мексике и Швейцарии, представляют собой смешение пейзажей, архитектуры, церемоний, портретов и древних предметов. С их помощью фотограф обращается к теме времени – к прошлому, настоящему и будущему одновременно. В работах Гардуньо мы видим медленное переходное движение от жизни к смерти, прерываемое странными случайностями, играми детей, литургическими церемониями и обнажённой неподвижностью. Несмотря на разнообразие тем, её творчество в конечном счёте влечёт зрителя в мистическое царство коллективного подсознательного.
Ещё больше работ по ссылке: https://www.florgarduno.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube